7 октября
1911 года в Экроне (штат Огайо) родился Вон Уилтон Монро (Vaughn Wilton Monroe)
– известнейший вокалист, а также трубач, бэнд-лидер, актер и бизнесмен,
обладатель двух звезд на голливудской Аллее Славы. Пик популярности Монро
пришелся на 1940-е – начало 1950-х, при этом он так и не добился столь же
большой славы, как Бинг Кросби или Фрэнк Синатра, и его даже не называли крунером
– хотя, по сути, он исполнял ту же легкую музыку в сопровождении биг-бэндов,
что и большинство вокалистов этого стиля. Но манера исполнения Монро была более
«классической» – в отличие от крунеров с их характерными разговорными
интонациями и легкостью «мурлыканья», напевания. Возможно, его красивый,
низкий, глубокий баритон был слишком мощным, чтобы просто «мурлыкать».
Когда Вон
был еще ребенком, его семья переехала сначала в Кадахи (Висконсин), а затем в
Джанетт (Пенсильвания), где он в 1929 году закончил среднюю школу. Там же он
познакомился со своей будущей женой Мэрион. По ее воспоминаниям, Вон должен был
возглавить парад в честь выпускного, поскольку за него проголосовали как за
самого многообещающего выпускника школы (“Boy most likely to succeed” –
«Парень, который скорей всего добьется успеха»). Однако Вон опоздал на
церемонию, потому что участвовал в конкурсе трубачей в соседнем городе. И уже
добился успеха, выиграв его в тот день.
Вообще,
Вон начал играть на трубе в 11 лет, и по чистой случайности. Как-то раз он
просто пришел домой с инструментом в руках, объяснив удивленным родителям (не
имевшим отношения к музыке), что трубу ему отдал во дворе какой-то мальчик,
который не мог играть из-за проблем с зубами.
В
результате Монро стал неплохим трубачом: его искусства хватило не только на то,
чтобы выиграть конкурс, но, и чтобы несколько лет зарабатывать себе на жизнь,
играя в местных бэндах. Благодаря этому Вон смог скопить достаточно денег,
чтобы в 1931 году поступить в “Carnegie Tech's School of Music” в Питтсбурге,
где он посещал еще и инженерный курс, а также брать уроки вокала в Бостоне в
“New England Conservatory of Music”, поскольку в нем проснулось желание стать
оперным певцом. Параллельно Монро продолжал играть на трубе где только можно,
чтобы прокормиться.
Некоторое
время он так и учился по двум совершенно разным специальностям, терзаясь
выбором: его и очень увлекало инженерное дело, и весьма прельщала концертная
карьера. Судьбоносное решение было принято в 1933 году: Вон Монро бросил учебу
и все свое время посвятил танцевальным бэндам, поняв, что именно это принесет
ему настоящее удовлетворение и, кроме того, сможет быстрее обеспечить
финансовое благополучие, чем слишком проблемная академическая оперная карьера.
Первый
ангажемент Вон получил в бэнде Остина Уайли – в нем он проработал два года, а
потом оркестр был распущен. Однако игру Монро на трубе успел услышать и оценить
выступавший по соседству бэнд-лидер Ларри Фанк, и он пригласил Монро к себе.
Этот коллектив постоянно гастролировал, давая по одному концерту в одном
городе, и, когда музыканты в очередной раз добрались до Бостона, Монро он
показался просто раем – молодой музыкант решил, что было бы неплохо
обосноваться там на несколько лет.
По поводу
чего-то такого стабильного Монро решил посоветоваться со своим старым знакомым,
Джеком Мэршардом, который в то время руководил несколькими группами. А тот не
просто дал совет, но и предложил работу в одном из своих оркестров. На
протяжении полутора лет Вон Монро играл в нем на трубе, время от времени пел и
был всем этим страшно доволен. Однако Джек со временем заметил, что Вон Монро
значительно выигрышней смотрится, когда поет перед оркестром, чем спрятанным в
секции трубачей. И он предложил Монро два варианта: или покинуть оркестр, или
самому взять дирижерскую палочку. Так в 1937 году Монро оказался бэнд-лидером
коллектива из 12 музыкантов, который выступал в клубе "Terrace
Gables" в Фэлмуте (Массачуссетс), затем перебрался в Бостон, а потом в
Майами.
Через
некоторое время Мэршард вновь потребовал перемен: он решил, что молодому лидеру
пора самому заняться и бизнес-стороной руководства оркестром. Музыканты тоже
подначивали Монро, и в результате в 1940 году он поддался на уговоры: оркестр
Мэршарда был официально распущен, все желающие – приглашены в новый оркестр
Вона Монро, который должен был через две недели собраться на севере. Сам Монро
тут же прыгнул в машину и поехал в Нью-Йорк, где его ждала Мэрион, а затем
поезд увез их в родной Джанетт, где молодые поженились. И буквально сразу после
церемонии пара помчалась в Бостон, где Монро уже ждал Мэршард, ставший
менеджером нового оркестра, музыканты и бесконечные репетиции.
Новоиспеченный
бэнд дебютировал в клубе “Siler's Ten Acres”. А 10 апреля 1940 года состоялась
первая трансляция их выступления на радио. Его услышал кто-то из продюсеров
лейбла “RCA-Victor”, и Вон Монро тут же получил контракт и начал записываться
для “Bluebird” (младшего подразделения “Victor”). Один из его первых синглов,
"There I Go", три недели продержался на вершине хит-парада. И хотя
тогда оркестр Монро еще мало что из себя представлял, в тот год его назвали
“top college band”. Все это время Монро очень много гастролировал, его оркестр
играл в отелях, кинотеатрах, танцевальных залах и ночных клубах по всей Новой
Англии и Среднему Западу. И тогда же Монро успел открыть неподалеку от Бостона
собственный ночной клуб-ресторан “Meadows”.
Благодаря
сильному голосу и «мужественному» звучанию Монро вскоре стали называть «певцом
для мужчин», причем это совершенно не умаляло любви к нему женской аудитории.
Появившийся впоследствии список прозвищ Монро также включал “The Baritone with
Muscles” (Баритон с мускулами) и “The Voice with Hair on its Chest”, “Ol'
Leather Tonsils”, “Leather Lungs”, которые, наверно, слишком странно прозвучат
на русском.
В 1941
году появилась песня "Racing with the Moon", ставшая фирменной
карточкой певца и его коллектива (к 1952 году было продано более миллиона копий
этого сингла, благодаря чему Монро был награжден золотым диском от RIAA –
Recording Industry Association of America), а еще через полгода последовали
сразу три больших хита: “My Devotion”, “When the Lights Go on Again (All Over
the World)” и “Let's Get Lost”. В июне того же года оркестр Монро выступал в
Нью-Йорке в “Paramount Theater”, а спустя несколько месяцев попал на модную
тогда площадку “Century Room” отеля “Commodore”. Впоследствии он играл в этом
зале так часто, что тот ему казался «вторым домом».
Летом
1942 года оркестр Монро получил первый большой ангажемент на радио, и 13 недель
регулярных трансляций немало способствовали росту его популярности. Но
подлинная слава пришла в 1945 году – с появлением сингла “There! I've Said It
Again” и знаменитой по сей день именно в исполнении Монро рождественской песни
“Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!” Наконец, в 1947 и 1949 годах Монро
записал два своих самых больших суперхита: “Ballerina” и “Riders in the Sky”.
Все это
время, будучи дирижером, ведущим и вокалистом, Монро время от времени солировал
на инструменте – что удивительно, не только на трубе. Как-то в 1944-м году ему
потребовался в духовую секцию еще один тромбон. После долгого и бесплодного
поиска подходящего тромбониста Вон сдался: он купил тромбон и научился играть
сам. С тех пор, когда возникала возможность, он часто стоял у тромбоновой
секции, явно забросив свою трубу.
Как и во
многих других оркестрах, в биг-бэнде Монро начинали свой путь многие джазовые
музыканты – например, гитарист Баки Пиззарелли. Основным репертуаром оркестра
были романтические баллады, однако на живых выступлениях Монро любил заставлять
бэнд мощно свинговать, чего, к сожалению, практически не сохранилось на
записях. Обычно на своих концертах он оставлял заключительную часть вечера для
свободно текущей, свингующей музыки.
В начале
1950-х Вон Монро активно пробовал себя в Голливуде: он сыграл поющего ковбоя в
нескольких вестернах «второго эшелона», включая “The Singing Guns” и “The
Toughest Man in Arizona”, однако большого успеха и удовлетворения ему это не
принесло. Возможно, это амплуа не слишком соответствовало его характеру и
вкусам. Высокий и статный, Монро при этом был слишком очевидно городским
жителем – культурным, интеллигентным, рафинированным. В небольшом отрывке из
значительно более раннего фильма “Meet The People” (1944 год), который вы
можете посмотреть в видеоприложении, прекрасно видно, насколько Монро мог бы
быть хорош в ролях совсем другого плана.
Так или
иначе, в тот период Монро, как и многие другие бэнд-лидеры, был вынужден
распустить свой биг-бэнд: популярность больших оркестров шла на убыль, они
разорялись один за другим. В результате он стал работать преимущественно на
радио, где долгие годы вел передачу “Camel Caravan” из своего клуба “Meadows”,
попутно появляясь в рекламе сигарет “Camel”, участвовал в шоу “Saturday Nights”
и затем обосновался на телевидении. Монро вел “The Vaughn Monroe Show” на CBS
(1950–51, 1954–55), появлялся в шоу “Bonanza”, “The Mike Douglas Show”, “The Ed
Sullivan Show”, “Texaco Star Theatre, “The Jackie Gleason Show”, “The Tonight
Show Starring Johnny Carson” и многих других.
Как певец
с середины 1950-х Монро выпустил лишь несколько успешных синглов – таких как
“They Were Doin' the Mambo” и “Black Denim Trousers”, которые явно шли на
поводу начинавшейся моды на рок-н-ролл и латинскую музыку, и потом уже ни разу
больше не покорял хит-парады. Тем не менее он продолжал активно работать: еще
долгие годы он оставался ведущим, был официальным представителем RCA Victor и
регулярно выступал вплоть до начала 1970-х. В результате Вон Монро стал одним
из самых успешных артистов в истории лейбла RCA Victor, а в какой-то момент – и
крупным акционером компании и часто снимался в рекламе теле- или аудиопроектов
RCA.
Известно,
что, помимо музыки, у Вона Монро было много увлечений. Он занимался фотографией,
мотоциклами, любил собирать модели поездов, плотничать, плавать, играть в гольф
и – больше всего – летать. У него было два маленьких самолета, названных в
честь двух его дочерей, и он часто использовал их для передвижений по работе.
Когда у него были длительные ангажементы, это всегда давало ему возможность
хоть на денек слетать домой к семье. Монро, очевидно, был очень преданным отцом
и мужем – он всю жизнь прожил со своей любимой Мэрион.
Вон Монро
умер очень рано, в 62 года: он скончался 21 мая 1973 года после операции на
желудке из-за открывшейся язвы.
Две
звезды, установленные в честь Вона Монро на Аллее Славы, отмечают его вклад в
историю звукозаписей, и в историю развития радио.
Ольга
Дюдина©
Комментариев нет:
Отправить комментарий