Военная музыка

Военная музыка — это музыка, служащая целям военного управления, строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, а также патриотического воспитания всех граждан.

Термин «военная музыка» охватывает все аспекты музыкальных выступлений в армии. Основным жанром военной музыки является марш (строевой, встречный, походный и другие). В дополнение к маршевой музыке, с которой часто ассоциируется военная музыка вообще, к военной музыке относят специально написанные пьесы для музыкального оформления воинских церемониалов (напр. «Вечерняя зоря»), а также концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания (увертюры, симфонии, поэмы и тому подобное). Существуют также произведения военной музыки с чисто религиозным характером (хоралы), строевые (походные) песни, а также развлекательная и танцевальная военная музыка. Исполнение классических произведений всех эпох также является неотъемлемой частью военной музыки сегодня.

Ландскнехты 16 века, играющие на флейтах и барабане.

Военная музыка появилась на заре военной истории. Со времен ранней античности духовые инструменты и барабаны были неотъемлемой частью войск как передатчики сигналов и сообщений, которые можно было услышать издалека. В средние века музыка, разработанная исключительно для военного использования, например, для передачи команд при передвижениях на поле боя, превратилась в компонент придворных церемоний (например, посетителей встречали громкими сигналами, по которым можно было узнать их ранг и статус).

«Unser liebe Fraue» - песня ландскнехтов (1556).

Примерно с 16 века было проведено различие между двумя основными группами военных музыкантов на музыкантов пеших войск (в основном барабанщиков и флейтистов) и музыкантов кавалерии, обеспеченных литаврами и трубами. Большое влияние на европейскую военную музыку оказали контакты с османами (турками) в войнах 16 и 17 веков (например, осада Вены в 1683 году). Новые виды инструментов, такие как бунчук, и новые формы музыкального исполнения (янычарская музыка) сформировали образ известной сегодня военной музыки. Тридцатилетняя война также представляла собой важный шаг в развитии военной музыки, поскольку именно здесь впервые нашла свое применение маршевая музыка, как отличительный знак отдельных подразделений. Эта новая функция военной музыки связана с введением упражнений и тренировок с оружием. Основными музыкальными инструментами 18-го века были труба, флейта и барабаны, которые использовались, чтобы держать пехоту в едином строевом шаге. В случае с легкой пехотой для передачи приказов обычно использовался только горн.

Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка (начало 18-го века).

В 19 веке военная музыка получила дальнейшее развитие: при общем увеличении размеров военных оркестров, их инструментарий стал более разнообразным и сложным, повысился профессиональный уровень музыкантов, чего требовал многократно расширившийся репертуар. Стало обычным включение в состав военного оркестра скрипачей или саксофонистов. Военные оркестры стали использоваться в качестве струнных оркестров в бальных залах и местах массовых народных гуляний, где они составили вскоре достойную конкуренцию штатским танцевальным коллективам. Если в середине XIX века Иоганн Штраус-сын совершенно не имел отношения к военной музыки, то в конце XIX века Франц Легар начал свою карьеру в военном оркестре.

Марш Гродненского Гусарского Полка

В настоящее время, помимо классической фоновой музыки для военных церемоний, военная музыка является неотъемлемой частью современных вооруженных сил по связям с общественностью. Военные музыкальные подразделения больше не используются только как духовые оркестры на военных парадах и войсковых маршах, но зачастую играют роль симфонических оркестров или биг-бэндов, что особенно стало модным в 1970-е годы.

Сегодня военная музыка служит в первую очередь элементом сохранения традиций, сохраняя музыкальную культуру марша (особенно ярко выраженную в Германии и Австрии).

Маршевая музыка.

В маршевой музыке различают:

  •          пехотные марши (использование небольших барабанов, флейт и труб);
  •         кавалерийские марши (использование литавр и фанфар).

Различия между пехотным (Infanteriemarsch), встречным (Avanciermarsch), парадным (Defiliermarsch) и штурмовым (Sturmmarsch) видами марша, которые были обычным явлением до Первой мировой войны (например, все эти виды различались по темпу), теперь устарело из-за использования общего темпа для всех маршей.

Österreichischer Infanterie Marsch «Brucker Lager-Marsch» von Johann Nepomuk Král
Bayerischer Avanciermarsch · Musikkorps des Grenzschutzkommandos-Süd
Österreichischer Parade-Defiliermarsch von Anton Ambrosch/ Ambroz (1839-1886)
«Düppel-Schanzen-Sturmmarsch».

Важной частью военной маршевой музыки являются так называемые маршевые или барабанные оркестры, которые состоят только из барабанов и флейт пикколо. За их ритмическое руководство отвечает не дирижер оркестра, а тамбурмажор с его характерным жезлом (т.н. «Поцелуй»). При выступлении на военных мероприятиях такие оркестры присоединяются к марширующему традиционному военному оркестру. Но их можно использовать и самостоятельно. Их основная задача - не только обеспечить ритмическое сопровождение военного оркестра, но и провести так называемый генеральный марш. Этот марш, который озвучивают только барабанщики, задает марширующим войскам ритм, когда оркестр молчит. Генеральные марши (Großer Zapfenstreich) в разных странах разные, в Европе особенно характерны немецкие, австрийские и французские генеральные марши.

«Прощание гладиаторов» - Первый отдельный показательный оркестр МО СССР, дирижер Николай Михайлов (1986).

С конца 19 века международный обмен маршевыми композициями становился всё более активным. Так появилось множество немецких маршей, ставших под новыми названиями популярными в Великобритании и США. Одним из наиболее известных примеров этого является мартовское «Abschied der Gladiatoren» Германа Людвига Бланкенбурга, которое под названием «Farewell of the Gladiators» является одним из самых известных военных маршей в Великобритании. Соответственно, европейские гастроли американского короля марша Джона Филипа Соуза повлияли на европейских композиторов (Юлиус Фучик: «Uncle-Teddy-Marsch»). Также были найдены официальные немецкие переводы некоторых работ Соузы («Stars and Stripes forever» превратились в «Unter dem Sternenbanner»).

Торжественная и религиозная музыка

Помимо маршевой музыки, неотъемлемой частью военных церемоний является исполнение торжественных музыкальных произведений (например, при принятии присяги или во время генерального марша). В основном это хоралы, часто сопровождаемые религиозными христианскими текстами. Эта традиция сохранилась с тех времен, когда солдатские утренние и вечерние молитвы еще были частью регулярной службы. В немецкой военной музыке сохранились три произведения этого жанра:

  •          «Altniederländisches Dankgebet» (Староголландская благодарственная молитва Адриана Валериуса);
  •          «Ich bete an die Macht der Liebe» («Я молюсь силе любви» Дмитрия Бортнянского);
  •          «Bayerisches Militärgebet» (Баварская военная молитва Иоганна Каспара Айблингера).

«Altniederländisches Dankgebet».

Сегодня исполнение этих пьес сегодня рассматривается некоторыми левыми группами как дискриминация других религиозных конфессий. Этот момент часто является причиной требований убрать этот тип музыки из военных церемоний, поскольку он неправильно понимается как ущемляющий на свободу вероисповедания.

Походные (строевые) песни.

Песни, которые поют без инструментального сопровождения солдаты в походе, называются походными или строевыми песнями. Мелодии этих песен часто представляют собой трио известных военных маршей, но есть и ряд самостоятельных мелодий.

Песня 82-й воздушно-десантной дивизии армии США.

Цель этих песен заключалась в том, чтобы отвлекать солдат от тягот пеших маршей, когда ни один музыкальный оркестр не мог взять на себя эту задачу (например, при развертывании на фронте или во время длительных маневров за пределами гарнизонов). В современных полностью моторизованных вооруженных силах, когда пешие марши уже не играют прежней роли, походные песни используются в основном во время тренировок для облегчения отработки строевого шага в маршевом ритме. Сегодня особенно популярны маршевые песнопения американских вооруженных сил, особенно Корпуса морской пехоты США и 82-й воздушно-десантной дивизии.

Легкая музыка

Вплоть до 1930-х гг. военные оркестры широко использовались в ресторанах, парках и других общественных местах. Это давало почти единственную возможность простым людям получить доступ к качественной музыке, но нобилитет также с энтузиазмом относился к публичным концертам. Помимо танцевальной музыки, такой как вальсы или польки, в репертуар военных оркестров входили классические произведения и популярные песни и мелодии. Интересно, что инструментарий и репертуар военных оркестров влиял и на штатские музыкальные коллективы. К таким явлениям можно отнести распространение в музыкальных кругах таких инструментов, как сузафон или саксофон.

В настоящее время этот вид исполнения вряд ли вызывает массовый интерес, хотя военные оркестры все чаще пытаются включить в свой репертуар современную легкую музыку, при условии, что в её исполнение не требует использования широко распространенных в настоящее время компьютерных технологий.

Международная военная музыка

Из-за одинаковых военных потребностей военная музыка с течением времени появилась во всех армиях мира, но, конечно, из-за различных культурных и исторических обстоятельств музыкальные традиции разных стран значительно отличаются друг от друга.

Оркестр пехотного полка фон Лютцова (1891 г.).

В военной музыке Европы большое значение играют прусская (немецкая), австрийская и русская военно-музыкальные школы. Эти государства разработали особый набор произведений, специально сочиненных для военных оркестров, - разнообразие, не имеющее аналогов сегодня в мире. В связи с тем, что композиторы-классики этих стран также писали произведения для военной музыки или оказывали влияние на военных музыкантов, эти произведения как правило очень высоки по своему музыкальному качеству.

См.Немецкая военная музыка.

Важную роль в развитии европейской военной музыки сыграла также военная музыка Франции и Англии. Во Франции военная музыка (из-за ранней централизации страны и создания постоянной армии с 1650 г.) быстро обрела четкую организацию и развивалась примерно по тем же правилам, что и прусская музыка. Французская военная музыка до сих пор сохранила очень жесткий фанфарный стиль, который подчеркивается своеобразием французского генерального марша. В Англии важную роль в военной музыке всегда играла классическая музыка, большинство классических произведений просто переписывались для военных оркестров. Работы Георга Фридриха Генделя по сей день играют очень важную роль в английской военной музыке, стиль которой остается довольно мягким и мелодичным.

«British grenadiers march».

Через колониальные империи Англии и Франции европейская военная музыка распространились по большей части мира и по-прежнему составляют основу музыкальной традиции в большом числе теперь уже независимых государств.

Военная музыка в США и по сей день основана на британских традициях британцев (например, в армии США используется медленный парадный шаг британских полков). Во время Гражданской войны в США почти у каждого полка как в армиях Союза, так и у конфедератов была своя боевая песня. Клаудио С. Графулла и Харви Б. Додворт были одними из самых выдающихся композиторов и дирижеров того времени. Т.н. король марша Джон Филип Соуза примерно в 1900 году позволил военной музыке в США обрести свой собственный стиль, и его уникальные произведения до сих пор составляют основу современной военной музыки США.

«Stars and Stripes Forever» — Boston Pops Orchestra & John Williams.

В португальской колониальной империи португальский военно-морской оркестр был активным послом культуры португальской колониальной державы. Первые записи о музыкантах на португальском флоте восходят к дневникам Васко да Гамы. Постоянная музыкальная единица была зарегистрирована на португальском флоте в 1740 году.

Азиатские государства, не находившиеся под влиянием колониальных держав, образуют собственное военно-музыкальное культурное пространство. Здесь азиатские звуки и маршевый ритм объединились в относительно простые, но определенно значимые произведения.

Военный оркестр Турецкой армии (2005).

Старейшим военным оркестром в мире считается Османский военный оркестр, первое упоминание о котором датируется 13 веком. Турецкие военные оркестры (Askerî bando) могут исполнять церемониальную музыку и гимны, включая национальные гимны и патриотические песни своей страны и других стран, а также принимают участие в военных похоронах и других военных торжественных мероприятиях. 

На картине 1839 года изображен османский военный оркестр Mehter takımı: внутри круга изображены музыканты, играющие на давуле (ударный музыкальный инструмент, распространённый на Кавказе, в Средней Азии, Иране, Болгарии и Турции) и зурне (духовой музыкальный инструмент, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке); в кругу слева стоят трубачи с нефирами (разновидность трубы, распространенная на Ближнем Востоке); справа сидят барабанщики с нагарами – особым видом парных барабанов. Игрок на зурне, одетый в красное, является одним из двух «капельмейстеров».

В Южной Америке на протяжении многих лет наблюдалась сильная тенденция к принятию европейских маршей, особенно из немецкой культурной среды. Например, марш Радецкого или «Preussens Gloria» входят в число произведений, которые часто можно услышать на парадах в разных латиноамериканских странах. Кроме того, есть спектр и оригинальных работ, которые имеют колониальные испанские и португальские корни.

Военный парад в Чили в 2019 году с маршем «Preussens Gloria».

В Африке, помимо упомянутого выше «колониального эффекта», часто возникают важные ссылки на местные музыкальные традиции. Например, военные оркестры североафриканский стран активно используют особую духовую секцию (т.н. мизмар), происходящий из арабо-турецкой культурной области, на которой основана их культура. Традиционная музыка также все чаще находит свое отражение в военной музыке африканских стран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий