Рассматривая
распространение рок-музыки, динамику создания и развития первых отечественных
рок-групп и формирование в связи с этим молодежной рок-культуры во второй
половине XX в., необходимо обратиться к истокам этого принципиально нового для
отечественной культуры феномена.
В течение
трех десятилетий отношение к этому неоднозначному явлению оставалось достаточно
противоречивым, порой кардинально меняясь: были годы либерального отношения,
годы властного контроля, даже запрета, и годы «золотого века» отечественного
рок-н-ролла (восьмидесятые). Сегодня о русском роке можно говорить, как о
состоявшемся феномене в отечественной музыкальной культуре.
Определимся
с понятиями «рок», «рок-н-ролл». Характерное для 1980-х гг. определение
приведено в коллективной монографии «Советский джаз» [2, с. 581]. Рок музыка
(Rock music) определяется как суммирующее название различных видов современной
песенно-танцевальной музыки, авторы подчеркивают ее развитие из рок н-ролла
(Rock'n-roll) - основного стиля поп-музыки 1950-х гг. Возникновение рок н-ролла
связывают с именем певца Элвиса Пресли. Из Америки рок-н-ролл попал в Европу.
Талантливые молодые музыканты любители (в частности, английская группа
«Beatles») придали рок-н-роллу новые черты и во многом изменили облик
молодежной поп-музыки 60-70-х годов XX в., кото рая вскоре получила название
рок-музыки или просто - рок [2, с. 581].
Творчество
«Beatles» оказало огромное влияние на молодежную музыку, разработав новый
музыкальный язык и наметив основные направления ее дальнейшего раз вития. Волна
поклонения группе «Beatles», захлестнувшая молодежь Запада в 1960-е гг., так
называемая рок-лихорадка, дошла и до СССР.
Многие из
пионеров отечественной рок музыки начало истории отечественной рок культуры
связывают с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов, проходившим в Москве
с 28 июля по 11 августа 1957 г., отмечая этот факт, как пример первого знакомства
с рок-культурой [3]. На фестивале звучали популярные во всем мире танцевальные
мелодии, в том числе «Rock around the cIock» в исполнении «электрического
ансамбля». Разумеется, только этот факт не мог привести к возникновению в нашей
стране отечественной рок-музыки. Популярная танцевальная музыка не только вошла
в жизнь советской молодежи, но и получила дальнейшее развитие. Чтобы понять
механизм проникновения и принятия рок-музыки молодежной средой, его следует
рассматривать в контексте всей социально-культурной, исторической обстановки,
сложившейся в нашей стране в рассматриваемый период. Несмотря на то что феномен
рок-музыки (рок-культуры) с точки зрения его роли в развитии общества
оценивается исследователями неоднозначно, многие ученые почти единодушны в том,
что рок-культура представляет собой специфическое социальное явление.
Рок-музыка, являющаяся составляющей рок-культуры, не без основания трактуется в
культурологической, социологической и педагогической науке как социомузыкальный
феномен.
Большинство
исследователей рок-музыки отмечает, что ее возникновению способствовала
научно-техническая революция, изменившая весь традиционный уклад и ритм жизни.
Связь популярной музыки с определенным историческим периодом, идеалами и
ценностями поколений очевидна. Формируясь в новых условиях, молодежь все больше
впитывала результаты перемен. Эстетическое освоение человеком меняющейся
действительности приводило к созданию новых художественных ценностей,
вступавших в конфликт с прежними системами оценок. В 50-60-е гг. XX в.
оживление было заметно практически во всех областях искусства. Наиболее
восприимчивой к переменам оказалась музыка. Создание, распространение музыки,
приобщение к ней различных групп составляют важную часть духовной жизни
общества. Музыкальная жизнь - явление объективное, но в ней всегда сильно
выражены субъективные факторы: особенности личности музыканта,
музыкально-эстетические потребности людей, влияние внешних факторов. Новейшие
достижения в области электротехники, изобретение звукозаписывающей аппаратуры
позволяли создавать новую музыку, в свою очередь, потребности в музыкальном
освоении обретающего необычные черты мира вызывали к жизни все новые и новые
технические достижения. Именно рок со своим новым музыкальным языком становится
в 1960-е гг. музыкой, воплощающей мысли и чувства молодых людей, музыкальным
идеалом молодежи. Невиданные ранее технические возможности открыли путь для
разработки музыкального языка, соответствующего современной обстановке [3; 6,
с. 104].
С конца
1960-х гг. появляются катушечные магнитофоны и тиражируются подпольные записи.
«Спутниковая связь, массовый выпуск прибалтийских транзисторных приемников со
средними и короткими волнами, магнитофоны "Яуза " и др. образовали
источники малоконтролируемой информации, по которым хлынул поток рок-музыки, которую
расшифровывали на слух» [4, с. 6].
Увлечение
рок-музыкой охватило в на чале 1960-х гг. полстраны. Отечественный рок возник
как явление неопределенное. «Первые отечественные рок-музыканты еще и сами не знали, что они
"рокеры". Они чаще называли свою музыку "битом " или даже
"поп-музыкой". В этот период джаз, поп- и рок-музыка рассматривались
как тождественные друг другу явления, разделения между ними не было. Увлечение
молодежи английской группой "Beatles" породило появление
самодеятельных групп (рок-, поп-, бит-групп), игравших музыку этого квартета».
Вскоре это движение приобрело массовый характер, число групп росло и
распространилось по всей стране, концентрируясь в Москве, Ленинграде, крупных
городах Прибалтики, уральском и сибирском регионах (Свердловске, Челябинске,
Омске). Таким образом, в 1960-е гг. начался стихийный процесс формирования
будущих рок-музыкантов, которые выплескивали свои эмоции, чувства, энергетику,
повторяя любимые песни зарубежных кумиров. Они были преданными поклонниками
англо-американского рока, хотели играть западную музыку как можно ближе к
оригиналу, старательно копируя каждый звук, тембр каждого голоса, подчас с
плохо произносимыми английскими текстами.
Записи
зарубежных звукозаписывающих корпораций были недоступны, а отечественная фирма
«Мелодия» не издавала альбомы зарубежных рок-музыкантов, поэтому такие
бит-группы (рок-группы) от части компенсировали музыкальный голод молодежной
аудитории. Это были первые опыты отечественного рока. «До начала следующего
10-летия рок-н-ролл существо вал лишь в виде импортного товара, выполняя сугубо
утилитарные функции популяр ной и специфически молодежной музыки для танцев»
[8, с. 178]. Таким образом, пер вые отечественные рок-композиции выражали
социальную психологию определенных слоев западной молодежи. Причину этого
феномена находят в общности ценностных оснований западной и отечествен ной
рок-культур, среди которых называют увеличение доли молодежи в общей массе
населения планеты, кризис традиционных механизмов социализации молодежи, ослабление
роли семьи в формировании ребенка, социальный протест против истеблишмента.
И хотя
рок стал ярким и крупнейшим явлением молодежной культуры XX в., в СССР
официальное признание рок-музыки растянулось примерно на 20 лет. В хронологии
отечественного рока выделяются годы бурных перемен в рок-движении - конец
1960-х гг., что связано с политикой государства, с «хрущевской» оттепелью. Рок
в это время становится культурным символом молодежного движения. Уже к 1966 г.
появились десятки любительских «биг-битов», состоялись первые фестивали. В Риге
во Дворце спорта «Динамо» играли «Мелодии Мейкерс», «Атлантик» и «Эолика». В
Ленинграде первый фестиваль проходил в двухсотместном кафе «Ровесник»: играло
пять групп и присутствовало жюри из комсомольских активистов.
В то
время среди молодежных увлечений определенное место занимал и джаз. Небывалый
расцвет джаза пришелся имен, но на 1960-е гг. Число поклонников этой музыки
неуклонно росло, постоянно возни кали новые оркестры, а джазовые фестивали
собирали тысячные аудитории. Повсеместно начинали возникать джазовые клубы. Со
стороны властей была предпринята попытка упорядочить, организовать музыкальную
жизнь страны и регионов, напри мер, посредством сотрудничества музыкальных
клубов и молодежных кафе.
Джаз-клубы
вынуждены были частично переориентироваться на организацию совместных концертов
двух-трех групп. На подобных концертах музыканты, как правило, играли на одной звуковой
аппарату ре и на одних инструментах. Популярность мероприятий подобного рода
родила идею проведения поп-фестивалей (по аналогии с джазовыми). Каждый клуб
проводил свой фестиваль, например, в Ленинграде в 1966-1968 гг. состоялось не
менее шести конкурсов и фестивалей поп-групп. Эти конкурсы способствовали
развитию и сближению разных стилей эстрадно-джазовой музыки, а именно поп и
рок-музыки, и определяли наиболее популярных исполнителей. Так, в разные годы ленинградскую
поп-сцену определяли: в 1966 г. - группа «Авангард 66»; в 1967-1968 гг. –
группы «Лесные Братья» (подражавшие «Битлз»), «Садко», «Фавориты», «Альбатрос»,
«Q-67», «Лету чий Голландец», «Аргонавты», «Фламинго», «Галактика». В 1968 г.
состоялся дебют группы «Кочевники», исполнявшей собственные песни на русском
языке. Именно это событие положило начало нового эта па развития ленинградской
рок-культуры.
В целом
период конца 60-х гг. XX в. можно охарактеризовать как эпоху бурных перемен в
рок-движении. Среди причин возникновения и быстрого развития этого феномена
молодежной культуры, на наш взгляд, основными являются следующие: 1) рост
технического уровня музыкантов и активное взаимодействие рок-музыки с иными
музыкальными формами, приведшими к усложнению музыкального языка, появлению
хард- и арт-рока; 2) усиление тенденции к исполнению только собственных
сочинений; 3) начало перестановок в составах и формирование «звездного» статуса
отдельных групп со всеми последствиями рок культа: неадекватное поведение
зрителей на концертах, появление фанатов. Беспорядки в зрительном зале не
остались без внимания властей. Так, например, поведение зрителей на концерте
группы «Фламинго» в декабре 1969 г. повлекло определенные ограничения со
стороны органов культуры: группам, не имевшим в составе духовой секции, было
запрещено выступать публично. Понимая силу влияния новых музыкальных веяний на
формирование мировоззрения молодых советских граждан, органы власти стали
уделять особое внимание работе с общественными организациями и специалистами из
различных областей культуры. Так, Ленинградское отделение Союза композиторов
(ЛОСК) признавало, что интерес к западной эстрадной музыке среди молодежи
велик, что «ее привлекает эта экзотика», что стандартные советские песни не
выражают идеи современности, и высказывалось за необходимость критически
использовать все то новое в музыке, что появляется за рубежом. При обсуждении
работы секции массовых жанров члены ЛОС К объясняли феномен новых музыкальных
явлений неудачами композиторов в сфере эстрадно-танцевальной музыки. В джаз
надо «вмешиваться» уже только по тому, что он «тесно связан с воспитанием
эстетических вкусов молодежи», и помогать правильному решению проблем джаза
[5].
В конце
1970 г. Ленинградский городской комитет ВЛКСМ высказывает мнение, что,
поскольку в эстетическом воспитании молодежи широкое место занимает музы ка,
следует, во-первых, открывать специальные эстрадные учебные заведения, что бы
готовить профессионалов-«эстрадников» для исполнения в кафе, ресторанах и
танцплощадках, во-вторых, наладить производство джазовых пластинок [1]. Между
тем, как видим, о роке как феномене музыкальной культуры еще пока не
упоминалось.
Однако
некоторые районные комитеты комсомола города Ленинград, а в конце 1960-х гг.
вслед за Ленинградским отделением Союза композиторов РСФСР взялись «опекать
проведение конкурса поп-музыки» (Калининский РК ВЛКСМ, Октябрьский РК ВЛКСМ).
Сначала это явление было воспринято Ленинградским обкомом ВЛКС М как
необдуманная поддержка «горластых юнцов», «оркестров» под названием «Фламинго»,
«Пчелы» и др., «насаждающих среди молодежи псевдокультуру с явно выраженным
буржуазным оттенком» [7]. Но в дальнейшем, как известно, райкомы и обком
объединили свои позиции.
