«Das Allgemeine Deutsche Kommersbuch» (1858).
Студенческая песня (Studentenlied) - это песня, которая традиционно исполняется исключительно студентами на мероприятиях студенческого досуга - иногда с инструментальным сопровождением.
История.
У истоков
европейских студенческих песен находятся ряд латинских стихов и песен,
написанных академически образованными людьми в монастырях или при епископских
дворах и которые тематически связаны со студенческими песнями через радость
жизни, которую они выражают. Хотя появление студенческих песен и восходит к
средневековью, первый сборник немецких студенческих песен появился в печати
только в 1781 году.
В 19 веке
издавалось все больше и больше студенческих песен, что привело к их стандартизации
и канонизации. Существовали специальные сборники песен, которые можно было
использовать в качестве текстовых шаблонов для пения за пивным столом, так
называемые «коммерческие книги» («Kommersbücher»). Помимо
студенческих песен, в «Коммерсбух» (ударение на втором слоге) было много
народных песен. В Швейцарии и Австрии эти книги традиционно называют
«Kantusprügel». Обложка переплетенных «Kommersbücher» снабжена т.н. пивными
гвоздями. Эти декоративные гвозди в форме полусферы или пирамиды снижают риск
контакта книги, лежащей на столе, с разлитым пивом. «Kommersbücher»,
используемые сегодня студенческими ассоциациями, содержат в основном песни,
написанные в 19 веке или в последние годы Германской империи, а некоторые
относятся ко второй половине 18 века. Песням последних десятилетий ХХ века еще
не нашлось места в традиционном каноне «Kommersbücher».
Студенческая
песня стала отличительной чертой студенческих ассоциаций, которые возникали с
1800 года и строили, развивали и сохраняли песенную традицию. Для студенчества,
как социальной группы характерны индивидуальная свобода и независимость, а
также особенно ярко выраженный жизненный интерес. Соответственно и в
студенческих песнях традиционно затрагиваются темы, интересующие молодых людей,
хотя бы на некоторое время сбежавших из-под присмотра родителей: главную роль играют
вечеринки, выпивка, походы и другие виды досуга, наслаждение природой и ее
временами года, а также любовь и секс. На студенческую песню также оказали
влияние народные и солдатские песни. Однако песни ландскнехтов, которые часто
используются студентами, имеют совсем другое историческое происхождение, и их
следует отличать от студенческих песен.
Песни,
предоставленные специализированными учебными центрами, такими как лесная и
горная академии, также являются частью традиционного репертуара «Kommersbücher»
(например, «Steigerlied»). В технических вузах до сих пор сохраняется
определенная близость к песням подмастерьев. Во все времена отношения между
студентами и мастерами в научных университетах были напряженными, что и привело
к появлению подобных песен.
В начале
19 века в развитии студенческих песен начался новый этап. Как признанные, так и
малоизвестные авторы стали писать песни на студенческие темы. Они брались за
это в основном в преклонном возрасте, ностальгируя по временам своей студенческой
юности. Тексты и мелодии стали более художественными, но и более
искусственными. Тенденция заключалась в том, чтобы романтизировать студенческую
жизнь, подчеркнув её положительные стороны, и тем самым поддержать
избирательную память о «прекрасной молодости». Открытая приверженность
развязным студенческим манерам и обычаям считалась неприемлемой в приличном
обществе и не способствовала карьерному росту, поэтому в отношении студенческих
песен повсеместно практиковались анонимные публикации. Благодаря
расширяющимся контактам с образованным средним классом в студенческой песне стали
возникать новые темы. Особенно типичной стала песенная форма, в которой в
шутливой форме затрагиваются исторические темы. Самым известным поэтом этого
жанра был Йозеф Виктор фон Шеффель.
В первой
половине XIX века появились и начали бурно развиваться студенческие песни
политического содержания. В контексте общей политической ситуации в эпоху
Наполеона и после Венского конгресса возникла особая студенческая культура, получившая
особенное развитие в области песни. Связи студентов, в том числе и за пределами
учебных классов, становились все более активными. Студенческие традиции в
немецких университетах культивировались и развивались набирающими силу
студенческими ассоциациями. Правда реакционная политика Меттерниха мешала
распространению студенческой песенной культуры в немецкоязычных университетах
Габсбургской монархии. Модные веяния из Центральной Европы не оказали также значительного
влияния на многовековые студенческие культуры Средиземноморского региона
(Италия, Испания).
После
отмены в 1848 году реакционных Карлсбадских постановлений (Karlsbader
Beschlüsse), ограничивающих гражданские права и свободы в германских
государствах, студенческие ассоциации стали общественно признанными
непрофессиональными учебными заведениями при университетах. Известные поэты и
композиторы теперь могли делать себе имя, сочиняя студенческие песни, чем они активно
и занимались. Песенная культура студенческих объединений расцвела в
университетах Дунайской монархии, например, в Вене, Инсбруке, Граце, Праге,
Брно и Черновцах.
«Allgemeine
Deutsche Kommersbuch» была впервые опубликована в 1858 году, а её 167-е издание
вышло в январе 2021 года. С помощью этой книги в середине XIX века был создан
обязательный и стандартизированный сборник студенческих песен, который актуален
и сегодня.
Во второй
половине XIX века общая студенческая культура превратилась в культуру братств. Ассоциации
студентов утратили свой бунтарский ореол и превратились в официальные
учреждения для внеклассного образования учащихся. Студенческие братства стали
активно разрабатывать свои обычаи и традиции, а также символы университетской
идентичности (цвет, геральдику, части одежды, и т.п.). Для сопровождения
определенных ритуалов стали активно использоваться и старые студенческие песни.
Вот
несколько примеров: практически во всех студенческих объединениях есть так
называемая «цветная песня» или, по крайней мере, «цветная строфа», которая
поется на одну и ту же мелодию в конце определенной песни. Это музыкальные
символы идентичности, которые служат для укрепления внутренних связей в
студенческом братстве. В тексте даются отдельные ссылки на конкретное
студенческое объединение и его отличительные особенности. В случае связей,
которые имеют историческую и национальную ориентацию, это может относиться к
региону происхождения первых членов сообщества.
После
основания 2-й Германской Империи в 1871 году, среди немецких студентов стали
популярными «патриотические» песни, то есть песни о немецкой нации и ее
воинской доблести. Они стали постоянным пунктом в программе праздничных
студенческих мероприятий.
К 1900
году создание основного корпуса немецкоязычных студенческих песен было
практически завершено. Сегодня традиционные студенческие песни в Германии,
Австрии и Швейцарии считаются культурным достоянием студенческих ассоциаций, в
состав которых входят 2-3% процента от общего числа студентов. Постепенно
студенческая песня была стандартизирована и стала традиционной частью немецкой
культуры.
Во всем
немецко-говорящих странах возникла и расцвела целая индустрия, связанная со
студенчеством. Студенческой культуре были посвящены различные сувениры,
графика, художественные открытки и романы, при этом студенческая песня часто
использовалась в качестве объединяющего ключевого фактора. Студенческие песни
очень часто служили названиями для картин и книг, а с 1920-х по 1950-е годы -
также и для фильмов.
Сегодня
традиционные студенческие песни исполняются и поются почти исключительно в
студенческих ассоциациях. Однако за их пределами популярность студенческих
песен чрезвычайно низка, в основном из-за того, что традиционные тексты и
мелодии этих песен не соответствуют настоящему времени.
На
международном уровне культура студенческой песни распространилась в основном на
голландскую территорию (Нидерланды, Фландрию), Швейцарию, Скандинавию и
Восточную Европу (Польша, страны Балтии). Следы этого влияния видны и сегодня.
Студенческий фламандский песенник бельгийских студенческих ассоциаций,
доступный в нескольких региональных изданиях, содержит несколько немецких
студенческих песен, исполняемых на немецком языке. В Швеции до сих пор
популярен местный перевод немецкой песни «O alte Burschenherrlichkeit». В Польше были созданы студенческие
корпорации, ищущие контакты с немецкими молодежными ассоциациями; есть польский
проект по созданию немецко-польской «Kommersbuch», в
котором старые немецко-силезские студенческие песни, которых нет в сегодняшних
выпусках немецких «Kommers», должны
быть восстановлены и изданы вместе с польскими студенческими песнями. В конце
концов, версия «Gaudeamus
igitur» популярна во всем англоязычном
мире вплоть до Америки и считается там традиционной студенческой песней.
Жанры
студенческих песен
Средневековые
бродячие песни (Vagantenlieder des Mittelalters).
Бродячая
поэзия относится к средневековой светской поэзии, которая часто (но не
исключительно) исходит от странствующих священнослужителей и ученых. Среди
бродячих песен наиболее известна и популярна «Carmina Burana», песни из «Codex
Buranu», которая была популяризована немецким композитором и музыкальный
педагогом Карлом Орфсом (Carl Orffs) в его знаменитой кантате «Vertonungen»
(1937).
Компоненты
песни «Gaudeamus igitur» известны из раннесредневековых источников. Версия,
записанная немецким теологом, писателем и публицистом Христианом Вильгельмом
Киндлебеном в 1781 году, широко распространена во всем мире.
Менее популярная,
но все же присутствующая в каждой современной «Коммерсбух», песня «Meum est
propositum» («Исповедь») восходит к произведению «Aestuans interius ira
vehementi» которое было написано около 1163 года в Павии поэтом, творившим под
псевдонимом Архипиита Кёльнский (Archipoeta).
Автор
песни, предположительно бывший студент-медик рыцарского происхождения, служил у
архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя. «Исповедь», принадлежащая к
заложенной Августином исповедальной традиции и в то же время пронизанная
характерными для поэзии вагантов сатирическими и гедонистическими мотивами,
является самым известным произведений Архипииты и считается одной из вершин
средневековой лирики. Фрагмент «Исповеди» упоминается в «Carmina Burana» и используется
в кантате К. Орффа «Vertonungen».
Круглые
песни (Rundgesänge).
В
исторических источниках до нас дошли так называемые круглые песни, в которых
каждый участник студенческого застолья должен был импровизировать строфу. Куплет
песни исполняла вся группа.
Со
временем самые популярные строфы стали все более стандартизированными.
Некоторые из этих песен попали в «Коммерсбух». В основном они датируются XVIII
веком, имеют много коротких, двухстрочных строфы и длинный, часто повторяющийся
рефрен, который оставлял время для сочинения следующей строфы. Литературный уровень
круглых песен в основном низкий, язык происходит из молодежного повседневного
языка 18 века.
Примерами
традиционных круглых песен могут служить «Ça, ça
geschmauset» и «Es leben die Studenten», написанная поэтом Кристианом
Деном на мелодию французской студенческой песни «Mon père est à Paris».
Застольные песни (Trinklieder).
Студенческие
застольные песни, которые выделялись определенной литературной претензией,
появились в основном в 19 веке. Их обычно включают во все «Коммерсбухи» и до
сих пор с удовольствием поют. Наиболее известным автором одной из таких песен
является великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете, который в 1810 году написал
песню «Ergo bibamus» (нем. «Так давайте выпьем»). Эта песня была положена на
музыку Максом Эбервейном в 1813 году.
В 1986
году в Йене на месте бывшей университетской пивоварни у фонтана рядом с
анатомической башней (Leutragraben) был установлен памятник, названный «Ergo
Bibamus» в честь произведения Гете. Памятник создал йенский художник Фреймут
Древелло. Как это характерно для ГДР, в качестве материала был выбран
«пластик».
Скульптура
изображает пьющего пиво студента, который едет на пивной бочке, из отверстия
которой выходит фигура дьявола. По официальной версии возведение монумента было
приурочено к принятию академического закона о пивоварении 1548 г. Неофициально
же свою роль сыграл растущий в ГДР интерес к досоциалистическим студенческим
традициям.
В августе
2000 г. мемориал пришлось окончательно убрать в университетское хранилище из-за
хрупкости материала. Сбор пожертвований позволил отлить его в бронзе и
установить у входа на Вагнергассе, недалеко от первоначального места.
Песня «Ergo bibamus» также была перезаписана в 2002 году фолк-группой «Liederjan» в рамках выпуска альбома с текстами Гете.
«Beim
Rosenwirt am Grabentor» - еще один пример популярной студенческой застольной
песни конца XIX века с литературным, романтизирующим языком, сложной мелодией и
запоминающимся припевом, которая часто поется и сегодня.
Песню
создал в 1896 году известный немецкий
композитор, дирижер и музыкальный педагог Отто Лоб (Otto Lob), положив на
музыку стихи малоизвестного поэта Юлиуса Рудольфа Гспандля (Julius Rudolf
Gspandl).
Некоторые
застольные песни тематически связаны не только с выпивкой в составе веселой
компании, но иногда и с неприятными последствиями чрезмерной выпивки, как
например песня «Fahrender Schüler», написанная в 1855 году и известная также
под названием «Der Sang ist verschollen».
Любовные
песни (Liebeslieder).
Со времен
средневековья социальная ситуация в университетских городах характеризовалась тем
фактом, что молодые люди из преимущественно богатых провинциальных семей
(университеты редко открывались в небольших городах) в плане гостиничных услуг зависели
в основном от бедного населения и обычно снимали жилье в городских трущобах. В
этих местах быстро развивалась инфраструктура, которая идеально отвечала
потребностям и порокам молодых людей. Разрыв в уровне благосостояния привел к
некоторым нежелательным изменениям, поскольку услуги местного населения не
ограничивались питанием и проживанием, а довольно быстро адаптировались к
сексуальным потребностям студентов. Часто для проституции использовались
молодые дочери домовладельцев или девушки из других малообеспеченных семей.
Студенческие
песни, написанные в 19 веке, романтизируют эту ситуацию, изображая встречу студента
с дочерью владельца жилья, как первую невинную юную любовь. Термин «Filia
hospitalis», то есть дочь домовладельца, особенно ярко описан в часто
цитируемой песне «O wonnevolle Jugendzeit», написанной композитором Отто Лобом
на стихи писателя и поэта Отто Кампа.
Популярная
охотничья песня о «Влюбленном Егере» («Jägers Liebeslied»), написанная великим немецким
композитором Францем Шубертом на стихотворение Франца фон Шобера в феврале 1827
года, представляет собой раскованное и веселое произведение, в котором описание
различных охотничьих приключений чередуется с любовными историями.
Жанр
шутливо-исторических песен связан с именем поэта и члена братства Йозефа
Виктора фон Шеффеля, восхищавшего своими произведениями образованный средний
класс Германии XIX века. Несмотря на то, что целевая группа была его песен была
не только студенческой, песни Шеффеля стали чрезвычайно популярны среди
студентов, и вошли в постоянный репертуар «Коммерсбух». Коммерсанта. Для
содержания песен Шеффеля характерно то, что исторически известная фигура
сталкивается с повседневными, иногда слишком человеческими проблемами или
собственными пороками и из-за этого переживает какие-то неприятности.
Одна из
его известнейших песен «Als
die Römer
frech geworden», написанная по мотивам разгрома
в Тевтобургском 3-х легионов Квинтилия Вара восставшими херусками Арминия
отражает национальный дух эпохи борьбы за объединение Германии. Песню часто
поют и сегодня.
Песни
«стариков» («Altherren»-Lieder).
После 1848
года, с отменой карлсбадских постановлений, студенческие ассоциации и вообще
вся традиционная студенческая культура перестали быть выражением юношеского
непослушания, а превратились в учреждения внеклассного образования. Бывшие
студенты с грустью вспоминали «старые времена», когда бурная студенческая жизнь
не была так зарегламентирована канонизированными правилами и традициями. Их воспоминания
о веселой студенческой жизни нашли своё отражение в т.н. песнях «стариков» -
обычно меланхоличных и грустных, тоскующих о быстро прошедшем золотом веке
юности.
Первый
сохранившийся текст такого рода - это знаменитая песня «старика», впервые
опубликованная в 1825 году, но в то время мудро анонимная. Песня больше
известна под нынешним названием «O alte Burschenherrlichkeit».
Во второй
половине XIX века в «Коммерсбух» появляется несколько песен на эту тему, причем
зачастую это переделки старых или очень старых студенческих песен, как,
например, несколько вариаций средневекового студенческого гимна «Gaudeamus
igitur».
Походные
песни (Wanderlieder).
Возникший
в эпоху романтизма пеший туризм был вызван увлечением молодежи немецкой
историей. Наряду с красотами природы стало модно интересоваться старыми,
загадочными, предпочтительно средневековыми памятниками. Особый интерес вызвали
винодельческие районы в долинах крупных немецких рек, таких как Рейн, Майн,
Неккар и Заале.
Студенческие
песни, посвященные этой теме, были написаны еще в первой половине XIX века. Один
из примеров - это «Dort Saaleck, hier die Rudelsburg», песня ассоциации «Kösener
Senioren-Convents-Verband», написанная немецким писателем Германом Аллмерсом в
1863 году. В сборники студенческих песен «Коммерсбух» были также включены некоторые
народные песни, соответствующие этой тематике.
«Das Lied
der Franken», написанная Йозефом Виктором фон Шеффелем и Валентином Беккером, известна
как региональный гимн франконского региона. Эта песня очень популярна среди
студентов, особенно в юго-восточной части Германии.
Политические
и патриотические песни (Politische und vaterländische Lieder).
Песни
политического и патриотического содержания основывались на политической,
зачастую оппозиционной официальным властям, ориентации студенческой молодежи
того времени. Первые студенческие песни политического содержания появились в эпоху
освободительных войн (1812-1814 гг.) и достигли апогея своего развития в т.н.
«Предмартовский» период (1830-1848 гг.).
Уже в
годовщину Битвы народов под Лейпцигом в октябре 1814 года была написана песня «Flamme
empor!», выразившая призыв к свободе и единству Германии. В этой борьбе приняли
участие многие студенты, у которых впервые возникло ощущение, что они сражаются
за Германию, а не за какую-либо княжескую династию или отдельную часть
Священной Римской Империи. Текст песни был
написан евангелическим теологом Иоганном Нонне (Joh. H. Christian Nonne» и положен на мелодию «Feinde ringsum» О.Л.Глэзера (O. L. Tr. Gläser).
«Flamme empor!» стала достаточно популярной, но сегодня ее поют редко.
Народная
песня «Die freie Republik», известная также под названием «In dem Kerker saßen
zu Frankfurt an dem Main», описывает бегство студентов, заключенных в тюрьму
после попытки революционного переворота, совершенной 3 апреля 1833 года в
Свободном городе Франкфурт (Frankfurter Wachensturm).
В 1841
году член студенческого братства Август Генрих Хоффманн фон Фаллерслебен (August
Heinrich Hoffmann von Fallersleben) написал «Песнь немцев» («Lied der
Deutschen»), которая в том же году была публично исполнена в Гамбурге на улице Юнгфернштиг.
В следующем году автор песни был уволен с государственной должности и выслан из
Пруссии. Его произведение, которое благодаря большой популярности у студенческой
молодежи до сих пор можно найти в «Allgemeine Deutsche Kommersbuch», стало в
1922 году национальным гимном Германии.
Студенческие
братства того времени, будучи чрезвычайно политически активными, сыграли важную
роль в Мартовской революции 1848 года.
Во второй
половине 19 века большинство немецких студентов, принадлежавших как правило к
буржуазии были вполне лояльными к государству и с энтузиазмом относились к
«национальному делу». Коммунисты, социалисты и социал-демократы рассматривались
как враги отечества («патриотические подмастерья»). Безудержный международный
капитализм, разочаровавший многих людей после того, как в 1870-х годах лопнул
спекулятивный пузырь периода первичного накопления капитала, подвергся критике.
«Международный иудаизм» был назван бенефициаром капитализма, что стимулировало
антисемитизм, особенно среди студенческой молодежи. Эта тенденция сохранялась
практически до конца 2-й Мировой войны. В это время типичный немецкий студент был
«национально настроен» и отстаивал «национальное дело». «Международный» стало
ругательным словом. В эти десятилетия студенты ориентировались на патриотические
народные песни. Песня «Die Wacht am Rhein» была особенно популярна и исполнялась
на национальных праздниках.
В 1960-е
годы немецкими студенческими традициями заинтересовались и студенты ГДР, что
проявилось в заботе о старинных песнях. Из-за запрета в стране традиционных
студенческих ассоциаций, признанных буржуазным пережитком, «Kommersbuch»
официально не издавались, поэтому интересующимся приходилось собирать на
чердаках сохранившиеся довоенные экземпляры и для последующего распространения
копировать их вручную. Старые студенческие традиции также воссоздавались
любительским способом.
В начале
1980-х годов - без каких-либо контактов и первоначально без какого-либо влияния
с Запада - в ГДР образовались новые студенческие ассоциации, для которых
студенческий колорит и студенческая песня стали важными отличительными чертами.
С 1987 года стали возможны публичные исполнение традиционных студенческих песен
на некоторых официальных мероприятиях. Одной из последних попыток руководства
ГДР контролировать студенческое движение стало подчинение деятельности новых
студенческих организаций Союзу Свободной немецкой молодежи (FDJ), что удалось
лишь частично и на короткое время.
В 1987
году по случаю 170-й годовщины Вартбургского фестиваля FDJ попытался продолжить
традицию студенческой песни и по этому случаю опубликовал песенник, в котором
традиционные студенческие песни сочетались с песнями FDJ. В последние годы
существования ГДР официально издавались сборники и пластинки с традиционными
студенческими песнями.
Студенческая
песня сегодня.
Во второй
половине ХХ века студенческие песни создавались лишь в ограниченном объеме,
преимущественно в студенческих кабаре. В основном это происходило в случае,
если известные народные песни или популярные песни протеста подкреплялись
актуальными текстами «на злобу дня». Долговечность подобных песен была
небольшой, и они обычно забывались вместе с событием, вызвавших их к жизни,
либо со сменой политической ситуации. Репертуар сегодняшних студентов состоит в
основном из немецких и зарубежных эстрадных песен, распространенных также и среди
нестуденческой молодежи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий