Диско

Танцевальная музыка

Диско (англ. disco, букв. — «дискотека») — один из основных жанров танцевальной музыки XX века и субкультура, возникшие в 1970-х годах из городской ночной жизни Соединенных Штатов. Его звучание представлено партией ударных инструментов «Прямая бочка», известной также как «four-on-the-floor», синкопированными басовыми линиями, струнными и духовыми секциями, электрическим органом, синтезаторами и электрическими ритм-гитарами.

Диско появилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов как смесь музыки, популярной среди латиноамериканцев и афроамериканцев в Филадельфии и Нью-Йорке. Этот жанр можно рассматривать как реакцию контркультуры 1960-х годов на абсолютное доминирование рока, вызвавшее стагнацию танцевальной музыки в целом. В период популярности диско в Соединенных Штатах было создано несколько танцевальных стилей, в том числе «Bump» и «Hustle».

К концу 1970-х годов в большинстве крупных городов США существовали диско-клубы, в которых процветала торговля наркотиками, такими как кокаин и т.н. «Quaaludes», причем последний был настолько распространен в субкультуре диско, что получил прозвище «диско-печенье» («disco biscuits»). Диско-клубы ассоциировались также с половой распущенностью, как продолжением сексуальной революции предыдущего десятилетия.

В Соединенных Штатах диско перестало быть основной тенденцией в популярной музыке после печально известной Disco Demolition Night, и в начале 1980-х годов популярность жанра продолжала падать; однако на всем протяжении 1980-х годов он оставался популярным в Италии и некоторых европейских странах, оказывая ключевое влияние на развитие электронной танцевальной музыки, хауса, хип-хопа, новой волны, танцевального панка и пост-диско.

Влияние диско остается сильным в американской и европейской поп-музыке и в 1990-е годы. В начале 2010-х годов происходит возрождение жанра.

Этимология.

Термин «диско» является сокращением от слова «discothèque», французского слова, означающего «библиотеку фонографических пластинок», а затем — заведения, где воспроизводилась музыка с грампластинок, в отличие от традиционных клубов, где исполнители играли в живую. В английском языке 1950-х год слово «discothèque» имело аналогичное значение.

«Дискотека» стала использоваться во французском языке для обозначения типа ночного клуба во время нацистской оккупации в начале 1940-х годов. Некоторые клубы использовали это слово в своем названии. Первые дискотеки в основном играли свинговую музыку. Позже стал популярным ритм-энд-блюз, соул и глэм-рок. В 1960 году термин «Дискотека» использовался для обозначения парижского ночного клуба в английской журналистике.

Летом 1964 года короткое платье без рукавов под названием «дискотечное платье» на короткое время стало очень популярным в Соединенных Штатах. Самое раннее известное использование сокращенной формы «диско» описывало это платье в журнале «The Salt Lake Tribune» 12 июля 1964 года, но журнал «Playboy» использовал этот термин в сентябре того же года для описания ночных клубов Лос-Анджелеса.

Винс Алетти был одним из первых, кто описал диско как музыку или музыкальный жанр в своей статье «Discotheque Rock Paaaaarty», напечатанной в журнале «Rolling Stone» в сентябре 1973 года. В 1974 запущено первое радиошоу, посвящённое этой музыке

Возникновение и развитие диско.

Французская певица Режин Зильберберг (Régine Zylberberg) утверждала, что она ещё в 1953 году открыла первую дискотеку «Whisky à Go-Go» в Париже и стала первым диджеем. Она установила танцпол с разноцветными огнями и двумя проигрывателями, чтобы проигрывать пластинки без перерыва. В октябре 1959 года владелец «Scotch Club» в Аахене, Западная Германия, вместо того, чтобы нанимать живую группу установил на сцене проигрыватель.

Иногда диско считают танцевальной разновидностью фанка и соул, в которой ритм построен на одинаковом и частом такте ударных с доминирующей ролью клавишных и вокала. По мнению советского музыковеда С.А. Короткова, одним из прообразов диско стала сальса. Для музыки «диско» характерны яркие мелодии с подчеркнуто танцевальными ритмическими оборотами, непритязательные тексты, музыкальный размер 4/4 с акцентом на каждую из долей и темп около 120 ударов в минуту. Музыканты, исполняющие диско, обычно выступали в броских и ярких костюмах, а сами выступления сопровождались красочными световыми эффектами.

Истоки диско:

соул

психоделическая музыка

рок-н-ролл

фанк

латиноамериканская музыка

поп-музыка

(см. Прото-диско)

Диско стоил гораздо дороже, чем производство многих других популярных музыкальных жанров 1970-х годов. В отличие от более простого звучания фанка, соул-музыки конца 1960-х, состоящего из четырех групп, или небольших джазовых органных трио, диско-музыка потребовала большой оркестр с несколькими аккордовыми инструментами (гитара, клавишные, синтезатор), несколькими барабанами (ударная установка, латинская перкуссия, электронные барабаны), духовую и струнную секции, а также множество «классических» сольных инструментов (например, флейта, пикколо и т. д.).

Песни в стиле диско создавались опытными аранжировщиками и оркестраторами, а продюсеры добавляли свои творческие штрихи к общему звуку, используя методы многодорожечной записи. Для исполнения сложных аранжировок с таким большим количеством инструментов и секций требовалась команда, в которую входили дирижер, переписчики, продюсеры и инженеры по микшированию, сыгравшие в развитии стиля диско равную с исполнителями, если даже не большую, роль, создавая инновационные методы, ставшие неотъемлемой частью звука диско.

Ключевым элементом любого диско-клуба стали мощные, насыщенные басами Hi-Fi аудиосистемы. Дэвид Манкузо разработал технологию т.н. твитер-массивов - расположенные под потолком кластеры небольших громкоговорителей, излучающих высокие частоты, и усиления низких частот дополнительными наборами сабвуферов, расположенные на уровне земли. Типичный дизайн освещения диско-танцполов состоял из разноцветных ламп, которые вспыхивали в такт музыке, стробоскопов и зеркальных шаров.

Ранние записи диско были «стандартными» трехминутными версиями, пока американский продюсер Том Моултон не придумал способ делать песни длиннее, чтобы заставить публику в клубе танцевать дольше. Он обнаружил, что было невозможно сделать виниловые «сорокапятки» того времени длиннее, поскольку диски обычно вмещали не более пяти минут музыки хорошего качества. С помощью своего мастеринг-инженера Хосе Родригеса он выпустил сингл на 10-дюймовом диске вместо 7-дюймового. Записав сингл на 12-дюймовый диск в том же формате, что и стандартный альбом, Моултон и Родригес обнаружили, что способны записывать гораздо более длинные песни. 12-дюймовые синглы, получившие название «макси-синглы», быстро стали популярным стандартным форматом для всех ди-джеев диско-жанра.

Диск-жокеи (ди-джеи) эпохи диско часто делали ремиксы на существующие песни, используя катушечные магнитофоны. Они подбирали композиции в соответствии с желаниями танцоров, переходя от одной песни к другой с помощью DJ-микшера и используя для контакта с аудиторией микрофон. В базовый DJ-комплект вошло оборудование, обеспечивающее уникальные звуковые манипуляции - ревербератор, эквалайзер и блок эффектов эха. Используя это оборудование, ди-джей мог создавать звуковые эффекты. Среди американских диско-ди-джеев были особенно известны Фрэнсис Грассо из клуба «The Sanctuary», Дэвид Манкузо из «The Loft», Фрэнки Наклз из «Chicago Warehouse», Ларри Леван из «Paradise Garage», Ники Сиано, Уолтер Гиббонс, Карен Миксон Кук, Джим Берджесс, Джон «Jellybean» Бенитес, Ричи Кулала из «Studio 54» и Рик Сальсалини.

Ди-джеи оказали влияние на развитие и популяризацию определенных типов диско-музыки, производимой для звукозаписывающих компаний, поскольку продажи пластинок часто зависели от ди-джеев ведущих ночных клубов. Некоторые ди-джеи, такие, например, как Ларри Леван, были также продюсерами, которые записывали свои песни в студии.

«Soul Makossa» - Manu Dibango (1972)

К раннему диско относят записи соул-исполнителей Айзека Хейза и Барри Уайта. В качестве претендента на звание первого диско-трека называют «Soul Makossa» Ману Дибанго (1972), «One Night Affair» Джерри Батлера (1972), «Rock The Boat» The Hues Corporation (1973), «Rock Your Baby» Джорджа Маккрея (1974) и «Kung Fu Fighting» (1974) от Biddu And Carl Douglas.

«One Night Affair» - Jerry Butler (1972)

Колоссальную роль в популяризации «диско-культуры» сыграл голливудский фильм «Лихорадка субботнего вечера», вышедший в 1977 году, заключительный танец Траволты из этого фильма стал символом стиля диско. В первые годы диско на танцполах процветал «вольный» или «свободный стиль». Поначалу многие танцоры импровизировали свои стили и шаги. Позже были разработаны популярные танцевальные стили, в том числе «Удар», «Пингвин», «Бугалу», «Уотергейт» и «Робот». К октябрю 1975 года на танцполах воцарился стилизованный, утонченный и откровенно сексуальный «The Hustle» («Суета»). Его вариации включали «Brooklyn Hustle», «New York Hustle» и «Latin Hustle».

«Rock The Boat» - Hues Corporation (1973)

В эпоху диско многие ночные клубы устраивали танцевальные конкурсы и предлагали бесплатные уроки танцев. В некоторых городах были инструкторы по диско или танцевальные школы, которые учили людей танцевать популярные диско-танцы, такие как «touch dancing», «the hustle» и «the cha cha». Пионером обучения диско-танцам стала в 1973 году Карен Люстгартен из Сан-Франциско. Ее книга «Полное руководство по диско-танцам» (Warner Books, 1978) была первой, в которой были названы, разбиты и систематизированы популярные диско-танцы как танцевальные формы и различались диско-фристайл, парные и линейные танцы. Книга возглавляла список бестселлеров «New York Times» в течение 13 недель и была переведена на китайский, немецкий и французский языки.

«Kung Fu Fighting» - Carl Douglas (1974)

В Чикаго при спонсорской поддержке компании «Coca-Cola» стартовало танцевальное танцевальное шоу «Step By Step», которое вел динамичный танцевальный дуэт Робин и Реджи. Пара обучала танцоров популярным диско-танцам. Учебное шоу транслировалось утром в субботу и быстро приобрело множество поклонников. Продюсеры шоу, Джон Рид и Грег Розелли, регулярно посещали с Робином и Реджи дискотеки, в поисках новых танцевальных талантов.

В Сакраменто, штат Калифорния, король дискотек Пол Дейл Робертс беспрерывно танцевал 205 часов, что эквивалентно 8 с половиной дням, для Книги рекордов Гиннеса.

Пик популярности диско-музыки пришёлся на 1976—1981 годы. В 1976—1979 годах композиции в стиле «диско» составляли более 70 % музыкальных изданий и эфирного времени на радио. В этот период диско-музыка стала разнородной по своей структуре, появились такие поджанры как «Манила-саунд», «филадельфийский соул», «диско-поло», «итало-диско» и др. В дальнейшем, благодаря распространению электронных музыкальных инструментов, выделились такие подстили, как «евродиско» и «спэйс-диско».

Поджанры:

пост-диско

итало-диско

космик-диско

евродиско

Hi-NRG

Буги

электро-диско

диско-поло

ню-диско

спейс-диско

Манила-саунд

филадельфийский соул

Диско почти одновременно развивалось в США и Европе. Для американского диско характерно звучание, близкое к фанку и соулу, в то время как европейское диско тесно переплеталось с традиционной эстрадой и общими тенденциями поп-музыки. В большинстве песен диско струнно-смычковые, духовые инструменты, электрическое пианино и электрические гитары создают сочное и отполированное звучание. Оркестровые инструменты, такие как флейта, часто используются в качестве солирующих инструментов, в отличие от электрогитары, солирующей в рок-музыке. С развитием технологий многие исполнители стали включать в аранжировку электронные инструменты, например, синтезаторы.

Диско как музыкальное явление связывают с деятельностью ряда артистов, ансамблей и продюсеров, в числе которых Глория Гейнор, Донна Саммер, Village People, Джорджо Мородер, Жан Моралли, Нил Богарт, Марк Серрон, Фредди Перен. Донна Саммер — первая певица, синглы которой в течение одного года четыре раза поднимались на вершину хит-парада «Billboard Hot 100», пятикратная обладательница премии «Грэмми» по праву носила титул «королевы диско».

Donna Summer – «I feel love» (1977)

Диско сыграло важную роль в развитии жанров электронной танцевальной музыки, таких как хаус, техно и евродэнс. Песня «I Feel Love» в стиле евродиско, спродюсированная Джорджио Мородером для Донны Саммер в 1976 году, была описана как веха и образец для электронной танцевальной музыки, потому что она была первой, которая объединила повторяющиеся синтезаторные лупы с непрерывным бас-барабаном и нестандартным хай-хэтом, который станет главной чертой техно и хауса десять лет спустя.

"Главной проблемой ритм-н-блюза до появления диско была необходимость уметь хорошо танцевать под эту музыку. Для большинства белых это было слишком сложно. И мы её упростили. Первым делом я спрямил басовую линию и сделал на ней максимальное ударение. Я думаю, что «Love to Love You, Baby» была первой песней, где барабан и бас на всем протяжении отбивали - раз-два-три-четыре — и только".

Д. Мородер

Производные формы:

европоп

дэнс-поп

хаус

пост-диско

пост-панк

хип-хоп

новая волна

синти-поп

эйсид-джаз

Хаус-музыка как производная форма от диско, учитывая ее огромный успех в формировании электронной танцевальной музыки и современной клубной культуры, часто называют «месть диско». Ранняя хаус-музыка, как правило, была танцевальной, характеризующейся повторяющимися ритмами, создаваемыми, в основном драм-машинами и синтезированными басовыми линиями. Несмотря на то, что хаус всегда демонстрировал преемственность от диско-музыки, он был более электронным и минималистичным, а повторяющийся ритм для хауса был более важным, чем сама песня. Кроме того, хаус не использовал пышные струнные секции, которые были ключевой частью звучания диско.

Donna Summer – «Love To Love You Baby»

По словам музыкального критика Пьеро Скаруффи, феномен диско-движения распространился необычайно быстро, потому что «коллективный экстаз» диско был освободительным и регенеративным, и привел к свободе слова и самовыражения. В разгар популярности диско многие исполнители других жанров записывали танцевальные диско-композиции.

В 1970-х и начале 1980-х годов R&B и пост-панк-музыканты сосредоточились на более электронной и экспериментальной стороне диско, опираясь на широкий спектр диско-влияний и техник. Диско оказал большое влияние на всю последующую танцевальную поп-музыку, соединив классическое диско и более поздние формы электронной танцевальной музыки.

Жанры, на которые повлиял диско:

дэнс-панк

дэнс-рок

френч-хаус

диско-поп

фанк-хаус

фьючер-фанк

диско-рэп

 

 

В 2020 году диско в очередной раз стало модным трендом в популярной музыке. В начале года высокие позиции в мировых музыкальных чартах заняли хиты, созданные под влиянием диско, такие как «Say So» Doja Cat, «Stupid Love» Леди Гаги и «Don't Start Now» Дуа Липы. К середине года было выпущено несколько диско-альбомов и синглов. В сентябре 2020 года южнокорейская группа «BTS» дебютировала под №1 в США со своим англоязычным диско-синглом «Dynamite», который был продан в США в количестве 265 000 загрузок за первую неделю, что стало наибольшим показателем со времен «Look What You Made Me Do» Тейлор Свифт (2017).

Lady Gaga – «Stupid Love» (Official Music Video)

В ноябре австралийская певица Кайли Миноуг объявила о выпуске своего 15-го студийного альбома «Disco», которому предшествовали два сингла: «Say Something» и «Magic». Оба сингла получили признание критиков за возвращение к диско-корням, которые были заметны в ее альбомах «Light Years» (2000), «Fever» (2001) и «Aphrodite» (2010).

На протяжении 2020-х годов диско неизменно пользуется успехом в музыкальном мейнстриме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий