Лидия Иванова «Советская песня» (1996).

На данной странице представлен очерк «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой

Советская песня. Предисловие

Историю советской музыки открывает песня. Этому демократичнейшему из музыкальных жанров принадлежат первые звучащие страницы новой эпохи. Летописец больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования, — таким предстает путь советской песни.

«Интернационал» (Музыка: П. Дегейтер Слова: А.Я.Коц).

Среди других видов музыкального искусства песня заметно выделяется быстротой и активностью отклика на события большого политического и общественного масштаба. Это свойство присуще песенной культуре любого народа и любого времени. В том числе и России, где на рубеже XIX и XX веков набирало силу организованное революционное движение. Оно сопровождалось мощной песенной волной, которую возглавили боевые гимны протеста против самодержавия. Революционное песнетворчество, отразившее передовые устремления эпохи, поставило в один ряд песни русские и зарубежные. Европейские гимны «Интернационал», «Марсельеза», «Беснуйтесь, тираны», «Красное знамя» остались в истории как символы гражданственности, борьбы за справедливость и человеческое достоинство. Воспетые ими идеалы были взяты на вооружение революционной средой России. Напевы их, с новыми, русскими вари­антами текста, вошли в арсенал политической борьбы российского пролетариата. Отсюда ведут свое начало интернациональные традиции советской песни. Частью революционного движе­ния, средством выражения его идей, духовным оружием и мощным сплачивающим началом стали первые русские революционные гимны «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы». Их голоса послужили прямым напутствием советской массовой песне.

«Смело товарищи в ногу» (кадры из фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь»).

Чрезвычайно интенсивным был процесс рождения советской песенной культуры. Много лет спустя об этом точно и ёмко сказала в одном из своих выступлений композитор А. Пахмутова: «Жизнь стремительно диктовала новые идеи, новые образы, а ждать было некогда — приходилось брать на вооружение и перевооружать все элементы музыкального быта, все слои крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности романса, эстрадных куплетов, частушек. Не по­боюсь сказать, что простая песня обнаружила такую сложность и разнообразие интонационных истоков, что в этом отношении ей трудно найти аналог в истории искусств» (Пахмутова А. Доклад на пленуме Правления Союза композиторов СССР, посвященном советской песне // Песня и время. М., 1976. С. 13—14.).

Массовое песенное движение первых лет советской власти входило в новое русло по мере присоединения к нему профессиональных композиторов. Впервые песенный жанр, предназна­ченный для широкого бытования во всех слоях общества, стано­вится полноправной областью композиторской деятельности.

«Полюшко-поле» - Ансамбль им. А.В. Александрова (1965).

Для песни не существует границ. Жизнью доказано, что право подтвердить эту истину выпадает песням, рожденным в опоре на самобытную культуру их родины. Из-под пера советских композиторов вышло немало сочинений, ставших достоянием общечеловеческой песенной культуры. Вот лишь некоторые из мелодий, которые известны всему миру. «Песня о встречном» Шостаковича — в годы второй мировой войны ее напев лег в основу «Гимна объединенных наций». Широко известна за рубежом песня «Полюшко-поле» Л. Книппера, которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней столетия». Гимном итальянских партизан в годы войны стала знаменитая «Катюша» М. Блантера. Не счесть языков, на которых звучал «Гимн демократической молодежи мира» А. Новикова. Во Франции поют песню «Время ландышей» на мелодию «Подмосковных вечеров» В. Соловьева-Седого.

«Подмосковные вечера» -Владимир Трошин (1977).

Легкая для восприятия, демократичная и общительная — песня обладает собственными специфическими законами. Для ее сочинения необходим яркий мелодический дар, способность чутко вслушиваться в песенный быт, знание традиций жанра и его современных веяний. Классик советского музыкознания Б. Асафьев призывал к пониманию песни как «...области напряженнейшей работы мысли и пламенного чувства, где преломляются и „перемалываются” традиции сквозь множество диктуе­мых жизнью музыкальных навыков» (Асафьев Б. Народные истоки в музыке // Асафьев Б. О хоровом искусст­ве. Л., 1980. С. 137.).

Советская песня предстает как богатый мир образов и тем, чутко восприимчивый к запросам времени. Она известна в облике массовой, бытовой, эстрадной, во множестве жанровых разновидностей, активно взаимодействующих друг с другом. Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра.

Картина «Советская физкультура» (1937 год). Художник Александр Николаевич Самохвалов (1894—1971)

К содержанию:

Песни Гражданской войны

Советская песня в 20-е годы

Советская песня в 30-е годы

Песни Великой Отечественной войны

Советская песня в послевоенный период

Советская песня в 60-е годы

Советская песня в 70-е годы

Особенности песенной культуры 80-х годов

 

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //

Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий