«Трудно
вообразить, что настолько радикальная музыка могла завоевать первое место в
хит-параде в те времена, да и вообще, произойдет ли такое когда-либо ещё».
— Энди
Маббетт об альбоме «Atom Heart Mother».
«Atom
Heart Mother» (“Атомное сердце матери”) — пятый студийный альбом британской
прогрессив-рок-группы Pink Floyd, выпущенный 2 октября 1970 года на Harvest
Records. Atom Heart Mother достиг первого места в хит-парадах в Великобритании
и 55-го места в США.
Первую
сторону альбома занимала композиция «Atom Heart Mother», плод совместного
творчества всех четырёх членов группы, названный Дэвидом «Темой из
воображаемого вестерна». Соавтором сюиты выступал Рон Гисин.
Пьеса представляет
собой развитие более ранних инструментальных композиций Pink Floyd, таких как
"A Saucerful of Secrets" и даже более ранней "Interstellar
Overdrive". Сюита занимает всю первую сторону и разделена на шесть частей
с индивидуальными названиями. Гисин выбрал название вступительной секции
«Father's Shout» в честь Эрла «Fatha» Хайнса, в то время как другие названия,
такие как «Breast Milky» и «Funky Dung», были вдохновлены обложкой альбома.
Оркестровые аранжировки включают полную духовую секцию, виолончель и хор Джона
Олдиса из 16 человек, которые берут на себя большую часть ведущих мелодий, в то
время как Pink Floyd в основном обеспечивает минусовки; обратная сторона
практики поп-музыки 1960-х годов, когда оркестровка использовалась в качестве
фона, а рок-группа ставилась впереди.
Концепция «Atom Heart Mother» аналогична предыдущему альбому «Ummagumma» тем, что в первой половине представлена вся группа, а во вторая часть фокусируется на отдельных участниках. Вторую сторону альбома занимали композиции: «If», написанная и исполненная Роджером Уотерсом; «Summer '68» написанная и исполненная Ричардом Райтом; «Fat Old Sun» написанная и исполненная Дэвидом Гилмором. Заключала вторую сторону совместная композиция Мейсона, Гилмора, Уотерса и Райта — «Alan’s Psychedelic Breakfast».
История
создания
Альбом
был записан в Студии Эбби Роуд (Abbey Road Studios). Инженерами звукозаписи
выступили Алан Парсонс (Alan Parsons) и Питер Боун (Peter Bown), а продюсером
альбома стал Норман Смит (Norman Smith). Оркестровой аранжировкой для заглавной
композиции «Atom Heart Mother» занимался Рон Гисин (Ron Geesin), и именно
благодаря ему группе удалось скомпоновать воедино разрозненные части этой
песни. Альбом стал первым экспериментом группы в области квадрофонической
записи с использованием новой восьмидорожечной однодюймовой ленты и
транзисторного микшерного пульта EMI TG12345 (8 дорожек, 20 микрофонных входов).
Предварительные
названия альбома — «Untitled Epic» (Безымянная эпопея) и «The Amazing Pudding»
(Удивительный пудинг) — показались музыкантам слишком «легкомысленными». Рон
Гисин предложил поискать подходящее название среди заголовков в газете «Evening
Standard». В итоге Ник Мейсон предложил использовать заголовок статьи «Nuclear
Drive for Woman’s Heart», которая рассказывала о 56-летней женщине, которой был
установлен «атомный кардиостимулятор»”.
Дизайном
альбома занималась студия «Hipgnosis» Сторма Торгесона. Обложка стала первой,
на которой не было ни названия группы, ни фотографий группы. Это была
тенденция, которая сохранится на последующих обложках на протяжении 1970-х
годов и позже. Для обложки была выбрана корова по кличке Лалабель III. Корова
была выбрана потому, что музыканты Pink Floyd хотели избавиться от репутации
группы исполняющей «космический» рок, и пытались сделать оформление альбома
так, чтобы оно никак не было связано с музыкой, после долгих поисков
изображений один из друзей Торгерсона вспомнил о знаменитых обоях с коровами
Энди Уорхола, Сторм поехал в Эссекс и сфотографировал первую попавшуюся корову.
В результате, по его словам получилась, «…наиболее общее изображение коровы.
это Корова как таковая».
На
оригинальном издании альбома не было надписей об авторстве и о композициях. На
поздних изданиях альбома на передней стороне присутствовали названия альбома и
группы. В переиздании 1994 года в буклет альбома было добавлено ещё несколько
снимков этой коровы.
Обложка
альбома появляется в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», в музыкальном
магазине. Появление альбома в фильме связано с попыткой режиссёра купить права
на альбом, в чём участники группы ему отказали.
«Atom
Heart Mother» был выпущен 2 октября 1970 года в Великобритании и 10 октября в
США, и достиг в чартах этих стран 1-го и 55-го мест соответственно.
Критическая
реакция на альбом всегда была неоднозначной. Гилмор сказал, что альбом был
«кучей мусора. Мы были в самом плохом состоянии… Я думаю, что в тот период мы
немного царапали ствол» и «хорошая идея, но это было ужасно… «Atom Heart Mother»
звучит так, как будто у нас не было никаких идей между нами, но после этого мы
стали гораздо более плодовитыми».
Роджер
Уотерс заявил в интервью программе «Rock Over London Radio Station»: «Atom
Heart Mother», по-моему, прекрасный пример того, что стоит выкинуть в помойку и
больше никогда никому не слушать!.. Она вся такая напыщенная и как бы ни о чём».
В обзоре
1970 года Алек Дубро из Rolling Stone отрицательно оценил «Atom Heart Mother»,
заявив, что «если Pink Floyd искал какие-то новые измерения, то здесь они их не
нашли».
Изначально
группа была в восторге сюиты. Раннее выступление было записано для телеканала
KQED в Сан-Франциско с участием только группы 28 апреля 1970 года. Два крупных
выступления состоялись на фестивале блюза и прогрессивной музыки в Бате 27 июня
и на вечеринке Blackhills Garden Party в Гайд-парке в Лондоне 18 июля. В обоих
случаях группу сопровождали Хор Джона Олдиса и Духовой ансамбль Филипа Джонса.
Позже группа взяла с собой в тур полный духовой оркестр и хор только для
исполнения этого произведения. Однако это привело к убыткам в туре, и у группы
возникли проблемы с наемными музыкантами, которые менялись от концерта к
концерту, поскольку они просто брали тех, кто был свободен, что в сочетании с
отсутствием репетиций и проблемами с микрофоном всего ансамбля делало
полноценное живое исполнение более проблематично. Размышляя об этом, Гилмор
сказал, что «некоторые духовые музыканты были действительно безнадежны». По
словам Мэйсона, группа прибыла на один из концертов в Аахене, Германия, только
для того, чтобы обнаружить, что они забыли ноты, что вынудило тур-менеджера
Тони Ховарда вернуться в Лондон и забрать их. Последнее живое исполнение сюиты
Pink Floyd состоялось 22 мая 1972 года на Олимпийском стадионе в Амстердаме,
Нидерланды.
В 1994
году альбом был переиздан в цифровом мастеринге в Великобритании, и в 1995 году
в США. Обновлённая версия не содержала никаких новшеств, а имела дополненный
буклет, содержащий фотографии коровы по кличке Лалабель III, и изменённую
обложку, на которой появились надписи. Переизданием альбома занимался Джеймс
Гизри.
Pink
Floyd - Atom Heart Mother (1970)
01. Atom Heart Mother (Mason, Gilmour,
Waters, Wright, Ron Geesin) - 23:36 including:
a). Father's Shout
b). Breast Milky
c). Mother Fore
d). Funky Dung
e). Mind Your Throats, Please
f). Remergence
02. If (Waters) - 4:25
03. Summer '68 (Wright) - 5:27
04. Fat Old Sun (Gilmour) - 5:22
05. Alan's Psychedelic Breakfast (Waters,
Mason, Gilmour, Wright) - 13:00 including:
a). Rise and Shine
b). Sunny Side Up
c). Morning Glory
Personnel:
- David Gilmour – guitars; bass guitar,
drums and vocals on "Fat Old Sun"
- Nick Mason – drums, percussion, tape
editing, tape collage, additional engineering on "Alan's Psychedelic
Breakfast"
- Roger Waters – bass, acoustic guitar on
"If", tape effects, tape collage, vocals on "If"
- Richard Wright – keyboards, piano,
orchestration, vocals on "Summer '68"
+
- Abbey Road Session Pops Orchestra – brass
and orchestral sections
- John Alldis Choir – vocals
- Philip Jones Brass Ensemble – brass
- Alan Stiles – voice on "Alan's Psychedelic Breakfast"
Appearing
after the sprawling, unfocused double-album set Ummagumma, Atom Heart Mother
may boast more focus, even a concept, yet that doesn't mean it's more
accessible. If anything, this is the most impenetrable album Pink Floyd
released while on Harvest, which also makes it one of the most interesting of
the era. Still, it may be an acquired taste even for fans, especially since it
kicks off with a side-long, 23-minute extended orchestral piece that may not
seem to head anywhere, but is often intriguing, more in what it suggests than
what it achieves. Then, on the second side, Roger Waters, David Gilmour, and
Rick Wright have a song apiece, winding up with the group composition
"Alan's Psychedelic Breakfast" wrapping it up. Of these, Waters
begins developing the voice that made him the group's lead songwriter during
their classic era with "If," while Wright has an appealingly
mannered, very English psychedelic fantasia on "Summer 68," and
Gilmour's "Fat Old Sun" meanders quietly before ending with a guitar
workout that leaves no impression. "Alan's Psychedelic Breakfast,"
the 12-minute opus that ends the album, does the same thing, floating for
several minutes before ending on a drawn-out jam that finally gets the piece
moving. So, there are interesting moments scattered throughout the record, and
the work that initially seems so impenetrable winds up being Atom Heart
Mother's strongest moment. That it lasts an entire side illustrates that Pink
Floyd was getting better with the larger picture instead of the details, since
the second side just winds up falling off the tracks, no matter how many good
moments there are. This lack of focus means Atom Heart Mother will largely be
for cultists, but its unevenness means there's also a lot to cherish here.
---Stephen
Thomas Erlewine, AllMusic Review
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий