Джерри Ли Льюис родился в семье Элмо и Мами Льюисов в городке Ферридэй, штат Луизиана. Играть на пианино Джерри Ли начал в раннем возрасте вместе со своими двоюродными братьями — Мики Гилли (впоследствии известный исполнитель кантри) и Джимми Сваггартом (в будущем популярный телепроповедник). Джерри Ли рано развил свой стиль, смешивая буги-вуги, рок, госпел и ритм-энд-блюз. Именно в те годы Льюис получил прозвище «Убийца» (The Killer).
В 1955
году, когда Льюиса исключили из университета за исполнение «мирской» музыки, он
переехал сначала в Нэшвилл, где его музыка оказалась «недостаточно кантри», а
затем в Мемфис, где устроился на студию «Sun Records». Некоторое время Джерри
Ли работал сессионным исполнителем, в частности, у Карла Перкинса. Во время сессии
с Перкинсом к музыкантам для импровизированного джема присоединились Элвис
Пресли и Джонни Кэша. В результате диски, сделанные инженером в качестве
«сувенира», позже были выпущены под названием «Квартет на миллион долларов».
В 1956
году владелец лейбла «Sun Records» — Сэм Филлипс — стал возлагать на Льюиса
особые надежды, рассчитывая вырастить нового Элвиса Пресли. Первым хитом певца
стал сингл «Crazy Arms» (1956). Следующий хит «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On»
(1957) стал визитной карточкой певца. Затем последовали также успешные «Great Balls of Fire» (1957), «Breathless» (1958) и «High School Confidential» (1958). Будучи
пианистом и не имея возможности отходить от инструмента, Льюис направлял всю
свою ураганную энергию в игру, часто дополняя её ударами по клавишам ногами и
головой.
Бурно
развивавшаяся карьера Джерри Ли Льюиса была почти погублена скандалом,
разразившимся в мае 1958 года в ходе турне по Англии и Шотландии вокруг его
женитьбы на 13-летней троюродной племяннице Майре Гейл Браун. Скандал привёл к
тому, что часть концертов была сорвана, а остальные пришлось отменить в связи с
развернувшейся широкомасштабной травлей артиста в британской прессе. На родине
артиста также ждал холодный приём. Его песни надолго исчезли из эфиров
американских радиостанций, лишь Алан Фрид оставался предан музыканту и
продолжал ставить в эфир своей радиостанции его записи вплоть до разразившегося
в 1959 году скандала с попыткой выпуска инструментальной пластинки «The Hawk».
Льюис оставался единственным успешным исполнителем «Sun Records», который
продолжал записываться у Сэма Филлипса, в отличие от других коллег по лейблу,
которые через один-два года переходили на более крупные фирмы звукозаписи. В
начале 1960-х гг. Льюис обратился к современному ритм-н-блюзу и записал свои
кавер-версии таких песен, как «Money (That’s What I Want)», «What’d I Say»,
«Save the Last Dance for Me».
В 1963
году Льюис расстался с Sun Records и стал заниматься поиском своего нового
пути. К середине 1960-х, когда последствия скандала сошли на нет, Джерри Ли снова
обрёл определённую популярность у европейской публики, преимущественно в
Великобритании и Германии. Льюис переехал в Гамбург, где записал «Live at the
Star Club». Альбом считается одной из лучших живых рок-н-ролльных записей. Тогда
же он заново перезаписал свои рок-н-роллы 50-х для Smash Records (подразделение
Mercury Records). Затем, как и многие рок-музыканты его поколения, Льюис
постепенно стал обращаться к кантри, где его ожидал успех. В 1968 году имя
Джерри Ли Льюиса вернулось на первые строчки хит-парада Billboard в категории «кантри» с синглом
«What’s Made Milwaukee Famous (Has Made a Loser Out of Me)», в 1971 после
13-летнего перерыва у артиста снова появился золотой сингл — «Would You Take Another
Chance on Me». В 1973 году сингл «Chantilly Lace» на три недели возглавил
хит-парад категории кантри.
В 1976 году во время празднования своего сорок первого дня рождения Джерри Ли Льюис в шутку навёл пистолет на своего бас-гитариста, Батча Оуэнса, и, полагая, что он не был заряжен, нажал на спусковой крючок, выстрелив ему в грудь. Оуэнс остался жив. Несколько недель спустя, 23 ноября, Льюис был арестован из-за ещё одного инцидента, связанного с оружием. Льюис был приглашён Элвисом Пресли в своё поместье «Грейсленд», но охрана не знала о его визите. На вопрос, что он делает у входных ворот, Льюис показал пистолет и сказал охране, что пришёл убить Пресли.
Несмотря на проблемы, связанные с личной жизнью, осложненные алкоголем и наркотиками, Джерри Ли Льюис сделал успешную карьеру в музыке кантри. Однако у него так никогда и не появилось возможности реализовать свой потенциал и добиться статуса своих сверстников, таких как Элвис Престли или Джонни Кэш. Вклад Льюиса в музыку был признан в 1986 году, когда он, в числе первых десяти претендентов, был введен в «Зал славы рок-н-ролла». Артист является также членом «Зала славы рокабилли» и входит в тридцатку лучших артистов всех времен по версии журнала «Rolling Stone».
В 1989
году, по книге Майры Гейл Браун, была снята экранизация биографии Джерри Ли
Льюиса — фильм «Большие огненные шары», охватывающая период с детства до
скандала 1958 года. Главную роль в сыграл Деннис Куэйд, роль Майры — Вайнона
Райдер. Специально для фильма Льюис заново записал свои главные хиты. Льюису
было также отведено заметное место в биографическом фильме «Переступить черту»
(2005) о Джонни Кэше.
Джерри
Ли Льюис умер 28 октября 2022 года.
Jerry Lee Lewis – «28 Great Songs» (2001).
01. Whole Lotta Shakin’ Goin’ On (Williams/David)
02. Great Balls Of Fire (Hammer/Blackwell)
03. Breathless (Blackwell)
04. High School Confidential (Lewis/Hargrave)
05. What’d I Say (Charles)
06. Big Blon’ Baby (Jacobson/Roberts)
07. Big Legged Woman (Williams/Air. Lewis)
08. Breakup (Rich)
09. Crazy Arms (Mooney/Seals)
10. Down The Line (Orbison)
11. Drinkin’ Wine Spo-Dee-0-Dee (Mcghee/Williams)
12. End Of The Road (Lewis)
13. Frankie & Johnny (Arr. Lewis)
14. Good Golly Miss Molly (Marascalco/Blackwell)
15. Good Rockin Tonight (Brown)
16. It’ll Be Me (Clement)
17. Johnny B. Goode (Berry)
18. Lewis Boogie (Lewis)
19. Little Queenie (Berry)
20. Lovin’ Up A Storm (Khent/Dixon)
21. Matchbox (Perkins)
22. Mean Woman Blues (Demetrius)
23. Memory Of You (Lewis)
24. Milkshake Mademoiselle (Hammer)
25. Sweet Little Sixteen (Berry)
26. That Lucky Old Sun (Gillespie/Smith)
27. When The Saints Go Marchin’ In(Trad./Arr. Lewis)
28. You Win Again (Williams)
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий