суббота, 14 октября 2023 г.

Лучшие альбомы 1970-х. Andrew Lloyd Webber – «Jesus Christ Superstar» (1970).

Рок-опера (музыка - Эндрю Ллойд Уэббер, либретто - Тим Райс), изданная первоначально как альбом, состоящий из двух виниловых пластинок, в 1970 году. Альбом имел огромный успех, особенно в США, где в 1971 году он несколько раз поднимался на 1-ое место в списке Billboard. Рок-опера «Jesus Christ Superstar» привлекла внимание постановщиков мюзиклов на Бродвее, и продолжила свою жизнь в многочисленных постановках (вплоть до наших дней) на многих языках мира во многих странах. Альбомов, связанных с этой рок-оперой, вышло также несколько десятков, только на английском языке было около 10 изданий в разных трактовках и исполнениях, но данное издание считается оригинальным и классическим.

Эндрю Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу - 26, когда они создали это монументальное произведение. До этого у них уже был опыт обращения к библейским сюжетам. В 1968 году этот творческий тандем сочинил для одной из начальных школ Лондона 15-минутную кантату под названием «Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat» («Иосиф и его удивительный цветастый плащ мечты»). Это было произведение в легкоперевариваемом стиле поп-музыки, идея базировалась на истории "разноцветного плаща" Иосифа из Еврейской Библии, вероятно сотканного из разных лоскутков. Произведение имело успех, после первого исполнения кантаты, авторов позвали в другие школы и, поначалу предназначенное для школьных утренников, постепенно обрело форму концептуального альбома «Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat», который фирма Decca выпустила в 1969 году.

Jesus Christ Superstar – Overture (1973)

«Jesus Christ Superstar» задумывался как рок-опера, но не ведая, где взять финансы для ее постановки на сцене и не имея представления о том, как это осуществить, Ллойд Уэббер и Райс, более знакомые с индустрией звукозаписи, решили сделать ее в виде концептуального альбома. Английский филиал компании MCA Records заинтересовался, но попросил для начала записать одну песню и проверить реакцию на нее публики. Ллойд Уэббер и Райс записали первую песню рок-оперы под названием "Jesus Christ Superstar" (которая в окончательном варианте называлась просто "Superstar" и помещена почти в финале) и MCA выпустила ее на сорокопятке в сентябре 1969 года. Несмотря на некоторую долю критицизма, в целом песня была воспринята положительно и - что для компании звукозаписи важнее всего! - попала в чарты. MCA дала авторам полный карт-бланш продолжать это дело, они закрылись в одном из провинциальных отелей и сочинили за неделю всю рок-оперу. А в июле 1970 альбом был уже готов.

Jesus Christ Superstar - Heaven on their Minds (Carl Anderson) (1973)

Представление о Христе в рок-опере «Jesus Christ Superstar» сильно навеяно культурой, или как ее чаще называют - контркультурой хиппи, а также Движением Иисуса, которое плавно родилось в конце 1960-х из движения flower power на Западном побережье. Участники движения называли себя "фрики Иисуса". Сторонников Иисуса в опере можно считать типичными фанами, а сам Иисус так и называется здесь Суперзвезда, то есть идол этих фанов. Обращение учеников к нему явно взято из "хипповой" среды: "Hey JC, JC/ You're all right by me" (Эй, Джей Си, Джей Си, ты очень клевый для меня), за что оперу часто обвиняли в "уличном языке".

Когда «Jesus Christ Superstar» стал суперуспешным бродвейским мюзиклом, многие американские критики восприняли это явление с максимально возможным снобизмом. Неизвестно, насколько были искренни их заявления о "бескультурии и бесталанности", и насколько были вызваны завистью к безвестным британским юношам, "поставившим на уши" всю Америку. Музыкальный журнал Down Beat назвал «Jesus Christ Superstar» "образчиком дешевой халтуры, возведенной на Олимп с помощью коммерческой раскрутки".

