вторник, 3 октября 2023 г.

Вокально-инструментальная эра. ВИА «Верасы» (1971).

Мелодичные песни вокально-инструментального ансамбля «Верасы» знают и помнят люди, заставшие эстраду 70-80-х гг. прошлого века. Именно на те годы пришлось время наибольшей популярности коллектива, который сперва был женским вокальным квартетом. Создали его студентки белорусской консерватории. Почему бы не запеть девичьему коллективу, когда с таким успехом по всей стране уже выступают земляки из «Песняров»? Таисия Тлехуч, Ядвига Поплавская, Люцина Шеметкова и Татьяна Королёва. Чуть позже в ансамбль влились Люда Исупова, Надя Микулич и Люся Шеметкова, лауреат всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Именно такой состав участниц сформировался в 1971 году, когда ясноголосые и миловидные девушки выбрали себе название «Верасы», что означает «цветы вереска». Чисто женское название, правда?

В 1971 году ансамбль, целиком состоящий из девушек, пел на бэк-вокале у заслуженного артиста БССР Эдуарда Мицуля. Единственным исключением из правила был барабанщик, так как девушку, умевшую сносно бить в барабан, найти не удалось. Но через два года в группу пришел аккомпанирующий коллектив с руководителем Юрием Рымашевским и мужчин в «Верасах» стало не меньше, а затем и больше, чем женщин.

ВИА «Верасы» - Фильм-концерт (1975).

Одним из новых рекрутов в стане «амазонок» стал Александр Тиханович, который поначалу играл в «Верасах» на трубе и бас-гитаре. Говорят, одной из причин его появления в ансамбле стала любовь — Тихановичу очень приглянулась одна из солисток — Ядвига Поплавская. В 1976 году пара поженилась, а спустя время Александр и Ядвига стали самыми заметными «лицами» этого (довольно многочисленного) ансамбля (как шутила сама пара о своём имидже — «Верасы –очки и усы»).

«Самое странное, что мне приходилось слышать, что «Верасы» создал Раинчик, — удивляется Ядвига Поплавская, — «Верасы» придумала тогда ещё студентка консерватории Тася Тлехуч. Сейчас её фамилия Миронова, она регент детского хора при Минской епархии. Идея была такая: сделать такую же группу, как «Песняры», только женскую. Руководству минской филармонии идея понравилась. И в 1971 году появился девичий ВИА «Верасы» из пяти человек. Единственное, барабанщицы мы не нашли, на барабанах играл парень. Мы колесили по гастролям с заслуженным артистом БССР певцом Эдуардом Мицулем. В 1973 году к Мицулю пришел аккомпанирующий коллектив с руководителем Юрием Рымашевским. И появилась мысль сделать с этими прекрасными музыкантами смешанный ансамбль «Верасы». Рымашевский автоматически стал нашим музыкальным руководителем».

Композитор Евгений Глебов на репетиции с эстрадным ансамблем «Верасы»

Они стали лауреатами 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1974 году. На сцене рядом с ними были Алла Пугачева, Ренат Ибрагимов, ВИА «Ариэль» и «Самоцветы». Уже после первого тура молодой коллектив привлёк к себе внимание жюри и слушателей, отмечавших своеобразие манеры распева и чистоту интонации. Успешно выступив во втором и третьем туре с песней Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «В песнях останемся мы», ансамбль «Верасы» становится лауреатом Всесоюзного конкурса, но в Минск группа вернулась уже без руководителя. Юрий Рымашевский был уволен с должности. Возглавить коллектив предлагалось Ядвиге Поплавской — неформальному лидеру ансамбля. Ядвига отказалась. По предложению Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской это место занял композитор Василий Раинчик, давний друг Тихановича, выпускник класса фортепиано Белорусской консерватории, игравший в те годы в ресторанах.

«После конкурса был фуршет, и на нём наш звукорежиссёр подрался с саксофонистом, — вспоминает Поплавская. — Юра Рымашевский пошел их разнимать. Понятное дело, когда приехали в Минск, нашего руководителя не просто уволили, его выгнали из комсомола. Предлагали занять эту должность мне, но я отказалась: а вдруг я выйду замуж, рожу ребёнка, уйду в декрет, и получится, что подведу всех… И я очень хорошо помню, как мы с Сашкой (Тихановичем) вышли из филармонии и обсуждаем: кого бы нам взять в руководители? И чуть ли не в один голос сказали: «Давай Васю Раинчика! Он же сейчас без работы». Он тогда закончил консерваторию как пианист, по вечерам работал в ресторане и был нашим другом».

Тем не менее Василий Петрович продолжает сообщать, что воспитателем всех звезд, включая Тихановича и Поплавскую, был именно он. В действительности, хотя за «раинчиковскую» историю «Верасов» через ансамбль прошло множество артистов, известность получила только Анжелика Агурбаш (певшая в «цветках вереска» как Лика Ялинская).


ВИА «Верасы» - Фильм-концерт (1977).

Первый сольный концерт коллектива состоялся 13 апреля 1975 года в доме искусств города Минска. В том же году «Верасы» приняли участие в фестивале политической песни в Хельсинки. Две песни ансамбля вошли в пластинку, выпущенную в Финляндии. В 1977 году на фирме «Балкантон» была записана пластинка «Верасов», состоящую из песен народов мира и советских песен. Особой гордостью коллектива был совместный тур с Дином Ридом, известным американским исполнителем, режиссером и актером.

ВИА «Верасы», Дин Рид - Попурри из песен «The Beatles».

Ориентация на целевую аудиторию во многом способствовала их популярности. Артисты прекрасно понимали, что вкусы молодого и более зрелого поколения отличаются. Поэтому, помимо стандартной эстрадной песни, они создавали композиции в более свежем жанре с современными ритмами. А на некоторых афишах делали специальную приписку «Концерт для молодежи».

ВИА «Верасы» - «Люблю тебя» (1979).

Какая песня «выстрелила» и подняла «Верасы» на первые строчки советских хит-парадов? Конечно, это была «Малиновка» Эдуарда Ханка на стихи Анатолия Поперечного. Мало кто знает, что впервые песню исполнили не «Верасы», а солистка ВИА «Песняры» — Людмила Исулова. По её словам, тогда аранжировка «Малиновки» мало походила на ныне известный вариант. Песня была сделана в стиле Стиви Уандера, а вместо знаменитой свистульки звучал саксофон. К сожалению, первый вариант «Малиновки» в записи, видимо, не сохранился. Песня хитом так и не стала, хотя уже тогда исполнялась в белорусских ресторанах. В 1979 году Ханок предложил песню «Верасам». Руководитель ансамбля — Василий Раинчик — сразу разглядел в песне хит, но девушки с ним не согласились. Практически все участники группы отказывались исполнять песню, считая ее «низкопробной».

«Когда я первый раз показывал «Малиновку» и говорил, что будем её петь, жена (одна из солисток «Верасов» — Ирина Цветкова) стала меня стыдить: «Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» – со смехом вспоминает Василий Петрович. – Мы в то время «Битлз» на восемь-девять голосов раскладывали, а тут «Малиновка». Яде (Ядвиге Поплавской) тоже она не понравилась. Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь – и всё. И сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал. А Саша Тиханович, который вообще тогда не пел, сказал: «Я спою, не слушай их».

В результате группа включила «Малиновку» в свой репертуар и вскоре записала композицию на фирме «Мелодия». В первом и третьем запеве солировал Александр Тиханович, во втором пели девушки: Надежда Микулич, Галина Пучкова и Ядвига Поплавская, которая и придумала добавить в аранжировку знаменитую свистульку.

«Мы записывали эту песню на фирме «Мелодия», в первом и третьем запевах солировал Саша Тиханович, а во втором пели девочки: Надя Микулич, Галя Пучкова и я. Припевы были общими, их вместе с нами пели Леня Кошелев, Чесик Поплавский и Леша Чижиков. А свистульку я у своей племянницы взяла, хотелось привнести в аранжировку что-то «птичье», песня-то про птичку. На концертах в птичку дула Надя Микулич. А поскольку птичка свистела, только когда в неё воду нальют, во все стороны летели брызги. У Нади после «Малиновки» вся косметика по лицу была размазана. Тогда решили, что буду дуть в свистульку я, у меня все-таки очки есть», — смеется Поплавская.

Однако на «Песне-80» «Малиновку» показали несколько в ином составе: на сцену вышли Светлана Скачко и Надежда Дайнеко, а звучала фонограмма, записанная совсем не ими. Ядвига Поплавская и Надежда Микулич не могли присутствовать на записи, потому что ушли в декретные отпуска.

ВИА «Верасы» - «Малиновка». Песня - 80 (1980)

После оглушительного успеха «Малиновки» «Верасы» вошли в элиту советской эстрады. В 1980 году ансамбль в числе почётных гостей был приглашён на фестиваль «Золотой Орфей», проходивший в Болгарии. От Австрии на фестиваль приехала группа «Supermax», из ФРГ — певица Прешес Уилсон (солистка группы «Eruption»). В этот год ансамбль покинут Леонид Кошелев, Люцина Шеметкова, Надежда Микулич.

Что касается Эдуарда Ханка, то работа «Верасов» ему настолько понравилась, что композитор стал сотрудничать с ансамблем постоянно. Следующим совместным хитом (и лауреатом «Песни года — 81») стала грустная сатирическая песенка «Я у бабушки живу» (на стихи Игоря Шаферана).

ВИА «Верасы» - «Я у бабушки живу» (1981).

На этот раз песенники затронули тему снижения рождаемости. Недаром песня прозвучала в документальном фильме «Третий лишний», посвящённом проблеме одного ребёнка в семье. Впоследствии Минздрав СССР даже прислал ансамблю и авторам песни официальную благодарность за работу над «повышением рождаемости в стране».

«Было целое благодарственное письмо Министерства здравоохранения СССР. [В нем было] написано примерно следующее, - вспоминает Ядвига Поплавская, - «Дорогие друзья, просим передать слова благодарности композитору Эдуарду Ханку, поэту Игорю Шаферану, белорусскому ансамблю «Верасы» за исполнение в программе «Голубой огонек» песни «Я у бабушки живу». Одной этой песней они сделали гораздо больше, чем все наши лекции по проблеме деторождения в нашей стране».

Эдуард Ханок говорил, что писал эту песню уже специально под Поплавскую, которая успешно спела её тоненьким детским голоском. По иронии судьбы певица записывала песню на 8-м месяце беременности, а родившуюся дочку действительно пришлось часто оставлять на попечение бабушек - ансамбль был на подъёме, и гастрольный график был чрезвычайно плотный.

Участники вокально-инструментального ансамбля «Верасы» (слева направо): Александр Ведмедь, Евгений Лацапнев, Александр Тиханович, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Галина Цветкова, Сергей Раинчик и Владимир Карась. 1984 год

«Песня года — 82» снова не обошлась без «Верасов» и Ханка. В том году композитор написал для Тихановича лирическую песню «Белый снег» — более известную, как «Завiруха». Текст был написан Геннадием Буравкиным полностью на белорусском языке.

ВИА «Верасы» - «Завируха». Песня - 82. Финал (1982)

Говорят, в 80-е «Верасы» давали по сто концертов в месяц. Что ж, неудивительно. Мелодичность их песен и профессионализм исполнения поставили их в ряд самых популярных коллективов СССР. Ансамбль принимает участие в съёмках телепрограммы «Новогодний аттракцион», которую вели Игорь Кио и Алла Пугачёва. Песня «Карнавал» руководителя ансамбля Василия Раинчика, которую показали в «новогоднем аттракционе», стала хитом в 1984—1985 годах.

ВИА «Верасы» - «Карнавал» (1984).

В 1986 году разразился «наркотический скандал». В коллективе начались интриги. Для устранения Александра Тихановича из ансамбля развернулась целая диверсия. В карман концертного костюма был подложен пакет марихуаны и Тиханович был арестован по обвинению в употреблении и распространении наркотиков. Ему грозило 10 лет тюремного заключения и применялись суровые методы дознания, в том числе и моральные вплоть до сообщения о том, что у его матери инфаркт, а жена не хочет его видеть. По счастливой случайности на Тихановиче при задержании оказались другие брюки. На суде также выяснилось, что концертный костюм, в котором были найдены запрещенные вещества, был слишком велик для Тихановича. Александр был оправдан и мог вернуться в ансамбль, но Ядвига Поплавская и Александр Тиханович не стали там работать. Они покинули группу и устроились в только что организованный оркестр под управлением Михаила Финберга.

«Слово «наркотик» у меня вызывало ужасную ассоциацию, - рассказывал позже артист, -  Для того чтобы зацепиться, сказали, что я вовлек музыкантов и чуть ли не продаю эти вещи. Как-то же надо было меня выгнать. Были громадные статьи, «Советская культура» написала: «У опасной черты оказался популярный артист». И там была расписана ситуация ого-го какая. Я вообще не знал, куда мне деваться, откровенно говоря».

ВИА «Верасы» - «Страдания». Песня - 84 (1984).

Одним из последних хитов, исполненных Тихановичем в «Верасах», стала песня Яна Френкеля и Михаила Танича «Страдания» («Обломал немало веток…»). Правда, многие помнят её и в исполнении Николая Караченцева, прозвучавшем в к-ф «Белые росы».

Вскоре Поплавская и Тиханович создали группу «Счастливый случай». Название коллективу дала песня Эдуарда Ханка и Ларисы Рубальской «Счастливый случай», с которой Поплавская и Тиханович стали лауреатами фестиваля «Песня года». Позднее был организован Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, через школу и студию которого прошло много молодых белорусских исполнителей – самой известной из них стала группа «Ляпис Трубецкой». Со временем Театр песни превратился в продюсерский центр. Многие годы Александр Тиханович руководит «ЕвроФестом» — национальным отбором на конкурс «Евровидение», а его телевизионный проект «Звездный дилижанс» открыл немало нынешних звёзд эстрады. В 2017 году Тиханович умер в возрасте 64 лет. В интервью последних лет Александр утверждал, что простил своего обидчика.

ВИА «Верасы» - «Счастливый случай».

В «Верасах» же начались поиски новых участников. Место Тихановича и Поплавской заняла студентка музучилища Юля Скороход. Она пела и играла на синтезаторе партию бас-гитары. К тому времени ее старший брат Альберт Скороход уже успел занять свою нишу на белорусской эстраде, к тому же Василий Раинчик хорошо знал отца Юли и Альберта — в свое время они играли вместе в ресторане. В конце 80-х в «Верасах» появилась Лика Ялинская (ныне известная как Анжелика Агурбаш) - победительница первого в Беларуси конкурса красоты.

ВИА «Верасы» - «Не прощу» (Надежда Воеводина, 1989).

Юлия Скороход рассказывала: «Раинчик заявил, что будет делать из нее звезду. Мы были в шоке: Лика не умела петь. Первое отделение мы работали живьем, а второе отделение Ялинская выходила и работала под фонограмму. Я сказала, что не хочу выходить и делать вид на сцене, что я играю, это унизительно».

ВИА «Верасы» - «Облака моей мечты» (Юля Скороход).

Заявив, что с Ялинской она петь не будет, Скороход покинула «Верасы» и увела за собой всех музыкантов – всем коллективом они протестовали против Лики. Группу покинули даже сын Раинчика Сергей и верная спутница жизни Ирина Цветкова.

В 1988 году в «Верасах» остались два человека — сам Раинчик и Лика Ялинская. Была, правда, попытка найти Лике напарницу. Раинчик как раз написал песню «Кукла Мадонна», и ему нужна была яркая исполнительница. Помог знакомый журналист из «Комсомолки», привел, точнее, привез из Питера в Минск очень яркую и голосистую Надежду Воеводину. Она спела «Куклу Мадонну» на «Славянском базаре», но дальше дело не пошло — Лика уперлась: никаких дуэтов.

ВИА «Верасы» - Песенное поздравление В.Г.Мулявина (Лика Агурбаш, 1994)

Лика ввела в Беларуси моду на фонограмму. Пожалуй, только Раинчик верил в Анжелику. Пять лет он делал из нее певицу, написал специально для нее 40 песен.

Уходила Лика из «Верасов» пышно, со скандалом — жаловалась, что ее раздевают. За пять лет специально для нее было сшито невероятное количество сценических костюмов, и все они числились на балансе ансамбля, так что оставить их как сувениры на память ей просто не разрешили.

ВИА «Верасы» - «Храм» (Ира Дорофеева, 1995).

Следующую солистку, Иру Дорофееву Раинчик заприметил еще школьницей. Она побеждала на разных конкурсах, а когда в 1994 году появилась в «Верасах», то смешала Лике все карты.

«Когда Дорофеева вышла первый раз на сцену в составе ансамбля, Лика на нее посмотрела так, что Ира забыла слова, - вспоминает Василий Петрович, - Но не отступилась».

По сути, на Дорофеевой закончилась официальная история легендарного ВИА. В 1996 году, когда певица ушла делать сольную карьеру, «Верасы» формально перестали существовать.

После распада группы Василий Раинчик организовал в 1997 году новый коллектив «Верасяты» под руководством Молодежного театра эстрады, и длительный период занимался его продвижением. Но о легендарном ВИА постоянно напоминали песни, которые в народе уже стали «классикой». После длительного перерыва в 2007 году Раинчик решился возобновить деятельность «Верасов» и нашел новых солистов. Ими стали: Александра Горбатенко, Алексей Жос, Никита Костюкевич и Мария Степущенок. Из прежнего состава в «Верасах» поет только Мария Степущенок.

ВИА «Верасы» - «Караван» (2007).

Сейчас «Верасы» поют в основном на корпоративах и в сельских домах культуры. Последний большой концерт в России «Верасы» дали совместно с ВИА «Песняры» 23 марта 2014 года в Санкт-Петербурге. В 2019 году группа выступала на II Европейских играх, проходивших в Минске, и пела на Дне Независимости. Ансамбль открывал сезон 2019/2020 в минском Молодежном театре эстрады, а в октябре 2019 года участвовал в концерте того же театра, посвященном Дню матери и проходившем во Дворце республики. Сотрудничество группы с Театром эстрады неудивительно, поскольку Василий Раинчик в настоящее время руководит обоими коллективами.

ВИА «Верасы» - «Любовь, комсомол и весна» (2013).

За всю карьеру вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» имеет более 20 альбомов и более сотни различных композиций. Стихи для будущих песен коллективу всегда писали известные поэты – песенники, а музыку создавали именитые композиторы. Исполнение песен для ВИА «Верасы» всегда давалось легко, ведь они старались брать в свой коллектив только музыкальных личностей. У кого-то был замечательный слух, а кто-то просто от природы пел так, что можно было заслушаться на долгие часы. Коллектив не остался без внимания и покорил сердца многих слушателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий