Советская песня в 1930-е годы.

Лидия Иванова «Советская песня» (1996).

На данной странице представлена четвёртая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л.И. Ивановой, посвящённая советским песням 1930-х годов

Наступил качественно новый этап советской песенной культуры. Он ознаменован бурным расцветом массовой песни в творчестве профессиональных композиторов. Этому способствовал ряд причин, и прежде всего — сближение композиторской мысли с запросами широких слоев общества. Эмоциональные, броские и запоминающиеся песенные мелодии этих лет свидетельствуют о внимательном вслушивании их авторов в массовый музыкальный быт, его настоящее и прошлое. Новому творческому осмыслению подвергаются традиции революционного фольклора, старой и современной бытовой музыки, музыкальной эстрады.

Примечательная черта данного периода — ярко выраженная самостоятельность авторских песен. Сочинения И. Дунаевского, Дм. и Дан. Покрассов, А. Александрова, В. Захарова, М. Блантера и других классиков советской песни отмечены печатью индивидуального дарования.

В эти годы расцветает искусство и мастеров песенного поэтического слова. Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, М. Светлова, В. Гусева прекрасно запоминались и подхватывались народом. Становление ведущих тем песенного творчества 30-х годов сопровождалось новыми, яркими художественными приемами.

Тема труда.

Кинофильм «Встречный». Рекламный плакат

Магистральная роль темы труда определялась атмосферой времени. Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряженных темпах первых пятилеток, заряжая литературу, искусство пафосом трудового подъема. Дух боевой сплоченности, некогда взрастивший песенные образы революции и гражданской войны, отныне претворен в облике народа-созидателя, строителя новой мирной жизни. На смену суровой революционной патетике в песню приходит бурная энергия коллективизма. Соединившись с образами молодости, она определила типичные черты песенного героя 30-х годов — оптимистичного, исполненного твердой воли и уверенности в собственных силах. Первой, подлинно массовой в этом ключе явилась «Песня о встречном» Д. Шостаковича — Б. Корнилова.

«Песня о встречном / Нас утро встречает прохладой» (1932) / Кинофильм «Встречный», 1932.

Овеянная светлыми весенними настроениями «Песня о встречном» обнаруживает некоторое сходство с непринужденными напевами веселых французских песенок. Одновременно ей присущи явные признаки гимничности — призывный, побуждающий тон возникает из энергичной, звонкой (напоминающей о «Марсельезе») переклички кварт. Так, мелодия запева оказывается буквально «сотканной» из квартовых контуров — они образованы или скачками, или метрически опорными долями, подчеркнувшими скрытый интервал кварты в поступенном движении. Сочетание маршеобразной мелодии с пританцовывающей фигуркой сопровождения сообщает песне характер бодрости и юношеского воодушевления. Этому сочинению суждено было сыграть этапную роль в песенной культуре 30-х годов. Во-первых, она предвосхитила молодежный марш — одну из главных разновидностей массовой песни последующих лет. Во-вторых — открыла историю плодотворного содружества песни и советского кинематографа.

Женский хор и оркестр ГАБТ СССР – «Марш женских бригад» (Кинофильм «Богатая невеста», 1937).

Среди лучших песен, посвященных теме труда, «Марш энтузиастов» Дунаевского (стихи Д'Актиля), его же «Марш женских бригад» (стихи Лебедева-Кумача), «Зелеными просторами» В. Захарова; среди лирических — «Спят курганы темные» Н. Богословского — Б. Ласкина, написанная в бытовой вальсовой манере.

«Спят курганы темные» (Кинофильм «Большая жизнь»).

Участники праздничных демонстраций нередко исполняли «Марш ударных бригад» венгерского композитора-интернационалиста Б. Рейница. Из песен, посвященных той или иной профессии (их в эти годы написано немало), несомненно лучшей является «Марш трактористов» Дунаевского — Лебедева-Кумача.

«Марш советских танкистов» (Кинофильм «Трактористы», 1939).

Трудно не заметить, что плакатные краски песен 30-х годов, брызжущие радостью, весельем и торжеством трудовых побед, рисуют быт советских людей в виде некоего идеального сообщества, не подверженного противоречиям и сколько-нибудь серьезным трудностям. Реальная жизнь страны — со всеми сложностями экономических переустройств, жесткими обстоятельствами коллективизации сельского хозяйства, репрессиями и лагерями, тяжестью проявлений культа личности — была далеко не столь безоблачной, какой представала во множестве гимнов и маршей.

«Марш коммунистических бригад».

И все же было бы несправедливым воспринимать песни этого времени как средство безоговорочной идеализации действительности. Ведь они передавали реальную атмосферу массового энтузиазма. Для миллионов людей труда идеалы мирного созидания являлись революционным заветом, твердой нрав­ственной опорой и залогом счастливого будущего. Отсюда — оптимизм массовой песни, славящей радость труда и искреннюю веру народа в торжество справедливости. Эти чувства и настроения с особенной силой обобщали в себе песенные обра­зы, пришедшие из кинофильмов.

Песня в кино. Творчество И. Дунаевского.

Советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955)

Звуковое кино становится активным пропагандистом песенного творчества. Лучшие песни 30-х годов возникли на пути приобщения композиторов к самому молодому искусству современности. Образные задачи того или иного кинофильма нередко определяли эмоциональный строй и жанровое решение предназначенных для него песен. Такова, например, знаменитая «Лейся, песня, на просторе» (В. Пушков — А. Апсалон) из кинофильма «Семеро смелых» (1936, режиссер С. Герасимов). Ее ритмическая основа взята из старинного дуэта «Нелюдимо наше море» К. Вильбоа, а лучезарный мажорный колорит неотделим от романтики киноленты, посвященной покорителям северных морских широт.

«Лейся песня на просторе» (Кинофильм «Семеро смелых»).

Общезначимость мыслей и чувств позволяла сошедшим с экрана песням обрести самостоятельную жизнь. Лучшие из них становились песенным символом целого поколения. Такие, как «Любимый город» Н. Богословского — Е. Долматовского, «Песня о Москве» Т. Хренникова — В. Гусева из фильмов последних предвоенных лет, замыкавших мирный период в жизни советских людей. Среди популярных песен, принесенных кинемато­графом 30-х годов, «Я на подвиг тебя провожала» (Богословский—Лебедев-Кумач), «Чайка» (Ю. Милютин — Лебедев-Кумач), «Тучи над городом встали» (П. Арманд), «Три танкиста» (Дм. и Дан. Покрассы — Б. Ласкин).

Марк Бернес – «Любимый город» (Кинофильм «Истребители», 1939).

Много работают в кино композиторы Д. Шостакович, Ю. Милютин, Н. Крюков, В. Пушков, Н. Богословский, братья Дм. и С. Покрассы. Однако самая большая популярность выпала на долю Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955). Киномузыка всячески способствовала всесторонним проявлениям его блестящего песенного дара. Главным направлением творчества этого выдающегося музыканта были различные жанры эстрадной музыки.

Николай Крючков – «Три танкиста» (Кинофильм «Трактористы»).

Первым из советских композиторов он обратился к оперетте (перу Дунаевского принадлежит музыка к тридцати театральным спектаклям, двенадцати опереттам, двум кантатам, двум балетам, множеству пьес для эстрадного оркестра). В содружестве с Леонидом Утесовым Дунаевский создает эстрадные программы, куда включаются его джазовые транскрипции песен народов СССР, а также классической музыки. Этот опыт способствовал освоению гармонических, ритмических и оркестровых ресурсов джаза. Полученные навыки впоследствии убедительно воплотились в песенном стиле композитора, соединив­шись при этом с исконными традициями отечественного песнетворчества. Мелодии Дунаевского обнаруживают связь со множеством источников — русской и украинской городской песней, бытовым романсом, различными жанрами танцевальной эстрадной музыки, водевильными куплетами. Интернационализм его композиторского мышления являл удивительную широту и демократичность.

Владимир Зельдин и Марина Ладынина – «Песня о Москве» (Кинофильм «Свинарка и пастух»).

Дунаевский участвовал в создании 28 кинофильмов. В 30-е годы - это «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Три товарища», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Богатая невеста», «Искатели счастья», «Светлый путь» и др.

Песенное творчество Дунаевского. Молодежные песни.

Кинофильм «Весёлые ребята». Афиша

Мгновенный успех пришел к Дунаевскому с появлением на экранах фильма «Веселые ребята» (1934, режиссер Г. Александров). Центром музыкальной драматургии служит жизнерадостный «Марш веселых ребят» — своего рода манифест, в поэтической лозунговой форме сказавший о роли песни в жизни людей. Мелодия «Марша веселых ребят» вобрала в себя разнородные интонации. Так, в качестве одного из прообразов угадывается любимая молодежью 20-х годов песня «Наш паровоз». Вместе с тем здесь слышатся отголоски и популярных мексиканских песен.

Леонид Утёсов – «Марш весёлых ребят (Легко на сердце от песни весёлой)» (Кинофильм «Весёлые ребята»).

Хроматическое скольжение на подходе к кульминации запе­ва напоминает о характерных чертах джазовой мелодики и легкожанровой американской музыки. Многообразные интонационные истоки ни в коей мере не вызывают ощущения разнобоя или искусственности. Дело в том, что слаженность, казалось бы, столь далеких по своему происхождению мелодических элементов достигнута путем тщательного выявления их внутреннего (часто такого неожиданного!) родства. Используя интонационный материал, композитор так или иначе подчиняет его закономерностям русского песенного мышления. Взять хотя бы плавные, типичные для русского бытового романса мелодические закругления в конце каждого восьмитакта. Органичность сложного стилевого сплава — важнейшая черта композиторского стиля Дунаевского, присущая большинству его песенных мелодий.

«Песня о весёлом ветре» (Кинофильм «Дети капитана Гранта»).

«Марш веселых ребят» явился родоначальником множества молодежных песен Дунаевского. Все они, будучи подчиненными конкретной жанровой специфике, имеют ряд общих примет. В то же время каждая из них обладает собственной неповторимостью. Вот, например, «Песенка о веселом ветре» из кино­фильма «Дети капитана Гранта» или «Молодежная» из кино­фильма «Волга-Волга» (обе на стихи Лебедева-Кумача). Первая соединила в себе юношескую восторженность и пафос отваги. Палитру молодежной песни она обогатила ярко выраженным романтическим колоритом. Вторая, основанная на моторном эффекте скороговорки, — в совершенно ином духе. Она возрождает старинный жанр попутной песни в облике современного молодежного марша. Дунаевскому принадлежит также один из лучших (широко распространенных в 30-е годы) физкультурных маршей — «Спортивный марш» (стихи Лебедева-Кумача) из кинофильма «Вратарь». Его упругая, ритмически заостренная мелодия насыщена скандированными декламационными лозунгами. Собственное слово сказал Дунаевский и в области пионерской песни, к которой принадлежит «Эх, хорошо» (стихи Лебедева-Кумача), занявшая на многие годы прочное место в кон­цертной практике детских хоровых коллективов.

«Молодежная» (Кинофильм «Волга-Волга»).

Трудно обойти вниманием столь притягательную черту ме­лодики Дунаевского, как торжествующее в ней мажорное начало. Из разных источников черпает композитор красочные ресурсы мажора. Это и типичный для бытовой песни прошлого разбег по звукам мажорного трезвучия, и молодежные гимны начала 20-х годов, и богатый мажорный арсенал американской джазовой музыки.

Евгений Кибкало – «Спортивный марш».

В песенном языке Дунаевского прочно обосновываются романсовые интонации, не так давно осуждавшиеся, как принадлежность чувствительной лирики. При этом и здесь предпочтение отдано светлым мажорным краскам. Например, в орбиту бодрого маршевого ритма «Песенки о веселом ветре» вовлечена одна из фраз широко известного романса «Калитка» (начало припева). Оригинальное жанровое переосмысление претерпела старинная песня «По Дону гуляет» — все три ее мажорные волны, последовательно поднявшиеся одна над другой, существуют в запеве «Молодежной».

«Эх, хорошо в стране советской жить!» (Фрагмент из фильма «Концерт Бетховена», Владимир Шмидтгоф Лебедев, Михаил Гавронский, 1932).

Весомый вклад вносит Дунаевский в развитие многих других жанровых разновидностей советской массовой песни.

Гимнические песни.

Кинофильм «Цирк». Афиша

Величаво-торжественный гимнический склад присущ многим песням о Родине, о труде, советском народе. Этот жанр получил широкое распространение в песенно-хоровом творчестве 30-х годов. Однако далеко не всем композиторам удалось достичь высокохудожественных результатов на пути сближения гимнического начала с массовой песней. Сказывались заведомо официальные функции, приданные торже­ственному песнопению. Тем более ценен факт несомненной популярности талантливых, эмоциональных произведений, посвященных гражданственной, общественной тематике. Такова «Песня о Родине» Дунаевского — Лебедева-Кумача (из кино­фильма «Цирк»).

«Песня о Родине» (Кадры из к/ф "Цирк", реж. Г.Александров, "Мосфильм", 1936 г.).

Этот гимн покоряет сочетанием мужественности и искреннего лирического чувства. В нем звучит гордость человека за свою землю. Особенностью построения куплетов является то, что вначале звучит хоровой припев (сольный запев, соответственно, оказывается в середине). Выдвижение на первый план обобщающей музыкально-поэтической мысли подчер­кивает эпическую всеохватность песенного образа. Интервальная динамика в зачине первых двух фраз (ход на кварту в первой, на сексту — во второй) напоминает о популярной традиции городской песни, и прежде всего о такой из них, как «Из-за острова на стрежень». Однако существенное усиление этой динамики состоит в том, что кульминационное отклонение в суб­доминантовую сферу наступает не в третьей фразе, как это было в упомянутых песнях, а уже во второй. Важным звеном интонационной драматургии (кстати, во всем совпадающей со смыслом текста) становятся октавные шаги в конце припева (pe1—pe2) и вначале запева (си1—си2). Интервал октавы словно ярким лучом высвечивает одну за другой две мажорные функции, зримо усиливая ощущение света и простора.

Любовь Орлова – «Марш Энтузиастов» (Кинофильм «Светлый путь», 1940).

Во многом близок молодежным песням Дунаевского его «Марш энтузиастов» (стихи Д'Актиля), воспевший радость вдохновенного труда. Эффект нарастающей торжественности подчеркнут необычной для массовой песни двухтомной трактовкой куплета. Краткие, энергичные фразы, которыми открывает­ся первое тематическое построение, сменяются плавным гимническим подъемом. Как мощный хоровой итог звучит припев, причем в последнем его проведении контрапунктически объединяются партии солиста и хора.

«Москва майская» (1937).

Значение гимнической песни возрастает в связи с размахом, который получили в 30-е годы торжественные демонстрации трудящихся, массовые физкультурные парады. Широко отмечались годовщины Октября и 1 Мая. Ярким пополнением в пе­сенном обиходе праздников явилась «Москва майская» Дм. и Дан. Покрассов (стихи Лебедева-Кумача). Ее ликующие и взволнованные тона по-настоящему созвучны светлым праздничным настроениям. Эта песня соединила в себе традиции боевых российских маршей и бытовой прикладной музыки для духовых оркестров.

Песни-воспоминания о Гражданской войне.

Нотное издание песни Матвея Блантера на стихи Михаила Голодного «Партизан Железняк»

Песни-воспоминания о гражданской войне занимают особое место в песенной панораме 30-х годов. Вместе с памятью о былом в них зарождалась идея преемственности поколений, получившая активное развитие в советской гражданственной песне последующих десятилетий.

Марк Бернес – «Тучи над городом встали» (Кинофильм «Человек с ружьём», 1936).

Обращение к героике прошлого повлекло за собой стиль баллады, то есть песни с сюжетным началом, ведущей повествование от лица рассказчика. События гражданской войны преломляются здесь через образы героев, овеянные ореолом суровой и мужественной романтики. Притом, что жанровый облик песен-воспоминаний задан ритмами походных маршей, в них преобладают взволнованные лирические тона. О разнообразии этих красок свидетельствуют знаменитые «Каховка» (Дунаевский—М. Светлов) и «Орленок» (В. Белый—Я. Шведов). Каждая из песен ярко индивидуальна, несмотря на то что в обеих действует один и тот же (вплоть до цезур) стихотворный размер (сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия). Кстати, точно такой же стихотворный размер существует в еще одной популярной балладе — «Партизан Железняк» М. Блантера на стихи М. Голодного.

Николай Баталов – «Песня о Каховке» (Кинофильм «Три товарища», 1935).

«Песня о Каховке» — это баллада о фронтовом товариществе, обращение к другу боевых лет. Здесь использованы интонации жалостливой солдатской песни «Умер бедняга в больнице военной». Подчинив знакомые интонации твердым ритмам походного марша, композитор одновременно придает им энер­гию взволнованной разговорной речи — путем повторения или настойчивого метрического акцентирования мелодических вершин.

Большой детский хор ЦТ и ВР – «Орленок» (Праздничный пионерский концерт, 1983).

«Орленок» — драматическое повествование о том, как вели на расстрел юного красноармейца. Широкие интервальные ходы последовательно набирают высоту, словно напоминая о взмахе орлиных крыльев. Это ощущение усиливается характерной синкопой, подчеркивающей вершины фраз.

Пётр Киричек - «Песня о Щорсе» (Кадры из фильма А. Довженко "Щорс").

Характер жанровой сценки носит «Песня о Щорсе» Блантера (стихи Голодного), построенная на упругом кавалерийской ритме. Этот ритм обретает лихость и стремительный напор в «Тачанке» К. Листова (стихи М. Рудермана).

«Дан приказ ему на запад...» (Кинофильм «Офицеры»).

В основу балладных песен ложились типичные для военных времен и вместе с тем символические ситуации. Как, например, прощание юноши и девушки, уезжающих воевать в разные стороны света — из песни «Прощание» («Дан приказ ему на запад...») Дм. и Дан. Покрассов на стихи М. Исаковского. Героику гражданской войны воскрешает другая широкоизвестная песня братьев Покрассов «По военной дороге» (стихи А. Суркова).

Ансамбль им. А.В. Александрова – «Конармейский марш».

Песни-воспоминания о гражданской войне нередко причис­ляют к оборонной теме. Они будили народную память о боевом прошлом, помогая тем самым воспитывать в новых поколениях готовность к защите своей отчизны.

Оборонные песни.

"Если завтра война". Афиша.

Широкое распространение оборонных песен связано с тревожной атмосферой предвоенного периода. Все более очевидной становится угроза фашистского вторжения. Следствием напряженных ситуаций на рубежах страны становятся бои на Дальнем Востоке (у озера Хасан), война с белофиннами (1938—1939). Оборонные песни, объединенные идеей защиты Родины, говорили о готовности советских людей дать отпор любому враждебному посягательству. На «переднем крае» этого направления оказалось творчество родоначальников советской военной песни композиторов Дан. и Дм. Покрассов.

«Если завтра война».

Всеобщее признание принесли им песни «Если завтра война» (стихи Лебедева-Кумача), «То не тучи, грозовые облака» (стихи Суркова). Сочинения братьев Покрассов прочно приживались в быту. «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы» (стихи Б. Ласкина) распевали, что называется, от мала до велика. В своих напе­вах эти композиторы культивировали мелос дореволюционной рабочей песни (эмоционально открытой, не лишенной чувстви­тельности), соединив его с ритмами походного марша и оснастив элементами танцевальной музыки. Известной была в эти годы и «Дальневосточная» Ю. Милютина — В. Винникова.

«Дальневосточная Песня».

Лирическое начало, заметно окрасившее песни военного содержания, особенно сказывалось на группе «казачьих» песен. Ярчайшим их представителем становится «Полюшко-поле» Книппера — Гусева.

Ансамбль им. А.В. Александрова – «Полюшко-поле» (1965)

В русло оборонной темы заложены традиции русской солдатской песни.

Песни о Красной армии. Творчество А. Александрова.

Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)

Песни о Советской Армии ведут свое начало из красноармейской тематики времен гражданской войны. Их обширный пласт составляет песенную летопись исторического пути первой в мире Армии рабочих и крестьян. Ведущая роль в пропаганде воинской песни принадлежит Краснознаменному ансамблю песни и пляски Советской Армии (позднее дважды Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова). С этим коллективом на протяжении почти полутора десятилетий было связано творчество его организатора и бессменного руководителя Александра Васильевича Александрова (1883—1946).

«Бейте с неба самолеты» (1935).

Приступив к работе в Ансамбле, Александров много сил от­дает популяризации и обработке русских народных песен, а также песенного фольклора революции и гражданской войны. Его хоровая интерпретация напева «По долинам и по взгорьям» стала широко известна не только у нас в стране, но и за рубежом.

Ансамбль им. А. В. Александрова – «Эшелонная (Песня о Ворошилове)» (1935).

В 30-е годы появляется ряд собственных песен Александрова, написанных специально для Ансамбля. Темой повествования служит красноармейский эпос гражданской войны, а также прославление Красной Армии. Все они принадлежат к различным типам походно-строевых маршей. Так, мелодический стиль «Эшелонной» (стихи О. Колычева) тяготеет к старому солдатскому фольклору, с его удалыми, размашистыми фразами. Интонационно близка революционным песням лирическая «Забайкальская» (стихи С. Алымова). Бойкая частушечная дробь рас­сыпана в песне «Бейте с неба, самолеты» (стихи Алымова). Четкая, лапидарная мелодика массовой армейской песни, переданная в хоровой палитре, нередко уснащаемая характерным «солдатским» подголоском (верхние регистры), — таковы выразительные свойства авторского почерка Александрова. В сочинениях композитора проявляется доскональное знание классических традиций русского хорового письма. Не случайно его мелодии порою носят отголоски старинной традиции хоровых славлений — кантов.

Ансамбль Советской армии - «Гимн партии большевиков» (1936).

В особенности это относится к такой важной сфере творчества Александрова, как торжественные хоровые песни-гимны. Созданный композитором в довоенные годы Гимн партии большевиков впоследствии стал основой Гимна Советского Союза (1944).

Песни о колхозной деревне. Творчество В. Захарова.

Советский композитор Владимир Григорьевич Захаров (1901—1956)

Самобытную страницу советской песенной культуры раскрывает творчество Владимира Григорьевича Захарова (1901—1956). Пер­вым из советских композиторов Захаров начинает сочинять массовые песни в крестьянской хоровой манере. Его произведения, живописующие быт современной колхозной деревни, предназ­начались для исполнения в Государственном русском народном хоре им. Пятницкого11. Первоначально хор состоял из крестьян центральных областей России. Сочиняя собственные песни, Захаров учитывал своеобразную исполнительскую манеру народных певцов — сложное хоровое многоголосие с включением импровизационных подголосков. Естественным продолжением традиций протяжных фольклорных песен явились величавая эпическая «Дороженька» (на слова колхозницы П. Семеновой), «Шел со службы пограничник» (слова М. Исаковского).

«Шел со службы пограничник» (Музыка: В.Захаров Слова: М.Исаковский, 1939).

Яркими образцами сочного народного юмора предстают шуточно-лирические песни «Провожание», «Вдоль деревни», «И кто его знает». Все они — на стихи М. Исаковского, постоянно­го соавтора Захарова.

Государственный русский народный хор им Пятницкого – «Вдоль деревни».

В песне «Вдоль деревни» рассказывается об электричестве, вместе с которым в жизнь колхозников входит свет новой жизни. Праздничное настроение подчеркнуто затейливой вокальной орнаментикой, воспроизводящей эффект лихих гармошечных переборов. Кстати, в духе гармошечных импровизаций постро­ены инструментальные отыгрыши между куплетами многих песен. Среди них видное место принадлежит песням в стиле лирической частушки — «девичьих страданий». Интонации вздохов, присущие этому стилю, отчетливо слышатся в песне «Провожание». Чрезвычайно интересно воплотились «страдания» в популярной песне «И кто его знает». Ее степенная, неторопливо-размеренная мелодия мастерски «разыграна» всплесками вопро­сительных интонаций. Квинтовые взлеты в концовках фраз — кстати редчайший пример в лирической мелодике, — а также октавные подъемы, соответствующие словам-вопросам, являют пример выразительного согласования музыки со стихотворным текстом.

Лидия Русланова – «И кто его знает».

Используя языковые особенности крестьянского фольклора, Захаров нередко наделяет свои сочинения явно современными приемами. К ним, в частности, относятся синкопы. У Захарова синкопы возникают в момент типичного для народной песни распевания того или иного слога. Эта особенность, в частности, отчетливо прослеживается в песнях «Вдоль деревни» и «Провожание».

Хор им. Пятницкого - «Зелеными просторами».

Ярким своеобразием отличается песня «Зелеными просторами» — первый молодежный марш, созданный на основе попевочной структуры крестьянских песен.

Лирические песни.

Издание песни «Катюша» 1930-х годов

Заметное усиление лирического начала в массовой песне свидетельствует о возросшей демократичности ее музыкального языка. Этот процесс, связанный с приближением песенного творчества к традициям бытовой музыки, затронул фактически все сферы советской песни 30-х годов. Лирические интонации преломляются в маршевых молодежных песнях, в героических, патриотических и т. д. Совершенно естественно, что возрастающий интерес к лирике поощряет появление собственно лирических песен, то есть тех, что непосредственно повествуют о человеческих чувствах и взаимоотношениях.

«Чайка» (Кинофильм «Моряки», 1939).

Устойчивой приметой этих лет оказывается массовая лири­ческая песня, основанная на бытовом мелосе. Ей присущи за­душевность, эмоциональная открытость и прямодушие. Чувства влюбленных в этих песнях овеяны чистотой светлого, дружеско­го взаимопонимания.

Леонид и Эдит Утёсовы – «Парень кудрявый».

Одно из центральных мест в песенной лирике предвоенного времени занимает тема любви девушки и бойца, защитника Родины. Красной нитью проходит она через песни «Чайка» Милютина — Лебедева-Кумача, «Я на подвиг тебя провожала» Богословского — Лебедева-Кумача, «Парень кудрявый» Г. Носова — А. Чуркина. Ярчайшим образцом этой линии является «Катюша» Блантера — Исаковского. Мелодия «Катюши» вырастает из терцовой ячейки — ее контуры развора­чиваются в сопоставлении ласковых опеваний с бойким (каждый второй такт) приплясом. Намек на интонационную сферу сол­датской песни, содержащийся в мелодических оборотах, кварто-квинтовых бросках, придает этому напеву своеобразную жанровую окраску — лирико-плясовое начало свободно переплетается здесь с героическим.

Георгий Виноградов – «Катюша».

Понятия о песенной лирике этих лет не могут быть исчер­паны только лишь областью массовой песни. Параллельно существовала область эстрады, где песенные образы были целиком отданы во власть любовного переживания. Таковы «Песня Анюты» и «Сердце, тебе не хочется покоя» Дунаевского — Лебедева-Кумача из кинофильма «Веселые ребята».

Леонид Утесов – «Сердце, тебе не хочется покоя».

Эстрадная песня формировалась в творчестве представителей джазового искусства — композиторов А. Варламова, А. Цфасмана, а также представителей романсовой и танцевальной линии Б. Фомина, И. Жака, М. Воловаца и др. Большой успех выпал на долю песен в танце­вальных ритмах, — таких, как фокстрот «Неудачное свидание» Цфасмана, танго «Утомленное солнце» Г. Петерсбургского, «Уходит вечер» Варламова, «Записка» Н. Бродского и других, звучавших в исполнении солистов джаз-оркестра.

 

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //

Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий