воскресенье, 29 октября 2023 г.

Валерий Щёлкин, Сергей Фролов «Легенды ВИА» (2007). Глава 11. «Девчата» — 1971 г. — Всеслав Лавров, Олег Сорокин

«Легенды ВИА»

ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ ВИА В СТРАНЕ — «ДЕВЧАТА»!

Вокально-инструментальный ансамбль «Девчата» стал первым женским профессиональным коллективом в Советском Союзе. Надо сказать, что тогда вслед за английскими «Битлз» у нас появились мужские ансамбли «Поющие гитары» н «Веселые ребята» с солистками. А вот женских молодежных ВИА еще просто не было.

«Девчата» пели и играли на современных электрогитарах, ударных. В мировой практике они также были среди первых, вместе с американками «Кулинарная радость» и польскими «Филиппинками». В 1973 г. в Англии свой первый альбом выпустила певица и бас-гитаристка Сюзи Кватро. В репертуаре наших «Девчат» преобладали песни советских композиторов, а их концертные программы, в отличие от многих ВИА, стоявших по стойке «смирно», превращались в развлекательные шоу. После успеха ансамбля в Белоруссии появились свои «Чаровницы», а чуть позже «Верасы», которые были только с девчонками. На Украине на базе вокального ансамбля «Мрия» появился ВИА с тем же назвавшем. На севере, в Мурманске, собрались «Красны девицы», в Калининграде — ВИА «Чайки», которые потом переименовались в «Балтийских чаек», в Крыму — «Крымские чайки», в Грузии — ВИА «Аиси» и детский ВИА «Мзиури», а в Москве — ВИА «Москвички» в «Москонцерте».

ВИА Девчата – «Кнопочки баянные»

Первой официальной визитной карточкой вокально-инструментального ансамбля «Девчата» стала маленькая пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия». «Ох, балалайка», «Самое главное» и «Кнопочки баянные» композитора Виктора Темнова, а также «Радуга нас соединит» композитора Алексея Черного стали популярными.

Виа Девчата – «Радуга Нас Соединит»

В 80-х история коллектива продолжается с песнями нового руководителя, замечательного пианиста, аранжировщика Олега Сорокина. Наверное, у всех на слуху были «Подруги замужем давно», «Чтоб не пил, не курил...», «Бабушкин сундук», «Эпизод», «Новый танец Робинзон». Потом на отечественной эстраде стали появляться другие коллективы, среди которых наиболее известные — московская «Мона-Лиза», тяжелая металлическая «Маркиза», «Комбинация» с Аленой Апиной и Таней Ивановой, «Девушки» с Лизой Мялик, «Армия», «Блестящие», «ВИА Гра», «ВИА Сливки». Необходимо отметить, что женский вокал всегда был украшением в жанре ВИА. Здесь Нани Брегвадзе («Орэра»), Алла Пугачева («Москвичи», «Новый электрон», «Веселые ребята»), Ирина Понаровская («Поющие гитары»), София Ротару («Червона Рута»), Лидия Боготезату («Норок»), Жанна Бичевская («Добры молодцы»), Ирина Шачнева («Самоцветы», «Пламя»), Наталья Шеманкова («Поющие сердца» и «Коробейники»), Тамара Джибба («Акварели»), Людмила Юсупова («Песняры»), Галина Шевелева («Здравствуй, песня»), Антонина Жмакова («Поющие сердца»), Светлана Лазарева («Синяя Птица»), Ядвига Поплавская («Верасы»), Елена Преснякова («О чем поют гитары», «Самоцветы»), Ольга Левицкая («Калинка», «Поющие гитары»), Татьяна Анциферова («Музыки»), Людмила Барыкина («Добры молодцы», «Надежда», «Веселые ребята»), Наталия Нурмухамедова («Ялла»), Ксения Георгиади («Фантазия»), Олеся Ярмоленко («Сябры»)...

ВИА «ДЕВЧАТА» И ШЕЙК С БАЛАЛАЙКОЙ

В 1970 г. в Москве появились энтузиастки ВИА — молоденькие девушки. Они купили электрогитары и барабаны и приступили к подготовке концертной программы. Конечно, это было художественной самодеятельностью. Но, тем не менее, девочки мечтали учиться и выступать на профессиональной сцене. Они искали концертную организацию и руководителя. Вскоре «Девчат» заметили и пригласили в Московскую областную филармонию. Директором известной концертной организации в то время был Сергей Иванович Астахов. Он мечтал о женском коллективе, потому что у него был большой ансамбль под управлением Романа Романова, который распался. Так «Девчат» взяли в филармонию. Только до выхода на профессиональную сцену была еще учеба во всероссийской творческой мастерской под руководством заслуженного артиста РСФСР Леонида Маслюкова.

ВИА Девчата – «Сибирский ленок» (1970)

Учились профессиональной игре на разных музыкальных инструментах, включая электрогитары, ударные, саксофоны, балалайки и т. д. К тому же девочки занимались еще и хореографией, пантомимой, фехтованием. В этом помогала заслуженная артистка РСФСР Татьяна Птицына. Учились петь, играть и одновременно танцевать. 29 мая 1971 г. «Девчата» успешно сдали свою первую концертную программу. Официальным днем рождения считается 1 июня 1971 г. Художественным руководителем ансамбля стал Всеслав Лавров. Безусловно, для создания репертуара были необходимы композиторы. Свои концерты ВИА «Девчата» открывали одноименной песней известного композитора Александры Пахмутовой на стихи Михаила Ножкина. Затем «Я люблю тебя, Россия» Давида Тухманова на стихи Михаила Ножкина, «Товарищ» Олега Иванова на стихи Александра Прокофьева, «Родина» Александра Харченко. Особенным украшением стали песни замечательного композитора и виртуозного баяниста Виктора Темнова. Его песни являются по-настоящему народными, достаточно назвать его «Кнопочки баянные», «Семечки», «Ох, балалайка». Они были написаны специально для ВИА «Девчата». Надо сказать, что в творческой биографии композитора Виктора Темнова была и работа в качестве руководителя известного хореографического ансамбля «Березка», с которым он проехал по всему миру. Альбом этого автора в середине 80-х с песнями о путешествиях по разным странам пользовался огромной популярностью. Его песня «Московская кадриль» стала любимой песней о столице. В исполнении ансамбля «Девчата» произведения Виктора Темнова становились своеобразными шоу. Под аккомпанемент балалаек и электрогитар коллектив исполнял модный шейк.

ВИА Девчата – «Самое главное»

Для ансамбля приносил свои лирические песни талантливый композитор Сергей Дьячков и наигрывал их на рояле. В то время он уже был автором известных песен «Алешкина любовь», «Записка», «Школьный бал». Другой московский композитор Алексей Черный, сочиняющий много музыки для театра, также давал много хороших песен ансамблю «Девчата». Достаточно вспомнить «Радуга нас соединит», «Ритмы России», «Вишня».

В первый состав вокально-инструментального ансамбля «Девчата» входили семь молодых музыкантов. Это Ирина Щеглова — барабаны и балалайка, Людмила Зотова — рояль, электроорган, аккордеон, балалайка, Наталья Воронина — соло-гитара, аккордеон, тромбон, балалайка, Людмила Главатских — труба, балалайка, Надежда Ивченкова — солистка, саксофон, бас-гитара, балалайка, Наталья Воронцова — ритм-гитара, саксофон, Тамара Тибенихина — бас-гитара, балалайка, танец. Все в коллективе пели как сольно, так и вместе. На сцену стройные девочки выходили в модных расклешенных брюках, в пиджаках и галстуках. Коллектив полюбили, как руководство, так и простые рядовые слушатели. Среди многих других артистов «Девчата» были удостоены первых выступлений в только что построенном Государственном центральном концертном зале «Россия». Именно там 6 ноября 1971 г. коллектив впервые исполнил «Я люблю тебя, Россия» и «Песню о хороших девчатах».

ВИА Девчата – «Девчата танцуют»

Последовали выступления в правительственных концертах, которые смотрел сам генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев. В дальнейшем им не раз улыбалась фортуна. Прежде всего, прекрасные отзывы в центральной прессе. А это многое тогда значило в жизни молодого коллектива. Начались зарубежные гастроли в ГДР, Чехословакии, Югославии, на Кубе, в 1972 г. Свои первые записи ВИА «Девчата» сделали в Чехословакии. Затем в 1973 г. эти песни вышли на их первой маленькой пластинке. В Югославии про ансамбль снимали фильм, а затем показали по телевидению. В ходе культурного обмена, в Советский Союз тогда приезжали на гастроли Джорджи Перузович и ансамбль Саши Субботы.

Тем не менее, как и в любом другом ансамбле, здесь происходили изменения в составе. В коллектив пришла талантливая артистка Алла Свиридова (не имеющая никакого отношения к другой известной певице уже 90-х Алене Свиридовой). Девушка замечательно играла на гитаре и саксофоне. А вот Наталья Воронина ушла через некоторое время в «Москонцерт» и сделала там ВИА «Москвички». Они ушли вместе с Людмилой Главатских, а потом пригласили Тамару Тибенихину которая привела с собой новеньких «Девчат». Многие даже путали эти два столичных коллектива и когда приходили на очередной концерт, спрашивали: «Вы сегодня как «Девчата» или «Москвички?»

Звания лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов в то время многое значили. В 1972 г. ВИА «Девчата» стали лауреатами первой премии фестиваля молодежной песни, а также приняли участие в международной программе «Подмосковные вечера» (1974). На сцене Кремлевского дворца «Девчата» принимали участие вместе с популярными артистами из разных стран мира. Достаточно назвать ансамбли «Лос-Парагвайос» и «Лос-Мехиканос», певица Амара Пуркуонде (Куба), оркестр «Русские узоры», московский аккомпанирующий ансамбль современной эстрадной музыки «Мелодия и ритм» под руководством Александра Пульвера. В дальнейшем этот песенный форум переименовали в «Мелодии друзей», который стал ежегодным.

«ДЕВЧАТА» И ОЛЕГ СОРОКИН В ВОСЬМИДЕСЯТЫХ...

В 1975 г. руководитель «Девчат» Всеслав Лавров создал в Московской областной филармонии другой новый шоу-ансамбль «Фантазия», в составе которого тоже были «девчата». Только вот после критической публикации в газете «Правда», за короткие юбочки опытному руководителю досталось. Правда, ансамбль не расформировали, а временно приостановили его деятельность. Новым художественным руководителем стал Сергей Бондаренко, который никак не мог наладить дисциплину в коллективе. Он просто не успевал готовить концертные программы, так как в составе ансамбля, очередная солистка или инструменталистка приносила заявление, что уходит в декретный отпуск.

ВИА Девчата – «Новый день нас зовёт»

Тем не менее, была выпущена вторая маленькая пластинка, с песнями, которые для коллектива сочинили Юрий Маликов и Владимир Пресняков (старший). Аранжировками в ансамбле занимался еще не сочиняющий сам песни Олег Сорокин (музыкальный руководитель), а с хореографией помогала ветеран «Девчат» — Тамара Тибенихина. В последующие годы они продолжают творчество в ВИА «Голубые гитары» у Игоря Гранова, а затем в группе Стаса Намина. Надо отметить, что в 80-х некоторый период с аранжировками занимается известный музыкант Валерий Селезнев (ВИА «Лейся, песня!», «Время, вперед», «Апрель»). В 1985 г. по инициативе руководства Московской областной филармонии творческую биографию «Девчат» продолжает талантливый аранжировщик и уже автор известных песен — Олег Сорокин.

ВИА Девчата – «Солдат молоденький»

Как-то раз Стае Намин посоветовал Олегу Сорокину делать не только аранжировки чужих песен, но и самому попробовать себя в роли композитора. Так, был рожден «Эпизод» на стихи Бориса Салибова, который впервые прозвучал по телевидению и стал еще дебютом сольного творчества молодого певца Алексея Глызина. «Бабушкин сундук» на стихи Александра Жигарева также имел большой успех у любителей музыки. Затем целая серия песен на стихи великого поэта-песенника Леонида Дербенева, которые вышли на диске-гиганте «Робинзон — 2». Достаточно вспомнить «Новый танец Робинзон», который записал также Алексей Глызин, а потом в концертах ее стала петь Тамара Тибенихина — давнишняя солистка «Девчат».

КАТЯ СЕМЕНОВА И «ДЕВЧАТА»: «ЧТОБ НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ...»

В 80-х всем нравилась песня «Подруги замужем давно». Впервые она прозвучала в «Утренней почте». Исполнил ее ансамбль «Девчата». Музыку к ней сочинил композитор и руководитель «Девчат» — Олег Сорокин, а стихи — поэт-песенник Михаил Шабров.

ВИА «Девчата» (Катя Бочарова, Надя Добрикова) – «Чтоб не пил, не курил ...» (1985)

В ней от лица девушки поется, что о принце она мечтает, которого видела в кино. А в припеве все самые идеальные качества будущего мужа: «Чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал и обязательно тещу мамой называл». На самом деле слушатели запомнили исполнительницу Катю Семенову. В начале 80-х ее имя появилось на отечественной эстраде, благодаря конкурсу песни «Золотой камертон» (1982), проводимому радиостанцией «Юность» вместе с фирмой «Мелодия». Для участия было необходимо прислать аудиокассету. Жюри возглавляли музыкальный редактор Юрий Филинов и поэт Михаил Шабров от фирмы «Мелодия». Тогда в журнале «Кругозор» впервые прозвучали записи (в журнал подшивалась гибкая пластинка) лауреатов конкурса, — Кати Семеновой и Юрия Шевчука. Именно в это время в студии фирмы «Мелодия» музыкант Александр Слизунов познакомил Олега Сорокина с этой молодой певицей и попросил найти ей работу. А поскольку Олег Сорокин работал в то время в «Голубых гитарах», то предложил позвонить руководителю «Девчат» Сергею Бондаренко и устроиться в состав ансамбля. Совсем недолго Катя проработала в ансамбле, где-то около года. Ее заметили на радио и телевидение. И она записывалась с разными исполнителями, что в итоге на работу в «Девчатах» у нее просто не хватило времени. Тем не менее, дружба продолжалась, а творческие пути разошлись. В дальнейшем Катя работала в группе «Аэробус» у Юрия Антонова, а затем вместе с Вячеславом Малежиком были ведущими популярной телепередачи «Шире круг».

Екатерина Семенова и «Девчата» - «Подруги замужем давно» (1986)

В середине 80-х популярность ансамбля «Девчата» была очень большой. О них писали хорошие отзывы в молодежных журналах — «Смена», «Комсомольская жизнь». Коллектив много гастролирует по стране и за рубежом, принимает участие в советско-индийском фестивале вместе с Валерием Леонтьевым и другими артистами из Советского Союза, выступают перед солдатами в Афганистане. В обновленном составе ансамбля работают Тамара Тибенихина (хореография), Надя Добрикова (бас-гитара), Ирина Воронова (скрипка), Люба Дегтярева, Катя Бочарова (солистка), Ольга Ландшафт (флейта), Ольга Ющенко, Таня Рябая, Галя Куприянова. У Кати Семеновой уже была сольная карьера, но дружба певицы и ансамбля «Девчата» продолжалась. В своих концертных выступлениях она исполняла четыре песни Олега Сорокина, в том числе «Каждый выбирает сам», «Подруги замужем давно» и другие. А поскольку Катя хорошо их пела, в телесъемке с участием «Девчат» ее также пригласили. В дальнейшем Катя выступала отдельно со своими концертными программами. Такая вот история.

СНОВА В XXI ВЕКЕ НАМ ПОЮТ «ДЕВЧАТА»

К сожалению, в конце 80-х история вокально-инструментального ансамбля «Девчата» на несколько лет прекратилась. Появились «Комбинация», «Мона Лиза», «Маркиза» ... Тем не менее, о первом женском коллективе в Советском Союзе все любители музыки вспоминали с теплотой и радостью. Многие старые вокально-инструментальные ансамбли снова ощутили стимул к жизни. Они стали выступать с концертами и записывать новые диски. Руководителю первого женского ВИА «Девчата» Олегу Сорокину предложили вновь заниматься коллективом.

Пришлось, конечно, пригласить новых девушек. Очень трудно было найти красивых, стройных, пластичных и умных «девчат». Именно такие нужны были новому коллективу, и они там появились. В мае 2005 г. под руководством композитора и аранжировщика Олега Сорокина снова приступили к репетициям. Вот они, новые «Девчата», — Таня Панфилова, Жанна Быкова, Катя Косенюк. Все они тогда были студентками музыкальных училищ. Теперь они называются современно — музыкальной группой «ГОС Девчата», что означает группа Олега Сорокина. Хореографией с юными даровитыми талантами занимается ветеран коллектива с 35-летним стажем — Тамара Тибенихина (Сорокина).

Группа Олега Сорокина "Девчата" - «Подруги замужем давно» (2009)

В репертуаре по-прежнему звучит одноименная песенка про девчат, а также другие, включая «Подруги замужем давно», «Мать и мачеха» ... «ГОС "Девчата"» уже стали лауреатами всероссийского конкурса на лучшее исполнение песни, приуроченное ко Дню Победы (Москва, 2005 год). В Государственном Кремлевском дворце юные «Девчата» познакомились и сфотографировались с композитором Александрой Пахмутовой. Ей понравилось выступление молодежного ансамбля с легендарным именем. В Белоруссии на «Славянском базаре» их стали называть «своей белорусской» группой. Они исполнили там песню «Батько» Олега Сорокина и многие решили, что именно эта песня посвящена их президенту. Жизнь продолжается, а в ближайших планах — выпуск компакт-диска с лучшими песнями и активная концертно-гастрольная жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий