пятница, 20 октября 2023 г.

Загадочный блюзмен Роберт Петвей (18 октября 1907 – май 1978 ?).

Блюзовый стандарт.

Дорогие друзья! 18 октября 1907 года родился Роберт Петуэй (Robert Petway) — афроамериканский блюзовый певец и гитарист. Он записал всего 16 песен, однако известно, что певец повлиял на многих известных блюз- и рок-музыкантов, включая Джона Ли Хукера, Мадди Уотерса и даже Джимми Хендрикса. Существует только одна известная фотография Петуэя – это рекламная фотография, датированная 1941 годом.


Real footage film video of Robert Johnson, Mississippi Fred McDowell, Robert Petway, Tommy McClennan (Снято в Огасте, штат Джорджия, в 1929 году. Роберт Джонсон играет на банджо и поет. Справа от Джонсона - Миссисипи Фред Макдауэлл, слева - на переднем плане Роберт Петуэй, сзади Томми МакКленнан. Идентификация Джонсона, Макдауэлла, Петуэя и МакКленнана была сделана издателем kingbiscuitblues.com службы новостей блюзовой музыки. Сцена смеха в конце, вероятно, относится к Джонсону, выпивающему неподалеку).

О загадочном блюзмене по имени Роберт Петуэй известно немного. Было высказано предположение, что он родился на ферме J.F. Sligh Farm, недалеко от Язу-Сити, штат Миссисипи, где также появился на свет его близкий друг и коллега по блюзу Томми МакКленнан (Tommy McClennan). Исследователи Боб Игл и Эрик Леблан предполагают, что Петуэй родился в нескольких милях отсюда, в Итта-Бена, округ Лефлор, штат Миссисипи, примерно в 1902 году. 16 февраля 1942 года, за четыре дня до второй сессии звукозаписи Роберта Петуэя в Чикаго, «Роберт Питуэй» из Бентона, штат Миссисипи, зарегистрировался для участия в драфте США в Язу-Сити, указав, что он родился в 1903 году в городке Санфлауэр, штат Миссисипи. В тот же день в Язу-Сити был зарегистрирован «Том МакКлиннан» из Бентона, штат Миссисипи. Друзья работали в одной и той же фирме, Williams & Applewhite.

Как и многие блюзмены из дельты Миссисипи, Петуэй путешествовал как музыкант, играя на вечеринках и в придорожных заведениях. В начале 30-х годов он жил в Гринвуде, штат Миссисипи, вместе со своим другом и земляком Томми МакКленнаном, с которым у него сложился довольно слаженный дуэт. С ними иногда играл Дэвид Эдвардс (David Honeyboy Edwards). Такая лихая компания часто выступала на улицах, а также на танцах в сельских окрестностях Гринвуда, а также в других местечках, лежащих вдоль 49-го шоссе.

Robert Petway – «Catfish Blues» (1941)

После того, как Маккленнан прожил в Чикаго несколько лет, Петуэй отправился к другу в Чикаго. Дальнейшая судьба его туманна, однако Эдвардс еще в начале 70-х годов был уверен, что Петуэй жив и живет на северной окраине Чикаго. Стиль исполнения, характерный для Петуэя, во многом напоминал коммерчески более успешную манеру Томми Маккленна, хотя, по свидетельству близко знавшего их обоих Дэвида Эдвардса, Петуэй играл с большим, нежели Томми, напором и беглостью. Именно наследию Петуэя принадлежит оригинальная версия знаменитого блюза «Catfish Blues», хотя современники утверждали, что эта композиция была одним из ударных номеров репертуара МакКленнана.

Так или иначе, авторство этого блюза, по всей видимости, нельзя приписать ни тому, ни другому. Говорили даже, что Скип Джеймс исполнял его еще в 20-х. В интерпретации Петуэя эта композиция звучит как динамичный одноаккордный блюз, в котором замечательно органично соединены характерный вокал и захватывающий, уникальный перкуссионный аккомпанемент гитары.

Muddy Waters – «Rolling Stone» («Catfish Blues») (Live)

Судьба оказалась более милосердной к пьесе «Сatfish Blues», нежели к впервые записавшему её блюзмену: десятилетие спустя она послужила основой для бессмертного хита Мадди Уотерса, который получил название «Rolling Stone» и навсегда вошел в золотой фонд блюза и историю музыки XX века.

Точная дата смерти блюзмена неизвестна, по непроверенным данным его не стало в мае 1978.... Да пребудет с нами блюз!

 субМарина Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий