Блюз

Зал славы блюза.
Блюз (англ. blues от blue devils «уныние, хандра») — жанр афроамериканской традиционной музыки. Зародился в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Впервые термин «блюз» использовал английский драматург Джордж Колман Младший в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу «Blue Devils» (английская идиома, соответствующая русской идиоме «Тоска зелёная») часто используют для описания подавленного настроения. 
Блюз сложился из таких песенных жанров, как «рабочая песня» (work song), холлер (Field holler - ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), африканские религиозные песнопения — ринг-шаут (ring shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант (chant) и баллады (короткие стихотворные истории).
Обложка нот 1871 года.
Истоки блюза как музыки начались с возникновения рабовладения на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Афроамериканцы работали на плантациях и, как обслуживающий персонал имений, выполняя самую грязную и неквалифицированную работу. Трудности рабского существования отражались в народном творчестве, в таких этнических жанрах как холлер, рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь, начало в этнической африканской музыке. Несомненно, блюз можно считать квинтэссенцией африканской народной культуры, сложившейся под влиянием западноевропейской цивилизации и социализации в ней чёрного человека. 
«Многие из тех, кто пел трудовые песни, жили в лагерях лесорубов или в палаточных городках строителей железных дорог, где в свободное время заняться было нечем. И естественно, что по вечерам люди пели. Я уже говорил, что многие негритянские песни могли исполняться в самых разных условиях; одни и те же песни звучали на хлопковых плантациях и в церквях, в военных лагерях и на судоверфях. В свободные часы негру в первую очередь вспоминались трудовые песни, и он их пел. И где-то каким-то образом из них родился блюз — новый, более совершенный вид музыки, призванный рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин или женщин. Трудно сказать, когда это произошло…»
Д. Л. Коллиер «Становление джаза»
В контексте музыкального жанра термин «блюз» впервые встречается в марте 1912 года, когда был опубликован «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом. Это произведение стало первой в истории музыки полностью блюзовой композицией, появившейся в печати. Песня «Oh, You Beautiful Doll» — работа композиторов Tin Pan Alley — была опубликована годом ранее, но только её первый куплет был в формате 12-тактового блюза. В том же 1912 году вышли ещё две песни, имевшие в своём названии слово «блюз»: «Baby Seals Blues» (август 1912; водевильный номер, написанный Артуром Силзом) и «The Memphis Blues» (сентябрь 1912; написан Уильямом Хэнди). Однако ни одна из них не была настоящим блюзом. Точная дата сочинения песни неизвестна, но есть свидетельства, указывающие на то, что «Dallas Blues» была написана не позднее 1909 года.
«Dallas blues» - Gunhild Carling Live (2018).
Традиционный блюз, который иногда называется архаическим или «захолустным» (англ. Downhome) и исполняется без аккомпанемента, является непосредственным наследником народного творчества афроамериканского населения. Этот стиль блюза продолжает существовать в сельских местностях США и в настоящее время. Наиболее известными его исполнителями считаются Блайнд Лемон Джефферсон и Хадди «Ледбелли» Ледбеттер.
«Единственное, что мы можем утверждать, — это то, что блюз как особый музыкальный жанр, видимо, сложился на основе некоторых форм негритянского трудового фольклора (и прежде всего рабочих песен) в 80—90-х годах позапрошлого века и что процесс этот завершился к 1910 г. […] Можно предположить, что захолустный-блюз относится к более ранней стадии эволюции этого жанра и является промежуточной формой между рабочими песнями и классическим блюзом, окончательно сформировавшимся около 1920 г.»
Д. Л. Коллиер «Становление джаза»
Формирование классического блюза завершилось где-то в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы. В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афроамериканцев, и чётко определилась 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение. В этот период блюз постепенно выходит из африканских гетто и переходит в индустрию шоу-бизнеса. Примечательно, что в этот период было повальное увлечение вокалистками, поющими блюз. В 1920 году Мэйми Смит записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, ко всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех. Фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, набросились на новую музыку. Именно в 1921 году начался блюзовый бум.
«Crazy Blues» - Mamie Smith (1920).
«Представители фирм грамзаписи рыскали по Югу, без разбору подписывая контракты с негритянскими певицами, многие из которых работали в водевильных группах и не имели к блюзу никакого отношения. К 1921 г. активно записывались, по меньшей мере, пять-шесть негритянских певиц; в 1923 г. их уже были десятки. Всю страну охватило блюзовое безумие, и американцы в очередной раз открыли для себя негритянскую музыку… В погоне за модой фирмы грамзаписи приглашали в студию практически всех негритянок, которые хоть сколько-нибудь умели петь, и объявляли их исполнительницами блюзов».
Д. Л. Коллиер «Становление джаза»
В этот период, среди всего наплыва «модных» блюзовых исполнительниц принято выделять, прежде всего, Ма Рэйни (Ма Rainey), прекратившая свои выступления в 1935 году; Бэсси Смит (Bessie Smith), творчество которой считается критиками вехой в эпохе блюза. Большей популярностью пользовался Джимми Рашинг, который был ведущим вокалистом оркестра Каунта Бейси (Count Basie) с 1935 по 1948 гг. Легендарной фигурой традиционного блюза был и остаётся Роберт Джонсон (Robert Johnson), гитарист и певец, погибший в 27-летнем возрасте, но успевший в конце 1920-х — начале 1930-х годов записать около тридцати песен, и в их числе «Cross Road Blues», практически обязательный номер в программе блюзменов последующих поколений. В некоторых песнях: «Walkin’ Blues» («Гуляющий Блюз»), «Cross Road Blues» («Блюз Перекрёстка»), «If I Had Possession Over Judgement Day» («Владей я чем-то во время Судного дня») — Джонсон звучит как настоящий рок-н-ролльный певец, так же полновесно, как Элвис Пресл или Боб Дилан и даже, временами, мощнее их. Однако, по мнению  американского музыковеда Грея Маркуса, взгляд на Джонсона, как на первого рок-н-роллера, только ещё начинает формироваться. Творчество певца сильно повлияло на формирование исполнительской манеры таких грандов рока, как Мик Джаггер и особенно Эрик Клэптон, использовавших темы блюзов Джонсона в своём репертуаре.
«Crossroads» - Eric Clapton (2010).
Среди других известных исполнителей этого времени можно назвать Чарли Паттона (Charley Patton), Джона Слипи Истиза (John Sleepy Estes), Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy). Чаще всего блюзмены брали выразительные прозвища, как например, уже упоминавшиеся имена: «Слепой Лимон» Джефферсон, «Соня» Истиз, «Большой Билл» Брунзи и т. п.
В военные времена широкое распространение получил ритм-н-блюз. Можно отметить двух ведущих исполнителей этого периода Джо Тёрнера (Joe Turner) и Джимми Рашинга (Jimmy Rushing). Джо Тёрнер был знаменит своими быстрыми блюзами, которые он не столько пел, а как бы кричал на фоне энергичного фортепианного аккомпанемента в стиле «буги-вуги». По сути, этот стиль является урбанизированным и, впитавшим в себя элементы городской музыки, коммерческим блюзом. Примечательно то, что в этот период трансформировался не только характер музыки, но и состав ансамблей. Электрификация и применение новой техники в середине 40-х гг. привело к активному внедрению в качестве музыкальных инструментов электрогитар, электроорганов, а несколько позднее и бас-гитар. Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым оркестр из четырёх человек обрёл возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Электрифицированные ансамбли нового направления, получившего название ритм-энд-блюз, начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными и теряли поклонников. Кроме того, ритм-энд-блюз прекрасно прижился в маленьких забегаловках, кафе и барах. Термином «ритм-энд-блюз» музыкальные специалисты заменяют ранее применяемый в отношении развлекательной музыки «чёрных» термин «Race Music» (расовая музыка).
К середине 40-х гг. такие исполнители как Чак Берри, Мадди Уотерс, Би Би Кинг и Бо Диддли, оказывавшие сильнейшее влияние на создателей современного рока, уводят блюзы ещё дальше от старого стиля. Они использовали джазовые ритмы, часто удвоенные по размеру с элементами стиля «буги-вуги». В результате старая традиция практически была вытеснена с массовой сцены. Лишь горстка молодых людей старалась имитировать музыку в традиции кантри-блюза, которую в то время исполнял разве что только Джон Ли Хукер.
«Культурная среда, породившая блюз, исчезла. Плантации, трудовые лагеря и бараки каторжан уходили в прошлое. Американский негр уже не чувствовал себя совершенно оторванным от основного течения американской культуры. Сосуд, в котором в течение многих поколений хранились африканские традиции, был разбит вдребезги».
Д. Л. Коллиер «Становление Джаза»
Различают следующие разновидности блюза:
по принадлежности к устной традиции или композиторскому творчеству — так называемые «первичные» и «вторичные» блюзы;
по содержанию — драматический и лирический блюз;
по манере исполнения — шаут-блюз (основанный на декламационной, «криковой» манере) и мелодический блюз (отличающийся большей напевностью, кантиленностью);
по средствам исполнения — вокальный, вокально-инструментальный, инструментальный; комбо-блюз (исполняемый малыми ансамблями) и биг-бэнд-блюз (исполняемый большими джазовыми оркестрами);
по степени аутентичности — аутентичный блюз и псевдо- или квазиблюз с их разновидностями (тин-пэн-элли-блюз, бродвейский блюз, свит-блюз; сюда относятся также произведения «в духе блюза», созданные некоторыми академическими композиторами, например, Равелем, Мийо, Гершвином, Коплендом, Онеггером, Мартину, Шульхоффом и др.); известным произведением Джорджа Гершвина в блюзовом стиле являются «Три прелюдии для фортепиано»;
по жанровым модификациям African Blues, Blues Rock, Blues Shouter, Canadian Blues, Chicago Blues, Классический женский Blues, Contemporary R & B, Country-Blues, Delta Blues, Detroit Blues, Elektro-Blues, Gospel Blues, Hill Country Blues, Hokum Blues, Jump Blues, Kansas City Blues, Louisiana Blues, Memphis Blues, Piedmont Blues, Punk Blues, Rhythm & Blues, Soul-Blues, St. Louis Blues, Swamp Blues, Texas Blues, West Coast Blues;
по историческим типам — архаический, или сельский блюз (приблизительно 1850—1890), классический, или городской блюз (приблизительно 1900—1935), современный, или постклассический блюз (другие его названия — эклектический блюз, софистикэйтед-блюз, модерн-блюз, блюз в стиле свинг (blues in swing; приблизительно с 1930). К числу жанровых и стилевых модификаций блюза в джазе относятся, в частности, джиг-пиано-блюз, баррел-хаус-блюз, буги-вуги; ритм-энд-блюз, фанки, соул, джаз-рок.

Ссылки по теме:

1 комментарий:

  1. ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О САМОМ НАЗВАНИИ "БЛЮЗ" БЫЛО В 1895 ГОДУ. ОТКУДА В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОБЛОЖКА ИЗ 1871 С НАЗВАНИЕМ БЛЮЗ? ОЧЕРЕДНАЯ ФОЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОИИ!)

    ОтветитьУдалить