Есть
вещи, события, люди, без которых невозможно представить себе ту или иную эпоху.
Они оставляют свой неизгладимый след во времени, постепенно превращаясь в
легенду, живущую в нашей памяти. Так, для большинства джазфэнов бывшего Союза в
течение тридцати лет (1950-1970-е гг.) ленинградский джаз был немыслим без
оркестра И.В. Вайнштейна.
Советский и канадский джазовый музыкант — аранжировщик, трубач, дирижёр Иосиф Владимирович родился в Белой Церкви 28 октября 1918 г. В конце 1920-х годов в связи с начавшимся на Украине голодомором семья переехала сначала в Москву, а оттуда в 1931 году — в Ленинград. В декабре 1935 года Вайнштейн был призван на действительную военную службу, во время которой состоял матросом-трубачом музыкальной команды на крейсере «Аврора». В 1937 году поступил в Первое Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского, которое окончил в 1941 году по классу трубы.
Свой
первый оркестр Вайнштейн собрал уже в 1938 г., будучи студентом музучилища.
Война застала его в осаждённом Ленинграде, и с этих блокадных дней у него
сохранился уникальный пригласительный билет от 16 октября 1943 г. на концерт
джаз-ансамбля под управлением военного дирижёра майора Вайнштейна. Тогда его
выступления обычно открывались фрагментами из 7-й симфонии Шостаковича. В феврале
1942 года был назначен капельмейстером военного оркестра в Кронштадте (в 1943
году одним из первых был награждён орденом «Красная Звезда» за «образцовое
выполнение заданий командования по обслуживанию частей и соединений»), а в
начале 1945 года — военным дирижёром оркестра ВВС Балтийского Флота в Таллине.
После демобилизации вернулся к своей работе в гостинице «Европейская», где
создал новый джаз-оркестр.
После
войны Вайнштейн окончил дирижёрский факультет консерватории и вскоре создал
танцевальный биг-бэнд, ставший самым популярным в городе. Они играли во дворцах
культуры им. Первой Пятилетки, Ленсовета, Горького, и в те годы этот оркестр
был, по существу, основным джазовым коллективом Ленинграда. Слава его вышла
далеко за пределы танцевальных залов, где он работал, и перенеслась в другие
города. Тысячи энтузиастов приходили на его выступления, и танцующих в зале
было куда меньше, чем слушателей, плотной стеной стоящих возле эстрады. Только
здесь можно было услышать в «живом» виде пьесы Г. Миллера, Г. Джеймса, Р.
Энтони, Н. Хефти, К. Бэйси, Кв. Джонса, т. е. классику джаза.
В 1949
году, вследствие отказа подписать сфальсифицированный протокол партийного
собрания, был уволен из гостиницы «Европейская» и вновь призван на военную
службу на остров под Таллином, однако вскоре был назначен военным дирижёром
оркестра Нахимовского училища, получил звание майора. Вскоре поступил на
факультет военных дирижёров при Ленинградской консерватории, который окончил в
1952 году.
В апреле
1952 года был осуждён по сфабрикованному обвинению, но в октябре 1954 года
Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело Вайнштейна и освободила
его.
В 1955
году Вайнштейн создал новый джаз-оркестр на базе Ленгосэстрады, с которым
выступал в различных Дворцах культуры Ленинграда. К 1957 г. Вайнштейну удалось
объединить в своём составе лучшие силы города, включая двух выдающихся
джазменов — саксофониста Г. Гольштейна и трубача К. Носова. Это также была
своего рода школа, через которую за 30 лет прошло столько музыкантов, что «из
них можно было бы собрать 30 биг-бэндов», вспоминал Вайнштейн. В 1958 году в
оркестр приглашены молодые джазовые музыканты: Ростислав Чевычелов, Георгий
Чиков, Роман Кунсман, Игорь Сергеевич Петренко, Жорж Фридман, Давид Голощёкин,
Алексей Канунников, Виктор Иездиковский, Виктор Игнатьев, Ярослав Янса, Валерий
Петров, Виктор Мусоров, Игорь Широков, Фридрих Запольский. Основу обновлённого
репертуара оркестра составляют джазовые стандарты в инструментовках ведущих
солистов оркестра. Концертмейстером оркестра становится Геннадий Гольштейн. В
1959 году выходят первые пластинки с записями оркестра (серия «Музыкальный
калейдоскоп», выпуски 1 и 2), на которых указаны изменённые названия авторов и
композиций в обход тогдашней цензуры.
В 1962
году, вскоре после выступления оркестра на Пленуме Союза композиторов, в газете
«Правда» была напечатана разгромная статья под названием «О творчестве и
подражательстве», написанная композитором Дмитрием Кабалевским, и оркестр был
вынужден уйти в подполье, однако благодаря поддержке Андрея Петрова, Леонида
Утёсова, Андрея Эшпая, Александра Колкера и других, вскоре смог возобновить концертную
деятельность.
В середине
1960-х это был фактически лучший джазовый оркестр страны с неотразимым драйвом,
великолепными инструменталистами, блестящими группами, прекрасными
аранжировками (одна из наиболее удачных — «Я шагаю по Москве»). В 1966 г. он
стал лауреатом джаз-фестивалей в Ленинграде и Таллине.
После
переезда Гольштейна и Носова в 1967 г. на работу в Москву на первый план в
бэнде вышли саксофонисты Вс. Левенштейн (будущий Сева Новгородцев) и М.
Звонарев, а также тромбонист Ал. Канунников, альтист О. Кувайцев, пианист Вл.
Панкевич. В 1966—1967 годах оркестр Вайнштейна участвовал в джаз-фестивалях в
Ленинграде и Таллине, а в 1968—1974 годах посетил с концертами более ста
городов Советского Союза.
В 1968 г.
оркестр Вайнштейна перешёл на концертную работу. За прошедшие годы им были
записаны 4 долгоиграющих диска (причём один в 1967 г. вышел в США) и десятки
телепередач, бэнд стал победителем джазового конкурса газеты «Комсомольская
правда». Несмотря на изменения в составе, Вайнштейн умел сохранять джазовый дух
ансамбля и так организовал работу, что оркестр не переставал быть творческой
лабораторией.
В 1974 г.
Вайнштейн одним из первых в Ленинграде создал варьете на базе биг-бэнда, одновременно
выступая с концертными программами в Театре эстрады. Он всегда был истинным
лидером, катализатором и главным стержнем своего коллектива, но два инфаркта,
заработанные им на ниве пропаганды джаза, заставили его отойти от прежней
активной деятельности, и к концу 1970-х оркестр начал постепенно рассыпаться.
Отпраздновав
своё 60-летие и не дожидаясь третьего удара, Вайнштейн стал собираться к дочери
в Канаду, где она обитала уже несколько лет вместе с мужем-стоматологом.
«Отметив 28 октября 1981 г. 28-летие оркестра, я ставлю точку», — сказал он.
Его выпустили в Канаду только после третьего инфаркта в 1983 г., и там успели
починить сердце. Операция длилась 55 часов, и он прошёл через две клинические
смерти, но выкарабкался. К 75-летию Вайнштейна на петербургском телевидении
состоялся телемост с Торонто.
Оркестра
у Иосифа Владимировича уже больше никогда не было, но нам остались его
пластинки и воспоминания об этом первоклассном биг-бэнде. К своему 80-летию он
посетил свой родной Петербург ещё раз.
Иосифа
Владимировича не стало в 2001 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий