Dimery R. «1001 Albums You Must Hear Before You Die».
«Они
дьявольские, эти кусочки… Только когда вы начинаете слушать их все, один за
другим, они начинают вам что-то открывать. Нет единого ключа к их пониманию, но
они не настолько таинственны и странны, чтобы их нельзя было понять».
Джазовый
саксофонист Стив Лейси.
«Brilliant
Corners» — студийный альбом американского джазового музыканта Телониуса Монка,
вышедший в 1957 году. Это был его третий диск на лейбле «Riverside». Заглавный
трек был настолько сложен, что потребовал более дюжины дублей в студии и
считается одной из самых сложных композиций.
В конце 1956 года альбом был записан в виде трех сессий с двумя разными квинтетами. Композиции «Ba-lue Bolivar Ba-lues-Are» и «Pannonica», которые Монк играл на целесте, были записаны 9 октября с саксофонистами Эрни Генри и Сонни Роллинзом, басистом Оскаром Петтифордом и барабанщиком Максом Роучем. Первая композиция была названа в честь отеля «Боливар», в котором останавливалась одна из самых важных поклонниц современного джаза, представитель дома Ротшильдов Панноника де Кенигсвартер, тесно связанная с семьей Монков. Телониус Монк познакомился с ней во время своей первой поездки в Европу в 1954 году.
15
октября Монк попытался записать заглавный трек альбома композицию «Brilliant
Corners» с той же группой во время четырехчасовой сессии. Сложность заглавного
трека стала проблемой для сторонников Монка, которые сделали двадцать пять
дублей, и привела к напряженности между ним и Генри, который чуть не сломался
морально, и Петтифордом, который обменивался резкими словами с Монком во время
сеанса. Во время одного из дублей продюсер Оррин Кипньюс и другие
присутствующие в диспетчерской не могли расслышать игру Петтифорда и проверили
его микрофон на предмет неисправности, но в конце концов осознали, что он
только имитирует игру. Не получив в конечном итоге законченного дубля, Кипньюс
потом собрал альбомную версию из нескольких дублей. Заглавный трек альбома
имеет нетрадиционную структуру песни, которая отклоняется как от стандартной
формы песни, так и от блюзовой структуры, а также от афроамериканских
музыкальных корней Монка.
7 декабря
с Полом Чемберсом на басу и трубачом Кларком Терри, который заменил Генри, была
записана композиция «Bemsha Swing», а Монк записал сольную фортепианную версию
«I Surrender, Dear».
Согласно
журналу «Down Beat», «Brilliant Corners» был самым популярным альбомом 1957
года. Редактор журнала Нат Хентофф присвоил альбому пять звезд и назвал его
«самой важной современной джазовой пластинкой лейбла «Riverside» на сегодняшний
день». Джазовый писатель Дэвид Х. Розенталь позже назвал альбом «классической»
сессией хард-бопа. Музыкальный критик Роберт Кристгау сказал, что, наряду с
концертным альбомом 1958 года «Misterioso», «Brilliant Corners» представляет
собой пик творчества Монка. Линдси Плэйнер из Allmusic написал, что альбом
«вполне может считаться альфой и омегой американского послевоенного джаза. Ни
одна серьезная джазовая коллекция не должна обходиться без него». В рейтинге
«The Penguin Guide to Jazz Recordings» альбом был включен в предлагаемую
«базовую коллекцию» записей.
В 2003,
«Brilliant Corners» стал одной из пятидесяти записей, выбранных в том году
Библиотекой Конгресса для национального реестра записей. В 1999 году, благодаря
своему историческому значению альбом был принят в Зал славы Грэмми. Он также
был включен в справочник «1001 альбом, который вы должны услышать перед
смертью», причем рецензент Эндрю Гилберт сказал, что альбом «ознаменовал
возвращение Монка в качестве композитора первой степени».
Thelonious Monk –
Brilliant Corners (1957).
A1 Brilliant
Corners 7:45
A2 Ba-Lue
Bolivar Ba-Lues-Are 13:07
B1 Pannonica
8:50
B2 I
Surrender, Dear 5:27
B3 Bemsha
Swing 7:40
Alto Saxophone – Ernie Henry (tracks: A1 to B1)
Bass – Oscar Pettiford (tracks: A1 to B1), Paul
Chambers (tracks: B3)
Celesta – Thelonious Monk (tracks: B1)
Drums – Max Roach (tracks: A1 to B1, B3)
Piano – Thelonious Monk
Tenor Saxophone – Sonny Rollins (tracks: A1 to B1, B3)
Trumpet – Clark Terry (tracks: B3)
«Хотя «Brilliant Corners» - третий диск
Телониуса Монка для «Riverside», он первый на лейбле, сочетающий столь тяжелый
оригинальный материал. Энтузиастам, утомившимся идиосинкразической природой
игры Монка или его практически арифметическими последовательностями аккордов,
следует время от времени возвращаться к «Brilliant Corners». Неизбежная
свежесть и жизненная сила пропитывают каждый такт каждой песни. С течением
времени становится все труднее представить себе других музыкантов, способных
поддержать Монка с такой иронической точностью… [] … «Brilliant Corners» вполне
можно считать альфой и омегой американского джаза после Второй мировой войны.
Без него не может быть ни одного серьезного джазового сборника».
--- Линдси Плэйнер,
AllMusic Review
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий