Застольные песни

Застольная песня — песенный жанр; песни, которые обычно поют во время застолий, праздничных приёмов пищи или песни, описывающие сами застолья. Часто она оформляется как стихотворная песня или как канон. Застольные песни можно найти почти во всех культурах.

Хотя трудно установить общий образец для всех застольных песен, у них встречаются по крайней мере следующие общие черты:

  • наличие множества призывов к употреблению алкоголя;
  • фразы, призывающие перестать петь и напиться;
  • большое разнообразие мелодий: если одни не очень сложные, содержат только одну или две музыкальные фразы и слабый вокальный диапазон, другие, наоборот, требуют большой тесситуры или извлекают выгоду из заученной полифонии - например, знаменитый «Tourdion», изданный Пьером Аттеньяном (Pierre Attaingnant) в XVI веке.

«Tourdion» - quand je bois du vin clairet.

Трудно определить точное происхождение застольных песен, тем более что эти песни появились, вероятно, раньше письменности. В античные времена они назывались вакхическими песнями в честь покровителя виноделия Вакха (Диониса), а также - сколии, одним из известных авторов которых был Солон (около 638-558 до н. э.). Есть сведения, что древние римляне также пели на своих оргиях. Создателем жанра латинских застольных песен был Квинт Гораций Флакк, создавший свою версию, переплетенную с философскими идеями.

Застольные песни широко использовались в средневековой Европе. Любопытно, что университетский гимн «Gaudeamus Igitur» («Возрадуемся; будем веселиться») - старый тост на латыни. Как пример средневековой застольной песни может быть упомянута песня «In taberna» из манускрипта XI века «Кармина Бурана» («Carmina Burana»). Многочисленные застольные песни дошли до нас со времен позднего средневековья и особенно эпохи Возрождения, например, из произведений Ганса Лео Хасслера (Hans Leo Haßler), Орландо ди Лассо (Orlando di Lasso) или Освальда фон Волькенштейна (Oswald von Wolkenstein). В застольных песнях преобладают тенденции к насмешкам и критическому размышлению, например, песня «Vitrum nostrum gloriosum» в манере церковного григорианского песнопения воспевает наслаждение вином и издевается над духовенством.

«In taberna quando sumus» - Arany Zoltán.

В Германии застольные песни называются Trinklieder. В конце 18-19 веков застольная песня получила широкое распространение в немецких студенческих кругах: были созданы бесчисленные разновидности т.н. застольных студенческих песен, в результате чего границы между самой застольной песней и различными типами издевательских политических песен (иногда с историческим оттенком) с историческим оттенком) были не всегда отчетливо видны.

«Ein Heller und ein Batzen».

Во Франции стиль застольной песни (Chanson à boire) очень похож на стиль непристойной песни (chanson paillarde), и последняя может быть одновременно и застольной. Заметим, однако, что обратное неверно: застольная песня не является непристойной. Историческими примерами французских застольных песен являются «Chanson pour boire» и «Air à boire».

«Chanson pour boire au roi» - Chant de l'Action Française.

В Венгрии застольные песни (Bordal) были древним лирическим жанром народной поэзии. К застольной лирике обращался ещё основоположник венгерской поэзии Балинт Балаши (Balassi Bálint). Наибольшую популярность застольные песни получили в XVIII-XIX веках. Яркими примерами венгерских застольных песен служат «Szerelem és bor» Лёринца Орци (Orczy Lőrinc), «Szerelemdal a csikóbőrös kulacshoz» и «Bacchushoz» Михала Витеца (Mihály Csokonai Vitéz), «Bordal» Ференца Кёльчеи (Kölcsey Ferenc), «Ivás közben» Шандора Пётефи (Petőfi Sándor) и другие.

«Szerelem és bor» - Szarka Gyula.

Принято считать, что в России этот жанр получил активное развитие в XVIII столетии, но вопрос о его источниках спорен. С точки зрения А.В. Позднеева, возникновение жанра относится к петровской эпохе, однако, по мнению Т.А. Коломийченко, этому предшествовала многовековая устная традиция свадебных и шуточных песен.

Уже в начале XVIII века широко распространились бытовые песни с куплетным построением и несложной ритмикой (канты), среди них постепенно выделились канты застольные (в то время называвшиеся «столовыми»). В российской печати застольные песни появились уже со второй половины XVIII века.

Норвежские застольные песни (Drikkevise) получили распространение в послевоенный период благодаря новой молодежной культуре, чему способствовали студенты Тронхейма, собравшие сборник песен «Smørekoppen», где застольные песни занимали немаловажное место.

В Швеции застольные песни называются Dryckesvisor и связаны с Рождеством, Серединой лета и другими праздниками. В XIX веке эти песни были распространены как в печатных изданиях, так и в песенниках, как, например, в «Bacchi visbok» и «Vid bålen». Существует определенная взаимосвязь между литературными и наиболее популярными шведскими застольными песнями; например, некоторые из многочисленных застольных песен выдающегося шведского поэта и музыканта Карла Беллмана (Carl Michael Bellman) стали народными еще при жизни автора.

«Dryckesvisor» - Nara (1999).

В мировой литературе застольная песня представлена именами исландцев Х. Пьетурссона («Пивная песня»), С. Оулаффсона («Пивная песня»), шведа Л. Лусидора (целый цикл застольных песен), хорвата И. Бунича («Здравица»), немцев И.В. Гете («Застольная»), Ф. Шиллера («Пуншевая песня»), словенца Ф. Прешерна («Здравица»), аварца Гамзата Падаса («Застольная песня») и др. В русской поэзии к этому жанру обращались П.Вяземский («Заздравный песня»), А.Пушкин («Каверину»), Д.Самойлов («Заздравная песня»), П. Антокольский («Застольная»), В.Соснора («Застольная новгородских мятежников»). В украинской поэзии - Ю. Федькович («Как подстережем, братья, у чары»), С. Руданский («Ребята - молодцы, пейте, гуляйте»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий