Стили блюза.
Блюз-рок
— гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы
стилей блюз и рок. Основу блюз-рокового звучания составляют электрогитара,
бас-гитара и ударная установка, причём звук электрогитары подвергается
искажению «овердрайв», обычно с помощью лампового гитарного усилителя.
Описание
стиля.
Для
блюз-рока характерно наличие блюзовой импровизации, с активным использованием
пентатоники, применение 12-ти тактовой блюзовой гармонии, ритмического рисунка
«буги», акцентирование электрогитарного звука и особенностей техники, а также
зачастую основанное на риффах звучание, более тяжелое, чем в традиционном
чикагском блюзе. Блюз-рок часто играется с более быстрым темпом, что также отличает
этот жанр от блюза.
Основные инструменты в блюз-роке — это электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Вокал также играет ключевую роль, хотя и не всегда: существует множество инструментальных блюз-роковых композиций. Изредка применяются клавишные инструменты, такие как синтезатор, пианино или орган. Гитарный звук подвергается искажению, в отличие от традиционного блюза, в котором используется акустическая гитара. Нередко применение двух гитар, одной для аккомпанемента, другой для мелодической партии.
История стиля.
Блюз-рок
начал своё развитие в середине 1960-х годов в Англии и США как то, что музыкальный
историк Пьеро Скаруффи назвал «ритм-н-блюз в исполнении белых европейских
музыкантов». Связующим звеном между электрифицированным блюзом, то есть игрой
на электрогитарах, и роком считается гитарист Линк Рэй (Link Wray) с его хитом
«Rumble» 1958 года.
Несмотря
на то, что рок и блюз исторически всегда были тесно связаны, выделение
блюз-рока в отдельный музыкальный жанр относится только к концу 1960-х годов.
Изначально
жанр появился в Англии, где музыканты вроде Алексиса Корнера и Джона Мэйала
создавали группы, выступавшие в качестве тренировочных площадок для будущих
звёзд жанра, таких как «Free», «Savoy Brown», ранние составы «Fleetwood Mac».
1963 год
ознаменовался появлением американского рок-солиста Лонни Мака (), чей
идиосинкразический, динамичный стиль электро-блюзовой гитары стал
отождествляться с появлением блюз-рока как отдельного жанра. Его инструменталы
того периода были узнаваемы как блюзовые или ритм-н-блюзовые мелодии, но он в
значительной степени полагался на технику быстрого выбора, заимствованную из
традиционных жанров американского кантри и блюграсс. Самыми известными из них
являются хиты Billboard 1963 года "Memphis" и "Wham!".
Примерно
в то же время была сформирована группа Paul Butterfield Blues Band. Под
руководством блюзового арфиста и певца Пола Баттерфилда в неё вошли два
участника гастрольной группы Хаулина Вульфа, басист Джером Арнольд и барабанщик
Сэм Лэй, а позже два электрогитариста, Майк Блумфилд и Элвин Бишоп. В 1965 году
вышел их дебютный альбом «The Paul Butterfield Blues Band». Майкл Эрлевин из
AllMusic прокомментировал: «Этот альбом оказал огромное влияние на молодых (и в
первую очередь белых) рок-исполнителей, привыкших слушать блюз в каверах таких
групп, как Rolling Stones». - 13-минутный инструментальный заглавный трек
включал в себя элементы джаза и индийской раги, что послужило образцом для
психоделического и кислотного рока.
В 1965
году заядлые коллекционеры блюза Боб Хайт и Алан Уилсон основали группу «Canned
Heat». Их ранние записи в значительной степени были сосредоточены на
электрических версиях дельта-блюза, но вскоре они начали исследовать длинные
музыкальные импровизации («джемы»), построенные на песнях Джона Ли Хукера.
Другие популярные группы середины 1960-х,
такие как Doors и Big Brother и Holding Company с Дженис Джоплин, также
адаптировали песни блюзовых исполнителей, включив в них элементы рока. Пол
Баттерфилд, «Canned Heat» и Джанис Джоплин выступали на фестивалях в Монтерее
(1967) и Вудстоке (1969).
Английские
группы, такие, как «The Who», «Yardbirds», «Led Zeppelin», «Animals», «Cream» и
«Rolling Stones», экспериментировали с музыкой ранних американских блюзменов
Хаулина Вульфа, Роберта Джонсона, Джимми Рида, Мадди Уотерса и других. Ранние
блюз-роковые группы «старались играть длинные и сложные импровизации, типичные
для джазовых записей», но к середине 1970-х годов блюз-рок стал более тяжёлым и
основанным на риффах.
Революционно
электрическое исполнение блюза Джими Хендриксом (участником многих американских
ритм-энд-блюзовых и соул-групп в начале 1960-х годов) и его трио «Jimi Hendrix
Experience» и «Band of Gypsys» имело широкое и долговременное влияние на
развитие блюз-рока, в особенности для гитаристов.
Другой гитарист, имеющий сильное влияние на этот жанр — Эрик Клэптон. Его работы в 1960-х и 1970-х годах с Джоном Майалом и группой «John Mayall & the Bluesbreakers», группой «The Yardbirds», в супергруппах «Blind Faith», «Cream», «Derek And The Dominos», а также протяжённая сольная карьера, очень много значили для признания блюз-рока самостоятельным жанром.
В конце 1960-х годов ещё один бывший участник группы «The Yardbirds» Джефф Бек со своей группой «Jeff Beck Group», ставшей популярной в США и Англии, привнёс в блюз-рок более тяжелое звучание хард-рока.
Третий
воспитанник группы «The Yardbirds» — гитарист Джимми Пейдж — создал группу
«New-Yardbirds», которая вскоре сменила название на «Led Zeppelin». В течение
первой половины 1970-х годов группа «Led Zeppelin» доминировала на мировой
блюз-роковой сцене. Другие блюз-роковые музыканты, имевшие влияние на
блюз-роковую сцену Англии в 1970-х годах, включали Рори Галлахера и Робина
Тровера.
На волне
популярности рок-музыки, «в начале 70-х годов граница между блюз-роком и
хард-роком была едва заметна». Со временем британский блюз-рок перешел в
хард-рок, а американский ответвление приблизилось к кантри-року, а затем
слилось с ним, образовав южный рок («The Allman Brothers Band», «Black Oak
Arkansas», «Lynyrd Skynyrd», «Molly Hatchet» и «ZZ Top»).
Позже, в
1980-х и 1990-х годах исполнители блюз-рока вернулись к блюзовым корням, а
некоторые, например, «Fabulous Thunderbirds» или Стиви Рэй Вон, «флиртовали со
статусом рок-звёзд».
Жанр
пережил ренессанс в 1990-х годах, и эта тенденция сохраняется и по сей день.
Список исполнителей, опубликовавших свои произведения в традициях блюз-рока и
исполнивших их вживую, некоторые со значительным успехом, длинный и включает в
себя Трейси Коновер, Кенни Уэйна Шеперда, «The Mods», Джонни Лэнга, Томми Кастро,
«Big Sugar», Энтони Гомеса, «The Black Crowes», «The Black Keys», «The White
Stripes», Джо Бонамассу и Корби Йейтса.
Этот
стиль не особенно популярен в континентальной Европе, но, например, в Аргентине
он с 1970-х годов до наших дней доминирует на национальной рок-сцене, оказывая
влияние на большое количество групп. Самыми известными представителями
аргентинского блюз-рока являются Luis Alberto Spinetta, Pappo, Memphis La
blousera, La Mississippi и Patricio Rey y sus Redonditos de Ricota.
Блюз-рок
был одним из первых жанров, прижившихся в русском роке. В нём часто работала группа
«Машина времени», а также Шанхай, Зоопарк, Крематорий, помимо прочих.
Музыканты.
Joe
Bonamassa Eric
Burdon John
Campbell Popa
Chubby Eric
Clapton Ry Cooder Kevin
Coyne Frank
Diez Bob Dylan Robben
Ford Henrik
Freischlader Dana
Fuchs Rory
Gallagher Peter
Green Alex
Harvey Jimi
Hendrix John
Hiatt Janis
Joplin Mickey
Jupp Jim Kahr Jürgen
Kerth Jonny
Lang Alvin Lee |
Aynsley
Lister John
Mayall John
Mayer Gary
Moore Van
Morrison Tadeusz
Nalepa Bonnie
Raitt Eric
Sardinas Julian
Sas Kenny
Wayne Shepherd Susan
Tedeschi Jimmy
Thackery George
Thorogood Rob
Tognoni Walter
Trout Derek
Trucks Stevie
Ray Vaughan Johnny
Guitar Watson Stan Webb Leslie
West Johnny
Winter Carolyn
Wonderland |
Группы.
AC/DC Aerosmith Allman
Brothers Band The
Animals Bad
Company BBM Black Cat
Bone The Black
Box Revelation The Black
Keys Blues
Company Blues
Explosion Blues
Project Blueskraft The Brew John
Butler Trio Paul
Butterfield Blues Band Canned
Heat Chicken
Shack Chickenfoot Cinderella Climax
Blues Band Clutch Cream Creedence
Clearwater Revival Deep
Purple Dire
Straits The Doors Dżem Engerling The
Fabulous Thunderbirds The Faces Fleetwood
Mac Foghat |
Gov’t
Mule Graveyard Guns N’
Roses Humble
Pie Jane Lee
Hooker Jeff
Healey Band Jing Chi Jonathan
Blues Band Krokus Led
Zeppelin Marius
Tilly Band Monokel Passat Pee Wee
Bluesgang The
Raconteurs Red Hot
Chili Peppers Renft The
Rolling Stones Royal
Blood Savoy
Brown Status
Quo Steamhammer Taste Tedeschi
Trucks Band Ten Years
After Triggerfinger Them White
Miles The White
Stripes Whitesnake The
Yardbirds ZZ Top |
Комментариев нет:
Отправить комментарий