Рок-опера
(музыка - Эндрю Ллойд Уэббер, либретто - Тим Райс), изданная первоначально как
альбом, состоящий из двух виниловых пластинок, в 1970 году. Альбом имел
огромный успех, особенно в США, где в 1971 году он несколько раз поднимался на
1-ое место в списке Billboard.
Рок-опера «Jesus Christ Superstar» привлекла внимание постановщиков мюзиклов на
Бродвее, и продолжила свою жизнь в многочисленных постановках (вплоть до наших
дней) на многих языках мира во многих странах. Альбомов, связанных с этой
рок-оперой, вышло также несколько десятков, только на английском языке было
около 10 изданий в разных трактовках и исполнениях, но данное издание считается
оригинальным и классическим.
Эндрю
Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу - 26, когда они создали это
монументальное произведение. До этого у них уже был опыт обращения к библейским
сюжетам. В 1968 году этот творческий тандем сочинил для одной из начальных школ
Лондона 15-минутную кантату под названием «Joseph and the Amazing Technicolor
Dreamcoat» («Иосиф и его удивительный цветастый плащ мечты»). Это было
произведение в легкоперевариваемом стиле поп-музыки, идея базировалась на
истории "разноцветного плаща" Иосифа из Еврейской Библии, вероятно
сотканного из разных лоскутков. Произведение имело успех, после первого
исполнения кантаты, авторов позвали в другие школы и, поначалу предназначенное
для школьных утренников, постепенно обрело форму концептуального альбома «Joseph
and the Amazing Technicolor Dreamcoat», который фирма Decca выпустила в 1969
году.
«Jesus
Christ Superstar» задумывался как рок-опера, но не ведая, где взять финансы для
ее постановки на сцене и не имея представления о том, как это осуществить,
Ллойд Уэббер и Райс, более знакомые с индустрией звукозаписи, решили сделать ее
в виде концептуального альбома. Английский филиал компании MCA Records
заинтересовался, но попросил для начала записать одну песню и проверить реакцию
на нее публики. Ллойд Уэббер и Райс записали первую песню рок-оперы под
названием "Jesus Christ Superstar" (которая в окончательном варианте
называлась просто "Superstar" и помещена почти в финале) и MCA
выпустила ее на сорокопятке в сентябре 1969 года. Несмотря на некоторую долю
критицизма, в целом песня была воспринята положительно и - что для компании
звукозаписи важнее всего! - попала в чарты. MCA дала авторам полный карт-бланш
продолжать это дело, они закрылись в одном из провинциальных отелей и сочинили
за неделю всю рок-оперу. А в июле 1970 альбом был уже готов.
Представление о Христе в рок-опере «Jesus Christ Superstar» сильно навеяно культурой, или как ее чаще называют - контркультурой хиппи, а также Движением Иисуса, которое плавно родилось в конце 1960-х из движения flower power на Западном побережье. Участники движения называли себя "фрики Иисуса". Сторонников Иисуса в опере можно считать типичными фанами, а сам Иисус так и называется здесь Суперзвезда, то есть идол этих фанов. Обращение учеников к нему явно взято из "хипповой" среды: "Hey JC, JC/ You're all right by me" (Эй, Джей Си, Джей Си, ты очень клевый для меня), за что оперу часто обвиняли в "уличном языке".
Когда «Jesus
Christ Superstar» стал суперуспешным бродвейским мюзиклом, многие американские
критики восприняли это явление с максимально возможным снобизмом. Неизвестно,
насколько были искренни их заявления о "бескультурии и
бесталанности", и насколько были вызваны завистью к безвестным британским
юношам, "поставившим на уши" всю Америку. Музыкальный журнал Down
Beat назвал «Jesus Christ Superstar» "образчиком дешевой халтуры,
возведенной на Олимп с помощью коммерческой раскрутки".
Вдобавок
ко всему, «Jesus Christ Superstar» подвергся критике с религиозной точки
зрения, как со стороны влиятельной в США протестантской церкви, так и со
стороны иудейских общин. Даже такая богемная личность, как Билл Грэм, владелец
знаменитых в рок-истории концертных залов Fillmore West в Сан-Франциско и
Fillmore East в Нью-Йорке, сказал про рок-оперу, что она "граничит с
богохульством и святотатством". А христиане-евангелисты пикетировали
здание театра Mark Hellinger, где проходила постановка мюзикла. Главные
обвинения строились на том, что опера концентрировалась на человеческой
сущности Иисуса, почти исключая его божественность. Иисус был показан в опере
сомневающимся в своей миссии, подверженным человеческому страху страданий и
смерти, а факт Воскресения и вовсе выпал из произведения. Притчи и заповеди
Христа напрочь отсутствуют в либретто. В ответ, Райс и Уэббер активно отрицали
какие-либо религиозные мотивы при написании «Jesus Christ Superstar»,
утверждая, что это абсолютно нейтральная в теологическом смысле вещь.
И на
самом деле, Иисус здесь не религиозная икона, а скорее напоминает героев
поп-культуры начала 1970-х. Это измотанная и разочарованная славой
знаменитость, избегающая назойливых фанов. Гибель оперного Иисуса - скорее
печальное последствие собственной знаменитости, чем священная жертва. Перед
нами не могущественный Бог, но измученный человек, который будучи окруженным
нескончаемыми толпами больных и калек внезапно вскрикивает (голосом Гиллана):
"Ох, как много вас! ... И как мало меня!" Журналистка из британской
газеты Guardian София Дебоик комментирует эту сцену как "выражение
клаустрофобии, заработанной на славе. Это история скорее об Элвисе, чем о
Спасителе человечества."
И
действительно, в этой сцене явлен не Сын Божий, в избытке обладающий
безграничной любовью, но суперзвезда, переживающая явление, с которым
столкнулись Битлз во времена битломании, когда им нередко оказывалось
религиозное почитание.
"Поскольку
мы стали знаменитыми, к нам в гримерку все время ломились эпилептики и другие
несчастные," - из воспоминаний Джон Леннона в "Анталогии Битлз",
- "И нам полагалось принимать их... С ними обязательно сестра или сиделка.
Они подталкивают к тебе калек, будто ты Христос, будто у тебя нимб, и ты
способен исцелить их... В Штатах калек приводили за кулисы сотнями - это было
неописуемо. Я не мог смотреть на них, мне приходилось отворачиваться... Мы не
были жестокими. На берегах Мерси мы повидали немало горя. Но когда мать кричит:
"Пожалуйста, прикоснитесь к моему сыну, быть может он снова начнет
ходить!" - хочется убежать, расплакаться, отдать все, что у тебя
есть."
Джордж
Харрисон подтверждал это: "Мы лишь играли рок-н-ролл, а их привозили не
только в инвалидных креслах, но иногда и в кислородных палатках. На что они
расчитывали? Не знаю... Это выглядело примерно так: "Сколько их сегодня,
Брайан?" Мы выходили из своей комнаты и, направляясь к сцене, буквально
пробивались сквозь целую толпу этих несчастных, а они старались хотя бы
коснуться нас."
Это
представление об Иисусе в опере как уставшем, мизантропичном поп-герое еще более
подчеркивает тот факт, что на его роль в альбоме был взят вокалист Deep Purple
Иэн Гиллан. В то время Deep Purple обрели популярность с хитом "Black
Night" и статус Гиллана как развязной рок-звезды в джинсах в обтяжку явно
придавал альбому «Jesus Christ Superstar» рок-н-ролльный характер. В этом
заслуга не только Гиллана, но и эмоциональное исполнение ритм-н-блюзового певца
Мюррэй Хэда (в роли Иуды), блюзового вокалиста Виктора Брокса (в роли
первосвященника Каиафы), бывшего вокалиста группы Manfred Mann Майка д'Або (в
роли царя Ирода), а также известных сессионных рок-музыкантов: гитаристов Генри
МакКаллоха, Нила Хаббарда, Криса Спеддинга, басиста Алана Спеннера и ударника
Брюса Роуланда.
В
производственном смысле «Jesus Christ Superstar» представляет собой великолепно
спродюсированный и блистательно для своего времени смикшированный рок-альбом со
множеством наложений, как рок-, так и оркестровых аранжировок, густо
наполненных сложными сменами ритма и тактовых размеров. В нем восхищает все:
все вокальные и инструментальные партии, продуманная аранжировка, чуткое
панорамирование и умное стереораспределение. В записи принимали участие 62
музыканта, два хора (один из них детский), вокальная группа The Trinidad
Singers и струнный Городской Лондонский ансамбль.
Альбом
записывался в нескольких лондонских студиях: Olympic Sound Studios, Barnes,
Advision Studios, Island Studios и Spot Productions Studios на высшем
достижении тогдашней техники - 16-канальном магнитофоне. Запись продюсировали
сами Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. «Jesus Christ Superstar» - пожалуй,
единственный их настоящий рок-альбом - все дальнейшие работы носят более мягкий
характер, представляя собой смесь из джаза, мюзикла и современной классической
музыки.
Альбом «Jesus
Christ Superstar» вышел в свет 27 октября 1970 года на MCA Records в Европе, на
Decca Records - в США. В комплекте - две пластинки. По традиции шестидесятых,
на одной пластинке совмещены 1-ая и 4-ая сторона, на второй пластинке - 2-ая и
3-я стороны. Английская и американская обложка отличаются. В США обложка
выполнена в более консервативном дизайне художником Эрни Сефалу, который
фактически начал, благодаря этой обложке, свою успешную карьеру. Сефалу создав
фирменный логотип этого альбома, состоящий из двух ангелов. Выдержанный в
строгом стиле, без лишних надписей и иллюстраций, коричневый (имитирующий
тисненую кожу) двойной конверт получил в Америке название "Коричневого
альбома" по аналогии с битловским "Белым альбомом". В комплекте
с двумя пластинками шел 28-страничный буклет с либретто и титрами.
Альбом
быстро завоевал популярность, особенно в Америке, где уже через месяц он попал
в чарты Биллборда, а к февралю 1971 поднялся на 1-ое место. С альбома были
выпущены синглы - "I Don't Know How to Love Him" (Я не знаю, как любить
его) - ария Марии Магдалены в исполнении Ивонны Эллиман. Она достигла 28-го
места в Америке. Потом песню записала австралийская певица Хелен Редди, и ее
версия стала популярнее оригинала (№ 13 в Биллборде). Большой успех имел также
сингл с песней "Superstar" в исполнении Мюррей Хэда (№14).
С успехом
альбома, рок-оперу стали ставить в Америке все, кому не лень. Речь идет о
неавторизованных спектаклях и концертах, постановкой которых занимались разные
рок-группы или студенческие сообщества. Авторы прикрыли несколько сотен таких
постановок, пока на Бродвее не началась официальная постановка рок-оперы.
Премьера имела место 12 октября 1971 в театре Mark Hellinger. Постановка
выдержала 720 спектаклей до июля 1973 года.
В 1973
году «Иисус Христос — суперзвезда» была адаптирована для большого экрана под руководством
Нормана Джуисона, став восьмым самым кассовым фильмом того года, несмотря на
критику со стороны некоторых религиозных кругов. Фильм был снят в Израиле и
других местах на Ближнем Востоке, в нем снялись Тед Нили в роли Иисуса, Карл
Андерсон в роли Иуды и Ивонн Эллиман в роли Марии Магдалины, все трое были
номинированы на «Золотой глобус» за свою игру.
Интересно,
что первая в Европе постановка «Jesus Christ Superstar» состоялась на
католическое Рождество 25 декабря 1971 года в Советском Союзе в г. Вильнюс,
Литва. Правда, спектакль оказался единственным - власти запретили, а КГБ стал
преследовать всех участников шоу. Далее, рок-опера имела победоносное шествие
по всему миру, но описание этого может занять десятки страниц...
Стоило
ожидать, что музыканты, а особенно вокалисты, воплотившие на сцене персонажей
этого мюзикла, занятые в оригинальной постановке, автоматически подхватят
неординарный успех этого спектакля. И удивительно то, что этого не случилось, с
артистами исполнившими центральные роли.
Пожалуй,
лишь исполнитель заглавной роли Ян Гиллан избежал этой участи, но он и до
участия в мюзикле, был вокалистом Deep Purple, находившихся в зените своей
славы. И сегодня наш материал еще о двух замечательных вокалистах, познавших
медные трубы славы во время участи в постановке «Иисус Христос Суперстар», и
вкусивших горечь неудачи в сольных карьерах.
Мюррей
Хед, исполнивший партию Иуды Искариота, обладатель узнаваемого тембра и
сильного голоса, вполне мог рассчитывать на больший уровень достижений, после
столь внушительного появления в мюзикле. Ранее Мюррей Хед был не слишком
заметным киноактером, хотя именно после роли в фильме «Путь семьи» он
познакомился с Тимом Райсом, который продюсировал сингл Мюррея Хеда «Some Day
Soon», прозвучавший в этой киноленте.
Райс
остался доволен результатом работы с певцом и впоследствии пригласил его
исполнить партию Иуды. Эта работа стала его звездным часом и исключительным
шансом обрести большую известность. Но выпущенные в свет синглы и оригинальные
альбомы, записанные певцом, большого успеха не имели. Пожалуй, только сингл «Say
It Ain't So, Joe» 1976 г. можно засчитать как более-менее удачную попытку
возврата Мюррея в большую музыку. И еще одним значительным успехом этого
музыканта стало участие в мюзикле «Chess», ставшем результатом сотрудничества
бывшего работодателя Мюррея Хеда, Тима Райса, с творческим тандемом Бьерн
Ульвеус, Бенни Андерсон, решившими после прекращения деятельности группы ABBA
попробовать себя в более масштабном музыкальном жанре. Номер из этого мюзикла
под названием «One night in Bangkok», стал хит синглом. В дальнейшем он пытался
петь на французском языке и даже добился определенного успеха во Франции и
Канаде. А дуэт с певицей Мари Кармен «Une femme, un homme», стал большим хитом
у франкоязычной аудитории. Неуточненная дискография артиста составляет около 18
альбомов, но утверждать, что Мюррей Хед полностью реализовал свой творческий
потенциал и обрел тот уровень известности, который был авансирован ему участием
в мегапопулярной постановке, нельзя.
Еще одной
звездой мюзикла Иисус Христос Суперстар, стала певица Ивонн Эллиманн. До
участия в рок-опере она была звездой клубной сцены Лондона, где её и заметили
авторы этого мюзикла Тим Райс и Эндрю Ллойд Веббер, и пригласили Ивонн
исполнить роль Марии Магдалины, которую Ивонн сыграла блестяще. Проникновенное,
эмоциональное пение Ивонн Эллиманн превратило партию Марии Магдалины в один из
лучших эпизодов этого спектакля. Сингл содержащий арию «I Don’t Know How to
Love Him», в 1971 году поднялся до 28 места в хит параде США.А вот последующая
певческая судьба Ивонн, не отмечена такими же взлетами, как её участие в этом
мюзикле. Хотя, несколько записанных ею синглов были довольно популярны в
дискотеках середины 70-х, а сольный альбом «Love me»1977 г. попал в первую
десятку в английских списках популярности. Но этого все же, не хватило для
формирования полновесной сольной карьеры.
В
дальнейшем Ивонн работала бэк-вокалисткой у разных артистов, наиболее заметным
было её участи в записи пластинок и концертной работе у Эрика Клэптона.
Наивысшим же взлетом после звездной роли в мюзикле Иисус Христос Суперстар, так
же, как и у Мюррея Хеда, было участие в стороннем проекте, саундтреке группы
Bee Gees к фильму “Saturday night fever” с Джоном Траволтой в главной роли. Она
спела песню «If I Can’t Have You”. Пластинка с записью этого саундтрека
получила платиновый статус, итоговые продажи составили просто невероятную цифру
в 15 млн. копий. Но, увы, для Ивонн Эллиманн это не стало новым стартом в
музыке. Она вернулась к сессионой работе бэк вокалистки, в 2004 появилась
информация о том, что певица, записала несколько новых песен, и даже выпустила
диск, но, к сожалению, у нас об этом нет точных сведений.
Если же
говорить об альбомах «Jesus Christ Superstar», то в 1971 вышла пластинка с
записью оригинального Бродвейского мюзикла, в 1972 - запись оригинального
Лондонского мюзикла, затем австралийского варианта. В 1973 вышел музыкальный
фильм «Jesus Christ Superstar» канадского кинорежисера Нормана Джуисона, а на
пластинке - его саундтрек. Дальнейшие римейки альбома выходили уже после 1993
г. вплоть до наших дней. Речь идет только об англоязычных версиях альбома, а
ведь «Jesus Christ Superstar» выходил еще и во множестве вариантов на разных
языках мира.
Оригинальный
концептуальный альбом 1970 года «Jesus Christ Superstar» - одна из важнейших
вех в истории рок-музыки и, несомненно входит в ее Золотой фонд. Независимо от
его спорных теологических качеств, альбом представляет собой монументальную
работу, которая производила и до сих пор производит глубокое впечатление на
слушателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий