Что такое музыкальный жанр?

Музыкальный жанр (от фр. genre – род) — исторически сложившиеся виды музыкальных произведений в единстве их формы и содержания. Жанры различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные); назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), а также месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.). Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; кон­цертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства. Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участни­ков исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым жанрам относятся оратории, мессы, реквиемы. К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, по­эма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (сим­фонии, концерты, увертюры).
Каждый из музыкальных жанров объединяет в себе множество произведений. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, и вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них. Возьмем, например, марш. Вся его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. Совсем другой пример — колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный   ритм.
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:
  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Как вариант предлагается более сложная классификация, состоящая из трёх основных групп жанров:


Другая типология жанров, принадлежащая известному советскому музыковеду и социологу, профессору А.Н.Сохору,  связана с обстановкой исполнения:обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
Советский музыковед и педагог, профессор В.А.Цуккерман тоже разделяют жанры на две основные группы – первичные и вторичные, в зависимости от природы их появления. 
Первичными, бытовыми или прикладными называются жанры, непосредственно участвующие в жизни человека и общества.  Врачевальные магические песни у казахов, песнопения лесных отшельников в древней Индии, песни, пробуждающие младенцев (наряду с колыбельными), — у якутов. В некоторых африканских общинах пение сопровождает судебные разбирательства, в арабских странах существовали своего рода песни-энциклопедии, песни-каталоги, в них перечислялись ремесла, звезды, ветры, племена. Своеобразны жанры музыкально-поэтических споров, состязаний. В искусстве трубадуров XIXIV вв. таким жанром была тенсона — песня-диспут на художественные, психологические или философские темы. Азербайджанские дейишме — песни-диалоги. У эскимосов песенный спор имел более суровое значение: он был чем-то вроде бескровной музыкально-поэтической дуэли, разрешавшей жизненные конфликты. Побежденный удалялся из племени. 
При неисчислимом разнообразии конкретных обстоятельств, в которых рождались жанры, их развитие имело и общие закономерности. Так, все народы в древности верили в то, что успех дела зависит от божеств, покровительства которых нужно добиться. Этой магической цели следовала музыка. Многократное, настойчивое повторение мелодий и ритмов превращало музыку в заклинание. Музыка помогала человеку в труде. Так родились песни, связанные с земледельческими работами, — покосные, жатвенные, молотильные; песни погонщиков верблюдов у арабов, прядильные песни, песни прачек в Европе. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных героев легли в основу первых эпических жанров. У всех народов существуют семейно-бытовые песни — колыбельные, свадебные. В бытовых жанрах разных сословий постепенно намечалась и линия развлекательной музыки. В Киевской Руси
IXXI вв. она была представлена искусством скоморохов. В Англии XVIXVII вв. это «маски», увеселительные представления с музыкой. Их предшественники — «междуяствия» XIIXIV вв., исполнявшиеся на пиршествах в перерывах между сменой блюд. 
Борьба народа за свои права, революционные движения рождали музыку, которая сплачивала восставших и вдохновляла их на борьбу. Интонации мужества (призыва), солидарности звучат в песнях Великой французской революции 1789—1794 гг. Ими проникнуты песни, которые пели в нашей стране в предреволюционные годы и в годы гражданской войны.
Первичные жанры зародились в народном искусстве и древних ритуальных действах. К ним относятся песня, танец, хорал, декламация и речитативность (их предтечами в фольклоре являются плачи, причеты, псалмодии). Первичные жанры подразделяются на виды. Так, песня может быть лирической, хороводной, протяжной, коллективной, сольной и т.д.
Вторичные жанры возникают в композиторском творчестве. Например, мазурки и полонезы Шопена – это вторичные жанры по отношению к народной музыке. Обычно эти жанры автономны и связаны с первичными жанрами через словарный фонд, как с содержательно-ассоциативными моделями. Их общественная функция – удовлетворение эстетических потребностей людей, это художественно-музыкальные жанры. Наиболее сложным жанром является симфония, которая может включать в себя песенность, декламационность, танцевальность, хоральность.
Вторичные жанры подразделяются на родовые и видовые. К родовым жанрам высшего уровня относятся:
1) вокальная музыка,
2) инструментальная музыка,
3) вокально-инструментальная музыка,
4) музыка для театра (от оперы и балета до музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам),
5) электроакустическая музыка,
6) электронно-инструментальная музыка,
7) аудиовизуальные жанры (так называемый инструментальный театр).
Родовые жанры имеют подвиды. Так, инструментальная музыка может быть симфонической, ансамблевой, сольной, фортепианной и т.д.
Жанровые границы довольно подвижны. Например, музыка балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (театральный жанр), исполненная в концерте, воспринимается как программная инструментальная сюита. Вальс Ф. Шопена (фортепианная музыка), используемый в балете «Шопениана», воспринимается как прикладная театральная музыка.
Если первичные жанры отличаются сравнительной стабильностью, то вторичные жанры гораздо более изменчивы, хотя и среди них встречаются настоящие «долгожители». Так, сформировавшийся в начале XVII века жанр оратории живёт и в наши дни, а зародившиеся на целое столетие позже жанры канта, партесного концерта давно уже вышли из употребления. Развитие жанров идёт разными путями. Наиболее наглядна их историческая трансформация. Примером может служить жанр клавирно-фортепианной сонаты. К нему обращались И.С. Бах, Д. Скарлатти, И. Дуранте, Д. Грациоли, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, А. Шнитке и др. В этом жанре происходили изменения типа сонаты, основ драматургии. В других случаях можно наблюдать расслоение, расщепление жанра. Так, вальс, появившийся в Австрии и Южной Германии во второй половине XVII века, стал родоначальником бального вальса, вальса-бостона, джаз-вальса. Кроме того, в истории музыки много примеров жанрового взаимодействия, синтеза уже сложившихся самостоятельных жанров. Например, Л. Бетховен, Г. Малер, Д. Шостакович и другие композиторы вводили в свои симфонии хор, солистов-вокалистов, обогащая жанр чертами кантаты.
Эволюция жанров продолжается непрерывно, порождая новые типы, виды и разновидности музыкальных произведений. Для того чтобы уяснить себе форму музыкального произведения, необходимо дослушать его до конца. Чтобы уяснить жанр музыки, часто достаточно первых тактов. Это происходит потому, что музыка как бы пропитана свойствами своего жанра на всём своём протяжении. Вместе с тем ни одно музыкальное средство не может однозначно определить жанр. Признаком жанра является многосоставный комплекс, включающий определённые, хотя и разнородные элементы.
Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим.
В Интернете, например, наиболее часто встречается классификация музыкальных жанров, делающая акцент на современную музыку.
·        Народная музыка, музыкальный фольклор.
·        Духовная музыка.
·        Европейская классическая музыка.
·        Индийская классическая музыка.
·        Эстрадная музыка.
·         Фолк-музыка.
·        Кантри-музыка.
·        Латиноамериканская музыка.
·        Блюз.
·        Ритм-&-Блюз.
·        Джаз.
·         Французский шансон.
·        Романс.
·        Электронная музыка.
·        Рок-музыка.
·        Поп-музыка.
·        Рэп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий