Сергей Александрович Есенин … Гигантский поэт, проживший всего 30 лет и оставивший громадное и
неоценимое поэтическое наследство.
Есенин -
один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Он
представляет собой чудесное, неповторимое явление русской литературы. Стихи
Есенина очень музыкальны - это как будто сама звучащая природа. Поэт органично
воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему
отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия
Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка.
Почему
так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или
романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько
проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел
средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость
земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.
Детство и
юность поэта прошли в рязанском селе Константинове, в Спас-Клепиках, где он
окончил 2-классную учительскую школу. С детства он видел и замечал все: и
тяготы сельской жизни, и красоту окружающей природы. Все это отразилось в его
творчестве.
Стихи
Есенина наполнены звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари,
шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари,
мягкая зелень полей… Но за бросающейся в глаза красочностью всегда чувствуются
грусть и печаль.
Самая
главная и определяющая черта поэзии Есенина – полное единение с жизнью народа.
Ему никогда не надо было, как другим поэтам, специально постигать душу народа –
он ее всегда знал и чувствовал. Она жила в нем в том числе и с теми песнями,
которые он слышал с детства. И его собственные стихи стали песнями, хотя очень
мало своих стихов он озаглавил этим словом: «Подражание песне», «Песня», «Песнь
о собаке», «Песнь о хлебе». Хотя так озаглавить можно было почти все его стихи,
т.к. они все несут в себе песенный склад.
«К стихам
расположили песни», — отмечал Есенин в своих автобиографических набросках. И
обратно – стихи Есенина породили песни и романсы. Проникновенная лирика Есенина
привлекла внимание большого количества профессиональных (Георгий Свиридов,
Григорий Пономаренко, Вас. Липатов, Алекс. Пахмутова, Алексей Карелин, Вадим
Лоткин и др.) и полупрофессиональных (Мих. Новохижин, Ник. Джигурда, Александр
Новиков, Александр Матюхин, Тамара Солнечная и др.) композиторов, написавших
музыку к его поэтическим произведениям и создавших в этом сплаве поэзии и
музыки новую сущность – замечательные песни и романсы.
Нередки,
а для поэзии Есенина очень даже часты, случаи, когда одно и то же поэтическое
произведение вдохновляет разных композиторов на написание музыки.
Композитор
и дирижер Владимир Юровский написал образцово-классическое вокальное
произведение для голоса и симфонического оркестра. Исполнил это произведение
образцово-классический Иван Семенович Козловский. «Ты поила коня».
Поэтическое
произведение «В краю, где желтая крапива …», том написанное Есениным в том же
году, что и «Песнь о собаке», было замечено Александром Вертинским, который
сочинил к нему музыку и включил в свой репертуар.
Одно из
самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало
всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале
«Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.
Проникновенные
строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича
Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту
душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева,
Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.
В 1924
году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. И стихотворение, и ноты
тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо
матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным.
Из
произведений послевоенного периода можно отметить вокальный цикл Георгия
Васильевича Свиридова «У меня отец крестьянин» - для тенора и баритона с
фортепиано, его же романсы «Братья-люди», «Любовь» (притча), «На земле живут
лишь раз» и другие произведения.
Из
популярных песен-романсов – «Клен ты мой опавший» (музыка неизвестного
композитора), где удается передать лирическую интонацию есенинской поэзии, ее
исповедальность.
И
песню-романс «Над окошком месяц» композитора Евгения Попова, где в мягкой,
неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов,
раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающей Россию.
Много
песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко:
«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу
бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь,
тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот
оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не
был на Босфоре».
Кроме Г.
Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А. Вертинский («В том краю,
где желтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком
месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чем вы кричите?»), Н. Кутузов («Береза»),
Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай,
Баку!») и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например,
неизвестен автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший», а также песен
«Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни
считаются народными.
С песнями
на стихи Сергея Есенина выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий
Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Гелена Великанова,
Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий
Александрович Гуляев не только пел, но положил на музыку стихотворения Есенина
«Над окошком месяц...» и «Дорогая, сядем рядом...».
В
репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой тоже есть
песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне
говорят – прощай...», «Черемуха душистая», «Вот оно – глупое счастье...».
Нельзя не
сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь...»
(музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо»
(музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея
Сарычева мы знаем песню «Я московский озорной гуляка...» и «Забава».
Наконец,
спел романс «Я зажег свой костер...» на музыку Юрия Эриконы великолепный артист
Николай Караченцов
Стихотворения
Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в
песнях, а значит, поэт не умер, не произошло то, чего он так боялся: «Без меня
будут юноши петь, не меня будут старцы слушать».
Есенинская
поэзия продолжает привлекать к себе композиторов разных поколений и вдохновлять
их на создание новых песен, романсов и других произведений музыкального
творчества. Любовь к поэзии Есенина можно объяснить тем, что в его стихах, по
словам Гоголя, живет «неведомая сила, свидетель истинно растроганного
внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и
те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии». Конечно, слова эти
сказаны не о стихах Есенина, а в общем о настоящей поэзии, которой и является
творчество поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий