В ее
жизни было всё: нищета и слава, предательство и великая любовь, изгнание и
триумфальное возвращение. Её голос вдохновил Анну Ахматову на написание, а французский
композитор Марсель Ландовски рассказал о судьбе певицы в опере «Галина».
Советская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог, народная артистка СССР (1966), кавалер ордена Ленина (1971) и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова) родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, в семье Павла Андреевича Иванова (1904—1958) и Зинаиды Антоновны Ивановой (1906—1950). Родители Галины развелись, когда она была ребенком. Груз воспитания девочки они переложили на бабушку Дарью, маму отца. Как позже призналась Галина Павловна, родители всегда были чужими ей людьми»
«Я до сих пор помню, чувствую, как ужасно это
слово, «сиротка», меня обижало и оскорбляло. И я хотела родителям обязательно
доказать, как они были неправы, когда меня бросили. Я всем твердила: «Вырасту и
стану артисткой!». Я все время пела. Меня дразнили «Галька-артистка», а я
думала, вот родители будут плакать, когда поймут, кого они бросили, а я буду
проходить мимо них с гордо поднятой головой».
Детство
будущей певицы прошло в Кронштадте. В школу Галя ходила, поскольку так было
положено, но учеба ее не прельщала – после уроков бежала на улицу, играть с
ребятами. Общалась больше с мальчишками, бегала с ними по крышам, бросалась
камнями, частенько приходила домой в ссадинах и царапинах, а иногда и с
разбитым носом. За музыкальность и артистизм ее еще в школе прозвали
Галькой-артисткой. Галя училась в первом классе, когда ее впервые наградили за
пение трехметровым отрезом ситца в горошек. Из него бабушка Дарья сшила внучке
платье с воланами. Наряжаясь в него, девочка представляла себя на сцене.
Великую
Отечественную 14-летняя Галина встретила в Эстонии, где гостила у отца: «…это было и не отступление, а просто
паническое бегство. Остановились и опомнились уже в Торжке. Так началась для
меня война. Так кончилось мое детство». Вернувшись в Кронштадт, девочка
оказалась в числе почти трех миллионов блокадников — жителей Ленинграда и
пригородов. В феврале 1942 года умерла бабушка Дарья.
Галину спасли женщины, искавшие еще живых по домам и квартирам. Пятнадцатилетняя
девушка попала в отряд местной противовоздушной обороны, работала наравне со
взрослыми, а по вечерам пела в самодеятельности. К этому времени обладательница
звонкого чистого сопрано уже решила: она будет певицей. В 1943 году после
прорыва блокады Галина училась в музыкальной школе, а
вечерами работала помощником осветителя в ДК.
«И вот я впервые сижу в зале Михайловского
театра и слушаю «Пиковую даму» Чайковского <…> То волнение, потрясение,
которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было
чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое
заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику —
объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и
рвутся снаряды».
Галина Вишневская. «Галина: История жизни»
В 1944
году Галина вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. Скоропалительный брак
распался через два месяца, но звучную «сценическую» фамилию будущая примадонна
сохранила. В том же году Вишневская устроилась в Ленинградский областной театр
оперетты, который колесил по разрушенной войной стране. Однажды на гастролях
Галина, знавшая наизусть весь репертуар, спасла спектакль: заменила заболевшую
певицу. Так из хора она попала в солистки.
После
войны Вишневская стала выступать на эстраде. Ее увлечение оперой началось со
знакомства с Верой Гариной, педагогом по вокалу. До революции Гарина выступала
в Европе, училась у венской примадонны Паулины Лукки. «Лукка была поющей
актрисой, — отмечал музыковед Абрам Гозенпуд. — Знатоки находили, что в ее
вокальной технике много недостатков, что в этой области она не может
соперничать с Патти и Нильсон <…> Но точно так же Патти и Нильсон не
могли сравняться с Луккой в драматической силе передачи партии, не говоря о
диапазоне ее творческой индивидуальности». Век спустя так же характеризовали
дарование оперной «внучки» Паулины Лукки — Галины Вишневской.
В 1952
году 25-летняя певица почти случайно попала на прослушивание в стажерскую
группу Большого театра — так бывшая эстрадная и опереточная артистка стала
солисткой главного театра СССР. Все могло сложиться иначе, узнай руководство,
что отец Вишневской, бросивший ее в детстве, был осужден как «враг народа».
Первыми
партиями Галины Вишневской в Большом театре были Татьяна в «Евгении Онегине»
Чайковского (кстати, голос молодой Вишневской в этой партии можно услышать в
фильме «Евгений Онегин» 1958 года) и Леонора в «Фиделио», первой постановке
этой оперы в СССР. Над обеими ролями певица работала с режиссером Борисом
Покровским, который создавал новый театр, основанный на принципах
Станиславского, — в противовес клише, которыми за столетия оброс условный по своей
природе оперный жанр.
Главный
дирижер Большого театра Александр Мелик-Пашаев посвятил молодую солистку в
музыкальные тонкости профессии. Под его руководством она спела свои лучшие
роли: Аиду Джузеппе Верди, Баттерфляй Джакомо Пуччини, Купаву в «Снегурочке»
Николая Римского-Корсакова, Наташу Ростову в «Войне и мире» Сергея Прокофьева,
Лизу в «Пиковой даме» Петра Чайковского и многие другие.
«Она откуда-то вдруг появилась в Большом
театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая, в
высшей мере профессионал. <…> Как будто кто-то свыше для проверки нашего
художественного чутья и справедливости заслал к нам молодую, красивую, умную,
энергичную женщину с экстраординарными музыкально-вокальными данными… с
актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и
ядовито-дерзкой правдой на устах».
Борис Покровский
В 1959
году Галина Вишневская впервые отправилась на гастроли в США. Как вспоминала
сама певица, американцы не ожидали увидеть коммунистку — светскую даму. Ее выступление
назвали «нокаутом в глаза и в уши». Западные критики на протяжении всех
последующих лет искали корни ее драматизма в романах Достоевского и «великом
русском немом кино». Галине стали поступать предложения из зарубежных театров,
но такие решения принимали в Союзе не артисты, а Министерство культуры, поэтому
выступления Вишневской за рубежом не были систематическими.
В 1955
году после четырех дней знакомства певица вышла замуж за виолончелиста
Мстислава Ростроповича. Брак оказался счастливым, у артистов родились две
дочери — Ольга и Елена. «Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу,
мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов… Сюрпризом
оказалось то, что он — большой музыкант, а я — хорошая певица», — писала
Вишневская. Их тандем был еще и творческим: она пела, он аккомпанировал на
рояле. В камерном жанре незаменимым оказался эстрадный опыт Вишневской, когда
без декораций и костюмов за несколько минут она погружала слушателя в
воображаемый мир.
В тембр
голоса Галины Вишневской были влюблены видные композиторы той эпохи. Вокальные
циклы и симфонические произведения для нее писали Борис Чайковский, Бенджамин
Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Марсель Ландовски. Особое место в репертуаре
Вишневской занимала музыка Дмитрия Шостаковича — близкого друга семьи. Для
Галины он написал партию сопрано в 14-й симфонии, вокальные циклы на стихи
Александра Блока и Саши Черного, оркестровку «Песен и плясок смерти» Модеста
Мусоргского. Выдающийся дирижер Герберт фон Караян отзывался о фильме «Катерина
Измайлова» по произведению Шостаковича с Вишневской в главной роли как о лучшей
экранизации оперы. В 1971 году Караян выпустил запись «Бориса Годунова» Модеста
Мусоргского, где партию Марины Мнишек исполнила Галина Вишневская.
В 1970
году Мстислав Ростропович написал открытое письмо редакторам главных советских
газет в защиту опального писателя Александра Солженицына. За двенадцать лет до
этого, в разгар травли Бориса Пастернака, Галина Вишневская отказалась
подписывать письмо творческой интеллигенции против писателя. Правительство
начало чинить препятствия к выступлениям Ростроповича за рубежом и в СССР.
Вишневская продолжала работать в Большом, но ее перестали упоминать в СМИ. В
1974 году супруги добились разрешения выехать из СССР в «творческий отпуск», и
спустя несколько лет их лишили советского гражданства.
В годы
вынужденной эмиграции семья жила в США, Франции, Великобритании. Вишневскую
приглашали работать крупнейшие театры. Одной из заметных ее работ того периода
стала Леди Макбет в «Макбете» Джузеппе Верди, исполненная на Эдинбургском
фестивале. В 1982 году певица приняла решение покинуть оперную сцену, дав серию
спектаклей «Евгений Онегин» в парижской Гранд-опера. «Мне приятно думать, что
после 30 лет карьеры я смогла спеть роль, с которой дебютировала в Большом, и
спеть ее хорошо», — сказала она позже в одном из интервью. Творческое
долголетие действительно редко встречается в опере, и тем удивительнее, что
Вишневская покинула сцену на пике формы. «Лучше уйти на несколько лет раньше,
чем на день позже», — любила повторять она.
В январе
1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Вишневской и Ростроповичу
было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о
лишении государственных наград был отменён. В феврале 1990 года вернулась в
СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства
отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать.
С 1993
года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ имени А. П. Чехова
в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла
главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н.
Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н.
Сокуров, 2007).
В 1984
году Вишневкой была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о
своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга
была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В
России ее впервые издали в 1991 году. В 1993 году вышел фильм «Провинциальный
бенефис» по пьесам Александра Островского, где Галина Вишневская исполнила
главную роль. На сцене МХАТа им. Чехова она играла Екатерину II в спектакле «За
зеркалом». Специально для Вишневской Александр Сокуров написал сценарий фильма
«Александра», который зрители увидели в 2007 году.
В 2002
году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, где начинающие
исполнители получают последипломное образование.
«Я — русская женщина, русская певица, и
считаю своим долгом передать именно русским оперным певцам то, что я знаю, то,
чему меня научили мои незабвенные учителя», — говорила она. С 2006
года проводится Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской — еще
одна возможность для молодых певцов заявить о себе.
Галина
Вишневская скончалась 11 декабря 2012 года и была похоронена на Новодевичьем
кладбище рядом с могилой своего мужа Мстислава Ростроповича. Ее именем названы
улицы в Москве и г. Видном, также ее имя носят несколько музыкальных школ и
даже малая планета Солнечной системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий