Голландская певица Мария Элизабет Эндер, более известная как
Маришка Вереш родилась 1 октября 1947 в Гааге (Нидерланды). Похожая на молодую
Шер, она прославилась своей поразительной внешностью, знойным голосом и
эксцентричным поведением.
Её отец, Лайош Вереш, венгерский цыган по национальности, был скрипачом в цыганском оркестре. Мама, Мария Эндер была французско-русского происхождения, хотя и являлась уроженкой Германии. В детстве Маришка пела с цыганским ансамблем, в котором работал её отец.Будущая певица с сестрой Илонкой гастролировали с родителями и с раннего возраста, были знакомы с музыкой, любили и умели петь. Девочки выходили на сцену с макияжем и в ярких платьях, так что публике всегда было на что посмотреть, к тому же Илонка хорошо играла на фортепиано.
В перерывах между выступлениями Маришка успевала учиться и
мечтала во взрослой жизни стать модным дизайнером квартир. Но после неожиданной
победы на юношеском конкурсе талантов она поняла, что карьера певицы — это
единственный ориентир.
В ранней юности, будучи неизвестной, Вереш выступала в
самодеятельности до тех пор, пока не присоединилась к талантливому коллективу
«Les Mysteres». Там девушка с ростом 170 см и весом около 55 кг преобразилась,
похорошела и стала похожа на голливудских актрис. Ансамбль победил на конкурсе
талантов в Мееруст-Вармонде и провёл гастроли по Германии.
В 1964 году группа записала EP (GTB-лейбл, всего 10 копий) с
песнями «Summertime» (соло Маришки Вереш) и «Someone» (дуэт). В 2010 году EP
был переиздан звукозаписывающим клубом Platenclub Utrecht (PLUT 009).
Девушка с готовностью общалась с инструменталистами и
пробовала себя в разных жанрах, а также выпускала сольные композиции. Найти
место на музыкальном олимпе в первое время не удавалось, и достичь
профессионального уровня стоило великих трудов. Прежде чем стать вокалисткой
популярной голландской группы «Shocking Blue», Маришка пела в малоизвестных
коллективах «Bumble Bees», «Blue Fighters», «Danny and his Favorites», «General
Four» и «Motowns», а также записала два сингла «Topkapi» (1965) и «Dag en
nacht» (1967).
История «Shocking Blue» начиналась во второй половине 1960-х
годов в Гааге, где голландский гитарист и автор песен Робби Ван Льювен
находился в поисках единомышленников и менял одну группу за другой, в том числе
«Motions», «Ricochets» и «Six Young Riders». В 1967 году он повстречал
бас-гитариста Клясси Ван Дер Вэла, ударника Кора Ван Дер Бика и вокалиста Фреда
Де Вильде.
Созданный ими коллектив взял себе название «Shocking Blue»,
возникшее от созвучия с композицией «Electric Blue» Эрика Клэптона, и записал
свою первую пластинку «Beat with us» в ритм-энд-блюзовом духе. Пластинка
осталась незамеченной, и в 1968-м году «Shocking Blue» записывает всего один
сингл — «Lucy Brown is back in town».
Спустя ещё год менеджер коллектива присутствовал на одной
вечеринке, где выступала группа «Bumble Bees» с Маришкой Вереш, и решил, что
она может стать вокалисткой «Shocking Blue». Манера её пения, поразительно
отличавшаяся от стилей исполнения прочих местных вокалисток того времени, произвела
очень сильное впечатление на Робби.
В 1968 году Вереш была приглашена в «Shocking Blue», заменив
вокалиста Фреда де Уайльда, который должен был пойти в армию. Маришка,
несомненно, стала ярким лицом и душой коллектива, контральто которой внес неотразимое
звучание ритм-энд-блюзовому саунду «Shocking Blue».
Когда Маришку пригласили присоединиться к «Shocking Blue»,
она просила, чтобы они участники группы не поддерживали с ней никаких
отношений, кроме профессиональных.
Робби ван Леувен рассказывал: «Она обладала впечатляющим
голосом, совершенно непохожим на голоса других девушек-певиц. Что-то было в ней
от Грейс Слик из «Jefferson Airplane». Как только она пришла в группу, всё
сразу же переменилось».
Можно легко себе представить, как много мужчин мечтали о
любви Маришки с ее мистической аурой, загадочной улыбкой, и длинными черными
волосами, которые были только париком и частью ее имиджа.
Но в конце 1970-х годов она избавились от своего имиджа
секси, стала надевать длинные платья и носить сравнительно короткую стрижку.
Несмотря на свой фантастический образ, Маришка была застенчивой, наивной и
ранимой. Известен случай, когда Робби накричал на неё, а она расплакалась и
позвонила маме, которая, в свою очередь, нажаловалась менеджеру. Маришка
определённо не соответствовала собственному диковатому имиджу «роково́й
женщины». Она не курила и не употребляла алкоголь, зато обожала чай и кошек.
В 1996 году, вспоминая о тех днях, она говорила в интервью
бельгийскому журналу Flair году: «Я была просто раскрашенной куклой, никто не
смел ко мне и притронуться. Это сейчас я стала более открыта к общению с
людьми».
С появлением Маришки звук группы резко преобразился: на
записанном в 1969 году альбоме «At home» в изобилии слышны резкие гитарные
риффы и гармоничная игра на ситаре Робби, мощная и органичная ритм-секция
Клясси и Кора и сильный голос Маришки. Первым синглом с альбома стала песня
«Venus»,
Летом того же 1969 года музыканты, уединившись на время в
провинциальной звукозаписывающей студии деревушки Бларикум (недалеко от
Амстердама), записали на простой двухдорожечный магнитофон свой третий сингл –
простую по форме, но насыщенную упругими гитарными ритмами песню про богиню
любви, Венеру, которая живет на вершине высокой горы. Именно с исполнения этой
композиции началось восхождение группы к вершинам популярности.
Летом того же 1969-го этот сингл угодил в голландский чарт,
но до его верхушки так и не добрался, заняв только третье место. Зато эта песня
возглавила хит-парады в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии и многих
других странах.
Только в Америке сингл разошёлся тиражом более 3-х миллионов
копий, а весь альбом получил статус «золотого» во многих европейских и
азиатских странах. Ещё одним синглом с альбома стала композиция «Long and
lonesome road».
В Советском Союзе в то время никаких хит-парадов не было. Но
если бы они проводились, то, несомненно, эта песня была бы на его вершине.
Композиция, растиражированная на гибком миньоне фирмой «Мелодия», многократно
записанная и перезаписанная на магнитолентах, стала истинно русской народной
песней.
Ее пели под гитару во дворах и на лестничных клетках,
включали в свой репертуар огромное количество коллективов, от признанных
профессионалов до самодеятельных коллективов и кабацких лабухов. На ансамбль,
который отказывался исполнять «Шизгару», смотрели косо, с недоверием.
«Шизгара» — именно так широкая и доверчивая славянская душа,
склонная к обобщениям и упрощениям, трансформировала английскую строку «She’s
got it» в этой песне, рассказывающей о всесильной власти женского начала.
Существует бесчисленное количество переводов и обработок на
русском языке на мотив этой популярнейшей песни. В большинстве случаев они
носили доморощенный характер, но некоторые обращали на себя внимание. Как бы то
ни было, это магическое слово — «Шизгара» было окончательно канонизировано в
русском языке.
Очередной альбом группы «Scorpio`s dance», выпущенный в 1970
году, обозначил отход «Shocking Blue» от «бит»-музыки в сторону
«кантри-вестерн». Среди композиций особенно выделялась «Daemon lover», мощная и
длинная рок-фолковая композиция со сменой ритмических рисунков.
Синглами с альбома вышли инструментальная «Scorpio`s dance» и
кавер «Sally was a good old girl». В этом
же году группа записала одну из самых красивых своих песен — «Never marry a
railroad man», которая занимала высокие позиции в чартах всей Европы. Затем в
начале 1971 года на несколько месяцев к группе присоединился гитарист Лео Ван
Дер Кеттери, с которым «Shocking Blue» записала один из самых своих удачных
альбомов — «3`rd album». Его начинала одна из самых ярких рок-композиций группы
— «Shocking you» в исполнении Маришки.
Выпустив ещё пару синглов — «Blossom lady» и «Out of sight
out of mind», — группа отправилась в мировое турне, и 28-30 июля 1971 года в
Японии записала концертный альбом «Live in Japan», по неизвестным причинам так
и неизданный.
Запись показала превосходное умение группы работать
«вживую», особенно учитывая тот факт, что во время выступления «Shocking Blue»
обошлась без привлечения дополнительных музыкантов. Участникам коллектива
пришлось выдавать очень плотную игру, чтобы не потеряться на фоне сильного
голоса Маришки.
К тому времени в группе начались разногласия. Робби считал,
что группа имеет ограниченный успех, и это постоянно приводило его в
депрессивное состояние. Не выдержав этих недовольств, из группы уходит Клясси,
и его место занимает Хенк Смитскамп. С его приходом звук группы изменился: из
их музыки исчезли депрессивность и «психоделия» и появились лёгкость и задор.
В 1972 году вышли сразу два альбома — «Inkpot» и «Atilla». К
тому времени «Shocking Blue» уже практически не замечали в США, и несмотря на
то, что в Европе и Азии она продолжала пользоваться успехом, Робби всё больше
угнетается положением дел. Спустя ещё год группа записала свой самый необычный
альбом «Dream on dreamer» с явным креном в сторону фолкмузыки.
Но критики в своих статьях раздирали их новую работу на
части, и Робби не выдерживал, покинув группу. К коллективу присоединился
гитарист и композитор Мартин Ван Вижк, который быстро освоился, и новый альбом
«Good Times» в 1974 году отличало глэм-роковое звучание. Синглами с него
выпускались композиции «Good Times» и «This America».
При этом популярность группы не падала, она всё так же
прочно удерживала высокие позиции в европейских и азиатских чартах. Но
следующий 1975 год стал роковым для группы: записав последний (очень сильный)
сингл «Gonna sing me a song» с не менее мощной композицией на стороне «B» — «Get
it on», коллектив покинула Маришка. Замены быть не могло, и группа «Shocking
Blue» распалась.
Никто из бывших участников легендарной группы больше не смог
добиться каких-либо заметных результатов на музыкальном Олимпе. Все они не раз
появлялись в различных коллективах, время от времени делались попытки возродить
«Shocking Blue», вследствие чего даже появлялись новые синглы — «The jury and
the judge» в 1986 году и «Body and soul» в 1994 году.
Из сольных работ пользовался некоторой популярностью лишь
альбом Маришки «Shocking You» в 1993 году, на котором она исполнила хиты
«Shocking Blue» и других групп того времени в духе классического джаза.
В 1997 году немецкая компания «Repertoire» выпустила в
прекрасном коллекционном издании все (с участием Маришки) студийные альбомы
группы «Shocking Blue», а также сборник абсолютно всех синглов группы «Singles
a`s and b`s».
После роспуска «Shocking Blue» Маришка начала сольную
карьеру, которая сложилась не очень успешно. Она записала десяток сольных
синглов, но они не были замечены, хотя большинство из них звучали по радио. Ее
синглы «Take Me High» (1975) и «Lovin' You» (1976) были популярны в основном в
Нидерландах, Бельгии и Германии.
В 1978 году Маришка исполнила единственный сингл «Neon
City», записанный вместе с группой Робби «Mistral». В 1979 году Робби
планировал воссоединить группу «Shocking Blue» и даже был записан сингл
«Louise», но проект был заморожен. Робби говорил, что единственной причиной,
почему воссоединение не состоялось, была Маришка, но не объяснил, почему.
В 1984 году «Shocking Blue» воссоединилась для концертов и
появилась на мероприятии «Back to the Sixties Festival». А потом Маришка
организовала собственную группу под названием «Veres», потому что расставаться
со сценой ей не хотелось.
В начале 1990-х годов она выступала на сцене с «The Clarks».
Также Маришка работала с джазовыми музыкантами, и даже записала четыре диска в
1993 году (Mariska Veres Shocking Jazz Quintet).
А осенью 1993 года она основала джазовую группу, и с
позволения Робби, называла ее «The Shocking Jazz Quintet» и записала альбом
«Shocking You» с поп-песнями 1960-х и 1970-х годов, теперь в джазовой версии. С
1993 по 2006 год она выступала в еще одной реинкарнации «Shocking Blue»
(записала песни «Body and Soul» и «Angel», обе спродюсированные Робби. Кроме
нее, в группе не было никого от старого состава участников, но тем не менее
команда выступала на протяжении нескольких лет.
В 2003 году Вереш, возвращаясь к своим цыганским корням,
записала альбом c цыганским ансамблем Андрея Сербана «Gypsy Heart».
Маришка очень разборчиво относилась к событиям,
происходившим в личной жизни, и производила впечатление недотроги в глазах
большинства знакомых мужчин. Тем не менее у нее был роман с гитаристом Андре
ван Гелдропом, но браком он не закончился из-за несовместимости характеров. Они
были слишком разные, никто из них не хотел идти на компромисс, поэтому вскоре
пара рассталась. Маришка Вереш так и не встретила мужчину, который бы стал ее
мужем. Певица никогда не имела детей. И очень любила кошек и торты. Она
продолжала заниматься музыкой, экспериментировала с джазом и боролась с раком.
Маришка пела до последнего. Только в 2005 году вокалистка
«Shocking Blue» покинула эстраду окончательно. Последнее выступление Маришки
Верес на телевидении состоялось 1 января 2006 года. На нем она исполнила две
песни — «Venus» и «River deep mountain high».
Маришка умерла в своем доме в Нидерландах 2 декабря 2006 от
рака мочевого пузыря и печени, хотя еще за три недели до кончины она не знала,
что тяжело больна. В середине ноября она впервые прошла серьезное обследование.
«У Вас рак мочевого пузыря и печени. Мы ничего больше не можем сделать», —
сообщил врач.
По словам Пауля Хеппенера, бас-гитариста из возрожденного
«SВ», в последний раз Вереш давала концерт за два месяца до своей смерти.
Однако из-за постоянных болей она была вынуждена прекратить выступления. «Никто
не знал, что так все закончится», сказал Хеппенер в интервью голландской
прессе.
Маришке Вереш было 59 лет.
Смерть Маришки Вереш была воспринята мировым сообществом с
величайшим равнодушием. Несколько коротких строк в газетах, журналах, на
музыкальных сайтах скупо сообщили: помните-де такую песню «Venus»? Так вот,
певшая ее дама скончалась. Публика уже восторгалась новыми кумирами, и только
самые преданные голландские поклонники певицы грустили о ее безвременном уходе.
С годами ее внешность изменилась до неузнаваемости, поэтому в России легенду
70-х Маришку Вереш уже никто не узнавал.
Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет – история
давняя, после распада группы «SВ» мировых хитов она не исполняла, а преданные
поклонники у нее остались лишь в Германии и в родной Голландии. Время стерло
былую красоту с ее лица, она располнела, видимо, давала знать тяжело
протекавшая болезнь. Как бы то ни было, Маришка избежала искушения стать
музыкальной звездой мировой величины.
А ее непревзойденный хит «Venus», незабываемая «Шизгара»,
жив и любим поныне. В 1981 году он вновь достиг 1-го места в американских
чартах в исполнении группы «Stars On 45», специализирующейся на создании
поппури из популярных песен, а в 1987 — в исполнении команды «Bananarama».
И в этом тоже нет ничего удивительного – Настоящие шедевры
всегда переживают своих творцов!
Версия «Venus», записанная Маришкой с пианистом Дольфом де
Врисом, была посмертно выпущена в 2007 году, через несколько месяцев после
смерти певицы. Верес записала «Venus» четыре раза: с «Shocking Blue» (1969), с
«Mariska Veres Shocking Jazz Quintet» (1993), с «Formula Diablo» (на
английском/испанском языках, 1997) и с «Dolf de Vries» (лаунж-версия «Venus»,
2005—2006).
Комментариев нет:
Отправить комментарий