Крунер
(англ. crooner от croon «напевать вполголоса, тихо и проникновенно») —
эстрадный певец, придерживающийся эстетики крунинга — манеры пения,
представляющей собой нечто среднее между пением вполголоса («себе под нос») и
ритмической декламацией. Термин crooning происходит от шотландского слова
croyne, что означает мягкий, бормочущий звук. В конце 19-го и начале 20-го
веков этот термин ассоциировался с колыбельными, в США особенно с колыбельными
«Черных мамочек» («Black Mammies»). Фразу «напевать мелодию» («croon a tune») в
песне Эла Джолсона «Rockabye Your Baby with a Dixie Melody» следует понимать
именно в этом смысле.
Быстрое и
массовое развитие крунинга связывают со стремительным развитием
звукоусилительной техники в 1920-х годах. Пение без усиления (например, в
оперном театре) требовало от певца грудного регистра, владения дыханием и физической
силы голоса. Чувствительное усиление микрофона позволяло певцам прикладывать
меньше дыхания к голосовым связкам, производить «интимный» тихий звук, в том
числе (и особенно) в низком регистре. Характерными особенностями
«крунинга» являются непринуждённое звукоизвлечение, повествовательная и
элегантная подача материала, присказки и имитация разговора в паузах между
куплетами. Особую роль играет также тембральная насыщенность голоса. Историк
музыки Томас А. Делонг писал: «Высокочувствительный микрофон требовал другой
вокальной техники. Артисты были вынуждены использовать более мягкий голос, так
как слишком высокая или слишком громкая нота могла сломать хрупкую мембрану угольного
микрофона».
Оглядываясь
назад, можно сказать, что крунинг, как «интимная» вокальная форма популярной
музыки, коренным образом изменил отношений между исполнителем и слушателем. В
то время как другие ранее преобладающие стили были предназначены для
прослушивания в общественных местах, радио перенесло голоса эстрадных певцов в
личное пространство слушателей. Крунинг создавал впечатление прямого общения
певца с каждым отдельным слушателем.
Изобретателями
этого стиля пения считаются эстрадные певцы конца 1920-х – начала 1930-х годов Руди
Валле, Эл Боулли, Бинг Кросби, Джин Остин и Арт Гиллем. С ростом популярности
менялся и характер напевных песен. Например, «Шепчущий» Джек Смит, Арт Гиллем и
«Маленький» Джек Литтл, как пионеры напева, по-прежнему представляли довольно
своеобразный стиль пения, перемежаемый комическими элементами, в то время как
Руди Валле придавал своему голосу сексуальную привлекательность.
Именно
Валле, с его колоссальным успехом у женской аудитории, стал первым настоящим «Swooner-Crooner».
Ни
один из современных ему исполнителей не был так популярен, как Валле - певец-тенор,
актер и саксофонист. Его чрезвычайная популярность могла быть сравнима разве
что с популярностью «Битлз» спустя 30 лет и вызывала на его выступлениях истерику
у толп кричащих женщин. В начале карьеры над гнусавым и довольно слабым голосом
Валли издевались, но тот, как оказалось, идеально подошел для интимного стиля крунера.
Одним из
первых певцов, которые в полной мере воспользовались микрофоном, был Бинг
Кросби, известный более мужественным звучанием и более энергичным подходом к
фразировке, что отличало его от предшественников. Эмоциональное, местами
мелодраматичное исполнение эстрадных певцов «Swooner-Crooner» сменилось у
Кросби живыми песнями с легким характером. Глубокий тембр Кросби, его рабочее происхождение
и мужественность, которую он излучал, обеспечили ему успех среди мужской
аудитории. Дэвид Брэкетт писал: «Выступление Кросби создает ощущение
комфорта между аудиторией, певцом и автором». Следует, однако, отметить, что
стиль Кросби конца 1920-х годов почти не имеет ничего общего со стилем его
более поздней карьеры. Трудно поверить, что певец «White Christmas» - это тот
же самый человек, который популяризировал песни Tin Pan Alley в их оригинальных
и весьма сентиментальных для современного уха вариантах.
Джолсон,
Валли и Кросби настолько доминировали в белой американской поп-музыке эпохи
джаза, что об этом явлении писали даже пародийные песни. Тот факт, что их
музыка содержала джазовые элементы только в самом поверхностном смысле, вряд ли
интересовал широкую публику — как известно, Джолсон сыграл джазового певца в своем
первом крупном звуковом фильме (1927), хотя стилистически он явно находился в
области мюзикла и водевиля.
В середине
1920-х годов, благодаря новым технологиям, на сцене появились т.н. «певицы-факелы»
(«torch singers») - очень уверенные в себе и экстравагантные исполнительницы
меланхоличных любовных баллад, такие как Фанни Брайс, Рут Эттинг, Ливия Холман,
Хелен Морган, Аннет Хэншоу, Милдред Бейли и Хелен Роуланд. Изначально более
высокий женский голос не подходил для микрофона, повреждая эти хрупкие устройства.
Певица Леонора Вон Де Лит решила эту проблему, изменив тембр своего голоса, сделав
его более напевным и мягким. Эта техника принесла ей титул «The Original Radio
Girl». Её техникой были очарованы даже такие звезды крунинга как Вэлли, Кросби
и Синатра. Когда в 1930-е годы популярная певица Кейт Смит назвала себя «Первой
леди радио», Вон Де Лит подала на нее в суд и заставила Смит отказался от этого
имени.
Женщины-крунеры
вдохнули в песни новую жизнь. Например, композиция «I've got a crush on you»,
написанная Гершвином в 1928 году, была перепета Ли Уайли и, к большому
удовольствию композитора, завоевала большую популярность благодаря своему
мягкому и соблазнительному звучанию.
Из-за
коммерческого успеха крунинга чернокожие музыканты, которые были гораздо более
тесно связаны с джазом, также приняли напев, что можно услышать в некоторых
записях Луи Армстронга этого периода, например, в песне «West End Blues».
Именно чернокожие певцы усилили «теноровую тяжеловесность» стиля, вызвав в
начале 1930-х годов кратковременную моду на фальцетные голоса. Например, в
биг-бэнде Джимми Лансфорда эти вокальные партии исполнял саксофонист Дэн
Гриссом, а в песне Энди Кирка «Twelve Clouds Of Joy» было множество вокальных
аранжировок такого рода.
Популярность
крунинга вызвала негативную реакцию отдельных представителей американской
общественности и к началу 1930-х годов термин «эстрадный певец» приобрел
уничижительный оттенок. Кардинал Уильям О'Коннелл из Бостона, и Нью-Йоркская
ассоциация учителей пения (NYSTA) публично осудили эту вокальную форму,
О'Коннелл назвал ее «низменной», «дегенеративной», «оскверняющей» и
неамериканской, а NYSTA добавила «коррумпированной». Даже «Нью-Йорк Таймс»
предсказывала, что крунинг - это просто мимолетное увлечение. Газета писала:
«Они так поют, потому что ничего не могут с собой поделать. Их стиль обречен на
то, чтобы выйти из моды... Эстрадные певцы скоро пойдут по пути тандемных
велосипедов, маджонга и карликового гольфа». Несмотря на негативное освещение в
СМИ, напевные песни оставались доминирующей формой популярной музыки в
Соединенных Штатах до середины 1950-х годов.
После
Второй мировой войны и кризиса биг-бэндов появилась вторая генерация эстрадных
певцов-крунеров, в которую входили Дик Хеймс, Бадди Кларк, Перри Комо, Дин
Мартин и Фрэнк Синатра. Одними из величайших послевоенных представителей этого
стиля, коммерчески и музыкально, стали чернокожие Нат «Кинг» Коул, Сэмми
Дэвис-младший и Билли Экстайн.
В конце
1940-х — начале 1950-х годов самыми популярными записями были в основном
романтические эстрадные песни, сентиментальная сторона которых выражена в их
названиях: «Prison of Love» («Тюрьма любви»), «Sentimental Reasons» («Сентиментальные
причины») (1946), «My Darling, You’re Breaking My Heart» («Моя дорогая, ты
разбиваешь мое сердце») (1949), «Cold Cold Heart» («Холодное холодное сердце»),
«Cry» («Плачь») (1951), «No Other Love, You You You» («Нет другой любви, ты ты
ты») (1953).
Крунинг в
современном понимании неразрывно связан с именем Фрэнка Синатры. Он стал певцом
оркестра Томми Дорси в 1940 году и произвел своим баритоном настоящую революцию
в эстетике мужского пения. Манера пения Синатры была настолько востребована молодой
белой аудиторией, что даже Бинг Кросби, который изначально был кумиром Синатры,
адаптировал свое пение к новому вокальному идеалу. Звук, который создал Синатра,
оставался важным источником вдохновения для многих популярных певцов, включая
Дина Мартина, Сэмми Дэвиса-младшего, Тони Беннетта и Бобби Дарина.
В
определенной степени успех Синатры повлиял на сферу джаза, где такие певцы, как
Билли Экстайн и Джонни Хартман, переняли элементы стиля своего белого коллеги. Лестер
Янг и Майлз Дэвис называли Синатру своим главным вдохновителем.
Сам Синатра
никогда не считал себя крунером. Он охарактеризовал свой стиль пения как
бельканто: стиль вокальной оперы, где акцент делается на красоте звучания, а не
на эмоциональном выражении, на изобретательном применении вокального орнамента
и использовании устойчивого тона, а не на драматической декламации. В своем
уникальном стиле пения Синатра уделял больше внимания форме и технике, чем
эмоциям.
Крунинг
стал неотъемлемой частью музыки кантри. Песня «San Antonio Rose», первоначально
записанная Бобом Уиллсом и его техасскими «Playboys», благодаря исполнению Кросби
в 1940-м году стала национальным хитом и была продана миллионными тиражами.
В 1942
году итало-американский эстрадный певец Перри Комо выпустил хит «Deep in the Heart
of Texas». Кросби, оказавший огромное влияние на Комо, сделал кавер на эту
песню и в том же году поднял ее на 3-е место в чарте США. Несколько известных
кантри-стандартов были выпущены певцами-крунерами Эдди Арнольдом, Джимом Ривзом
и Рэем Прайсом.
С музыкой
кантри в период своей работы на «Reprise Records» был тесно связан популярный
эстрадный певец Дин Мартин. Его коллега Комо записал несколько альбомов с
кантри-продюсером Четом Аткинсом в Нэшвилле. Многие эстрадные певцы записывали версии
популярных песен в стиле кантри: в 1951 году Тони Беннетт записал свою версию
песни «Cold, Cold Heart» Хэнка Уильямса, ставшую хитом №1 в чартах Billboard. У
Перри Комо в 1953 году был хит №1 с его версией песни Слима Уиллета и Рэя
Прайса «Don't Let the Stars Get in Your Eyes».
В 1959
году Гай Митчелл занял 1-е место с песней «Heartaches by the Number»,
кантри-хитом Рэя Прайса; а британец Энгельберт Хампердинк достиг 1-го места в
британском хит-параде с песней «Release Me», известной с 1954 года благодаря
Прайсу.
Однако
самым популярным кантри-крунером остается Эдди Арнольд, который в период с 1924
по 1947 годы доминировал в чартах кантри-музыки, пока в 1957 году попал в топ поп-чартов.
Его переход в мир эстрадных певцов очень похож на переход Нэта Кинга Коула,
который примерно в то же время превратился благодаря пению романтических песен из
джазмена в поп-звезду.
Блюзовый крунинг
- ветвь ритм-энд-блюза, являющаяся смесью блюза и эстрадной музыки - берет свое
начало в серии записей, сделанных пианистом Лероем Карром и гитаристом
Скраппером Блэквеллом. В 1930-е годы Карр разработал свой стиль блюзового пения
с мягким, непринужденным тембром, очень похожий на стиль эстрадного певца. Его
манера исполнения резко контрастировала с хриплым стилем Чарли Паттона и
Слепого Лемона Джефферсона. Одним из самых успешных блюзовых певцов-крунеров
стал Чарльз Браун - афроамериканский пианист из Техаса известный своим мягким,
чувствительным и несколько отчаянным стилем пения.
Интимная
манера эстрадного пения, созданная Рассом Коломбо и Бингом Кросби, сильно
повлияла на рок-музыку, отразившись на творчестве таких великих рокеров, как
Элвис Пресли. Прямое влияние крунинга мы можем видеть в создании «бэби-бумерами»
альбомов эстрадных стандартов, а также в росте популярности софт-рока.
Пол Анка,
Конни Фрэнсис и Бобби Дарин - три иконы подростковой поп-музыки, принявшие
стиль певца-крунера. Некоторые артисты 1960-х, такие как Джек Джонс, Джонни
Матис и Барбра Стрейзанд, отошли от традиционного джаза и сделали себя более
доступными для публики, используя более популярный стиль.
В период
с 1965 по 1972 год ни одна из эстрадных песен из чарта эстрадной музыки не
попала в Billboard 100, показывая, что крунинг был не очень популярен в то
время. В 1972 году ситуация изменилась, и в Billboard 100 появилась 21 песня из
чарта легкой музыки (англ. easy listening). Более того, само звучание
рок-музыки становится мягче и гармоничнее. В Топ-40 стали попадать исполнители,
такие как «Bread», Оливия Ньютон Джон и Диана Росс, тесно связанные с жанром старых
крунеров.
Хотя крунинг,
как музыкальное явление возник прежде всего в англоязычном мире, стиль нашел
своих подражателей за пределами Соединенных Штатов, особенно во Франции,
Испании, Италии, Германии и Японии.
Во
Франции первым крунером стал Жан Саблон, который в 1936 году стал использовать
на своих выступлениях микрофон, чем вызвал критику и насмешки.
В
Германии в межвоенный период большинство поп-певцов в той или иной степени
переняли эстетику крунинга; известными представителями являются Гарри
Фроммерманн из «Comedian Harmonists», Вилли Фрич или Руди Шурике. В какой-то
степени к этой традиции сегодня можно отнести и Макса Раабе, хотя он иногда
сатирически преувеличивает стиль.
Среди
артистов, использовавших элементы крунинга в Советском Союзе — Леонид Утёсов,
Марк Бернес, Олег Анофриев, а также Вадим Мулерман, Иосиф Кобзон, Бруно Оя,
Владимир Макаров, Николай Щукин, Александр Дольский, Александр Розенбаум.
Современные
крунеры — Джеймс Блант, Майкл Бубле, Робби Уильямс, Ричард Уиллис Хоули, Гарри
Конник, Роже Цицеро, Сет Макфарлейн, Юрий Охочинский. В репертуаре большинства
крунеров важное место занимают джазовые стандарты, лирико-романтические
баллады, салонно-танцевальная и прочая «лёгкая музыка», мелодии из мюзиклов и кинофильмов.
Ниже приведен
список эстрадных певцов-крунеров, которые поют в мягком, интимном стиле, что
стало возможным благодаря внедрению микрофонов и усиления.
Golden
Age (1920s-1960s) Al Bowlly Al Jolson Al Martino Alan Dale Andy Russell Arthur Prysock Bobby Darin Bobby Rydell Bobby Short Brook Benton Buddy Clark Buddy Greco Carlos Gardel Charles Aznavour Cheo Feliciano Cliff Richard Desi Arnaz Dick Farney Dick Haymes Dick Powell Dick Todd Domenico Modugno Don Cornell Ed Ames Eddy Arnold Elvis Presley Engelbert Humperdinck Fabian Frank Sinatra Jr. Frankie Laine Frankie Randall Gene Austin Jack Jones James Darren Jerry Vale |
Jim Morrison Jimmy Roselli Johnny Dorelli Johnny Hartman Johnny Marvin Johnny Mathis Julio Iglesias Julius La Rosa Kyu Sakamoto Lou Rawls Lucho Gatica Mel Tormé Merv Griffin Mike Douglas Neil Diamond Nick Lucas Pat Boone Paul Anka Perry Como Ricky Nelson Roy Orbison Russ Columbo Sam Browne Sam Cooke Sammy Davis Jr. Sandro de América Sergio Franchi Silvio Berlusconi Tom Jones Tony Clifton Tony Martin Val Doonican Val Rosing Vaughn De Leath Vaughn Monroe Wayne Newton Whispering Jack Smith |
Post-Golden
Age (1970s-Present) Alejandro Fernández Alex Turner Amaury Vassili Anthony Strong Barry Manilow Barry White Bobby Caldwell Boz Scaggs Camilo Sesto Chris Isaak |
Gino Vannelli Harry Connick, Jr Josh Tillman Luther Vandross Michael Bolton Neil Hannon Nick Cave Sam Smith Seth MacFarlane Terry Blade |
Комментариев нет:
Отправить комментарий