История польского рока - это долгая история, поэтому постараюсь представить ее относительно коротко. Начало польскому року было положено в конце 1950-х годов и продолжалось до середины 90-х, когда жанр перестал развиваться. Рок появилась в Польше в довольно специфические времена и на его характер сильно повлияла ситуация, сложившаяся тогда в стране. Послевоенная Восточная Европа - это был заповедник политически ориентированной музыки. В странах социалистического блока музыканты неизбежно сталкивались с трудным выбором. Одни пели панегирики в честь властей, как это делали в Советском Союзе группы «Веселые Ребята» или «Самоцветы». Другие использовали рок-музыку для различных культурных провокаций, как, например, словенская авангардная группа «Laibach». Третьи, такие как боснийская группа «Zabranjeno pušenje», рисковали завуалировано высмеивать коммунистические власти.
Датой рождения польского рока считается 1959 год, когда в
гданьском клубе «Rudy Kot» состоялся концерт группы «Rhythm and Blues»,
исполняющей преимущественно американский рок-н-ролл. Начало 1960-х годов
ознаменовано появлением оригинального направления в польской рок-музыке,
названного «биг-битом», эпоха тотального господства которого продолжалась до
самого конца десятилетия. Группа «Czerwono-Czarni», образованная в 1960 году,
стала пионером нового жанра, включив в свой репертуар как мировые хиты с
польской лирикой, так и собственные композиции. В 1962 году группа
«Niebiesko-Czarni» начала свою деятельность под девизом: «Польская молодежь
поет польские песни». В состав группы входили будущие звезды польского рока В.
Корда, Г. Майданец, А. Русович, П. Янчерский и Ч.Неман. Новая эра в истории
молодежной музыки началась в 1965 году с рождения «Czerwone Gitary» (ранее
«Pięciolinie») - первой польской вокально-инструментальной группы с собственным
характерным звучанием, и текстами, обращенными преимущественно к юной
аудитории. В этой группе начали свою блестящую музыкальную карьеру К. Кленчон и
С. Краевский. Репертуар «Червоных гитар» был в основном вдохновлен польским
фольклором. В середине 1960-х годов на польской рок-сцене блистали краковская
группа «Skaldowie» во главе с братьями А. и Я. Зелиньскими, «Trubadurzy» во
главе с Р. Познаковским, и особенно «No To Co» с П. Янчерским. В 1968 году
образованием Т. Налепой и М. Кубасинской первой настоящей рок-группы
«Breakout», играющей жесткий блюз-рок, в Польше завершилась десятилетняя эпоха
биг-бита.
Польский рок с первых лет своего существования был
питательной средой для антисистемных ценностей. Рок-музыканты постоянно
выражали свое недовольство той реальностью, в которой они играли. Все группы
жестко контролировались цензурой, что привело к волне протестных песен, умно
прятавших в своих текстах критику власти и тревогу за политическое здоровье
польского общества. Первой песней с четким социальным подтекстом стала песня
Чеслава Немена «Dziwny jest ten świat» («Странный это мир»), записанная в 1967
году. Несмотря на беспрецедентную, временами переходящую в травлю, официальную
критику, альбом Немена завоевал в Польше большую популярность и первым в
истории польской рок-музыки получил золотой статус.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов за «железным занавесом»
наступил апогей эпохи хиппи, молодые люди нарядились в красочные одежды, а в их
длинных волосах расцвели яркие цветы. В Польше, однако, всё было не так
красочно, как на Западе, в первую очередь из-за существующей в стране
политической системы, которая рассматривала людей, желающих таким образом
выразить свою личную свободу, как социальную угрозу. У хиппи в Польше на каждом
шагу были проблемы, их исключали из школ, преследовали, избивали и насильно
брили. В 1968 году «Cherwone Gitary» пели, что цветы в волосах порваны ветром,
а в 1969 году Марыла Родович жалела, что разноцветные тележки с цыганами уехали
навсегда.
В начале 70-х годов оригинальное звучание предложили группа
«Klan» с М. Алашевским и трио «SBB» под руководством Я. Скжека. Однако в целом
рок-музыка в этом десятилетии переживала глубокий кризис, преодоленный только в
начале 80-х годов благодаря влиянию панка и новой волны. Польская рок-сцена
конца 1970-х годов представлена в основном группами, связанными с Ярочинским
фестивалем, такими как: «Śmierć Kliniczna», «T. Love», «Dezerter», «Deuter»,
«TZN Xenna» и другими. В конце 1970-х годов на первый план вышла другая
тенденция, оставившая свой неизгладимый след в молодежной музыке. Конечно, мы
говорим о панке, семена которого нашли в Польше плодородную, хорошо
подготовленную почву. Пустые полки в магазинах вызывали разочарование и
раздражение в обществе. Недовольство властью росло, и можно было ожидать, что
оно наконец-то прорвется.
Социальный взрыв произошел на рубеже 1970-х - 1980-х годов,
и, помимо всего прочего, вызвал настоящее возрождение польского рока. Именно в
этот период так называемой «музыки молодого поколения» было сформировано
большинство групп, довольно разнообразных по стилю, с которыми сейчас
ассоциируется само понятие – «польский рок». Очень популярны были группы,
практикующие так называемый средний рок: «Perfect» под руководством З. Холдиса,
«Lady Pank» с Я. Борисевичем, «Lombard»
с М. Островской, а также «Kombi» и
«Oddział Zamknięty»; группы тяготеющие к тяжелому року: «TSA», «Budka Suflera»
с К. Куговски, «Bank» и «Turbo». Главным представителем польского
симфонического рока была группа «Exodus» с братьями A. и В. Пучинскими; группа,
объединяющая рок и джаз – «Krzak» из Силезии; группы, играющие панк и новую
волну – «Maanam» Коры и М. Яцковского и «Republika» Гжегоша Чеховского. Музыку,
стилистически близкую к блюзу, исполняли «Kasa Chorych» с Р. Скибиньским и
«Dżem» с Р. Риделем. К сожалению, карьера этих групп была прервана смертью
вокалистов из-за передозировки наркотиков.
Настоящим анклавом свободы становится крупнейший
рок-фестиваль в Центральной и Восточной Европе, ежегодно проводимый в Ярочине.
Каждый год там собиралось до 20 000 любителей рок-музыки. Фестиваль служил
своеобразным «предохранительным клапаном» для молодых людей, у которых
появилось место, где, по крайней мере, в течение нескольких дней в году, они
чувствовали себя свободными среди людей с одинаковыми взглядами. В Яроцине
дебютируют такие группы, как «Dżem», «TSA» или «Hey». Однако свобода фестиваля
не была далеко не 100-процентной, так как между участниками циркулировало
большое количество агентов польской службы безопасности (Służba
Bezpieczeństwa), а тексты песен подвергались цензуре. Однако о силе Яроцина
может свидетельствовать тот факт, что он проводился даже во времена военного
положения, в то время как фестивали в Ополе или Сопоте были запрещены.
После 1989 года игроки на польской политической сцене
поменялись, а вместе с этим изменилась и суть рок-оппозиции. В музыке, которая
заставляла людей бороться за свои права, больше не было нужды. Музыкальная
жизнь Польши была быстро коммерциализирована и, целиком и полностью, попала под
контроль звукозаписывающих компаний, стремящихся в первую очередь обеспечить
своим слушателям хорошее времяпрепровождение (или ввести их в другое состояние
сознания). Польский рок 90-х годов представлен группами и солистами, которые
управляются, в основном, ведущими польскими звукозаписывающими лейблами
Izabelin Studio, Pomaton, MJM, Zic Zac или национальным филиалом BMG: «De Mono»,
«Wilki», «Hey», «Varius Manx», «Tilt» с Т. Липиньским, восстановленными «Lady
Pank» и «Perfect», а также певицей Эдитой Бартошевич и другими.
Тем не менее, несмотря на затянувшееся безвременье 1990-х и
2000-х годов и объявленную некоторыми музыковедами «смерть рока», в настоящее
время польские группы нового поколения возродили этос рок-н-рола,
ориентированый на борьбу за гражданские права. Сейчас капитализм начинает
восприниматься некоторыми рок- и панк-группами как враг. Среди этих групп
особое место занимает варшавская группа «Dezerter», образованная в 1981 году,
которая до этого громко критиковала коммунистическую систему. Другими группами,
занимающимися критикой капитализма и его поношенной тарабарщины в
посткоммунистической Польше, являются лодзинская группа «Cool Kids of Death» и
анархическая панк-группа из Щецина «Włochaty». Познаньская трэш-металлическая
группа «Acid Drinkers», созданная в 1986 году, и альтернативная металлическая
группа «Sweet Noise», основанная в 1990 году, протестуют в своих текстах против
отсутствия свободы, менталитета толпы и других абсурдов пост-коммунистического
общества.
В 1980-х годах католическая церковь была главной опорой антикоммунистической оппозиции в Польше. Однако после 1989 года институт церкви оказал огромное влияние на формирование новой законодательной системы, оказав влияние на такие сферы, как закон об абортах или общественное телевидение и радио. Именно тогда же религию стали преподавать в школах. В таких условиях легко было предсказать появление антиклерикальных настроений. Группы «Behemoth» и «Vader», играющие черный дэт-металл, открыто поднимают антихристианские темы в своем творчестве. Лидер «Behemoth» Адам Дарски получил известность, порвав копию Библии во время концерта в 2007 году. На польской металлической сцене появляются и другие экстремистские тенденции правого толка. Примечательным примером является образование коллектива «Graveland», возродившего в своих произведениях старые языческие верования. Уже из этого видно, что польская рок-музыка, сознательно или бессознательно, продолжает оставаться средством трансляции социально-политических настроений в обществе, отнюдь не ослабев в этом своём качестве с момента перелома 1989 года.
Польские рок-группы.
0–9 A Administratorr
Electro After... Ahimsa
(zespół muzyczny) Akurat Alamut
(zespół muzyczny) Albert
Rosenfield Almanach
(zespół muzyczny) Alpha
Dog (zespół muzyczny) Analog
(zespół muzyczny) Anawa
(zespół muzyczny) Andy
(zespół muzyczny) Ankh
(zespół muzyczny) Apogeum
(rockowy zespół muzyczny) Apteka
(zespół muzyczny) Art of
Illusion (zespół muzyczny) Atmosphere
(polski zespół muzyczny) Atrakcyjny
Kazimierz Avalanche B Babsztyl Ballady
i Romanse Banau Bank
(zespół muzyczny) Bardowie
(zespół muzyczny) Bemibek Bielizna
(zespół muzyczny) Big
Beat Sextet Big Cyc Big Day Bimber
Poland Black
River (zespół muzyczny) Blauka Blenders Bohema
(zespół muzyczny) Bokka Bracia
(zespół muzyczny) Brown
(zespół muzyczny) Bruno
Schulz (zespół muzyczny) Budka
Suflera Budzy i
Trupia Czaszka Button
Hackers C The
Calog Carrion Chassis
(zespół muzyczny) Cheap
Tobacco Chemia
(zespół muzyczny) Chili
My Chilli
(zespół muzyczny) Chłopcy
z Placu Broni (zespół muzyczny) Chocolate
Spoon Chylińska City Of
Mirrors Closterkeller Co Wy
Na To Cochise
(zespół muzyczny) Cocotier Crew Cuba de
Zoo Czarno-Czarni D D4D Dee
Facto Deef Des
Moines (zespół muzyczny) Detonator
BN Dogz Dr
Misio Dr.
Hackenbush Dr.
Huckenbush Düpą Dzika
Kiszka Dzikie Dziecko Dzikusy E Easy
Rider (zespół muzyczny) Eden
(polski zespół muzyczny) ELAR Elvis
Deluxe Emigranci
(zespół muzyczny) The End
(zespół muzyczny) Enej Ergo
(zespół muzyczny) Ex-Dance F Farba
(zespół muzyczny) Farel
Gott Fiesta
(zespół muzyczny) Firebirds Flapjack Fonovel Forbidden
Souls Formacja
Nieżywych Schabuff Fotoness Freedom
(zespół muzyczny) Frontside Frühstück
(zespół muzyczny) G Gardenia
(zespół muzyczny) Golden
Life Grejfrut Guess
Why Gutierez H Hak
(zespół muzyczny) Hard
Road (zespół muzyczny) Harlem
(zespół muzyczny) Hasiok Head
Hunters Hello!
(zespół muzyczny) Hey Hołd
(zespół muzyczny) Homo
Twist Horytnica Hot
Water Human
(zespół muzyczny) Hurrockaine I IMTM Incrowd Indios
Bravos Inkwizycja
(zespół muzyczny) Ira
(zespół muzyczny) Ivo
Partizan J Jackknife |
Jan Bo Jary
Band Jary
Oddział Zamknięty Jedyna
Maść Jumbo K Kabanos
(zespół muzyczny) Kancelarya Kangaroz Kapitan
DA Karate
Musiq Karawana
(zespół muzyczny) Karmacoma Karol
Schwarz All Stars Kasia i
Wojtek (zespół muzyczny) Kawałek
Kulki Kazik
na Żywo Kim
Nowak Kinsky
(zespół muzyczny) Klincz
(zespół muzyczny) Kobong Kobranocka Kofi Kombi
(zespół muzyczny) Kombii Komety Korba
(zespół muzyczny) Kości
(zespół muzyczny) Krajowa
Scena Młodzieżowa Kram
(zespół muzyczny) Kramer
(zespół muzyczny) Kristen Krzak
(zespół muzyczny) Kukiz i
Piersi Kulturka L L-4
(zespół muzyczny) Lady
Pank Leaf
(zespół muzyczny) Lebowski Legion
(zespół rockowy) Lizar Lizard's
Day LLA
Valon Loka
(zespół muzyczny) Lombard
(zespół muzyczny) LONDYN LONT Lotto
(zespół muzyczny) Luxtorpeda
(zespół muzyczny) Ł Łydka
Grubasa Łzy M Maanam Mafia
(zespół muzyczny) Malarze
i Żołnierze Manchester
(zespół muzyczny) Mancu Maqama
(zespół rockowy) Maria
Celeste (zespół muzyczny) Marienburg
(zespół muzyczny) Marne
Szanse Meller
Gołyźniak Duda Mietek
Blues Band Mięśnie
(zespół muzyczny) Mold
(zespół muzyczny) Morawski
Waglewski Nowicki Hołdys Mothernight Muchy
(zespół muzyczny) Mute
(zespół muzyczny) N Na
Górze (zespół muzyczny) Naczynia Nefer Neonovi NieBoNie Niemen Enigmatic (zespół muzyczny) Nieznani
Sprawcy (zespół muzyczny) Noko Normalsi NOT
(zespół muzyczny) Nowe
Sytuacje Nurt
(zespół muzyczny) O O.N.A. Obywatel
GC O Ocean
(zespół muzyczny) Oddział
Zamknięty Offensywa
(zespół muzyczny) Ogród
Wyobraźni One
Million Bulgarians Opera
(zespół muzyczny) Out of
Tune (zespół muzyczny) Oxy.gen P Pabieda
(zespół muzyczny) Panika
(zespół muzyczny) Paragraf
22 (zespół muzyczny) Paraphrenia
(zespół muzyczny) Partia
(zespół muzyczny) Pawilon
(zespół muzyczny) Pectus Penny
Lane (zespół muzyczny) Perfect
(zespół muzyczny) Piersi
(zespół muzyczny) Pięciu
(zespół muzyczny) Pilichowski
Band PIN
(zespół muzyczny) Pivo Planeta
(zespół muzyczny) Plateau
(zespół muzyczny) Plum
(zespół muzyczny) Płyny Pobieda
(zespół muzyczny) Popsysze Porter
Band Poszła
Czołgiem Power
of Trinity Poziom
600 Półbuty
(zespół muzyczny) PRL
(zespół muzyczny) Pro Vox Projekt
Volodia Proletaryat |
Prząśniczki Püdelsi Pustki (zespół muzyczny) Q Quorum (zespół muzyczny) R Raggafaya Raincarnation Ratatam Raz,
Dwa, Trzy Reaktywacja
(zespół muzyczny) Recydywa
(zespół muzyczny) Red
Lips Redakcja
(zespół muzyczny) Rendez-Vous
(polski zespół muzyczny) Reportaż
(zespół muzyczny) Revolucja Rezerwat
(zespół muzyczny) RH-
(zespół rockowy) RH+ Road
Trip's Over Roan
(zespół muzyczny) Rockaway
(zespół muzyczny) Romuald
i Roman Rotary Róże
Europy Rythm
and Blues (zespół muzyczny) Rzoz S S.N.O.W. Sami
(zespół muzyczny) Samokhin
Band Sandaless Savana Shaddai She
(zespół muzyczny) Shout Silver
Rocket Skaldowie Skampararas Skawalker Słodki
Całus Od Buby Sorry
Boys Stalowy
Bagaż StronaB Sublim Super
Box Superxiu Svora Symetria
(zespół muzyczny) Syndia
(zespół muzyczny) Szelest
Spadających Papierków Sztywny
Pal Azji Ś Śrubka Świetliki T T.Love Tajfuny Talking
Pictures Taraka
(zespół muzyczny) Test
(zespół muzyczny) The
Boogie Town The
Bootels The
Bumpers The
Complainer & The Complainers The
G(h)ost The
Goodboys The
Lollipops The
Rookles Thuoc Tipsy
Train Toronto
(zespół muzyczny) Tosteer Totentanz
(zespół muzyczny) Towary
Zastępcze Trawnik
(zespół muzyczny) Trupa
Wertera Utrata Trzy
Korony (zespół muzyczny) Trzymamy
się Zapały Trzynasta
w Samo Południe TSA
(zespół muzyczny) TSA
Michalski Niekrasz Kapłon TSA-Evolution Tune Twierdza
(zespół muzyczny) U Ulisses
(zespół muzyczny) Underground
(zespół muzyczny) Universe
(zespół muzyczny) Ur
(zespół muzyczny) V Varius
Manx Vinders Vintage
(zespół muzyczny) Virgin Voo Voo W Wanda i
Banda Wańka
Wstańka White
Highway Wiewiórka
na Drzewie Wilki
(zespół muzyczny) Woody
Alien Wowa
Band Wrinkled
Fred Wu-Hae Y Ya
Hozna Yeednoo Yokashin Yugopolis Z Zacier
(zespół muzyczny) Zahlada ZanderHaus ZaraZZaraz Zdobywcy
Pewnych Oskarów Zero
procent Ziemia
Zakazana Ziyo Zoo
(zespół muzyczny) Ż Żuki
(zespół muzyczny) Żuki
Rock and Roll Band |
Комментариев нет:
Отправить комментарий