Jesus Christ Superstar – «What's the Buzz: The Apostles question Jesus» (Ted Neeley)

Вдобавок ко всему, «Jesus Christ Superstar» подвергся критике с религиозной точки зрения, как со стороны влиятельной в США протестантской церкви, так и со стороны иудейских общин. Даже такая богемная личность, как Билл Грэм, владелец знаменитых в рок-истории концертных залов Fillmore West в Сан-Франциско и Fillmore East в Нью-Йорке, сказал про рок-оперу, что она "граничит с богохульством и святотатством". А христиане-евангелисты пикетировали здание театра Mark Hellinger, где проходила постановка мюзикла. Главные обвинения строились на том, что опера концентрировалась на человеческой сущности Иисуса, почти исключая его божественность. Иисус был показан в опере сомневающимся в своей миссии, подверженным человеческому страху страданий и смерти, а факт Воскресения и вовсе выпал из произведения. Притчи и заповеди Христа напрочь отсутствуют в либретто. В ответ, Райс и Уэббер активно отрицали какие-либо религиозные мотивы при написании «Jesus Christ Superstar», утверждая, что это абсолютно нейтральная в теологическом смысле вещь.

Jesus Christ Superstar – «Could We Start Again Please?» (1973)

И на самом деле, Иисус здесь не религиозная икона, а скорее напоминает героев поп-культуры начала 1970-х. Это измотанная и разочарованная славой знаменитость, избегающая назойливых фанов. Гибель оперного Иисуса - скорее печальное последствие собственной знаменитости, чем священная жертва. Перед нами не могущественный Бог, но измученный человек, который будучи окруженным нескончаемыми толпами больных и калек внезапно вскрикивает (голосом Гиллана): "Ох, как много вас! ... И как мало меня!" Журналистка из британской газеты Guardian София Дебоик комментирует эту сцену как "выражение клаустрофобии, заработанной на славе. Это история скорее об Элвисе, чем о Спасителе человечества."

Jesus Christ Superstar – «This Jesus Must Die Scene» (1973)

И действительно, в этой сцене явлен не Сын Божий, в избытке обладающий безграничной любовью, но суперзвезда, переживающая явление, с которым столкнулись Битлз во времена битломании, когда им нередко оказывалось религиозное почитание.

"Поскольку мы стали знаменитыми, к нам в гримерку все время ломились эпилептики и другие несчастные," - из воспоминаний Джон Леннона в "Анталогии Битлз", - "И нам полагалось принимать их... С ними обязательно сестра или сиделка. Они подталкивают к тебе калек, будто ты Христос, будто у тебя нимб, и ты способен исцелить их... В Штатах калек приводили за кулисы сотнями - это было неописуемо. Я не мог смотреть на них, мне приходилось отворачиваться... Мы не были жестокими. На берегах Мерси мы повидали немало горя. Но когда мать кричит: "Пожалуйста, прикоснитесь к моему сыну, быть может он снова начнет ходить!" - хочется убежать, расплакаться, отдать все, что у тебя есть."

Джордж Харрисон подтверждал это: "Мы лишь играли рок-н-ролл, а их привозили не только в инвалидных креслах, но иногда и в кислородных палатках. На что они расчитывали? Не знаю... Это выглядело примерно так: "Сколько их сегодня, Брайан?" Мы выходили из своей комнаты и, направляясь к сцене, буквально пробивались сквозь целую толпу этих несчастных, а они старались хотя бы коснуться нас."

Jesus Christ Superstar - Simon Zealotes Scene (1973)

Это представление об Иисусе в опере как уставшем, мизантропичном поп-герое еще более подчеркивает тот факт, что на его роль в альбоме был взят вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. В то время Deep Purple обрели популярность с хитом "Black Night" и статус Гиллана как развязной рок-звезды в джинсах в обтяжку явно придавал альбому «Jesus Christ Superstar» рок-н-ролльный характер. В этом заслуга не только Гиллана, но и эмоциональное исполнение ритм-н-блюзового певца Мюррэй Хэда (в роли Иуды), блюзового вокалиста Виктора Брокса (в роли первосвященника Каиафы), бывшего вокалиста группы Manfred Mann Майка д'Або (в роли царя Ирода), а также известных сессионных рок-музыкантов: гитаристов Генри МакКаллоха, Нила Хаббарда, Криса Спеддинга, басиста Алана Спеннера и ударника Брюса Роуланда.

Jesus Christ Superstar - «Trial before Pilate» (1973)

В производственном смысле «Jesus Christ Superstar» представляет собой великолепно спродюсированный и блистательно для своего времени смикшированный рок-альбом со множеством наложений, как рок-, так и оркестровых аранжировок, густо наполненных сложными сменами ритма и тактовых размеров. В нем восхищает все: все вокальные и инструментальные партии, продуманная аранжировка, чуткое панорамирование и умное стереораспределение. В записи принимали участие 62 музыканта, два хора (один из них детский), вокальная группа The Trinidad Singers и струнный Городской Лондонский ансамбль.

Альбом записывался в нескольких лондонских студиях: Olympic Sound Studios, Barnes, Advision Studios, Island Studios и Spot Productions Studios на высшем достижении тогдашней техники - 16-канальном магнитофоне. Запись продюсировали сами Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. «Jesus Christ Superstar» - пожалуй, единственный их настоящий рок-альбом - все дальнейшие работы носят более мягкий характер, представляя собой смесь из джаза, мюзикла и современной классической музыки.

Альбом «Jesus Christ Superstar» вышел в свет 27 октября 1970 года на MCA Records в Европе, на Decca Records - в США. В комплекте - две пластинки. По традиции шестидесятых, на одной пластинке совмещены 1-ая и 4-ая сторона, на второй пластинке - 2-ая и 3-я стороны. Английская и американская обложка отличаются. В США обложка выполнена в более консервативном дизайне художником Эрни Сефалу, который фактически начал, благодаря этой обложке, свою успешную карьеру. Сефалу создав фирменный логотип этого альбома, состоящий из двух ангелов. Выдержанный в строгом стиле, без лишних надписей и иллюстраций, коричневый (имитирующий тисненую кожу) двойной конверт получил в Америке название "Коричневого альбома" по аналогии с битловским "Белым альбомом". В комплекте с двумя пластинками шел 28-страничный буклет с либретто и титрами.

Альбом быстро завоевал популярность, особенно в Америке, где уже через месяц он попал в чарты Биллборда, а к февралю 1971 поднялся на 1-ое место. С альбома были выпущены синглы - "I Don't Know How to Love Him" (Я не знаю, как любить его) - ария Марии Магдалены в исполнении Ивонны Эллиман. Она достигла 28-го места в Америке. Потом песню записала австралийская певица Хелен Редди, и ее версия стала популярнее оригинала (№ 13 в Биллборде). Большой успех имел также сингл с песней "Superstar" в исполнении Мюррей Хэда (№14).

С успехом альбома, рок-оперу стали ставить в Америке все, кому не лень. Речь идет о неавторизованных спектаклях и концертах, постановкой которых занимались разные рок-группы или студенческие сообщества. Авторы прикрыли несколько сотен таких постановок, пока на Бродвее не началась официальная постановка рок-оперы. Премьера имела место 12 октября 1971 в театре Mark Hellinger. Постановка выдержала 720 спектаклей до июля 1973 года.

В 1973 году «Иисус Христос — суперзвезда» была адаптирована для большого экрана под руководством Нормана Джуисона, став восьмым самым кассовым фильмом того года, несмотря на критику со стороны некоторых религиозных кругов. Фильм был снят в Израиле и других местах на Ближнем Востоке, в нем снялись Тед Нили в роли Иисуса, Карл Андерсон в роли Иуды и Ивонн Эллиман в роли Марии Магдалины, все трое были номинированы на «Золотой глобус» за свою игру.

Интересно, что первая в Европе постановка «Jesus Christ Superstar» состоялась на католическое Рождество 25 декабря 1971 года в Советском Союзе в г. Вильнюс, Литва. Правда, спектакль оказался единственным - власти запретили, а КГБ стал преследовать всех участников шоу. Далее, рок-опера имела победоносное шествие по всему миру, но описание этого может занять десятки страниц...

Стоило ожидать, что музыканты, а особенно вокалисты, воплотившие на сцене персонажей этого мюзикла, занятые в оригинальной постановке, автоматически подхватят неординарный успех этого спектакля. И удивительно то, что этого не случилось, с артистами исполнившими центральные роли.

«Jesus Christ Superstar» - «Gethsemane (i only want to say)» performance video 1970 (Ian Gillan)

Пожалуй, лишь исполнитель заглавной роли Ян Гиллан избежал этой участи, но он и до участия в мюзикле, был вокалистом Deep Purple, находившихся в зените своей славы. И сегодня наш материал еще о двух замечательных вокалистах, познавших медные трубы славы во время участи в постановке «Иисус Христос Суперстар», и вкусивших горечь неудачи в сольных карьерах.

Мюррей Хед, исполнивший партию Иуды Искариота, обладатель узнаваемого тембра и сильного голоса, вполне мог рассчитывать на больший уровень достижений, после столь внушительного появления в мюзикле. Ранее Мюррей Хед был не слишком заметным киноактером, хотя именно после роли в фильме «Путь семьи» он познакомился с Тимом Райсом, который продюсировал сингл Мюррея Хеда «Some Day Soon», прозвучавший в этой киноленте.

Murray Head, Andrew Lloyd Webber, Tim Rice – «Superstar ft. The Trinidad Singers»

Райс остался доволен результатом работы с певцом и впоследствии пригласил его исполнить партию Иуды. Эта работа стала его звездным часом и исключительным шансом обрести большую известность. Но выпущенные в свет синглы и оригинальные альбомы, записанные певцом, большого успеха не имели. Пожалуй, только сингл «Say It Ain't So, Joe» 1976 г. можно засчитать как более-менее удачную попытку возврата Мюррея в большую музыку. И еще одним значительным успехом этого музыканта стало участие в мюзикле «Chess», ставшем результатом сотрудничества бывшего работодателя Мюррея Хеда, Тима Райса, с творческим тандемом Бьерн Ульвеус, Бенни Андерсон, решившими после прекращения деятельности группы ABBA попробовать себя в более масштабном музыкальном жанре. Номер из этого мюзикла под названием «One night in Bangkok», стал хит синглом. В дальнейшем он пытался петь на французском языке и даже добился определенного успеха во Франции и Канаде. А дуэт с певицей Мари Кармен «Une femme, un homme», стал большим хитом у франкоязычной аудитории. Неуточненная дискография артиста составляет около 18 альбомов, но утверждать, что Мюррей Хед полностью реализовал свой творческий потенциал и обрел тот уровень известности, который был авансирован ему участием в мегапопулярной постановке, нельзя.

Еще одной звездой мюзикла Иисус Христос Суперстар, стала певица Ивонн Эллиманн. До участия в рок-опере она была звездой клубной сцены Лондона, где её и заметили авторы этого мюзикла Тим Райс и Эндрю Ллойд Веббер, и пригласили Ивонн исполнить роль Марии Магдалины, которую Ивонн сыграла блестяще. Проникновенное, эмоциональное пение Ивонн Эллиманн превратило партию Марии Магдалины в один из лучших эпизодов этого спектакля. Сингл содержащий арию «I Don’t Know How to Love Him», в 1971 году поднялся до 28 места в хит параде США.А вот последующая певческая судьба Ивонн, не отмечена такими же взлетами, как её участие в этом мюзикле. Хотя, несколько записанных ею синглов были довольно популярны в дискотеках середины 70-х, а сольный альбом «Love me»1977 г. попал в первую десятку в английских списках популярности. Но этого все же, не хватило для формирования полновесной сольной карьеры.

Yvonne Elliman – «I Don't Know How To Love Him»

В дальнейшем Ивонн работала бэк-вокалисткой у разных артистов, наиболее заметным было её участи в записи пластинок и концертной работе у Эрика Клэптона. Наивысшим же взлетом после звездной роли в мюзикле Иисус Христос Суперстар, так же, как и у Мюррея Хеда, было участие в стороннем проекте, саундтреке группы Bee Gees к фильму “Saturday night fever” с Джоном Траволтой в главной роли. Она спела песню «If I Can’t Have You”. Пластинка с записью этого саундтрека получила платиновый статус, итоговые продажи составили просто невероятную цифру в 15 млн. копий. Но, увы, для Ивонн Эллиманн это не стало новым стартом в музыке. Она вернулась к сессионой работе бэк вокалистки, в 2004 появилась информация о том, что певица, записала несколько новых песен, и даже выпустила диск, но, к сожалению, у нас об этом нет точных сведений.

Если же говорить об альбомах «Jesus Christ Superstar», то в 1971 вышла пластинка с записью оригинального Бродвейского мюзикла, в 1972 - запись оригинального Лондонского мюзикла, затем австралийского варианта. В 1973 вышел музыкальный фильм «Jesus Christ Superstar» канадского кинорежисера Нормана Джуисона, а на пластинке - его саундтрек. Дальнейшие римейки альбома выходили уже после 1993 г. вплоть до наших дней. Речь идет только об англоязычных версиях альбома, а ведь «Jesus Christ Superstar» выходил еще и во множестве вариантов на разных языках мира.

Оригинальный концептуальный альбом 1970 года «Jesus Christ Superstar» - одна из важнейших вех в истории рок-музыки и, несомненно входит в ее Золотой фонд. Независимо от его спорных теологических качеств, альбом представляет собой монументальную работу, которая производила и до сих пор производит глубокое впечатление на слушателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий