Польский рок.

История польского рока - это долгая история, поэтому постараюсь представить ее относительно коротко. Начало польскому року было положено в конце 1950-х годов и продолжалось до середины 90-х, когда жанр перестал развиваться. Рок появилась в Польше в довольно специфические времена и на его характер сильно повлияла ситуация, сложившаяся тогда в стране. Послевоенная Восточная Европа - это был заповедник политически ориентированной музыки. В странах социалистического блока музыканты неизбежно сталкивались с трудным выбором. Одни пели панегирики в честь властей, как это делали в Советском Союзе группы «Веселые Ребята» или «Самоцветы». Другие использовали рок-музыку для различных культурных провокаций, как, например, словенская авангардная группа «Laibach». Третьи, такие как  боснийская группа «Zabranjeno pušenje», рисковали завуалировано высмеивать коммунистические власти.

"Czerwono-Czarni"

Датой рождения польского рока считается 1959 год, когда в гданьском клубе «Rudy Kot» состоялся концерт группы «Rhythm and Blues», исполняющей преимущественно американский рок-н-ролл. Начало 1960-х годов ознаменовано появлением оригинального направления в польской рок-музыке, названного «биг-битом», эпоха тотального господства которого продолжалась до самого конца десятилетия. Группа «Czerwono-Czarni», образованная в 1960 году, стала пионером нового жанра, включив в свой репертуар как мировые хиты с польской лирикой, так и собственные композиции. В 1962 году группа «Niebiesko-Czarni» начала свою деятельность под девизом: «Польская молодежь поет польские песни». В состав группы входили будущие звезды польского рока В. Корда, Г. Майданец, А. Русович, П. Янчерский и Ч.Неман. Новая эра в истории молодежной музыки началась в 1965 году с рождения «Czerwone Gitary» (ранее «Pięciolinie») - первой польской вокально-инструментальной группы с собственным характерным звучанием, и текстами, обращенными преимущественно к юной аудитории. В этой группе начали свою блестящую музыкальную карьеру К. Кленчон и С. Краевский. Репертуар «Червоных гитар» был в основном вдохновлен польским фольклором. В середине 1960-х годов на польской рок-сцене блистали краковская группа «Skaldowie» во главе с братьями А. и Я. Зелиньскими, «Trubadurzy» во главе с Р. Познаковским, и особенно «No To Co» с П. Янчерским. В 1968 году образованием Т. Налепой и М. Кубасинской первой настоящей рок-группы «Breakout», играющей жесткий блюз-рок, в Польше завершилась десятилетняя эпоха биг-бита.

"Trubadurzy"

Польский рок с первых лет своего существования был питательной средой для антисистемных ценностей. Рок-музыканты постоянно выражали свое недовольство той реальностью, в которой они играли. Все группы жестко контролировались цензурой, что привело к волне протестных песен, умно прятавших в своих текстах критику власти и тревогу за политическое здоровье польского общества. Первой песней с четким социальным подтекстом стала песня Чеслава Немена «Dziwny jest ten świat» («Странный это мир»), записанная в 1967 году. Несмотря на беспрецедентную, временами переходящую в травлю, официальную критику, альбом Немена завоевал в Польше большую популярность и первым в истории польской рок-музыки получил золотой статус.

Czeslaw Nemen.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов за «железным занавесом» наступил апогей эпохи хиппи, молодые люди нарядились в красочные одежды, а в их длинных волосах расцвели яркие цветы. В Польше, однако, всё было не так красочно, как на Западе, в первую очередь из-за существующей в стране политической системы, которая рассматривала людей, желающих таким образом выразить свою личную свободу, как социальную угрозу. У хиппи в Польше на каждом шагу были проблемы, их исключали из школ, преследовали, избивали и насильно брили. В 1968 году «Cherwone Gitary» пели, что цветы в волосах порваны ветром, а в 1969 году Марыла Родович жалела, что разноцветные тележки с цыганами уехали навсегда.

В начале 70-х годов оригинальное звучание предложили группа «Klan» с М. Алашевским и трио «SBB» под руководством Я. Скжека. Однако в целом рок-музыка в этом десятилетии переживала глубокий кризис, преодоленный только в начале 80-х годов благодаря влиянию панка и новой волны. Польская рок-сцена конца 1970-х годов представлена в основном группами, связанными с Ярочинским фестивалем, такими как: «Śmierć Kliniczna», «T. Love», «Dezerter», «Deuter», «TZN Xenna» и другими. В конце 1970-х годов на первый план вышла другая тенденция, оставившая свой неизгладимый след в молодежной музыке. Конечно, мы говорим о панке, семена которого нашли в Польше плодородную, хорошо подготовленную почву. Пустые полки в магазинах вызывали разочарование и раздражение в обществе. Недовольство властью росло, и можно было ожидать, что оно наконец-то прорвется.

"Dezerter"

Социальный взрыв произошел на рубеже 1970-х - 1980-х годов, и, помимо всего прочего, вызвал настоящее возрождение польского рока. Именно в этот период так называемой «музыки молодого поколения» было сформировано большинство групп, довольно разнообразных по стилю, с которыми сейчас ассоциируется само понятие – «польский рок». Очень популярны были группы, практикующие так называемый средний рок: «Perfect» под руководством З. Холдиса, «Lady Pank»  с Я. Борисевичем, «Lombard» с М. Островской, а также  «Kombi» и «Oddział Zamknięty»; группы тяготеющие к тяжелому року: «TSA», «Budka Suflera» с К. Куговски, «Bank» и «Turbo». Главным представителем польского симфонического рока была группа «Exodus» с братьями A. и В. Пучинскими; группа, объединяющая рок и джаз – «Krzak» из Силезии; группы, играющие панк и новую волну – «Maanam» Коры и М. Яцковского и «Republika» Гжегоша Чеховского. Музыку, стилистически близкую к блюзу, исполняли «Kasa Chorych» с Р. Скибиньским и «Dżem» с Р. Риделем. К сожалению, карьера этих групп была прервана смертью вокалистов из-за передозировки наркотиков.

"Budka Suflera"

Настоящим анклавом свободы становится крупнейший рок-фестиваль в Центральной и Восточной Европе, ежегодно проводимый в Ярочине. Каждый год там собиралось до 20 000 любителей рок-музыки. Фестиваль служил своеобразным «предохранительным клапаном» для молодых людей, у которых появилось место, где, по крайней мере, в течение нескольких дней в году, они чувствовали себя свободными среди людей с одинаковыми взглядами. В Яроцине дебютируют такие группы, как «Dżem», «TSA» или «Hey». Однако свобода фестиваля не была далеко не 100-процентной, так как между участниками циркулировало большое количество агентов польской службы безопасности (Służba Bezpieczeństwa), а тексты песен подвергались цензуре. Однако о силе Яроцина может свидетельствовать тот факт, что он проводился даже во времена военного положения, в то время как фестивали в Ополе или Сопоте были запрещены.

После 1989 года игроки на польской политической сцене поменялись, а вместе с этим изменилась и суть рок-оппозиции. В музыке, которая заставляла людей бороться за свои права, больше не было нужды. Музыкальная жизнь Польши была быстро коммерциализирована и, целиком и полностью, попала под контроль звукозаписывающих компаний, стремящихся в первую очередь обеспечить своим слушателям хорошее времяпрепровождение (или ввести их в другое состояние сознания). Польский рок 90-х годов представлен группами и солистами, которые управляются, в основном, ведущими польскими звукозаписывающими лейблами Izabelin Studio, Pomaton, MJM, Zic Zac или национальным филиалом BMG: «De Mono», «Wilki», «Hey», «Varius Manx», «Tilt» с Т. Липиньским, восстановленными «Lady Pank» и «Perfect», а также певицей Эдитой Бартошевич и другими.

"Varius Manx"

Тем не менее, несмотря на затянувшееся безвременье 1990-х и 2000-х годов и объявленную некоторыми музыковедами «смерть рока», в настоящее время польские группы нового поколения возродили этос рок-н-рола, ориентированый на борьбу за гражданские права. Сейчас капитализм начинает восприниматься некоторыми рок- и панк-группами как враг. Среди этих групп особое место занимает варшавская группа «Dezerter», образованная в 1981 году, которая до этого громко критиковала коммунистическую систему. Другими группами, занимающимися критикой капитализма и его поношенной тарабарщины в посткоммунистической Польше, являются лодзинская группа «Cool Kids of Death» и анархическая панк-группа из Щецина «Włochaty». Познаньская трэш-металлическая группа «Acid Drinkers», созданная в 1986 году, и альтернативная металлическая группа «Sweet Noise», основанная в 1990 году, протестуют в своих текстах против отсутствия свободы, менталитета толпы и других абсурдов пост-коммунистического общества.

 В 1980-х годах католическая церковь была главной опорой антикоммунистической оппозиции в Польше. Однако после 1989 года институт церкви оказал огромное влияние на формирование новой законодательной системы, оказав влияние на такие сферы, как закон об абортах или общественное телевидение и радио. Именно тогда же религию стали преподавать в школах. В таких условиях легко было предсказать появление антиклерикальных настроений. Группы «Behemoth» и «Vader», играющие черный дэт-металл, открыто поднимают антихристианские темы в своем творчестве. Лидер «Behemoth» Адам Дарски получил известность, порвав копию Библии во время концерта в 2007 году. На польской металлической сцене появляются и другие экстремистские тенденции правого толка. Примечательным примером является образование коллектива «Graveland», возродившего в своих произведениях старые языческие верования. Уже из этого видно, что польская рок-музыка, сознательно или бессознательно, продолжает оставаться средством трансляции социально-политических настроений в обществе, отнюдь не ослабев в этом своём качестве с момента  перелома 1989 года.

Польские рок-группы.

0–9

2 plus 1

A

Administratorr Electro

After...

Ahimsa (zespół muzyczny)

Akurat

Alamut (zespół muzyczny)

Albert Rosenfield

Almanach (zespół muzyczny)

Alpha Dog (zespół muzyczny)

Analog (zespół muzyczny)

Anawa (zespół muzyczny)

Andy (zespół muzyczny)

Ankh (zespół muzyczny)

Apogeum (rockowy zespół muzyczny)

Apteka (zespół muzyczny)

Art of Illusion (zespół muzyczny)

Atmosphere (polski zespół muzyczny)

Atrakcyjny Kazimierz

Avalanche

B

Babsztyl

Ballady i Romanse

Banau

Bank (zespół muzyczny)

Bardowie (zespół muzyczny)

Bemibek

Bielizna (zespół muzyczny)

Big Beat Sextet

Big Cyc

Big Day

Bimber Poland

Black River (zespół muzyczny)

Blauka

Blenders

Bohema (zespół muzyczny)

Bokka

Bracia (zespół muzyczny)

Brown (zespół muzyczny)

Bruno Schulz (zespół muzyczny)

Budka Suflera

Budzy i Trupia Czaszka

Button Hackers

C

The Calog

Carrion

Chassis (zespół muzyczny)

Cheap Tobacco

Chemia (zespół muzyczny)

Chili My

Chilli (zespół muzyczny)

Chłopcy z Placu Broni (zespół muzyczny)

Chocolate Spoon

Chylińska

City Of Mirrors

Closterkeller

Co Wy Na To

Cochise (zespół muzyczny)

Cocotier

Crew

Cuba de Zoo

Czarno-Czarni

D

D4D

Dee Facto

Deef

Des Moines (zespół muzyczny)

Detonator BN

Dogz

Dr Misio

Dr. Hackenbush

Dr. Huckenbush

Düpą

Dzika Kiszka

Dzikie Dziecko

Dzikusy

E

Easy Rider (zespół muzyczny)

Eden (polski zespół muzyczny)

ELAR

Elvis Deluxe

Emigranci (zespół muzyczny)

The End (zespół muzyczny)

Enej

Ergo (zespół muzyczny)

Ex-Dance

F

Farba (zespół muzyczny)

Farel Gott

Fiesta (zespół muzyczny)

Firebirds

Flapjack

Fonovel

Forbidden Souls

Formacja Nieżywych Schabuff

Fotoness

Freedom (zespół muzyczny)

Frontside

Frühstück (zespół muzyczny)

G

Gardenia (zespół muzyczny)

Golden Life

Grejfrut

Guess Why

Gutierez

H

Hak (zespół muzyczny)

Hard Road (zespół muzyczny)

Harlem (zespół muzyczny)

Hasiok

Head Hunters

Hello! (zespół muzyczny)

Hey

Hołd (zespół muzyczny)

Homo Twist

Horytnica

Hot Water

Human (zespół muzyczny)

Hurrockaine

I

IMTM

Incrowd

Indios Bravos

Inkwizycja (zespół muzyczny)

Ira (zespół muzyczny)

Ivo Partizan

J

Jackknife

Jan Bo

Jary Band

Jary Oddział Zamknięty

Jedyna Maść

Jumbo

K

Kabanos (zespół muzyczny)

Kancelarya

Kangaroz

Kapitan DA

Karate Musiq

Karawana (zespół muzyczny)

Karmacoma

Karol Schwarz All Stars

Kasia i Wojtek (zespół muzyczny)

Kawałek Kulki

Kazik na Żywo

Kim Nowak

Kinsky (zespół muzyczny)

Klincz (zespół muzyczny)

Kobong

Kobranocka

Kofi

Kombi (zespół muzyczny)

Kombii

Komety

Korba (zespół muzyczny)

Kości (zespół muzyczny)

Krajowa Scena Młodzieżowa

Kram (zespół muzyczny)

Kramer (zespół muzyczny)

Kristen

Krzak (zespół muzyczny)

Kukiz i Piersi

Kulturka

L

L-4 (zespół muzyczny)

Lady Pank

Leaf (zespół muzyczny)

Lebowski

Legion (zespół rockowy)

Lizar

Lizard's Day

LLA Valon

Loka (zespół muzyczny)

Lombard (zespół muzyczny)

LONDYN

LONT

Lotto (zespół muzyczny)

Luxtorpeda (zespół muzyczny)

Ł

Łydka Grubasa

Łzy

M

Maanam

Mafia (zespół muzyczny)

Malarze i Żołnierze

Manchester (zespół muzyczny)

Mancu

Maqama (zespół rockowy)

Maria Celeste (zespół muzyczny)

Marienburg (zespół muzyczny)

Marne Szanse

Meller Gołyźniak Duda

Mietek Blues Band

Mięśnie (zespół muzyczny)

Mold (zespół muzyczny)

Morawski Waglewski Nowicki Hołdys

Mothernight

Muchy (zespół muzyczny)

Mute (zespół muzyczny)

N

Na Górze (zespół muzyczny)

Naczynia

Nefer

Neonovi

NieBoNie

Niemen Enigmatic (zespół muzyczny)

Nieznani Sprawcy (zespół muzyczny)

Noko

Normalsi

NOT (zespół muzyczny)

Nowe Sytuacje

Nurt (zespół muzyczny)

O

O.N.A.

Obywatel GC

O

Ocean (zespół muzyczny)

Oddział Zamknięty

Offensywa (zespół muzyczny)

Ogród Wyobraźni

One Million Bulgarians

Opera (zespół muzyczny)

Out of Tune (zespół muzyczny)

Oxy.gen

P

Pabieda (zespół muzyczny)

Panika (zespół muzyczny)

Paragraf 22 (zespół muzyczny)

Paraphrenia (zespół muzyczny)

Partia (zespół muzyczny)

Pawilon (zespół muzyczny)

Pectus

Penny Lane (zespół muzyczny)

Perfect (zespół muzyczny)

Piersi (zespół muzyczny)

Pięciu (zespół muzyczny)

Pilichowski Band

PIN (zespół muzyczny)

Pivo

Planeta (zespół muzyczny)

Plateau (zespół muzyczny)

Plum (zespół muzyczny)

Płyny

Pobieda (zespół muzyczny)

Popsysze

Porter Band

Poszła Czołgiem

Power of Trinity

Poziom 600

Półbuty (zespół muzyczny)

PRL (zespół muzyczny)

Pro Vox

Projekt Volodia

Proletaryat

 

Prząśniczki

Püdelsi

Pustki (zespół muzyczny)

Q

Quorum (zespół muzyczny)

R

Raggafaya

Raincarnation

Ratatam

Raz, Dwa, Trzy

Reaktywacja (zespół muzyczny)

Recydywa (zespół muzyczny)

Red Lips

Redakcja (zespół muzyczny)

Rendez-Vous (polski zespół muzyczny)

Reportaż (zespół muzyczny)

Republika (zespół muzyczny)

Revolucja

Rezerwat (zespół muzyczny)

RH- (zespół rockowy)

RH+

Road Trip's Over

Roan (zespół muzyczny)

Rockaway (zespół muzyczny)

Romuald i Roman

Rotary

Róże Europy

Rythm and Blues (zespół muzyczny)

Rzoz

S

S.N.O.W.

Sami (zespół muzyczny)

Samokhin Band

Sandaless

Savana

Shaddai

She (zespół muzyczny)

Shout

Silver Rocket

Skaldowie

Skampararas

Skawalker

Słodki Całus Od Buby

Sorry Boys

Stalowy Bagaż

StronaB

Sublim

Super Box

Superxiu

Svora

Symetria (zespół muzyczny)

Syndia (zespół muzyczny)

Szelest Spadających Papierków

Sztywny Pal Azji

Ś

Śrubka

Świetliki

T

T.Love

Tajfuny

Talking Pictures

Taraka (zespół muzyczny)

Test (zespół muzyczny)

The Boogie Town

The Bootels

The Bumpers

The Complainer & The Complainers

The G(h)ost

The Goodboys

The Lollipops

The Rookles

Thuoc

Tipsy Train

Toronto (zespół muzyczny)

Tosteer

Totentanz (zespół muzyczny)

Towary Zastępcze

Trawnik (zespół muzyczny)

Trupa Wertera Utrata

Trzy Korony (zespół muzyczny)

Trzymamy się Zapały

Trzynasta w Samo Południe

TSA (zespół muzyczny)

TSA Michalski Niekrasz Kapłon

TSA-Evolution

Tune

Twierdza (zespół muzyczny)

U

Ulisses (zespół muzyczny)

Underground (zespół muzyczny)

Universe (zespół muzyczny)

Ur (zespół muzyczny)

V

Varius Manx

Vinders

Vintage (zespół muzyczny)

Virgin

Voo Voo

W

Wanda i Banda

Wańka Wstańka

White Highway

Wiewiórka na Drzewie

Wilki (zespół muzyczny)

Woody Alien

Wowa Band

Wrinkled Fred

Wu-Hae

Y

Ya Hozna

Yeednoo

Yokashin

Yugopolis

Z

Zacier (zespół muzyczny)

Zahlada

ZanderHaus

ZaraZZaraz

Zdobywcy Pewnych Oskarów

Zero procent

Ziemia Zakazana

Ziyo

Zoo (zespół muzyczny)

Ż

Żuki (zespół muzyczny)

Żuki Rock and Roll Band

 История польского рока. Часть 1. Эпоха биг-бита (1959 - 1969 гг.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий