пятница, 6 октября 2023 г.

Звезды польской эстрады 1920-1930-х годов. Адам Астон (17.09.1902—10.01.1993).

Польская эстрада. 1920 – 1930-е годы.

Один из самых популярных польских певцов межвоенного периода, обладающий чувственным и элегантным баритоном. Известен своими сентиментальными танго, а также более беззаботными джазовыми мелодиями, и часто рассматривается как четвертый великий исполнитель того периода, наряду с Мечиславом Фоггом, Тадеушем Фалишевским и Эугениушем Бодо. Пел песни на польском, английском, французском и иврите. Родился 17 сентября 1902 года в Варшаве, умер 10 января 1993 года в Лондоне.

Adam Aston & Ork. "Odeon" – «Tango Notturno» (1938)

Адам Астон (Adam Aston) родился под именем Адольф Станислав Левинсон (Adolf Loewinsohn) и имел еврейские корни; он был сыном купца Максимилиана и учителя из Попельцев. Детство и юность провел в Варшаве, где учился в гимназии им. Миколая Рея, где его первым учителем вокала был Людвик Хайнце, профессор консерватории и дирижер струнного оркестра школы.

В 1920 году Адольф Левинсон вступил добровольцем в польскую армию, а в 1921 году окончил среднюю школу. Через два года он поступил на юридический факультет Варшавского университета, но закончил обучение по курсу стоматологии. В 1928 году Левинсон снова сменил профессию, начав работать в представительстве известной голландской ликеро-водочной компании Hulstkamp, которая открыла филиал в Варшаве в 1927 году. Левинсон изначально работал в сфере импорта и дистрибуции алкоголя в качестве продавца, а позже стал контролером и руководителем отдела закупок и представительства. Он был связан с компанией до сентября 1939 года, даже несмотря на статью в Polski Restaurator от 1938 года, в которой подчеркивалось, что компания Hulstkamp была «чисто христианской» и имела католический характер.

Однако настоящей любовью Адольфа оставалась музыка: в 1927 году он сделал свою первую сольную запись, вероятно, для лейбла Beka, а в то время, когда он менял профессию, его семейное богатство позволило ему брать частные уроки пения с 1927 по 1929 год у известного Вацлава Бжезинского, который также обучал Яна Кепуру.

Амбиции Левинсона в музыке оставались ясными: он стремился стать оперным певцом и довольно быстро завоевал репутацию таланта, сделавшего себя сам, с отличным музыкальным слухом и навыками игры на фортепиано. Наряду с исполнительской деятельностью он также изучал дирижирование.

Оrkiestra H. Warsa i Adam Aston – «Miłość ci wszystko wybaczy» (1934)

В 1930 году преданность Левинсона музыкальной карьере наконец принесла плоды. В конце 1920-х годов повсеместно росла популярность вокальных групп, вдохновленных братьями Миллс, таких как «Chór Dana» Леона Бадовского, с которым выступали вдущие звезды польской эстрады Мечислав Фогг и кабаре «Qui Pro Quo». Влиятельный польский эстрадный композитор Хенрик Варс решил воспользоваться этой музыкальной тенденцией основал в 1930 году «Chór Warsa», где Адольфу Левинсону предложили место вместе с восходящими талантами Тадеушем Фалишевским и Стефаном Сас-Яворским (пятым участником был либо Александр Пухальский, либо Болеслав Рейфф – к сожалению, разные данные содержат противоречивую информацию). Труппа просуществовала три года, за это время она записала 42 танцевальные пьесы для лейбла «Syrena Electro». Когда появилась возможность записываться для «Columbia Records», Варс изменил название хора на «Weseli Chłopcy z Columbii» («Веселые парни из Колумбии»).

Chór Warsa – «Ja wiem o twej miłości» (Should I?, Foxtrot)

«Chór Warsa» записывал популярные песни, в том числе фокстроты «Barbara» и «Już taki jestem zimny drań», последний из которых был популяризирован звездой Эугениушем Бодо, а также знаменитую «Miłość ci wszystko wybaczy» Ханки Ордоновны. Рецензенты высоко оценили гармоничный набор голосов с простым фортепианным аккомпанементом Варса.

Вскоре Адольф Левинсон дебютировал в театре-ревю «Морские око» в Варшаве, где певца увидело огромное количество столичных зрителей, жаждущих хорошей музыки. Его голос, мягкий и теплый, похожий на бархат, расцвел на варшавской сцене, быстро возведя артиста в статус звезды. Именно это побудило Хенрика Варса в предложить Левинсону псевдоним: As-ton (по-польски «туз тона»), который был официально принят им в 1935 году. Сам хор пользовался известностью благодаря контрактам на запись, что позволило их музыке достичь более широкой аудитории, несмотря на то, что их популярность никогда не достигала популярности «Chór Dana».

Adam Aston – «Idź... nie wracaj» (ca. 1932)

Астону больше всего удавались танго -  жанр, захвативший Польшу с первых дней независимости. В 1932 году он записал потрясающую песню «Czemuś o mnie zapomniał?» («Почему ты оставил ее?») на музыку Шимона Каташека, пионера польской джазовой индустрии. Это закрепило репутацию Астона как певца сентиментальных пьес, иногда душераздирающих, но всегда великолепных. Уже в 1933 году Астон записывал преимущественно только танго, от «To płacze serce» («Сердце плачет») до «Tylko ty» («Только ты») и «Jesienne róże» («Осенние розы»).

Популярность Астона вдохновила его покинуть хор ради сольной карьеры. В 1932 году он уже сотрудничал с известными музыкантами: записал фокстрот «Katiusza» («Катюша») под названием «To lubią Sowiety» («Это любят Советы») на музыку Зигмунта Белостоцкого и слова Анджея Власта, который был записан на «Сирене», «Лоноре» и «Колумбии». Год спустя он исполнил классический вальс «Bajki» («Сказка»), написанный знаменитым поэтом Юлианом Тувимом.

Adam Aston & Ork. H.Warsa – «Ty albo żadna» (1932)

Тогда же был записан вальс «Opium» на музыку Артура Гольда, в котором рассказывалось о влюбленном, полностью обольщенном объектом своего влечения. Через три года после того, как он спел эту песню, Астон озвучил еще одно страстное признание любви в «Morfina», где он воспел женщину, которая отравила его сердце и душу, но он все еще обожает ее.

Adam Aston – «Opium» (1933)

Часто такие песни исполнялись другими ведущими артистами-мужчинами, в том числе Фалишевским, который также покинул «Chór Warsa» ради сольной карьеры; Мечиславом Фоггом и Янушем Поплавским – такие песни, как «Nikodem» в 1933 году, в которых упоминались главные знаменитости эпохи, в том числе Бодо и Иго Сим, а также другие отечественные и зарубежные звезды. В 1936 году в издании «Nowy Kurjer» сообщалось о концерте для Польского радио, на котором Астон пел вместе с квинтетом, организованным Артуром и Хенриком Гольдами, описывая музыкантов как «специалистов по интерпретации танцевальной и хитовой музыки». Астон даже сотрудничал с Фалишевским в нескольких произведениях, в том числе в танго «Znakiem Tego», записанном в 1936 году.

Adam Aston – «Nikodem» (Yddish fox, 1933)

Популярность Адама Астона проиллюстрирована тем, как быстро он стал персонажем рекламы, как и многие другие звезды той эпохи. Между 1932 и 1933 годами он пел для рекламы новейших автомобилей Fiat 508. Его лицо было напечатано на «Syrena Record», что было явным признанием его таланта, и он пел танго, предназначенные для продвижения определенных продуктов.

Астона можно увидеть на кадрах фильма 1935 года «Две Иоанны» со звездой польского экрана Ядвигой Смосарской. Он также спел хит «Jak trudno zapomnieć» («Как трудно забыть») в тяжелом гриме и цыганском платье для фильма «Manewry miłosne» («Маневры любви»). Еще одно появление певца на большом экране состоялось в польской версии «Top Hat», где он спел хит «Cheek to Cheek» под польским названием «W siódmym niebie» («На седьмом небе»). Еще одним примером его международного успеха стала французская версия песни «Toujours l'Amour» из оперетты «Бал в Савойе».

Adam Aston – «W siódmym niebie»

На протяжении 1930-х годов Астон часто записывался для «Сирены», работал на Польском радио в качестве солиста по контракту, а в газетных расписаниях подробно описывались его концерты. В 1935 году он участвовал в Международном польском конкурсе вокалистов, а также принимал участие в радиоконцертах, в том числе выступал с салонным квартетом Хенрика Гольда на каждом новогоднем концерте начиная с 1935 года до самого начала войны.

К этому моменту Астон поселился в кирпичном доме в Новых Липинах в Воломине, на углу улиц Aleja Niepodległłości и Duczkowska, в квартале, где жили польские звезды межвоенного периода. В 1935 году женился на актрисе Люцине Новиковой.

В период с 1930 по 1939 год Астон произвел около 960 записей, в основном для «Syrena Electro», а также для «Odeon», «Lonora-Electro», «Parlophon» и «Colombia» под именем Адама Виньского, Ежи Керского или Адама Астона. Он также записывался на иврите под псевдонимом Бен-Леви, в том числе исполнял знаменитый хит Ежи Петерсбурского «To Ostatnia Niedziela», как «To Ostatni Szabas» («Последний шабат»). Астон был известен своим обаянием, и, как утверждают, не имел звездных причуд и не завидовал успехам своих друзей.

Ben Lewi (Adam Aston) - «To Ostatni Szabas».

В начале войны Адам Астон был эвакуирован вместе с коллегами по Польскому радио Эугениушем Бодо и Варсом во Львов, где они узнали о советском вторжении. Советские власти разрешили сформировать джазовый оркестр, который гастролировал по всему Советскому Союзу, и артисты могли жить в относительном комфорте. Однако в 1941 году, когда нацистская Германия напала на Советский Союз, оркестр распался, и отношение к польским беженцам ухудшилось. Бодо был арестован и в конце концов погиб в ГУЛАГе, в то время как другие артисты бежали в соседние страны. Астону и его жене удалось добраться до Фрунзе, столицы Киргизии, где их взял под свое покровительство довоенный коллега Рышард Франк, который возглавлял танцевальный оркестр Советской армии. После соглашения Сикорского-Майского Астон и его жена смогли присоединиться ко Второму корпусу польской армии под командованием генерала Владислава Андерса, где Астон стал выступать в театре под руководством Феликса Конарского.

Позже Астон стал работать на польской радиостанции в Египте и Италии. В книге Мельхиора Ваньковича «Битва при Монте-Кассино» упоминается случай, когда немцы обстреляли сцену на которой выступал певец, убив одного из британских артиллеристов.

Adam Aston - Czerwone maki na Monte Cassino (1944)

Ко времени службы в армии Андерса относится одна из самых известных песен Астона: «Czerwone Maki na Monte Cassino» («Красные маки на Монте-Кассино»). Песня, написанная за день до битвы в мае 1944 года Феликсом Конарским на музыку Альфреда Шютца, первоначально была исполнена Гвидоном Боруцким. В 1946 году, в связи с уходом Боруцкого из театра Конарского, Адам Астон сделал кавер-версию песни для радио Би-би-си с последним куплетом на итальянском языке. Он также сыграл в польско-итальянском фильме 1946 года «Великий путь» режиссера Михала Вашиньского в роли неназванного актера, который исполняет песню вместе с Феликсом Конарским.

Еще одним шлягером Астона 1940-х годов стала англоязычная «Warsaw Melody» 1944 года, записанная на итальянском лейбле «La voce del padrone». Говорят, что песня иллюстрирует чувства самого Астона к практически полностью уничтоженному родному городу. В ноябре 1944 года Астон выступил на театральном концерте в честь Дня независимости вместе с другими звездами, включая Ядвигу Доманьскую, Веронику Игнатович, Хуго Кржиского и Вацлава Радульского.

Adam Aston - Warsaw Melody (1944)

После демобилизации Адам Астон переехал в Лондон в 1947 году и принял участие в шоу «Polish Parade», которое транслировалось из театра Гранвиль. Через год эмигрировал в Южную Африку, где пел в Йоханнесбурге в польском клубе и кафе «Rozenberg». Как и в довоенное время, одновременно с выступлениями он работал агентом компании, производящей спиртные напитки, а позже был назначен директором бумажной фабрики, действовавшей в городе.

Adam Aston · Zenon Friedwald · Jerzy Petersburski – «Najsłodsze Tango» (1936)

В 1953 году американский журнал Billboard публиковал в своей колонке International короткие статьи о новых релизах Астона, восхищаясь его способностью «умело обращаться с польской лирикой». Эти песни на самом деле вовсе не были новыми — Billboard описал их как просто «мелодичные романтические частушки», хотя на самом деле они были переизданиями довоенных хитов Астона 30-х годов. Одной из таких песен является «Najsłodsze tango» («Сладчайшее танго») 1936 года - щемящее воспоминание о танцевальных залах и ночных клубах довоенной Польши:

Minęło tyle dni

Minęło tyle lat

I zaszło tyle zmian

I zmienił wygląd świat

A ja nie zapomniałem

 

Gdy noc okrywa świat

I księżyc blado lśni

Przy oknie siadam sam

I godzinami śnię

Wsłuchany w piosnkę tę


(Прошло столько дней

Столько лет прошло

И столько перемен произошло

И мир изменился

А я не забыл,

 

Когда ночь покрывает мир

Бледным светом луны

У окна сижу один

И часами, словно во сне, слушаю песню.

В 1959 году Астон перенес сердечный приступ и в 1960 году переехал на постоянное место жительства в Лондон. Там он давал сольные концерты и выступал в польском театре «Полония».

Adam Aston – «Piosenka o Warszawie» (1963)

В середине 1960-х годов певец посетил Варшаву и дал интервью прессе, а также записал для Польского радио копию песни «Piosenka o Warszawie», написанную в 1940-х годах – как гласит легенда, самим Астоном. Последние строки:

 Potem obraz zanikać zaczyna

Coraz bardziej maleje, szarzeje

Tylko czasem odżywa na nowo

Echem znanych melodii sprzed lat.

Затем образ начинает исчезать,

Он становится все меньше и серее

Лишь иногда он оживает вновь,

Эхо хорошо знакомых мелодий прошлых лет.

В начале 1970-х годов Астон воссоединился с Хенриком Уорсом, прежде чем композитор переехал в Америку, и дал несколько концертов. Он записал для TonPress песню «Tylko Ty», которая была выпущена в Польше в качестве картонной пластинки. Некоторые из довоенных работ артиста были выпущены на кассетах в 1990-х годах.

Adam Aston · Aleksander Jellin · Henryk Wars – «Tylko Ty» (1933)

Но в целом мало что известно о тридцати с лишним годах, которые Астон провел в Соединенном Королевстве. Несмотря на несколько всплесков выступлений, Астон, как и многие звезды межвоенного периода, постепенно канул в безвестность. Певец умер в 1993 году в возрасте 90 лет без некролога и похоронной службы. В крематории Голдерс-Грин, где был развеян прах артиста, нет мемориальной доски. Все, что осталось на том месте, где он похоронен, — это гроздь увядающих цветов.

Как пел Астон в 1932 году:

Jesienne róże więdną już.

(Осенние розы уже увядают).

Комментариев нет:

Отправить комментарий