«ОЙ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБУШКА»
Своим
ярким и веселым названием московский вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники»
обязан одноименной напевной русской народной песне. Как известно, на Руси вот
таких замечательных фольклорных произведений было и есть много. В репертуаре
«Коробейников» эти народные шедевры зазвучали замечательно и по-новому. Под
аккомпанемент электрогитар, ударных, электроорганов и духовых инструментов
русская песня вовсе не утеряла первозданной красоты и прелести. Вспомнить хотя
бы как прекрасно звучали в концертных выступлениях коллектива: «Однозвучно
гремит колокольчик», «Вдоль по улице метелица метет», «Всю-то я вселенную
проехал» и многие другие. Яркий традиционный российский многоголосный вокал
«Коробейников» сразу стал уникальным и показательным.
Голоса солистов прозвучали в кино. Очень известная работа в телевизионном фильме «Д'Артаньян и три мушкетера», где вокальная группа ансамбля «Коробейники», Михаил Боярский, Жанна Рождественская исполняют основные песенные партии композитора Максима Дунаевского, сочинившего к фильму прекрасную музыку. Эти записи часто звучали в радиоэфире, а на фирме «Мелодия» не раз выходили грампластинки. А вот в жизни коллектива музыкантов во главе с одним из его создателей и первых руководителей Александром Поповым было много преград, как и у знаменитых мушкетеров. Только всегда и везде они одерживали победу.
«ТОН,
ТОН, ПОЛУТОН — ПОЛУЧИЛСЯ ВИЛ «ТОН»
История
московского вокально-инструментального ансамбля «Коробейники» начиналась с
создания мужского вокального ансамбля. Опытный музыкант, скрипач, пианист,
дирижер-хоровик с образованием московской консерватории Александр Попов начал
создавать новый коллектив с истоков. До этого ему приходилось много работать в
жанре классической и джазовой музыки. Очень здорово он играл на рояле джазовые
интерпретации, а тут ведь решил создать хороший вокальный квартет хоровой
русской песни с традиционными голосами. Постепенно складывался коллектив,
умелый организатор старался создать все условия. При этом певцов в свой
оригинальный состав Александр Попов выбирал сам. Уникальный и редкий
бас-профундо нашелся в лице Юрия Меньшова, который раньше пел в церковном хоре.
Все «коробейники» за мощный голос прозвали его «басило». Верхние ноты прекрасно
брали Владимир Чуйкин и сам Александр Попов. Первым аккомпаниатором вокал-бэнда
«Тон» стал молодой поющий и сочиняющий музыку пианист Сергей Дьячков. После
музыкального училища он уже успел поработать в «Москонцерте» у известной певицы
Ружены Сикоры. В это время музыкант попробовал себя и в песенном жанре, сочинив
замечательные молодежные песни на стихи Онегина Гаджикасимова и Михаила
Ножкина. Одна из них — «Алешкина любовь» — вышла в то время на пластинке
ансамбля «Веселые ребята», а сам Сергей Дьячков сыграл главную роль в создании
первого репертуара коллектива Павла Слободкина.
Мода
диктовала только что созданному коллективу свои требования. Жанр
вокально-инструментальных ансамблей подсказал Александру Попову изменить форму
«Тона». Вместе с администратором Владимиром Ненашевым (мужем известной в 70-е
годы певицы Галины Ненашевой, исполнительницы песен «День без выстрела», «Гляжу
в озера синие» ...) они создают вокально-инструментальный ансамбль. С названием
получилось все достаточно быстро и просто. В репертуаре «Тона» уже была всеми
любимая русская народная песня «Эх, полным-полна моя коробочка», которая и
подсказала название.
ВИА
«КОРОБЕЙНИКИ» — УДАЛЬЦЫ РУССКОЙ ПЕСНИ
В своем
творчестве вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники» продолжил традиции
русской хоровой песни. Правда, в Ленинграде уже был известный ВИА «Добры
молодцы», который тоже исполнял народные песни. Тем не менее, места на эстраде
хватало всем. Из профессиональных коллективе с русской песней дружили
«Серебряные гитары» и «Россиян». А что касается эстрадного фольклора, то это,
конечно, были «Песняры» в Белоруссии, «Дос-Мукасан» в Казахстане, «Ялла» в
Узбекистане...
Народная
песня в исполнении вокально-инструментальных ансамблей приобрела в начале 70-х
годов огромную популярность у молодежи. ВИА «Коробейники», хотя на пластинках у
них практически не выходили русские народные песни, слушатели хорошо знали и
любили за фольклорные песни. На всесоюзное радио попала их запись «Ехал с
ярмарки ухарь-купец, молодой удалец...», которая запомнилась ярким исполнением.
К первому
составу ВИА «Коробейники» — руководитель, певец и пианистом Попов, директор и
по совместительству ударник Ненашев, певцы Меньшов и Чуйкин — добавились новые
музыканты-инструменталисты, приход которых несомненно сделал «Коробейников»
настоящим ВИА. Новый певец Евгений Гудков, выпускник свешниковского музыкального
училища, уже успел поработать в «ВИО-66» у Юрия Саульского и молодежном ВИА
«Москвичи» еще от «Росконцерта». Саксофонист Роберт Болотный из Калининграда
работал в джазовом оркестре. После «Коробейников», как известно, вместе с
братом Михаилом они создали замечательный ансамбль «Синяя Птица». Бас-гитарист
и певец москвич Владимир Сахаров с консерваторским образованием некоторое время
работал в ВИА «Веселые ребята», где вместе с Леонидом Бергером и Алексеем
Пузыревым составляли замечательное вокальное трио. Это период песен «Как
прекрасен этот мир» и «Песня, моя песня». Гитарист Владимир Семенов, играющий
на двенадцатиструннои гитаре, талантливый музыкант из Астрахани, в юности
поигравший «рокабилли» в любительской группе и продолжил на профессиональной
сцене в джазовых оркестрах Синайского и Анатолия Кролла. Во второй половине
60-х Владимир Семенов и его жена Галия Семенова работают в театре миниатюр при
Саратовской филармонии. Судьба привела их в «Московский Мюзик-Холл» при
«Росконцерте». Галия Семенова в то время уже достаточно известная эстрадная
певица. Выходят ее пластинки и звучат ее записи по радио. В 1969 г. ее
приглашают стать солисткой мюзик-холла. Так, вместе с мужем-музыкантом и
прихватив с собой гитариста Владимира Семенова, они приезжают в Москву. В это
время из вокального квартета «Тон» Поповым формируется
вокально-инструментальный ансамбль «Коробейники». И тогда в новый коллектив
потребовались гитаристы, Владимир Семенов вместе со своим младшим братом
Вячеславом оказались, как говорится, вовремя и рядом. ВИА «Коробейники»
начинает выступать в концертных программах, аккомпанируя певице Галине
Семеновой. В коллективе также работает сильнейший музыкант, пианист и
аранжировщик Александр Юдов. Опытный профессионал в 1978 г. был приглашен Аллой
Борисовной Пугачевой в свой ансамбль «Рецитал». Там, на протяжении двадцати с
лишним лет Александр Юдов был художественным руководителем. А его замечательные
аранжировки можно вспомнить, начиная с двойного альбома певицы «Как тревожен
этот путь».
ВИА
«КОРОБЕЙНИКИ» ЧАСТО ПУТАЛИ С «ВЕСЕЛЫМИ РЕБЯТАМИ»
Надо
отметить, что «официальные» ВИА в столице было «по пальцам сосчитать».
«Коробейники» выступали в Центральном театре советской армии и летнем саду
«Эрмитаж». «Росконцерт» арендовал эти площадки, на которых концерты проходили
по несколько недель. Коллектив выступал не только со своей программой.
Аккомпанировали и известной эстрадной певице Галине Ненашевой аккомпанировали.
Слушатели хорошо ее помнят по многим песням, в том числе «Гляжу в озера синие»
из фильма «Тени исчезают в полдень». Музыканты ансамбля в кремовых костюмах
выглядели шикарно. В очень похожих костюмах на сцену выходили и «Веселые
ребята», и зрители часто их путали из-за роскошных светлых почти одинаковых
костюмов.
В 1974 г.
у ансамбля выходит первая маленькая пластинка, записи часто звучат по радио.
«Коробейники» сотрудничают с композиторами Алексеем Мажуковым, Юрием Саульским,
Романом Майоровым, Борисом Терентьевым, Александрой Пахмутовой. В ансамбле
также есть свои авторы музыки. Некоторые песни делал певец и бас-гитарист
Владимир Сахаров, гитарист Владимир Семенов. В репертуаре ансамбля и на
пластинках прекрасно звучали его «Красные Маки», «Роща кудрявая» и «Дай ответ».
История его известной песни «Звездочка моя ясная» началась еще в 1971 г. Автор
исполнял ее под аккомпанемент двенадцатиструнной гитары в «Коробейниках», но
только она оставалась незамеченной до тех пор, пока не прозвучала на первой
пластинке группы «Цветы» Стаса Намина. В 1972 г., когда самодеятельная группа
«Цветы» победила на конкурсе молодых исполнителей и получила право записать
маленькую пластинку, по просьбе Стаса Намина музыканты-профессионалы Владимир
Семенов в тандеме с Сергеем Дьячковым помогли осуществить этот уже задуманный
проект. Пожалуй, лучше, чем Александру Лосеву, песню «Звездочка моя ясная» не
удавалось исполнить никому. Сколько сил и энергии потребовалось ему, чтобы пропустить
ее через себя!
С именем
музыканта Владимира Семенова связаны две музыкальные группы и судьба связывала
его с ними: работая в «Коробейниках», в перерывах между гастролями, музыкант
успевал работать в студии над проектом Стаса Намина. Потом у Владимира Семенова
была запись «Больше жизни» для второй пластинки «Цветов» и период концертной работы
в качестве музыкального руководителя группы в Московской областной филармонии.
ВМЕСТЕ С
Д'АРТАНЬЯНОМ ПЕЛИ «КОРОБЕЙНИКИ»
ВИА
«Коробейники», конечно, замечательно пели русские народные песни, вот только ни
одна так и не была выпущена на пластинках. Живые выступления, конкурсы в то
время для музыкальных коллективов имели большое значение — на них как бы
представлялись на утверждение художественного совета новые песни для концертных
программ. Вот и «Коробейники» участвуют в конкурсе на лучшее исполнение советской
песни в Сочи (1976 год). В их программе замечательно прозвучала музыкальная оратория
композитора Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина». Хотели исполнить одну из
песен Владимира Семенова «Цветы на дорогах войны», но только художественный
совет не позволил, поскольку автор музыки не входил в Союз композиторов СССР.
Правда, потом эту песню на других конкурсах исполнял ансамбль «Синяя Птица».
Тем не менее, на всесоюзном конкурсе в Сочи ВИА «Коробейники» заняли первое
место.
Приглашение
солистов ансамбля на запись песен к телефильму «Д'Артаньян и три мушкетера»
было не случайным. «Коробейники» отличались своим вокалом от многих
коллективов. Этого не мог не заметить композитор Максим Дунаевский. Он
пригласил лучшие голоса ансамбля на запись мюзикла. Инструментальную
оркестровку сделал композитор и аранжировщик Дмитрий Атовмян, а исполнили ВИА
«Фестиваль» с музыкантами из Полтавы. Замечательно исполняет партию Атоса
солист «Коробейников» Вячеслав Назаров. А как проникновенно и трогательно за
актера Валентина Смирнитского он поет известную песню «Есть в графском парке
старый пруд». Талантливый певец из Ижевска с большим диапазоном голоса успел
поработать и в «Новом Электроне», и в «Красных Маках», и в «Коробейниках». К
сожалению, в 90-е он погиб в автомобильной катастрофе в США. Партию Портоса
замечательно спел другой солист Александр Левшин. За Арамиса старался подпевать
Владимир Чуйкин. Не обошлось и без Евгения Меньшова — своим уникальным
бас-профундо «басило» обогатил мушкетеров. Вот так «Коробейники» стали
персонажами известного произведения Александра Дюма, вместе с главным героем Д'Артаньян
в исполнении Михаила Боярского.
Коллектив
записал огромное количество музыки для кино и театров, среди которых «Люблю,
жду, Лена» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1986, совместная работа с оркестром
Анатолия Кролла), а также многие другие произведения.
ВИА
«КОРОБЕЙНИКИ» В НАЧАЛЕ 80-Х
Несомненно,
в истории вокально-инструментального жанра в это время происходит крутой
поворот к рок-группам. Так, в «Москонцерте» появляется «Автограф», а в
«Росконцерте» — «Машина Времени». ВИА «Коробейники» вместе с другими коллегами
по гастрольно-концертному объединению не меняют аббреВИАтуру. А вот их музыка
становится современной, не теряя народного духа. Надо отметить, что
«Коробейники» дали отечественной рок-музыке замечательных музыкантов.
Талантливый клавишник ВИА «Коробейники» (с 1978 по 1981 год), выпускник
института культуры Александр Зайцев на протяжении нескольких лет работал в
«Машине Времени». Замечательная рок-группа «Здоровье» с замечательным
Александром Левшиным при участии Петра Подгородецкого оказалась отмеченной в
первой иллюстрированной энциклопедии отечественной рок-музыки. А в супергруппе
«Парк Горького» играл гитарист Александр Яненков из «Коробейников».
Не
известно, по каким причинам на одном из концертов летом 1981 г. в Театре
эстрады конферансье Анатолий Хижняк объявил всем присутствующим о последнем
выступлении ансамбля «Коробейники». Да, это было действительно последнее
выступление первого состава коллектива, созданного гениальным Александром
Поповым. Его пригласили поработать в редакции центрального телевидения в
«Утренней почте». Музыканты-инструменталисты «Коробейников» перешли к певице
Галине Ненашевой. К счастью, тогда на концерте был певец Владимир Михайлов из
«Акварелей», который представил Евгения Гудкова и Юрия Меньшова руководителю
Александру Иогановичу Тартаковскому. Правда, он вначале выбрал Женю, для
бас-профундо Меньшова в «Акварелях» просто не было подходящих песен. Тем не
менее, Евгений Гудков настоял, чтобы прийти вместе с «басилом». У них были
куплены модные клавишные «Крумар» одни на двоих. И Александр Иоганович
Тартаковский все же взял их в «Акварели» вместе.
ВАЛЕРИИ
ПРИКАЗЧИКОВ — ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОЙ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ ВОЗГЛАВИЛ ВИА «КОРОБЕЙНИКИ»
Директор
«Росконцерта» никак не хотел расставаться с названием легендарного коллектива.
С предложением возглавить новый состав «Коробейников» он решил обратиться к
известному музыканту и пионеру советской электрогитары Валерию Приказчикову.
Ученик самого Иванова-Крамского и создатель первого электрогитарного квартета
«Электрон», он был энтузиастом и вдохновителем новых идей в нашей отечественной
музыке. На тот момент он работал в ансамбле «Новый Электрон» при Ростовской
филармонии и поскольку его контракт заканчивался, согласился.
Первое, с
чем столкнулся Валерий Иванович, — стало формирование нового состава
музыкантов. Вместе с руководителем из филармонии пришел Владимир Попков (директор).
Основная группа музыкантов — из известного ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова.
Это певец и бас-гитарист Игорь Борисов, исполнивший когда-то в составе этого
ансамбля замечательную песню «Дождь». Надо отметить, что музыкант прошел
джазовую школу в оркестре Анатолия Кролла. Барабанщик Юрий Финк — еще и с
образованием главного инженера аВИАции и космонавтики. Он начинал в джазовом
оркестре «Современник» у Кролла. После «Коробейников» работал директором в
группе Стаса Намина. Вместе с ребятами из «Голубых гитар» пришла очаровательная
певица Наталья Шеманкова, жена известного джазового саксофониста Виталия Шеманкова
и первая солистка популярного ВИА «Поющие сердца». Она некоторое время работала
на телевидении. В новом составе прекрасно работает композитор, аранжировщик и
потрясающий клавишник Юрий Крашевский. Он также является музыкальным
руководителем «Коробейников». Кто еще? Замечательные гитаристы и вокалисты
Александр Блинов, Юрий Калашник и Геннадий Сорокин. Здорово играл на гитаре Александр
Мостовой. Вокальная группа с Олегом Колесниченко из первого состава ВИА «Синяя
Птица», Валерия Семина и Наталия Горбанъ. В «Коробейниках» некоторое время
работал замечательный музыкант, гитарист, басист, вокалист, виолончелист Игорь
Капитанников из ВИА «Верные друзья». Здесь он играл на клавишных. Также
необходимо назвать барабанщика Владимира Прокопенко и гитариста Владимира
Ксенофонтова.
При
подготовке новой концертной программы Валерий Приказчиков не забыл, что в
репертуаре обязательно должна продолжать звучать русская народная песня.
Поэтому «Ой, полным-полна коробушка», как и прежде, стала открывать и
заканчивать концерты ансамбля. Замечательные современные аранжировки были
сделаны на известные «Златые горы» и «Ямщик», «Калинушка» и «Солдатушки». По
звучанию это пересекалось с известными американскими «Земля, Ветер и Огонь». И
это был лучший пример для подражания с высокой профессиональной точки зрения.
ВИА «Коробейники» с успехом выступили на рок-фестивале в Тарту (Эстония, 1982).
Особым успехом там пользовалась обработка русской народной песни «Куделя».
Однако именно в связи с исполнением этой песни в 1983 г. запретили творчество
«Коробейников». В министерстве культуры это назвали издевательством над
народной песней. Интерес к русской песне и культуре и в 80-е был достаточно
велик. В Австрии наши песни выпускал на своих пластинках певец Борис Рубашкин,
немецкий «Чингис-хан» вспомнили модный танец «Казачок», а «Бонн М» записали
китовый номер «Распутин». А у нас — ВИА «Ариэль» вместе с ансамблем «Русская
песня» замечательно пели в «Утренней почте» — «Уж ты порушка, пораня».
Кроме
народной тематики, в репертуаре «Коробейников» — «восьмидесятников» были
современные песни, сочиненные специально для них. Много хороших текстов
ансамблю сделал известный поэт-песенник Борис Баркас — хорошо известный автор,
сочинивший русский текст «Арлекино» для Аллы Пугачевой, а также известный по
композициям для рок-группы «Автограф», он постоянно работал в разных
направлениях современной музыки. Сами музыканты Валерий Приказчиков, Юрий
Калашник и Юрий Крашевский принимали активное участие в сочинении песен для
коллектива.
КАК
КОМПОЗИТОР ВАЛЕРИИ ЛОЗОВОЙ ПОМОГ «КОРОБЕЙНИКАМ»
Валерий
Лозовой — автор огромного количества песен. Еще в 70-е его первые произведения
услышал сам Леонид Осипович Утесов. Маэстро советской песни и джаза посоветовал
Валерию, тогда еще молодому человеку, заниматься сочинением музыки. И в начале
70-х песни Валерия Лозового стали исполнять Валентина Толкунова, Александра
Стрельченко, Лев Барашков, Светлана Резанова, Ольга Воронец и многие другие. С
аранжировками хорошо помогал известный советский дирижер Юрий Силантьев. Даже
Алла Пугачева исполнила в начале своего творческого пути несколько песен
Валерия Лозового. Была среди них и «Лодочка». Это та самая, которую экс-солистка
группы «Комбинация» Алена Апина выпустила в 1998 г. на компакт-диске. В ее
современной обработке она была под названием «Камыши» и в скобочках: «автор неизвестен».
Валерий Лозовой сочиняет не только музыку. Иногда, в порыве вдохновения,
появляются хорошие стихи. Так вот, например, недавно создана была песня «Памяти
Михаила Круга». А еще из репертуара ансамбля «Самоцветы» 70-х годов
вспоминается красивая баллада с музыкой певца и гитариста Валентина Дьяконова
«Тихо плачет ива на закате дня...». Лирические стихи к этой песне сочинил
Валерий Лозовой. А вот профессиональная музыкальная деятельность тогда еще
молодого изобретателя-физика начиналась в «Москонцерте». Потом в свой ансамбль
его пригласил один из лучших теноров 70-х, эстрадный певец, лауреат
международных конкурсов Николай Соловьев.
В жанре
вокально-инструментальных ансамблей композитор Валерий Лозовой сочинил немало
хороших песен. Сотрудничал с «Синей птицей» («От сердца к сердцу»), «Акварелями»
(«Лес стоит румян»), «Лейся, песня!» («Не будите ее так рано»), «Коробейниками»
и многими другими. Знакомство с ансамблем «Коробейники» началось еще в самом
начале их создания. Валерий Лозовой сочинил тогда песню «Любимая» на стихи Давида
Усманова для киноактера Олега Видова и попросил ее оркестровать Александра
Попова, — руководителя «Коробейников». В 1982 г., уже с Валерием Приказчиковым,
автор привел ансамбль на фирму «Мелодия», чтобы записать пластинку.
Художественный совет всесоюзной студии строго принимал произведения для записи.
И вот тогда сам редактор Владимир Рыжиков предложил сделать выездной худсовет.
Пригласил всех своих, — Михаила Танича, Михаила Иорданского, Геннадия Елецкого,
Павла Аедоницкого, Никиту Богословского. ВИА «Коробейники» исполнили пять песен
Валерия Лозового. Одну, как и положено, зарубили. За пятнадцать минут комиссия
решили судьбу записи, единогласно проголосовав «За». Так четыре хорошие песни
попали на пластинку. «Первый снег» («С первой парты девочка») на стихи классика
нашей российской поэзии Владимира Соколова. Он был удивлен, что из его стихов получилась
такая хорошая песня. А композитор Сергей Дьячков с первых аккордов сказал
Лозовому, что это хит. «Мне казалось» на стихи талантливого адыгейского поэта
Исаака Магбаша в переводе москвички Натальи Твороговой. Вместе с Лозовым они
написали много песен, включая «От сердца к сердцу». Исаак Магбаш — прекрасный
человек, лауреат государственной премии, секретарь правления союза писателей
Адыгеи. Что еще? «Только знать бы» на стихи известного Эдуарда Асадова, с
которым Валерий Лозовой не был знаком лично, но совместная песня все же
появилась. «Но есть еще любовь такая» на стихи Михаила Краснопольского —
поэта-песенника и организатора интересных концертных программ с актерами кино.
Вот такая интересная пластинка вышла у ансамбля «Коробейники» с песнями Валерия
Лозового. Она была последней в дискографии коллектива на виниле.
Совершенно
неожиданно в 2004 г. был выпущен компакт-диск вокально-инструментального
ансамбля «Коробейники». Несмотря на обозначенный лейбл фирмы «Мелодия», записи
взяты совсем не из архивов всесоюзной студии грамзаписи. Произошла интересная
история: у одного из рабочих ансамбля оказалась аудиокассета с одним из
концертов «Коробейников», ее-то и взяли за основу при записи. Чтобы сохранить
чистое звучание и все восстановить, пришлось потратить много сил и терпения. С
этим замечательно справился музыкант и руководитель известной в конце 80-х
поп-группы «Твой день» Виктор Попов. Он сделал, несмотря на ужасное качество
пленки, хороший «мастеринг». Благодаря фирме «Дженерал телеком» и Юрию Финку
был выпущен компакт-диск ансамбля «Коробейники». Без сомнения, представленный
материал говорит о высоком профессиональном мастерстве известного коллектива. В
жанре советских ВИА ансамбль «Коробейники» занимает самую высокую ступеньку и
по праву входит в легендарные имена вместе с «Песнярами», «Веселыми ребятами»,
«Добрыми молодцами» и многими другими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий