Блюз-рок.

Стили блюза.

Блюз-рок — гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы стилей блюз и рок. Основу блюз-рокового звучания составляют электрогитара, бас-гитара и ударная установка, причём звук электрогитары подвергается искажению «овердрайв», обычно с помощью лампового гитарного усилителя.

Описание стиля.

Для блюз-рока характерно наличие блюзовой импровизации, с активным использованием пентатоники, применение 12-ти тактовой блюзовой гармонии, ритмического рисунка «буги», акцентирование электрогитарного звука и особенностей техники, а также зачастую основанное на риффах звучание, более тяжелое, чем в традиционном чикагском блюзе. Блюз-рок часто играется с более быстрым темпом, что также отличает этот жанр от блюза.

Основные инструменты в блюз-роке — это электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Вокал также играет ключевую роль, хотя и не всегда: существует множество инструментальных блюз-роковых композиций. Изредка применяются клавишные инструменты, такие как синтезатор, пианино или орган. Гитарный звук подвергается искажению, в отличие от традиционного блюза, в котором используется акустическая гитара. Нередко применение двух гитар, одной для аккомпанемента, другой для мелодической партии.

История стиля.

Блюз-рок начал своё развитие в середине 1960-х годов в Англии и США как то, что музыкальный историк Пьеро Скаруффи назвал «ритм-н-блюз в исполнении белых европейских музыкантов». Связующим звеном между электрифицированным блюзом, то есть игрой на электрогитарах, и роком считается гитарист Линк Рэй (Link Wray) с его хитом «Rumble» 1958 года.

Link Wray – «Rumble» (1958).

Несмотря на то, что рок и блюз исторически всегда были тесно связаны, выделение блюз-рока в отдельный музыкальный жанр относится только к концу 1960-х годов.

Изначально жанр появился в Англии, где музыканты вроде Алексиса Корнера и Джона Мэйала создавали группы, выступавшие в качестве тренировочных площадок для будущих звёзд жанра, таких как «Free», «Savoy Brown», ранние составы «Fleetwood Mac».

Lonnie Mack – «Memphis» (1963).

1963 год ознаменовался появлением американского рок-солиста Лонни Мака (), чей идиосинкразический, динамичный стиль электро-блюзовой гитары стал отождествляться с появлением блюз-рока как отдельного жанра. Его инструменталы того периода были узнаваемы как блюзовые или ритм-н-блюзовые мелодии, но он в значительной степени полагался на технику быстрого выбора, заимствованную из традиционных жанров американского кантри и блюграсс. Самыми известными из них являются хиты Billboard 1963 года "Memphis" и "Wham!".

«Paul Butterfield Blues Band» live at Newport (1965)

Примерно в то же время была сформирована группа Paul Butterfield Blues Band. Под руководством блюзового арфиста и певца Пола Баттерфилда в неё вошли два участника гастрольной группы Хаулина Вульфа, басист Джером Арнольд и барабанщик Сэм Лэй, а позже два электрогитариста, Майк Блумфилд и Элвин Бишоп. В 1965 году вышел их дебютный альбом «The Paul Butterfield Blues Band». Майкл Эрлевин из AllMusic прокомментировал: «Этот альбом оказал огромное влияние на молодых (и в первую очередь белых) рок-исполнителей, привыкших слушать блюз в каверах таких групп, как Rolling Stones». - 13-минутный инструментальный заглавный трек включал в себя элементы джаза и индийской раги, что послужило образцом для психоделического и кислотного рока.

В 1965 году заядлые коллекционеры блюза Боб Хайт и Алан Уилсон основали группу «Canned Heat». Их ранние записи в значительной степени были сосредоточены на электрических версиях дельта-блюза, но вскоре они начали исследовать длинные музыкальные импровизации («джемы»), построенные на песнях Джона Ли Хукера.

«Canned Heat Woodstock Boogie-Part 1» (Woodstock 1969).

 Другие популярные группы середины 1960-х, такие как Doors и Big Brother и Holding Company с Дженис Джоплин, также адаптировали песни блюзовых исполнителей, включив в них элементы рока. Пол Баттерфилд, «Canned Heat» и Джанис Джоплин выступали на фестивалях в Монтерее (1967) и Вудстоке (1969).

Английские группы, такие, как «The Who», «Yardbirds», «Led Zeppelin», «Animals», «Cream» и «Rolling Stones», экспериментировали с музыкой ранних американских блюзменов Хаулина Вульфа, Роберта Джонсона, Джимми Рида, Мадди Уотерса и других. Ранние блюз-роковые группы «старались играть длинные и сложные импровизации, типичные для джазовых записей», но к середине 1970-х годов блюз-рок стал более тяжёлым и основанным на риффах.

The Yardbirds – «I Wish You Would» (1965).

Революционно электрическое исполнение блюза Джими Хендриксом (участником многих американских ритм-энд-блюзовых и соул-групп в начале 1960-х годов) и его трио «Jimi Hendrix Experience» и «Band of Gypsys» имело широкое и долговременное влияние на развитие блюз-рока, в особенности для гитаристов.

Другой гитарист, имеющий сильное влияние на этот жанр — Эрик Клэптон. Его работы в 1960-х и 1970-х годах с Джоном Майалом и группой «John Mayall & the Bluesbreakers», группой «The Yardbirds», в супергруппах «Blind Faith», «Cream», «Derek And The Dominos», а также протяжённая сольная карьера, очень много значили для признания блюз-рока самостоятельным жанром.

В конце 1960-х годов ещё один бывший участник группы «The Yardbirds» Джефф Бек со своей группой «Jeff Beck Group», ставшей популярной в США и Англии, привнёс в блюз-рок более тяжелое звучание хард-рока.

Третий воспитанник группы «The Yardbirds» — гитарист Джимми Пейдж — создал группу «New-Yardbirds», которая вскоре сменила название на «Led Zeppelin». В течение первой половины 1970-х годов группа «Led Zeppelin» доминировала на мировой блюз-роковой сцене. Другие блюз-роковые музыканты, имевшие влияние на блюз-роковую сцену Англии в 1970-х годах, включали Рори Галлахера и Робина Тровера.

Led Zeppelin – «Whole Lotta Love» (Official Music Video).

На волне популярности рок-музыки, «в начале 70-х годов граница между блюз-роком и хард-роком была едва заметна». Со временем британский блюз-рок перешел в хард-рок, а американский ответвление приблизилось к кантри-року, а затем слилось с ним, образовав южный рок («The Allman Brothers Band», «Black Oak Arkansas», «Lynyrd Skynyrd», «Molly Hatchet» и «ZZ Top»).

Lynyrd Skynyrd – «Sweet Home Alabama».

Позже, в 1980-х и 1990-х годах исполнители блюз-рока вернулись к блюзовым корням, а некоторые, например, «Fabulous Thunderbirds» или Стиви Рэй Вон, «флиртовали со статусом рок-звёзд».

Жанр пережил ренессанс в 1990-х годах, и эта тенденция сохраняется и по сей день. Список исполнителей, опубликовавших свои произведения в традициях блюз-рока и исполнивших их вживую, некоторые со значительным успехом, длинный и включает в себя Трейси Коновер, Кенни Уэйна Шеперда, «The Mods», Джонни Лэнга, Томми Кастро, «Big Sugar», Энтони Гомеса, «The Black Crowes», «The Black Keys», «The White Stripes», Джо Бонамассу и Корби Йейтса.

Luis Alberto Spinetta - Cementerio Club (En Vivo Estadio Vélez Sarsfield)

Этот стиль не особенно популярен в континентальной Европе, но, например, в Аргентине он с 1970-х годов до наших дней доминирует на национальной рок-сцене, оказывая влияние на большое количество групп. Самыми известными представителями аргентинского блюз-рока являются Luis Alberto Spinetta, Pappo, Memphis La blousera, La Mississippi и Patricio Rey y sus Redonditos de Ricota.

Блюз-рок был одним из первых жанров, прижившихся в русском роке. В нём часто работала группа «Машина времени», а также Шанхай, Зоопарк, Крематорий, помимо прочих.

Музыканты.

Joe Bonamassa

Eric Burdon

John Campbell

Popa Chubby

Eric Clapton

Ry Cooder

Kevin Coyne

Frank Diez

Bob Dylan

Robben Ford

Henrik Freischlader

Dana Fuchs

Rory Gallagher

Peter Green

Beth Hart

Alex Harvey

Jimi Hendrix

John Hiatt

Janis Joplin

Mickey Jupp

Jim Kahr

Jürgen Kerth

Jonny Lang

Alvin Lee

Aynsley Lister

John Mayall

John Mayer

Gary Moore

Van Morrison

Tadeusz Nalepa

Bonnie Raitt

Eric Sardinas

Julian Sas

Kenny Wayne Shepherd

Susan Tedeschi

Jimmy Thackery

George Thorogood

Rob Tognoni

Walter Trout

Derek Trucks

Stevie Ray Vaughan

Johnny Guitar Watson

Stan Webb

Leslie West

Johnny Winter

Carolyn Wonderland

Группы.

AC/DC

Aerosmith

Allman Brothers Band

The Animals

Bad Company

BBM

Black Cat Bone

The Black Box Revelation

The Black Keys

Blues Company

Blues Explosion

Blues Project

Blueskraft

The Brew

John Butler Trio

Paul Butterfield Blues Band

Canned Heat

Chicken Shack

Chickenfoot

Cinderella

Climax Blues Band

Clutch

Cream

Creedence Clearwater Revival

Deep Purple

Dire Straits

The Doors

Dżem

Engerling

The Fabulous Thunderbirds

The Faces

Fleetwood Mac

Foghat

Gov’t Mule

Graveyard

Guns N’ Roses

Humble Pie

Jane Lee Hooker

Jeff Healey Band

Jing Chi

Jonathan Blues Band

Krokus

Led Zeppelin

Marius Tilly Band

Monokel

Passat

Pee Wee Bluesgang

The Raconteurs

Red Hot Chili Peppers

Renft

The Rolling Stones

Royal Blood

Savoy Brown

Status Quo

Steamhammer

Taste

Tedeschi Trucks Band

Ten Years After

Triggerfinger

Them

White Miles

The White Stripes

Whitesnake

The Yardbirds

ZZ Top

Комментариев нет:

Отправить комментарий