Начало
1970-х гг. определяется в истории рока как годы его активности. Молодежь
объединилась вокруг рока, танца, джаза. В этот период появляются новые
ленинградские группы: «Санкт-Петербург», «Аргонавты», «Зеленые Муравьи», «Славяне», «Арсенал», «Генерал-Бас», «Пост», «Медный Всадник». В 1975-1977 гг.
появляются группы «Орнамент», «Зеркало», «Марди Гра», «Фрам», «Две Радуги».
Создается и укрепляется аппарат организаторов - людей, занимавшихся
организацией, техническим обеспечением и маскировкой (под культурно-массовые
мероприятия, киносъемки и т. п.) рок-концертов.
Предприимчивые
и опытные организаторы концертов создали четко действующий механизм приглашения
групп, проведения концертов и обеспечения их безопасности. Музыканты стали
искать пути легализации своей деятельности, возникла идея объединения
музыкантов в самостоятельную организацию. Так появилась идея со здания
рок-клуба.
Справедливости
ради надо отметить, что первое объединение самодеятельных музыкантов возникло в
Ленинграде в 1971 г. и называлось «Поп-федерация». Оно про существовало всего
чуть больше года. По пытки создания нового рок-объединения предпринимались в
1973-1975 гг. В 1979— 1980 гг. возник Экспериментальный клуб лаборатория
поп-музыки, который объединил ведущих представителей сейшен-сцены и находился в
деловых отношениях с Домом художественной самодеятельности. Однако по причине
отсутствия четкой организационной политики этот клуб распался.
С середины 1970-х гг. в городе появляются группы новой волны и панк-рока: «Хамелеончик За», «Гулливер», «Абзац». Группа А. Давыдова (будущие «Странные Игры»), «Пилигрим». Среди первых рок-групп в Москве, как и в некоторых других городах, были ансамбли студентов из социалистических стран, в данном случае «Тараканы» из ПНР. Репертуар «Тараканов» состоял из последних англоязычных хитов и своих песен на польском языке. Группа оказала большое влияние на 15-летнего А. Градского, который в 1964 г. стал на некоторое время солистом «Тараканов».
Среди
первых московских бит-групп можно назвать группы «Бразерс», «Челенджер»,
«Сайнтс» («Святые»), «Сокол», «Славяне», «Ветер Перемен», «Безбожники», «Русь»,
«Наследники», «Москвичи», «Тролли», «Красные Дьяволята», «Атланты», «Скифы»,
«Грифы» и «Миражи». По мнению исследователей, московские бит группы первого
поколения были верны заимствованной на Западе эстетике хиппи, поэтому в их
творчестве интернациональное доминировало над национальным, благоговение перед
виртуозной музыкой - над стремлением к достижению поэтического совершенства.
Для текстов характерна символика хиппизма: абстрактность, возвышенные
аллегории, пацифизм [8, с. 223].
С начала
1970-х гг., после введения инструкций по обязательному утверждению всех
программ выступлений, многим московским группам было отказано в репетиционных
помещениях и концертах на публике. Началась новая волна гонений, насту пала
эпоха застоя. Перед большинством рок-музыкантов встала дилемма: либо
«продаваться» филармонии и играть песни членов Союза композиторов, либо влачить
полуподпольное существование, часто чреватое стычками с милицией. В этот период
появляется множество вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые
сохраняли чисто формально внешние признаки рок-групп: инструментарий, состав,
усиление звука, совместный вокал, характерная тембровая окраска. Поначалу ВИА,
такие как «Веселые Ребята», «Голубые Гитары», «Самоцветы», были весьма
популярны у молодежи. К достижениям ВИА следует отнести альбомы Давида
Тухманова «Как прекрасен этот мир» (1970) и «По вол не моей памяти» (1976),
ставшие первыми концептуальными альбомами, так как все песни в них связаны
общей идеей. В целом же ансамбли унифицировались, походили один на другой. Тем
не менее они сыграли определенную роль в постепенном приучении консервативно
настроенных официальных лиц и потенциальных зрителей к року.
В бит-ансамблях уже не усматривали идеологическую диверсию. Следует отметить, что именно уход в сферу официальной музыки наиболее ярких представителей отечественного рока 1970-х гг. положил начало терпимости официальной культурной политики по отношению к эстетике рок культуры.
1970-е гт. стали для российского рока годами серьезных испытаний - проверкой на жизнеспособность. За это время рок стал средством общения молодежи, частью ее субкультуры. Произошло полное размежевание с профессиональными ВИА. «Подпольные» группы были нацелены прежде всего на личностный, авторский подход к творчеству, тогда как песни ВИА может в принципе исполнять любой состав. Много раз менялись составы «Веселых Ребят», «Голубых Гитар», «Самоцветов», «Цветов», но пели они одни и те же песни. Никто, однако, не может перепутать звучание «Машины времени» или «Скоморохов» Градского с кем-либо другим.
Первое
десятилетие отечественного рока заканчивается постепенным вытеснением из
репертуара русскоязычных групп зарубежных рок-композиций. Рок-группы
(бит-группы), исполняя песни своих кумиров на английском языке, старались максимально
приблизиться к оригинальному исполнению, тщательно копируя не только аккорды,
произношение, но порой и манеру зарубежного исполнителя. Эти рок-группы сыграли
свою определенную роль: они знакомили слушателей с новинками мирового рока,
показывали молодым отечественным музыкантам уровень, к которому следует
стремиться, не позволяя опускаться ниже этого уровня начинающим русскоязычным
группам. Они стали великолепной школой профессионализма. Наиболее популярными
были «Рубиновая Атака» (позднее - «Цитадель»), «Удачное Приобретение», «Второе
Дыхание». На первое место выходят группы, придающие важное значение
собственному творчеству и старающиеся выразить мироощущение и чаяния
современников - «Скоморохи», «Аракс», «Машина времени».
Процесс
стремительного распада бур ной московской рок-сцены первой волны начался еще в
середине 1970-х гг. Сотни групп распались, их музыканты пополняли ВИА и
ресторанные ансамбли. Некоторые составы («Арсенал», «Аракс», «Цветы») перешли
на профессиональную работу, сохранив руководителей и названия.
К концу 1970-х в Москве осталось менее 10 активных рок-групп «с репутацией»: «Високосное Лето», «Виктория», «Воскресенье», «Волшебные Сумерки», «Черный Сентябрь», «Рубиновая Атака», «Дважды Два», фолк-шоу «Последний Шанс» и несколько джазово-роковых ансамблей.
В 1980-х «Машина времени» и «Автограф» вместе с «Магнетик Бэнд», «Диалогом», «Землянами» положили начало нашей филармонической рок-элите (катализатором послужил фестиваль «Тбилиси-80»' [9].
Вскоре к
ним присоединились «Рок-Ателье», «Аракс», «Карнавал». Любопытно, что именно в
Москве этим группам выступать почти не давали. Столичная рок-публика в отличие
от ленинградской чувствовала себя обездоленной: из популярных групп осталась
только группа «Воскресенье», которая радовала регулярными концертами. Впрочем,
проблема была частично решена за счет рок коллективов из Ленинграда: без
преувеличения можно сказать, что и (Аквариум», и «Зоопарк», и первый состав
«Кино» прославились в Москве раньше, чем в своем род ном городе, где в то время
блистали «Россияне» и «Мифы». Молода я поросль московского рока впервые заявила
о себе лишь в конце 1982 г.: на рок-фестивале в Физико-техническом институте
многообещающе прозвучали выступления ретро-панкового «Центра». «Альянса»,
салонного «Города».
В 1980-е гг., несмотря на массированную антироковую кампанию, начинавшуюся в стране, по праву можно назвать «золотым веком» рок-музыки. На фоне запретов и порой прямой травли музыкантов и поддерживающих их рок-журналистов происходит настоящий расцвет рок-движения.
Увлечение
рок-музыкой приняло массовый характер, особо преданные фанаты поголовно
попадают в «черные списки». Молодые и очень талантливые рок-музыканты вынуждены
ограничить свою концертную деятельность. Так, например, с марта 1984 г. по май
1985 г. в Москве не прошло ни одного настоящего рок-концерта. Рок жизнь свелась
к квартирным концертам и, естественно, активной звукозаписи. Окончательная
легализация рок-музыки происходит в годы перестройки.
Таким
образом, именно в 1980-е гг. из такого значимого явления, каким была рок
культура в отечественной массовой культу ре, выкристаллизовалось принципиально
новое музыкальное направление, получив шее сегодня название «русский рок».
Русская рок-музыка, несомненно, обогатила отечественную музыкальную культуру.
Новейшие исследования, посвященные рок-культуре и рок-музыке, определяют рок-музыку как следствие «глубинных событий, происходивших в XX в., и социальных, и политических», подчеркивая, что «этот сравнительно молодой вид породил самые разнообразные, порой прямо противоположные стили и течения» [6, с. 138].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беседа
за круглым столом. Стенографический отчет ЛГК ВЛКСМ // Центральный
государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. К-881.
Оп. 17. Д. 51.
2.
Гаранян Г., Медведев А. Рок-музыка//Советский джаз. М., 1987.
3.
Запесоцкий А., Бурлака А. В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок». СПб.,
1994.
4. Кушнир
А. Сто альбомов советского рока. М., 1999.
5. Протокол закрытого собрания ЛОСК № 1 от 20.11.1961 г., протокол № 8 от 24.10.1961 г. заседания бюро парторганизации ЛСК РСФСР «О работе секции массовых жанров» // Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 19.
6. Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования. СПб.: СПбГУКИ, 2006.
7.
Стенографический отчет Пленума Ленинградского обкома ВЛКСМ // Центральный
государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. К-598.
Оп. 27. Д. 33. Л. 47.
8.
Троицкий А. К. Рок музыка в СССР. М.: Книга, 1990.
9.
Википедия: свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://
ru.wikipedia.org/wiki/Beceнниe_Pитмы%2C_Tбилиcи-80.
- Загл. с экрана).
Примечание.
«Весенние ритмы. Тбилиси-80» — один из первых
официальных рок-фестивалей в истории
СССР, прошел в Тбилиси (Грузия) с 8 по 16 марта 1980 г. Считается одним из важнейших событий в истории русского рока. Фестиваль был организован Грузинской национальной филармонией.
Союзом композиторов Грузии, Республиканским центром культуры молодежи и Центральным комитетом комсомола Грузии. Среди организаторов были известный критик Артемий Троицкий и первый секретарь Центрального комитета Компартии Грузии Эдуард Шеварнадзе. Целью фестиваля был поиск новых талантов в советской музыке. Фестиваль имел конкурсную программу и жюри.
В него входили такие известные деятели музыки, как Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров. Они определили тройку победителей таким об разом: «Машина времени» (Москва), песни «Хрустальный Город» и «Снег», автор Андрей Макаревич, «Автограф» (Москва), песня «Ирландия, Ольстер» (Александр Ситковецкий - Маргарита Пушкина), «Лабиринт» (Батуми), песня «Сакартвело» (автор М. Киладзе). Все лауреаты различных премий из всех стран СССР были включены в альбом «Весенние ритмы», выпущенный по итогам фестиваля в 1981 г. фирмой «Мелодия». Группа «Аквариум» была дисквалифицирована за неподобающее, по мнению судей, поведение на сцене. Борис Гребенщиков при исполнении песни лег на сцену, и на него была поставлена виолончель, что жюри сочло непристойным сексуальным намеком.
Сылки по теме:
Советская психоделика. От Алма-Аты до Каунаса в поисках советского психоделического звука.
Советская психоделика. Миф или реальность?
Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Научный
руководитель - доктор культурологии, профессор Е. Л. Рыбакова
Статья
посвящена становлению и динамике развития отечественной рок-культуры как
социокультурного явления и символа молодежной культуры во второй половине XX в.
Комментариев нет:
Отправить комментарий