Госпел


Госпел (от англ. Gospel music — евангельская музыка) — жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и переживший бурное развитие в первой трети XX века в США.
«I'm Not Tired Yet» - The Mississippi Mass Choir.
Создание, исполнение и даже определение госпел-музыки варьируется в зависимости от культуры и социального контекста. Госпел сочиняется и исполняется для многих целей, включая религиозные или церемониальные службы, а также как развлекательный продукт для музыкального рынка. В песнях обычно преобладают религиозные тексты. Традиционные формы госпел-музыки часто используют хор, фортепиано или орган Хаммонда, бубны, барабаны, бас-гитару и электрогитару. По сравнению с религиозными гимнами, которые обычно имеют более величественный характер, евангельская песня должна иметь припев и более синкопированный ритм.

Истоки госпел-музыки.
По словам профессора музыки Йельского университета Уилли Раффа истоки госпел-музыки следует искать в религиозных песнопениях английских и шотландских протестантов периода Реформации. Именно характерное «выстраивание» псалмов («lining out») пресвитерианами Гебридских островов, когда один человек пел соло, а другие следовали за ним, постепенно эволюционировало в «призыв и отклик» госпел-музыки американского Юга. Столкнувшись в начале XVII века с европейской религиозной музыкой,  афроамериканская музыкальная традиция восприняла её исходя из своего религиозного опыта: в черной устной традиции обычно используется много повторений, что дает всем, кто не может читать, участвовать в церковной службе. Для этого слова гимнов и священных песен выстраивались в ряд и повторялись в стиле «призыв и отклик», что в полной мере проявилось потом в негритянских спиричуэл и рабочих песнях. Повторение и «призыв - отклик» - общепринятые элементы в африканской музыке, предназначенные для достижения состояния религиозной экзальтации, иногда называемого «трансом». Для усиления эффекта «призыв - отклик», а также в качестве ритмического сопровождения песнопений большинство церквей полагались на аккомпанемент из хлопков в ладоши и топанья ногами. Иногда, но не часто, использовались гитары и бубны. Церковные хоры стали нормой только после эмансипации Юга. По большей части песни исполнялись «а капелла».
XVIII век.
«Amazing Grace» - Harlem Gospel Choir .
Первые известные евангельские гимны были составлены в 1760-х и 1770-х годах английскими писателями Джоном Ньютоном («Amazing Grace») и Августом Топлади («Rock of Ages»). Хотя эти произведения напрямую не связаны с афро-американской госпел-музыкой, они получили широкую популярность среди как белых, так и цветных американцев, в том числе благодаря тому, что Джон Ньютон был активным участником движения за отмену рабства.
XIX век.
Первое опубликованное использование термина «gospel song» («евангельская песня») появилось в 1874 году, когда Филип Блисс выпустил песенник под названием «Евангельские песни. Лучшее собрание гимнов и мелодий». Сборник использовался для продвижения нового стиля церковного песнопения, который было легче понять и легче петь, чем традиционные церковные гимны, возникшие на волне движения возрождения (revival movement). В это движение входили многие популярные американские авторы и исполнители песен второй половины XIX века, самым известным из которых был Айра Д. Санки (Ira D. Sankey). Оригинальные евангельские песни создавались такими авторами, как Джордж Ф. Рут (George F. Root), Филип Блисс (Philip Bliss), Чарльз Х. Габриэль (Charles H. Gabriel), Уильям Ховард Доан (William Howard Doane) и Фанни Кросби (Fanny Crosby). В дополнение к своей первой публикации «Gospel Songs» Филип Блисс в сотрудничестве с Айрой Д. Санки выпустил ещё несколько сборников, призванных заменить репертуар сельских церковных собраний на гимны совсем другого характера, способные удовлетворить требования массовых религиозных служб в больших городах.
«Ninety and Nine» - Ira D. Sankey.
Острая потребность в литературе подобного рода привела в конце XIX века к  появлению больших музыкальных издательств, специализирующиеся исключительно на музыке госпел, таких как, например, издательства Гомера Родехивера (Homer Rodeheaver), Чарли Тиллмана (Charlie Tillman) и Чарльза Тиндли (Charles Tindley). Именно эти издатели выпустили на музыкальный рынок США большое количество новой музыки, давая возможность творческой реализации многим малоизвестным авторам песен и композиторам.
XX век.
В начале XX века большой вклад в развитие госпел-музыки внесла американская Пятидесятническая церковь. Движение пятидесятников (The holiness-Pentecostal movement) объединяло людей, которые не были настроены на европеизированную версию черной церковной музыки. В их службах использовались любые инструменты, которые могли принести прихожане, от бубнов до электрогитар. Первой звездой госпел-музыки стала Сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe). Музыканты второй половины XX века, такие как Элвис Пресли (Elvis Presley), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), Махалия Джексон (Mahalia Jackson), Андрэ Крауч (Andrae Crouch) и братья Блэквуд (Blackwood Brothers), либо выросли в среде пятидесятников, либо испытали на себе влияние их музыкальной традиции.
Появление радио в 1920-х годах значительно увеличило аудиторию госпел. Известный музыкальный педагог, композитор, основатель консерватории и издательской компании Джеймса Дэвид Вон (James D. Vaughan) использовал радио как важную часть своей бизнес-модели, которая также включала разъездные концерты для рекламы книг госпел, которые он издавал несколько раз в год. Певица Вирджил О. Стэмпс (Virgil O. Stamps) и композитор Джесси Р. Бакстер (Jesse R. Baxter), подробно изучив опыт Вогана, к концу 1920-х гг. составили ему жесткую конкуренцию. В 1920-е годы американская слепая певица и пианистка Аризона Дрейнс (Arizona Dranes) первой записала госпел-музыку для компании «Okeh Records», где применила фортепианный аккомпанемент и элементы рэгтайма. В конце 1920-х годов появились первые госпел-записи популярной американской  фолк-группы «Carter Family».
«Lambs Blood Has Washed Me Clean» - Arizona Dranes.
Успех цветного «барбершоп»-квартета «Fisk Jubilee Singers» обусловил дальнейшее развитие стиля «а капелла» в афро-американской музыке. В 1930-е годы были чрезвычайно популярны такие вокальные группы, как «Fairfield Four», «Dixie Hummingbirds», «Five Blind Boys of Mississippi» и «Five Blind Boys of Alabama», «The Soul Stirrers», «Swan Silvertones», «Charioteers» и квартет «Golden Gate».
«Swing Low, Sweet Chariot» - Fisk University Jubilee Quartet (1909).
Расизм разделил нацию, и это разделение не обошло стороной и церковь. Если во время рабства к черным относились как к неполноценным внутри белых церквей, то после эмансипации они образовали свои собственные отдельные церкви. Евангельские группы, которые были очень популярны в черном сообществе, были практически неизвестны широкой публике, хотя им начали подражать некоторые белые музыканты. Помимо этих популярных коллективов, в 1920-х и 30-х годах было появилось ещё много известных и не очень известных чернокожих госпел-музыкантов, которые пели и играли на гитаре на улицах городов американского Юга. Среди них были «потрясающий блюзовый гитарист и, возможно, величайший «духовный» певец предвоенного периода» Блинд Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson), знаменитый кантри-блюзовый гитарист Блинд Джо Таггарт (Blind Joe Taggart) и другие.
«Let Your Light Shine On Me» - Blind Willie Johnson.
В Чикаго 1930-х годов к госпелу обратился музыкант и композитор Томас А. Дорси (Thomas A. Dorsey), который в 1920-е годы писал и исполнял светскую блюз-музыку под именем «Georgia Tom». Библию Томас узнал от своего отца, который был баптистским священником, а мать научила его играть на фортепиано. Когда семья переехала в Атланту, Дорси начал играть с блюзовыми музыкантами. В своей жизни он испытал много горя, в том числе смерть беременной жены.
«Take My Hand, Precious Lord» - Thomas Dorsey.
В 1930 году, когда Национальная баптистская конвенция впервые публично одобрила госпел-музыку, Дорси основал музыкальное издательство и стал помогать в развитии музыкальной карьеры многим афроамериканским артистам, таким как, например, Махалия Джексон (Mahalia Jackson).
В 1942 году была основана первая госпел-группа «Sensational Nightingales», к которой в 1946 году присоединился певец Джулиус Чикс (Julius Cheeks), оказавший большое влияние на Уилсона Пикетта (Wilson Pickett) и Джеймса Брауна (James Brown).
«Somewhere To Lay My Head» - The Sensational Nightingales.
Тем временем радио продолжало привлекать аудиторию к госпел-музыке, и этот факт был отмечен в песне композитора и музыкального издателя Альберта Э. Брамли (Albert E. Brumley) «Turn Your Radio On» (1937), которая до сих пор публикуется в сборниках госпел-песен. В 1972 году запись «Turn Your Radio On» в исполнении группы «Lewis Family» была номинирована на госпел-песню года.
«Turn Your Radio On» - Ray Stevens (1972).
После 2-й мировой войны госпел-музыка окончательно перешагнула через порог церкви и обрела популярность среди широкой американской аудитории. В 1950 году «black gospel» звучал в Карнеги-холле, где Джо Бостик (Joe Bostic) организовал «Тhe Negro Gospel and Religious Music Festival» («Фестиваль негритянского евангелия и религиозной музыки»). В следующем году Бостик повторил фестиваль с расширенным списком исполнителей, а в 1959 году переехал в Мэдисон Сквер Гарден. В 1964 году была создана «Gospel Music Association» («Ассоциация музыки госпел»), которая в 1969 году учредила премию «Dove Awards», а  в 1972 году Зал славы музыки госпел (Gospel Music Hall of Fame).
XXI век.
С ростом популярности жанра, у некоторых исполнителей госпел возникло желание «перейти в светское пространство», что обеспечило бы им большую известность и успех. Часто это происходило вместе с изменением музыкального стиля, заимствовавшим элементы светской музыки, что вызвало негативную реакцию священнослужителей и прихожан ряда церквей. Многие артисты жанра Urban Contemporary gospel, такие как, например, «The Clark Sisters», Иоланда Адамс (Yolanda Adams) и Кирк Франклин (Kirk Franklin) столкнулись с критикой со стороны церквей, поборников традиционного жанра и черной христианской культуры в целом, поскольку новое направление было истолковано, как компромисс с «миром» и его греховностью. Однако продажи альбомов музыкантов и певцов, исполняющих современный городской госпел, говорят сами за себя.
«Jesus Is A Love Song!» - The Clark Sisters.

В процессе своего развитии госпел-музыка разделилась на целый ряд поджанров:
Традиционный черный госпел (Traditional Black Gospel) - традиционная евангельская музыка черных - наиболее известная форма, которую часто можно услышать в черных церквях, белых пятидесятнических и евангелических церквях, а также в развлекательных заведениях по всей стране и по всему миру. Она появилась на Юго-Востоке Соединенных Штатов («Юг»), где большинство чернокожих американцев проживало до «Великой миграции». Эта музыка находилась под сильным влиянием гимнов спиричуэлов, а позже - музыкального стиля Томаса А. Дорси. В то время как черные церкви северных штатов, привыкнув к их собственному, более «евроцентричному» вкусу, не приветствовали музыку Дорси, церкви, открытые южными мигрантами, становились всё более популярными. Яркими представителями традиционного черного госпела являются Томас А. Дорси, Махалия Джексон, «Mississippi Mass Choir» и «Georgia Mass Choir».
«His Eye Is On The Sparrow» - Mahalia Jackson.

Городской современный госпел (Urban Contemporary gospel) появился в результате слияния традиционного черного госпела со стилями светской черной музыки, популярной в 70-х и 80-х годах. Сегодня Urban Contemporary gospel является наиболее распространенной формой евангельской музыки. Он в значительной степени опирается на ритмы и инструменты, распространенные в современной светской музыке эпохи, но в лирике использует темы и наследие традиционного черного госпела. На сегодняшний день главным и, безусловно, самым продаваемым исполнителем этого жанра является «правящий король городского госпела», известный американский музыкант, композитор и автор песен Кирк Франклин (Kirk Franklin).
«Love Theory» - Kirk Franklin.

Госпел-блюз (Gospel blues) - основанная на традиционном блюзе форма госпел-музыки, использующая комбинацию блюзовой гитары и религиозных текстов. В госпел-блюзе евангелическая лирика сочетаются с блюзовым инструментарием.  Среди известных исполнителей госпел-блюза Блинд Уилли Джонсон (Blind Willie Johnson), сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe), преподобный Гэри Дэвис (Reverend Gary Davis) и Вашингтон Филлипс (Washington Phillips). Эта форма музыки-госпелсуществует с момента зарождения блюзовой музыки, так как евангельские и религиозные песни записывали Бойд Риверс (Boyd Rivers), Блинд Лаймон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson), Чарли Паттон (Charley Patton), Сэм Коллинз (Sam Collins), Джош Уайт (Josh White), Букка Уайт (Bukka White), Слипи Джон Эстес (Sleepy John Estes) и многие другие блюзовые музыканты.
«Up Above My Head» - Sister Rosetta Tharpe.

Южный госпел (Southern gospel) происходит из юго-востока Соединенных Штатов и по звучанию схож с христианской музыкой кантри. Иногда его называют «квартетной музыкой» («quartet music») из-за традиционного  состава мужского «барбершоп»-квартета (тенор-соло-баритон-бас и фортепиано). С годами южный госпел превратился в жанр популярный как в Соединенных Штатах, так и за рубежом, особенно среди бэби-бумеров и жителей Юга.
«Swing Down Chariot» - Blackwood Brothers Quartet (1951).

Прогрессивный южный госпел (Progressive Southern gospel) - это современный поджанр, выделившийся из южного госпел пару десятилетий назад, это музыка, которая создана для выражения личных или общественных убеждений в отношении христианской жизни, а также с целью дать христианскую альтернативу господствующей светской музыке.
«Through the Fire» - The Crabb Family (Live).

Христианская музыка кантри (Christian country music), иногда называемая кантри-госпел (country gospel), представляет собой поджанр госпел с элементами кантри, также известную как «вдохновляющая кантри» («inspirational country»). Пик популярности христианской кантри пришелся на середину 1990-х годов, когда Ларри Гатлин (Larry Gatlin), Чарли Дэниелс (Charlie Daniels) и Барбара Мандрелл (Barbara Mandrell) превратили кантри-госпел в мейнстримовый саунд с вдохновляющими и позитивными текстами.
«Amazing Grace» - Alan Jackson.

Поджанр блюграсс-госпел (Bluegrass gospel) уходит корнями в американскую горную музыку (mountain music).
«In The Sweet By And By» - Ben Hester.

Кельтская госпел-музыка (Celtic gospel) наполняет госпел-музыку кельтским колоритом и довольно популярна в таких странах, как Ирландия.
«Jesus Paid It All» - Celtic Worship.

Британский черный госпел (British black gospel) - это музыка африканской диаспоры, проживающей в Великобритании. Его также часто называют - «Госпел Великобритании» («UK gospel»). На характерный звук этого направления госпела в значительной степени повлияла уличная культура Великобритании, в которой многие артисты, являются прихожанами африканских и карибских черных церквей. Жанр имеет свой собственный рейтинг христианских и евангельских музыкальных альбомов.
«Joyful Joyful» - London Community Gospel Choir.

Критика госпел-музыки.
Некоторые сторонники «стандартных» гимнов не признают госпел конца XIX - начала XX веков религиозным искусством, проникнутым истинно христианским духом. Критики жалуются, что коммерческий успех привел к быстрому распространению этой музыки, что привело к «ухудшению даже в стандарте, который уже изначально был невысоким». «Нет никакого сомнения, что ухудшение вкуса неуклонно следует за развитием этого типа гимна; что требует тривиальности и сенсации, и притупляет, а зачастую просто разрушает чувство достоинства и красоты, свойственные песне, которая используется в служении Богу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий