Эпоха биг-бита. 1960-е годы.

                                                                                                                        История польского рока.

Рок пришел в Польшу в 1956 году благодаря «оттепели»,  которая частично отменила существовавший до этого запрет руководства Польской Объединенной рабочей партии на западную популярную музыку, в том числе джаз и рок-н-ролл. Программы «Радио Люксембург» и «Голос Америки» познакомили польскую молодежь с песнями Элвиса Пресли, Томми Стила, Билла Хейли и других звезд того периода. Уже через год краковский диксиленд-квинтет Станислава Калвинского (Stanisława „Drążka” Kalwińskiego) включил в свой репертуар хиты Элвиса Пресли и Билла Хейли в исполнении польско-канадской певицы Я. Яворской-Роджерс. Во время 2-го джазового фестиваля в Сопоте 14 июля 1957 года американский блюзмен Б. Рэмси (Bill Ramsey) впервые спел на публичном концерте в Польше.
Чисто польская рок-музыка, первоначально отождествлявшаяся с рок-н-роллом и эвфемистически называемая «большим битом» родилась в 1959 году. Первой польской рок-н-ролльной группой считается музыкальный коллектив «Rhythm and Blues», созданный по инициативе пионера польского рок-н-ролла Францишека Валицкого. Несмотря на своё название, группа имела мало отношения к настоящему R&B и прославилась исполнением исключительно англоязычных песен из репертуара Пола Анки, Элвиса Пресли и Нила Седаки. Дебютный концерт «Rhythm and Blues» состоялся 24 марта 1959 года в клубе «Rudy Kot» в Гданьске. В состав группы вошли: лидер группы Лешек Богданович (Leszek Bogdanowicza) - электрогитара, А. Сулоцкий - фортепиано, Я. Каршник - тенор-саксофон, Л. Шиманский - контрабас, Э. Молицки - ударные. Концерт открыл выпускник экономической школы в Сопоте Богуслав Выробек (Bogusław Wyrobek), исполнивший символическую песню «Rock Around The Clock», которая тогда была своеобразным «гимном молодого поколения» во всем мире. Спустя два месяца музыканты стали лауреатами национального конкурса джазовых и развлекательных коллективов в Варшаве. Хотя «Rhythm and Blues» исполняла в основном каверы на американские и британские хиты, в их репертуаре также была своя оригинальная песня «Wyjdę w deszcz» лидера группы Лешка Богдановича.
«Diana» - Bogusław Wyrobek  (1960-е гг.).
Начиная с самых первых выступлений, «Rhythm and Blues» преследовал бешеный успех. У фанатов  группы возникла своего рода коллективная истерия - до такой степени, что музыканты публиковали в печати настойчивые, но, к сожалению, безуспешные просьбы обуздать эмоции и вести себя спокойно. Осенью 1959 года польское политическое руководство, отличавшееся довольно консервативным подходом к культуре и искусству, запретила группе выступать на больших площадках. Вскоре после этого «Rhythm and Blues» распалась, чтобы в 1960 году возродится в новом составе и под другим названием под названием «Czerwono-Czarni». Если польскому руководству, возможно, и удалось подавить первые всходы польского рок-н-ролла, то, в конечном итоге, оно не смогло остановить волну  одержимости рок-н-роллом, которая в 1960-году уже охватила Варшаву, Гданьск и Лодзь, неумолимо распространяясь по всей Польше.
«Wyjdę w deszcz» - Bogusław Wyrobek (1959).
Начало 1960-х годов было для польской рок-музыки в первую очередь периодом подражания западным группам. Однако со временем биг-бит группы, как их тогда называли, обретают свое индивидуальное звучание. Кстати термин «big-beat» («большой бит») был придуман «отцом польского рока» Францишеком Валицким, чтобы избежать словосочетания «рок-н-ролл», которое крайне раздражало официальных лиц, принимающих ответственные решения.
Одной из самых популярных польских бит-групп  стал гданьский коллектив «Czerwono-Czarni», пик популярности которого пришелся на середину 1960-х годов. В разное время солистами группы были вокалисты: М. Бурано, Я. Годлевски, М. Тарновски, Ч. Немен, В. Корда, Х. Майданец, К. Станек, К. Собчик и др. В 1964 году музыканты получили награду за хит «O mnie się nie martw» («Не беспокойтесь обо мне») на фестивале в Ополе.
«O mnie sie nie martw» - Katarzyna Sobczyk  (TVP 1964).
К концу десятилетия «красно-черные» постепенно стали терять популярность. Летом 1967 года группу покинул один из её основателей, талантливый композитор и автор песен Рышард Познаковски (Ryszard Poznakowski). В 1971 году музыканты приостановили работу над репертуаром, хотя продолжали выступать 5 лет. В 1976 году в Гданьске, после 16 лет работы, было принято решение о роспуске группы.
«Za daleko mieszkasz miły» - Ada Rusowicz & Niebiesko Czarni (1968).
Первые польские рок-группы были в основном англоязычными и пели своим  слушателям незамысловатые песенки о веселом времяпровождении и юношеской любви. Но в начале 1960-х годов в польской молодежной субкультуре ясно обозначился поворот в сторону  её политизации.  Первой в 1962 году устоявшиеся стереотипы молодежной музыки сломала известная польская группа «Niebiesko-Czarni», начавшая выступать под девизом «Польская молодежь поет польские песни». Ставку на социально ориентированную лирику сделал вокалист группы «Akwarele» талантливый композитор и поэт-песенник Чеслав Немен (Czesław Niemen). В 1967 году на фестивале в Ополе он исполнил свое произведение «Dziwny jest ten świat», положившее начало переходу к более серьезным темам в польской музыке. Альбом под одноименным названием, вышедший  20 декабря 1968 года стал первым в Польше, получившим золотой статус.
«Dziwny jest ten świat» - Czesław Niemen (Sopot, 1967).
Андерграундные рок-н-ролльные группы, выступавшие в основном в небольших клубах, начали создавать социально активный репертуар, что иногда приводило к закрытию властями наиболее, по их мнению, «подрывных» мест. В 1968 году режиссер Марек Пивовски снял фильм «Sukces», в котором была представлена работа Чеслава Немена над новым альбомом, а также его выступления на концертах. Материал, переплетенный с высказываниями артиста, был подан крайне негативно и порой просто высмеивал его.
«A ty pocalujesz mnie» - Polanie (1965).
Во второй половину 1960-х годов на польской рок-сцене доминировали четыре группы: созданные в 1965 году в Гданьске «Czerwone Gitary», чьи произведения находились под сильным влиянием «The Beatles», блюз-рок группа «Polanie», основанная дипломированными музыкантами братьями Зелинскими в Кракове фолк-группа «Skaldowie» и группа из Жешува «Blackout», которая в 1968 году сумела порадовать власти песней протеста против войны во Вьетнаме под названием «Te bomby lecą na nasz dom».
«Te bomby lecą na nasz dom» - Blackout (1968).
За молодежной музыкой пристально следили руководители партийной культуры, требуя от музыкантов, чтобы их выступления на сцене не нарушали идеологический порядок в стране, что было совсем непросто, особенно когда культурная революция, сопровождавшая движение хиппи, достигла Польши. Копирование стиля хиппи было связано со значительным риском, грозившим отчислением из школ и университетов. Именно поэтому польские рок-группы искали свои собственные способы выразить эмоции и мысли, одним из которых стал «псевдо-фолк».
«Biały Krzyż» - Czerwone Gitary & Krzysztof Klenczon (Opole 1969).
Этот стиль популяризовала, пожалуй, самая известная в мире польская супер-група «Czerwone Gitary» - первый польский вокально-инструментальный ансамбль со своим характерным звучанием, более десяти лет беспрерывно выпускавший один хит за другим. «Czerwone Gitary» были созданы в 1965 году на основе гданського вокально-инструментального ансамбля «Staff». Именно там начали свою карьеру Кшиштоф Кленчон и Северин Краевский. Репертуар группы был, в основном, вдохновлен польским фольклором. Наибольших успехов «Czerwone Gitary» достиглт за первые 5 лет своего существования. В 1966 году группа выпустила свой дебютный альбом «To Just My», который был продан в количестве более 160 000 экземпляров. В 1967 году Северин Краевски получил премию Польской джазовой федерации за свой композиционный дебют на фестивале в Ополе. В следующем году группа получила свою первую награду в Ополе за песню «Takie ładne oczy». В январе 1969 года группа получила в Каннах приз «MIDEM» за наибольшее количество проданных в родной стране пластинок, а журнал «Billboard» назвал «Czerwone Gitary» самой популярной группой.
«Takie ladne oczy» (на немязыке) - Czerwone Gitary (1968).
Конец 1960-х стал рождением польской психоделии, начавшейся с краковской группы «Zdrój Jana», известной своим оригинальным психоделическим звучанием. Музыканты, увлеченные ритмом и ритмической музыкой, использовали удивительные звуки необычных инструментов: гонга, окарины, деревянных ложек и цитр. На концертах, помимо нестандартных звуковых эффектов, фанаты могли настоящее световое шоу, которое создавали сами музыканты, крутя педали велосипеда. Ко всему прочему, «Zdrój Jana» - первая в Польше группа, которая сняла анимационный видеоклип.
«Jaka ty jesteś» - Zdrój Jana.
27-30 ноября  1969 году в Калише прошел 1-й Национальный фестиваль бит-авангарда («I Ogólnopolski Festiwal Awangardy Beatowej»). Инициатором мероприятия выступила группа молодых деятелей культуры, связанных с Домом культуры Калиша, в первую очередь Марек Трушковски, Хенрик Бенецки, Гжегож Кучиньский и автор эмблемы фестиваля Кшиштоф Маркс. Фестиваль вызвал большой интерес у польского молодежного музыкального сообщества. Заявки поступили от десятков музыкальных коллективов со всей страны - выступил 41 исполнитель из 25 городов. 1-е место и приз Федерации джаза Польши завоевала группа «Romuald & Roman» из Вроцлава, 2-е место и приз Управления культуры Президиума Городского национального совета в Калише - группе «Wawele» из Кракова, а 3-е место и приз Культурного центра Калиша - группе «Young Blues» из Калиша. OFAB на несколько лет превратило Калиш в столицу нового польского рока. Как пишет в своей книге «Trzysta tysięcy gitar nam gra» Дариуш Михальски: «Хотя организаторы (Дом культуры Калиша) настаивали на прежнем термине «бит», правда была иной - в Польше уже звучала современная европейская музыка».
«Poszlabym za toba» - Mira Kubasinska & Breakout (1969).
Конец эпохе «биг-бита» в Польше символически  положил один из пионеров  рока певец, музыкант и автор песен Тадеуш Налепа, который начал свою карьеру в группе «Blackout». В 1968 году группа обратилась к блюз-року, отрастила длинные волосы и сменила своё название на «Breakout». Их дебютный альбом – «Na drugem brzegu tęczy» - часто называют «первым в истории польским рок-альбомом».

Список польских групп эпохи «биг-бита»:
A
B
Blackout (zespół muzyczny)
C
Czerwone Gitary
D
F
Filipy (zespół muzyczny)
G
H
M
Meteory (zespół muzyczny)
N
P
S
Skaldowie
T
Trasy koncertowe Filipinek
W
Waganci (zespół muzyczny)
Warszawskie Kuranty
Wiślanie 69

Комментариев нет:

Отправить комментарий