Американский джазовый барабанщик и бэнд-лидер Артур Блейки сделал себе имя в 1940-х годах в биг-бэндах Флетчера Хендерсона и Билли Экстайна. Он работал с бибоп-музыкантами Телониусом Монком, Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи. В середине 1950-х Гораций Сильвер и Блейки сформировали «Jazz Messengers», коллектив, с которым барабанщик был связан в течение следующих 35 лет. С годами группа стала известна как инкубатор молодых талантов, таких как Фредди Хаббард, Уэйн Шортер, Ли Морган, Бенни Голсон, Кенни Дорхем, Хэнк Мобли, Дональд Берд, Джеки МакЛин, Джонни Гриффин, Кертис Фуллер, Чак Менджиони, Чик Кориа, Кейт Джарретт, Сидар Уолтон, Вуди Шоу, Теренс Бланшар и Уинтон Марсалис. Биографическая энциклопедия джаза называет «Jazz Messengers» «архетипической хард-боп-группой конца 50-х».
Мать Артура
Блейки, Мэри Роддикер, умерла, когда ему было всего 6 месяцев, а отец ушел из
семьи еще до рождения Артура. Он взял несколько уроков игры на фортепиано в
школе, но по большей части был самоучкой, осваивая инструмент в доме, где рос.
В школе он собрал музыкальный коллектив, но вскоре учеба для Блэйки отошла на
задний план, уступив место более взрослой жизни: у Арта появилась девушка, он
стал приносить домой зарплату, работая на сталелитейном заводе, и играл на
пианино в ночных клубах с 13 лет.
Блейки
женился на своей девушке, когда ему было 14 лет, в 15 лет стал отцом и к этому
времени уже руководил коллективом, играющим на танцах. Коллектив Блэйки
выступал в течение двух лет в питтсбургском клубе «Ritz», и вскоре место за
пианино занял Эрролл Гарнер, а Блэйки пересел за барабаны. Он играл в
бесчисленных местных бэндах, пока не попал в 1942 году в коллектив пианистки
Мэри-Лу Уильямс, выступавший в нью-йоркском клубе «Kelly’s Stable». На
следующий год барабанщик уже играл в оркестре Флетчера Хендерсона и
гастролировал с ним по южным штатам. В 1944 году, в Сент-Луисе, Блэйки
присоединяется к коллективу Билли Экстайна, играющего только-только
появляющийся би-боп, и находит необходимую свободу для развития своего
собственного стиля. «Я знал, что должен играть разнообразно, чтобы тоже
выделяться».
Среди
барабанщиков, которые вдохновляли Арта Блэйки, были Чик Уэбб, Кенни Кларк, Рей
Бодак, Джин Крупа и Биг Сид Кэтлетт. Уэбб взял молодого Блэйки под свою опеку,
заставляя его для развития таланта играть по несколько часов дробь на малом
барабане. На большинстве записей боп-коллективов на барабанах играли Кенни
Кларк и Макс Роуч, но Блэйки «вскоре стал выдающимся лидером хард-бопа»,
который «сочетал инструментальную свободу би-бопа с точностью бэкбита госпела»,
как утверждает «Encyclopedia of Popular Music».
Блэйки
оставался с Экстайном до самого роспуска коллектива в 1947 году, а после
недолго руководил своим коллективом. В том же году «The 17 Messengers», так
назывался бэнд Блэйки, сделали записи для компании «Blue Note». Альфред Лайон
впервые заметил Блэйки еще в коллективе Экстайна и в итоге сделал его
сессионным барабанщиком своего лейбла.
1948-1949
годы Блэйки проводит в Африке, изучая её культуру, а также ислам. «Я уехал в
Африку не учиться играть… Я уехал в Африку, потому что мне ничего другого не
оставалось, – сказал Блэйки в 1979 году в интервью журналу «Down Beat». – Там
не на чем было играть, и я просто работал на судне. Я приехал изучать религию и
философию». После принятия ислама Арт Блэйки получил имя Абдулла ибн Бухаина,
благодаря которому у него появилось прозвище «Бу».
С момента
своего возвращения в США в 1949 году Блэйки стал выступать с коллективом Лаки
Миллиндера, успевая также играть и записываться с различными музыкантами,
включая Телониуса Монка, Чарли Паркера, Майлса Дэвиса, Хораса Сильвера и Бадди
Дефранко. После одной из сессионных записей 1954 года Блэйки и Сильвер
сформировали квинтет, и называли его «Jazz Messengers». Помимо них в него вошли
трубач Кенни Дорэм, саксофонист Хэнк Мобли и басист Даг Уоткинс. В 1956 году
Сильвер ушел из коллектива, тем самым сделав Арта Блэйки единогласным его
лидером.
Отличительной
чертой коллектива стал постоянно меняющийся состав при неизменном названии.
Когда кто-то собирался уходить, он, как правило, помогал найти замену себе, и
часто этой заменой были неизвестные новички. Блэйки «заставлял музыкантов
погружаться в себя и играть на пределе, подмешивая в музыку свои мысли и
чувства», как писали в «Washington Post». Многие годы ансамбль «Jazz
Messengers» служил плацдармом для молодых джазовых музыкантов, таких как
Дональд Бёрд, Джонни Гриффин, Ли Морган, Уэйн Шортер, Фредди Хаббард, Кит
Джаретт, Вуди Шо и многие другие.
Окончательно
сформировав свой стиль, Блэйки продолжал записываться как сессионный музыкант с
Телониусом Монком, Сани Роллинсом, Майлсом Дэвисом, Милтом Джэксоном,
Кэннонболлом Эддерли и Хэнком Мобли. В 1971 и 1972 годах Блейки покидал «Jazz
Messengers» для участия в туре «Giants of Jazz» с Диззи Гиллеспи, Телониусом
Монком и многими другими. Объездив с гастролями весь мир, Блэйки отдавал
предпочтение Бразилии, Германии и Японии за то, что там «к тебе относились
согласно тому, какой ты человек», как он сказал в интервью «Los Angeles Times».
Однажды, в 1981 году на фестивале «Newport Jazz Festival», целый вечер был
посвящен «Наследию Блэйки», и все музыканты, игравшие в «Jazz Messengers» за 25
лет существования коллектива, присоединились на сцене к знаменитому
барабанщику.
Блэйки
продолжал выступать с «Jazz Messengers» согласно запланированному графику тура
до того момента, как его госпитализировали с диагнозом рака легких, хотя по
возвращении из тура по Японии он полагал, что это пневмония. Арт Блэйки умер
через 5 дней после своего 71 дня рождения, 16 октября 1990 года в больнице
«St.Vincent’s Hospital» в Нью-Йорке.
Арт
Блэйки был известен «своими стремительными рисунками на малом барабане, ярко
звучащими тарелками и необычными ритмами в коллективе, который не раз менял
облик джаза», пишет «Los Angeles Times». Он постоянно стремился к расширению
границ стилевой сферы хард-бопа, к обновлению и совершенствованию своей
исполнительской манеры. Блэйки достиг высокого уровня виртуозного мастерства,
максимальной свободы выражения в импровизации. Он одним из первых вывел ударные
инструменты за рамки фоновой «аккомпанирующей» функции и регулярной метрической
пульсации, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами
ансамбля. Он яркий представитель традиций хот-джаза, склонный к проявлениям
экстремального динамизма, мощным нагнетаниям ритмического напряжения,
неожиданным «вспышкам», «взрывам» энергии. Он широко использовал сложные
полиритмические наложения, разнообразные формы перекрестной ритмики, временные
смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул, стомпинг-эффекты.
Блэйки – один из виднейших деятелей современного джаза, выдающийся музыкант и
тонкий стилист. Уже в ранних записях с оркестром Экстайна и особенно в
исторических сессиях с Монком в 1957 году его игра исполнена мощи и новизны,
глубокое звучание тарелок перемежается часто повторяемыми, яркими, четко
расставленными акцентами на малом и большом барабанах – триплетами и кросс-ритмами.
Полнозвучный
и доминирующий в ансамбле барабанщик, Арт Блэйки внимателен и отзывчив по
отношению к солистам. Его вклад в джаз в качестве открывателя и воспитателя
юных талантов в течение трех десятилетий не менее значителен, чем его весьма существенное
новаторство как исполнителя на своем инструменте.
Блейки
был введен в Зал славы джаза в 1981 г., Зал славы Грэмми - в 1998 и 2001 гг., а
в 2005 г. получил Грэмми за выслугу лет.
Art Blakey & The Messengers – Moanin’ (1958)
1.
Warm-up and dialogue between Lee and Rudy 0:35
2.
Moanin' Art Blakey 9:30
3. Are
You Real Art Blakey 4:47
4. Along
Came Betty Art Blakey 6:08
5. The
Drum Thunder Suite Art Blakey 7:30
6. Blues
March Art Blakey 6:13
7. Come
Rain Or Come Shine Art Blakey & The Jazz Messengers 5:45
8.
Moanin' (Alternate Take) Art Blakey 9:19
Art Blakey – drums
Lee Morgan – trumpet
Benny Golson – tenor saxophone
Bobby Timmons – piano
Jymie Merritt – bass
Moanin' includes some of the greatest music Blakey produced in the studio with arguably his very best band. There are three tracks that are immortal and will always stand the test of time. The title selection is a pure tuneful melody stewed in a bluesy shuffle penned by pianist Bobby Timmons, while tenor saxophonist Benny Golson's classy, slowed "Along Came Betty" and the static, militaristic "Blues March" will always have a home in the repertoire of every student or professional jazz band. "Are You Real?" has the most subtle of melody lines, and "Drum Thunder Suite" has Blakey's quick blasting tom-tom-based rudiments reigning on high as the horns sigh, leading to hard bop. "Come Rain or Come Shine" is the piece that commands the most attention, a highly modified, lilting arrangement where the accompanying staggered, staccato rhythms contrast the light-hearted refrains. Certainly a complete and wholly satisfying album, Moanin' ranks with the very best of Blakey and what modern jazz offered in the late '50s and beyond. ---Michael G. Nastos, AllMusic Review
download (mp3 @256 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий