Песня протеста


Песня протеста — песенный жанр, выражающий протест против проблем в обществе таких, как социальная несправедливость, расовая дискриминация, война, глобализация, инфляция и другие. Хотя в США песня протеста традиционно ассоциируется с фолк-музыкой, в последнее время песни протеста пишутся во всех музыкальных жанрах. Такие песни становятся особенно популярными во времена социальных потрясений и среди определённых социальных групп.
В качестве образного определения для песни протеста часто приводят слова американского фолк-певца Фила Оукса: «Песня протеста — это песня, которая так конкретна, что ты не можешь перепутать её с пустой болтовнёй» (англ. A protest song is a song so specific that you cannot mistake it for bullshit).
Термин «музыка протеста» стал широко применяться сначала в США, а потом и в других странах мира в 60-е годы XX столетия к песням, которые ассоциировались с движением за социальные перемены, антивоенным движением и борьбой с расовым неравенством. Широко известным примером песни протеста является «We Shall Overcome». Певец Боб Дилан и певица Джоан Баэз стали одними из первых популярных исполнителей, олицетворяющими собой этот жанр.
Джоан Баэз исполняет «We Shall Overcome» на марше за работу и свободу, проходившем в Вашингтоне 28 августа 1963 года.
К числу общественных движений, связанных с песнями протеста, относится движение за отмену смертной казни, рабочее движение, правозащитное движение, феминистское движение, сексуальная революция, движение за права геев, движение за права животных и экология.
«Goodnight Irene» - Lead Belly (1935).
Протестные песни часто носят ситуационный характер, будучи связаны с социальным движением через контекст. Например, «Goodnight Irene» приобрела ауру протестной песни, потому что была написана знаменитым чернокожим блюзменом Ледом Белли (Lead Belly), социальным изгоем и бывшим осужденным, хотя по сути это песня о любви. Протестные песни могут быть абстрактными, выражающими сопротивление несправедливости мира в общем смысле, но аудитория обычно знает, о чем конкретно идет речь. Гимн в поддержку всеобщего братства - «Ода к радости» Людвига ван Бетховена - это положенное на музыку стихотворение Фридриха Шиллера, прославляющего континуум живых существ, которых объединяет способность испытывать боль, а значит, и сочувствие.
«Ода к радости» - Дин Рид (1985).
Сам по себе концепт песни протеста как песни, являющейся частью какого-то «движения за социальные изменения» существует уже несколько столетий. Примером первой феминистской песни протеста является «Rights of Woman» («Права женщины») (1792), написанная на мелодию «God Save the King» анонимной «Дамой», вдохновленной  трудами британской феминистки Мэри Уоллстонкрафт, и опубликованная в Филадельфии 17 октября 1795 года. Однако нет никаких свидетельств того, что она когда-либо пелась как песня движения.
«The Rights of Woman» - The Market Street Singers (2012).
В США песни протеста появились во время Гражданской войны 1861 – 1865 годов. По обе стороны фронта особенно популярной стала песня «When Johnny Comes Marching Home» написанная Патриком Гилмором в 1863 году и повествующая о простых сельских жителях, которые ждут своих сыновей с войны. Антивоенная тема остаётся одной из главных в песнях протеста и в наши дни.
«When Johnny Comes Marching Home» - US Military Academy Band.
Социолог Р.С. Денисов определяет функцию протестных песен достаточно узко - это формы убеждения или пропаганды. На основании анализа протестной песенной традиции, берущей свое начало в «псалмах» или песнях различных протестантских движений европейского религиозного возрождения, ученый сделал вывод о, прежде всего, пропагандистской направленности протестных песен. Денисов разделял песни протеста на «магнитные» и «риторические». «Магнитные» песни направлены на массовое вовлечение людей в протестное движение и укрепление групповой солидарности - например, «Keep Your Eyes on the Prize» или «We Shall Overcome». «Риторические» песни адресованы конкретным социальным группам, например военным, и предлагают конкретно-прямолинейное политическое решение, направленное на изменение политических взглядов. Денисов утверждал, что хотя «риторические» песни часто не имеют явной связи с более крупным движением, их, тем не менее, следует рассматривать как «протест-пропаганду». Примерами «риторических» песен протеста могут служить «What's Going On» Марвина Гея и «Masters of War» Боба Дилана, в которой есть строки: «Я надеюсь, что ты умрешь, / Что твоя смерть скоро наступит».
«Masters of War» - Bob Dylan.
Ссылки по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий