Мелодичные песни вокально-инструментального ансамбля «Верасы» знают и помнят люди, заставшие эстраду 70-80-х гг. прошлого века. Именно на те годы пришлось время наибольшей популярности коллектива, который сперва был женским вокальным квартетом. Создали его студентки белорусской консерватории. Почему бы не запеть девичьему коллективу, когда с таким успехом по всей стране уже выступают земляки из «Песняров»? Таисия Тлехуч, Ядвига Поплавская, Люцина Шеметкова и Татьяна Королёва. Чуть позже в ансамбль влились Люда Исупова, Надя Микулич и Люся Шеметкова, лауреат всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Именно такой состав участниц сформировался в 1971 году, когда ясноголосые и миловидные девушки выбрали себе название «Верасы», что означает «цветы вереска». Чисто женское название, правда?
В 1971
году ансамбль, целиком состоящий из девушек, пел на бэк-вокале у заслуженного
артиста БССР Эдуарда Мицуля. Единственным исключением из правила был
барабанщик, так как девушку, умевшую сносно бить в барабан, найти не удалось.
Но через два года в группу пришел аккомпанирующий коллектив с руководителем
Юрием Рымашевским и мужчин в «Верасах» стало не меньше, а затем и больше, чем
женщин.
Одним из
новых рекрутов в стане «амазонок» стал Александр Тиханович, который поначалу
играл в «Верасах» на трубе и бас-гитаре. Говорят, одной из причин его появления
в ансамбле стала любовь — Тихановичу очень приглянулась одна из солисток —
Ядвига Поплавская. В 1976 году пара поженилась, а спустя время Александр и
Ядвига стали самыми заметными «лицами» этого (довольно многочисленного)
ансамбля (как шутила сама пара о своём имидже — «Верасы –очки и усы»).
«Самое
странное, что мне приходилось слышать, что «Верасы» создал Раинчик, —
удивляется Ядвига Поплавская, — «Верасы» придумала тогда ещё студентка консерватории
Тася Тлехуч. Сейчас её фамилия Миронова, она регент детского хора при Минской
епархии. Идея была такая: сделать такую же группу, как «Песняры», только
женскую. Руководству минской филармонии идея понравилась. И в 1971 году
появился девичий ВИА «Верасы» из пяти человек. Единственное, барабанщицы мы не
нашли, на барабанах играл парень. Мы колесили по гастролям с заслуженным
артистом БССР певцом Эдуардом Мицулем. В 1973 году к Мицулю пришел
аккомпанирующий коллектив с руководителем Юрием Рымашевским. И появилась мысль
сделать с этими прекрасными музыкантами смешанный ансамбль «Верасы».
Рымашевский автоматически стал нашим музыкальным руководителем».
Они стали
лауреатами 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1974 году. На сцене рядом
с ними были Алла Пугачева, Ренат Ибрагимов, ВИА «Ариэль» и «Самоцветы». Уже
после первого тура молодой коллектив привлёк к себе внимание жюри и слушателей,
отмечавших своеобразие манеры распева и чистоту интонации. Успешно выступив во
втором и третьем туре с песней Александры Пахмутовой на слова Николая
Добронравова «В песнях останемся мы», ансамбль «Верасы» становится лауреатом
Всесоюзного конкурса, но в Минск группа вернулась уже без руководителя. Юрий Рымашевский
был уволен с должности. Возглавить коллектив предлагалось Ядвиге Поплавской —
неформальному лидеру ансамбля. Ядвига отказалась. По предложению Александра
Тихановича и Ядвиги Поплавской это место занял композитор Василий Раинчик,
давний друг Тихановича, выпускник класса фортепиано Белорусской консерватории,
игравший в те годы в ресторанах.
«После
конкурса был фуршет, и на нём наш звукорежиссёр подрался с саксофонистом, —
вспоминает Поплавская. — Юра Рымашевский пошел их разнимать. Понятное дело,
когда приехали в Минск, нашего руководителя не просто уволили, его выгнали из
комсомола. Предлагали занять эту должность мне, но я отказалась: а вдруг я
выйду замуж, рожу ребёнка, уйду в декрет, и получится, что подведу всех… И я
очень хорошо помню, как мы с Сашкой (Тихановичем) вышли из филармонии и
обсуждаем: кого бы нам взять в руководители? И чуть ли не в один голос сказали:
«Давай Васю Раинчика! Он же сейчас без работы». Он тогда закончил консерваторию
как пианист, по вечерам работал в ресторане и был нашим другом».
Тем не
менее Василий Петрович продолжает сообщать, что воспитателем всех звезд,
включая Тихановича и Поплавскую, был именно он. В действительности, хотя за
«раинчиковскую» историю «Верасов» через ансамбль прошло множество артистов,
известность получила только Анжелика Агурбаш (певшая в «цветках вереска» как
Лика Ялинская).
Первый
сольный концерт коллектива состоялся 13 апреля 1975 года в доме искусств города
Минска. В том же году «Верасы» приняли участие в фестивале политической песни в
Хельсинки. Две песни ансамбля вошли в пластинку, выпущенную в Финляндии. В 1977
году на фирме «Балкантон» была записана пластинка «Верасов», состоящую из песен
народов мира и советских песен. Особой гордостью коллектива был совместный тур
с Дином Ридом, известным американским исполнителем, режиссером и актером.
Ориентация
на целевую аудиторию во многом способствовала их популярности. Артисты
прекрасно понимали, что вкусы молодого и более зрелого поколения отличаются.
Поэтому, помимо стандартной эстрадной песни, они создавали композиции в более
свежем жанре с современными ритмами. А на некоторых афишах делали специальную
приписку «Концерт для молодежи».
Какая
песня «выстрелила» и подняла «Верасы» на первые строчки советских хит-парадов?
Конечно, это была «Малиновка» Эдуарда Ханка на стихи Анатолия Поперечного. Мало
кто знает, что впервые песню исполнили не «Верасы», а солистка ВИА «Песняры» —
Людмила Исулова. По её словам, тогда аранжировка «Малиновки» мало походила на
ныне известный вариант. Песня была сделана в стиле Стиви Уандера, а вместо
знаменитой свистульки звучал саксофон. К сожалению, первый вариант «Малиновки»
в записи, видимо, не сохранился. Песня хитом так и не стала, хотя уже тогда
исполнялась в белорусских ресторанах. В 1979 году Ханок предложил песню
«Верасам». Руководитель ансамбля — Василий Раинчик — сразу разглядел в песне
хит, но девушки с ним не согласились. Практически все участники группы
отказывались исполнять песню, считая ее «низкопробной».
«Когда я
первый раз показывал «Малиновку» и говорил, что будем её петь, жена (одна из
солисток «Верасов» — Ирина Цветкова) стала меня стыдить: «Мы что, опустимся до
такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» – со смехом
вспоминает Василий Петрович. – Мы в то время «Битлз» на восемь-девять голосов
раскладывали, а тут «Малиновка». Яде (Ядвиге Поплавской) тоже она не
понравилась. Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь – и всё. И
сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно
чувствовал. А Саша Тиханович, который вообще тогда не пел, сказал: «Я спою, не
слушай их».
В
результате группа включила «Малиновку» в свой репертуар и вскоре записала
композицию на фирме «Мелодия». В первом и третьем запеве солировал Александр
Тиханович, во втором пели девушки: Надежда Микулич, Галина Пучкова и Ядвига
Поплавская, которая и придумала добавить в аранжировку знаменитую свистульку.
«Мы
записывали эту песню на фирме «Мелодия», в первом и третьем запевах солировал
Саша Тиханович, а во втором пели девочки: Надя Микулич, Галя Пучкова и я.
Припевы были общими, их вместе с нами пели Леня Кошелев, Чесик Поплавский и
Леша Чижиков. А свистульку я у своей племянницы взяла, хотелось привнести в
аранжировку что-то «птичье», песня-то про птичку. На концертах в птичку дула
Надя Микулич. А поскольку птичка свистела, только когда в неё воду нальют, во
все стороны летели брызги. У Нади после «Малиновки» вся косметика по лицу была
размазана. Тогда решили, что буду дуть в свистульку я, у меня все-таки очки
есть», — смеется Поплавская.
Однако на
«Песне-80» «Малиновку» показали несколько в ином составе: на сцену вышли
Светлана Скачко и Надежда Дайнеко, а звучала фонограмма, записанная совсем не
ими. Ядвига Поплавская и Надежда Микулич не могли присутствовать на записи,
потому что ушли в декретные отпуска.
После
оглушительного успеха «Малиновки» «Верасы» вошли в элиту советской эстрады. В
1980 году ансамбль в числе почётных гостей был приглашён на фестиваль «Золотой
Орфей», проходивший в Болгарии. От Австрии на фестиваль приехала группа
«Supermax», из ФРГ — певица Прешес Уилсон (солистка группы «Eruption»). В этот
год ансамбль покинут Леонид Кошелев, Люцина Шеметкова, Надежда Микулич.
Что
касается Эдуарда Ханка, то работа «Верасов» ему настолько понравилась, что
композитор стал сотрудничать с ансамблем постоянно. Следующим совместным хитом
(и лауреатом «Песни года — 81») стала грустная сатирическая песенка «Я у
бабушки живу» (на стихи Игоря Шаферана).
На этот
раз песенники затронули тему снижения рождаемости. Недаром песня прозвучала в
документальном фильме «Третий лишний», посвящённом проблеме одного ребёнка в
семье. Впоследствии Минздрав СССР даже прислал ансамблю и авторам песни
официальную благодарность за работу над «повышением рождаемости в стране».
«Было
целое благодарственное письмо Министерства здравоохранения СССР. [В нем было] написано
примерно следующее, - вспоминает Ядвига Поплавская, - «Дорогие друзья, просим
передать слова благодарности композитору Эдуарду Ханку, поэту Игорю Шаферану,
белорусскому ансамблю «Верасы» за исполнение в программе «Голубой огонек» песни
«Я у бабушки живу». Одной этой песней они сделали гораздо больше, чем все наши
лекции по проблеме деторождения в нашей стране».
Эдуард
Ханок говорил, что писал эту песню уже специально под Поплавскую, которая
успешно спела её тоненьким детским голоском. По иронии судьбы певица записывала
песню на 8-м месяце беременности, а родившуюся дочку действительно пришлось
часто оставлять на попечение бабушек - ансамбль был на подъёме, и гастрольный
график был чрезвычайно плотный.
«Песня
года — 82» снова не обошлась без «Верасов» и Ханка. В том году композитор
написал для Тихановича лирическую песню «Белый снег» — более известную, как
«Завiруха». Текст был написан Геннадием Буравкиным полностью на белорусском
языке.
Говорят,
в 80-е «Верасы» давали по сто концертов в месяц. Что ж, неудивительно.
Мелодичность их песен и профессионализм исполнения поставили их в ряд самых
популярных коллективов СССР. Ансамбль принимает участие в съёмках телепрограммы
«Новогодний аттракцион», которую вели Игорь Кио и Алла Пугачёва. Песня
«Карнавал» руководителя ансамбля Василия Раинчика, которую показали в
«новогоднем аттракционе», стала хитом в 1984—1985 годах.
В 1986
году разразился «наркотический скандал». В коллективе начались интриги. Для
устранения Александра Тихановича из ансамбля развернулась целая диверсия. В
карман концертного костюма был подложен пакет марихуаны и Тиханович был
арестован по обвинению в употреблении и распространении наркотиков. Ему грозило
10 лет тюремного заключения и применялись суровые методы дознания, в том числе
и моральные вплоть до сообщения о том, что у его матери инфаркт, а жена не
хочет его видеть. По счастливой случайности на Тихановиче при задержании
оказались другие брюки. На суде также выяснилось, что концертный костюм, в
котором были найдены запрещенные вещества, был слишком велик для Тихановича.
Александр был оправдан и мог вернуться в ансамбль, но Ядвига Поплавская и Александр
Тиханович не стали там работать. Они покинули группу и устроились в только что
организованный оркестр под управлением Михаила Финберга.
«Слово
«наркотик» у меня вызывало ужасную ассоциацию, - рассказывал позже артист,
- Для того чтобы зацепиться, сказали,
что я вовлек музыкантов и чуть ли не продаю эти вещи. Как-то же надо было меня
выгнать. Были громадные статьи, «Советская культура» написала: «У опасной черты
оказался популярный артист». И там была расписана ситуация ого-го какая. Я
вообще не знал, куда мне деваться, откровенно говоря».
Одним из
последних хитов, исполненных Тихановичем в «Верасах», стала песня Яна Френкеля
и Михаила Танича «Страдания» («Обломал немало веток…»). Правда, многие помнят
её и в исполнении Николая Караченцева, прозвучавшем в к-ф «Белые росы».
Вскоре
Поплавская и Тиханович создали группу «Счастливый случай». Название коллективу
дала песня Эдуарда Ханка и Ларисы Рубальской «Счастливый случай», с которой
Поплавская и Тиханович стали лауреатами фестиваля «Песня года». Позднее был
организован Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, через школу
и студию которого прошло много молодых белорусских исполнителей – самой
известной из них стала группа «Ляпис Трубецкой». Со временем Театр песни
превратился в продюсерский центр. Многие годы Александр Тиханович руководит
«ЕвроФестом» — национальным отбором на конкурс «Евровидение», а его
телевизионный проект «Звездный дилижанс» открыл немало нынешних звёзд эстрады.
В 2017 году Тиханович умер в возрасте 64 лет. В интервью последних лет
Александр утверждал, что простил своего обидчика.
В
«Верасах» же начались поиски новых участников. Место Тихановича и Поплавской
заняла студентка музучилища Юля Скороход. Она пела и играла на синтезаторе партию
бас-гитары. К тому времени ее старший брат Альберт Скороход уже успел занять
свою нишу на белорусской эстраде, к тому же Василий Раинчик хорошо знал отца
Юли и Альберта — в свое время они играли вместе в ресторане. В конце 80-х в
«Верасах» появилась Лика Ялинская (ныне известная как Анжелика Агурбаш) -
победительница первого в Беларуси конкурса красоты.
Юлия
Скороход рассказывала: «Раинчик заявил, что будет делать из нее звезду. Мы были
в шоке: Лика не умела петь. Первое отделение мы работали живьем, а второе
отделение Ялинская выходила и работала под фонограмму. Я сказала, что не хочу
выходить и делать вид на сцене, что я играю, это унизительно».
Заявив,
что с Ялинской она петь не будет, Скороход покинула «Верасы» и увела за собой
всех музыкантов – всем коллективом они протестовали против Лики. Группу
покинули даже сын Раинчика Сергей и верная спутница жизни Ирина Цветкова.
В 1988
году в «Верасах» остались два человека — сам Раинчик и Лика Ялинская. Была,
правда, попытка найти Лике напарницу. Раинчик как раз написал песню «Кукла
Мадонна», и ему нужна была яркая исполнительница. Помог знакомый журналист из
«Комсомолки», привел, точнее, привез из Питера в Минск очень яркую и голосистую
Надежду Воеводину. Она спела «Куклу Мадонну» на «Славянском базаре», но дальше
дело не пошло — Лика уперлась: никаких дуэтов.
Лика
ввела в Беларуси моду на фонограмму. Пожалуй, только Раинчик верил в Анжелику.
Пять лет он делал из нее певицу, написал специально для нее 40 песен.
Уходила
Лика из «Верасов» пышно, со скандалом — жаловалась, что ее раздевают. За пять
лет специально для нее было сшито невероятное количество сценических костюмов,
и все они числились на балансе ансамбля, так что оставить их как сувениры на
память ей просто не разрешили.
Следующую
солистку, Иру Дорофееву Раинчик заприметил еще школьницей. Она побеждала на
разных конкурсах, а когда в 1994 году появилась в «Верасах», то смешала Лике
все карты.
«Когда
Дорофеева вышла первый раз на сцену в составе ансамбля, Лика на нее посмотрела
так, что Ира забыла слова, - вспоминает Василий Петрович, - Но не отступилась».
По сути,
на Дорофеевой закончилась официальная история легендарного ВИА. В 1996 году,
когда певица ушла делать сольную карьеру, «Верасы» формально перестали
существовать.
После
распада группы Василий Раинчик организовал в 1997 году новый коллектив
«Верасяты» под руководством Молодежного театра эстрады, и длительный период
занимался его продвижением. Но о легендарном ВИА постоянно напоминали песни,
которые в народе уже стали «классикой». После длительного перерыва в 2007 году
Раинчик решился возобновить деятельность «Верасов» и нашел новых солистов. Ими
стали: Александра Горбатенко, Алексей Жос, Никита Костюкевич и Мария
Степущенок. Из прежнего состава в «Верасах» поет только Мария Степущенок.
Сейчас
«Верасы» поют в основном на корпоративах и в сельских домах культуры. Последний
большой концерт в России «Верасы» дали совместно с ВИА «Песняры» 23 марта 2014
года в Санкт-Петербурге. В 2019 году группа выступала на II Европейских играх,
проходивших в Минске, и пела на Дне Независимости. Ансамбль открывал сезон
2019/2020 в минском Молодежном театре эстрады, а в октябре 2019 года участвовал
в концерте того же театра, посвященном Дню матери и проходившем во Дворце
республики. Сотрудничество группы с Театром эстрады неудивительно, поскольку
Василий Раинчик в настоящее время руководит обоими коллективами.
За всю карьеру вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» имеет более 20 альбомов и более сотни различных композиций. Стихи для будущих песен коллективу всегда писали известные поэты – песенники, а музыку создавали именитые композиторы. Исполнение песен для ВИА «Верасы» всегда давалось легко, ведь они старались брать в свой коллектив только музыкальных личностей. У кого-то был замечательный слух, а кто-то просто от природы пел так, что можно было заслушаться на долгие часы. Коллектив не остался без внимания и покорил сердца многих слушателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий