Голос
О’Дэй был низкий, несколько скрипучий и её диапазон был ограничен. Из-за
неудачного удаления миндалин ей не хватало вибрато. Однако она могла ваять
прекрасные зажигательные быстрые фразы из слогов, преломляющие и тонко
изменяющие текст и мелодию, ещё и удивляя одновременно и приятными, и логичными
методами. Слова, казалось, спрессовывались в миазматическом потоке
волнообразного звука, но текст в то же время проходил насквозь. Хотя иногда она
брала неточные ноты, её чувство свинга было безупречным. О’Дэй не столько пела
песни, сколько разбирала их, только для того, чтобы восстановить композицию
так, что песня выходила ещё глубже, ещё эмоциональней, чем оригинал.
«Когда у вас нет большого голоса, вы должны использовать все уловки и нажимать на все белые и чёрные клавиши, — однажды рассказала О’Дэй журналисту. — Это весь тот диапазон, что у меня есть. Я не Лили Понс или Сара Вон».
Анита
О’Дэй, урождённая Анита Бель Колтон, родилась 18 октября 1919 года в Чикаго у
Джеймса и Глэдис М. Колтон. Детство певицы было нелёгким: она ушла из дому в 12
лет, с 14 лет выступала как танцовщица в популярных тогда танцевальных
марафонах. В 16 лет она гастролировала с танцевальным коллективом по Среднему
Западу и тогда же начала исполнять за чаевые песню «Lady in Red». Жизнь не
баловала певицу, так, к тому времени она неоднократно подвергалась сексуальному
насилию и перенесла два подпольных аборта. «Я
была так несчастна от того, что я сделала со своей жизнью, что я начала
спиваться» - вспоминала она об этих временах. В 1936 году Анита Колтон
решила стать певицей и поменяла фамилию на О’Дэй, объясняя эти стремлением к
деньгам, которые она надеялась заработать.
Свою
певческую карьеру Анита О’Дэй начала как участница хора в клубах «Celebrity
Club» и «Vanity Fair», затем нашла работу певицы в клубах «Ball of Fire», «The
Vialago» и «The Planet Mars», где выступления перемежала с работой официантки.
В 1937 году в клубе «The Vialago» она встретила барабанщика Дона Картера,
который дал ей первые знания музыкальной теории. Первого заметного успеха
певица достигла в 1938 году, когда её выступление прослушал Карл Конс, редактор
джазового журнала «Down Beat», предлживший ей работу в своем клубе «The
Off-Beat», популярном месте среди музыкантов. Первые десять дней на новой работе
Анита О’Дэй пела вместе с квартетом Макса Миллера, и с ним же продолжала работу
до 1941 года. Во время работы в «The Off-Beat» она познакомилась с барабанщиком
и бэнд-лидером Джином Крупой, который пообещал взять её на работу, если его группу
покинет певица, Айрин Дэй.
В начале
1941 года Анита О’Дэй присоединилась к оркестру Джина Крупы и работала с ним до
1943 года, записав 34 песни с оркестром, включая «Let Me Off Uptown», дуэт с
Роем Элдриджем, первый большой хит в исполнении певицы. В 1941 году журнал «Down
Beat» назвал певицу «Новая звезда года». В 1942 году читатели журнала поставили
певицу на четвёртое место среди лучших певиц биг-бэндов, после Элен О'Коннел,
Элен Форрест и Билли Холидей. В том же году Анита О’Дэй вышла замуж за
профессионального игрока в гольф Карла Хоффа. В 1943 году Крупа был арестован
за хранение марихуаны и его оркестр распался. Анита О’Дэй на некоторое время
присоединилась к Вуди Герману и затем стала выступать сольно. С апреля 1944
года в течение 11 месяцев работала в оркестре Стэна Кентона, и, как она
признавалась в дальнейшем: «Моя работа со
Стэнли сохранила и развила моё врождённое чувство структуры аккорда».
Певица записала с Кентоном 21 песню, имевшие коммерческий успех. В 1945 года
Анита О’Дэй присоединилась к воссозданному оркестру Джина Крупы и работала с
ним в течение года, записав 10 песен. С 1946 года Анита О’Дэй окончательно
стала соло-исполнителем.
В конце
1940-х Анита О’Дэй записывалась больше двадцати раз, в основном на небольших лейблах,
но качество материала было разным: Анита пыталась достичь популярности и
поэтому экспериментировала. Среди значимых песен того периода можно отметить «Hi
Ho Trailus Boot Whip», «Key Largo», «How High the Moon» и «Malaguena». В конце
1947 года певица вместе с мужем была арестована за хранение марихуаны и
приговорена к 90 дням заключения. В 1948 году карьера певицы вновь пошла вверх:
она выступила вместе с Каунтом Бэйси в Нью-Йорке, на арене «Royal Roost», и её
выступление пять раз прозвучало в прямом эфире.
В 1952
году певица выпустила свой первый сольный альбом «Anita O'Day Sings Jazz».
Альбом получил высокие оценки критиков и способствовал популярности певицы. В
октябре 1952 года Анита О’Дэй вновь была арестована за хранение марихуаны, но
была признана невиновной, а в марте 1953 года её арестовали уже за хранение
героина и на этот раз певица была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. Вскоре после
освобождения, в феврале 1954 года Анита О’Дэй выпустила второй альбом «Songs by
Anita O'Day» и с тех пор до 1962 года стабильно выпускала альбомы, записываясь
как с небольшими коллективами, так и с биг-бэндами. Певица также много
выступала вживую, с такими звёздами, как Луи Армстронг, Оскар Питерсон, Дина
Вашингтон, Телониус Монк, Джордж Ширинг, Кол Чейдер и другие. Венцом карьеры,
по словам самой певицы, стало её выступление на джаз-фестивале в Ньюпорте в
1958, которое было записано и вошло в состав документального фильма «Jazz on a
Summer's Day». Анита О’Дэй впоследствии сказала, что это был лучший день в её
жизни, её звёздное выступление, фотографии которого попали на обложки
национальных журналов. Также она призналась, что, возможно, в день выступления
она была под сильным воздействием героина.
В
следующем году она отметилась небольшим камео в фильме о Джине Крупе. В конце
1959 года она гастролировала по Европе с оркестром Бенни Гудмена. После
истечения контракта с «Verve Records» Анита О’Дэй продолжала нередко
записываться, но выпустила лишь два альбома. Вместе с тем, пристрастие певицы к
наркотикам давало о себе знать, и в 1966 году певица чуть было не умерла от
передозировки героина, после чего потребовался курс лечения, который она
провела на Гавайях. В 1970 году Анита О’Дэй вернулась на большую сцену,
выступив на Берлинском джазовом фестивале, затем сыграла небольшую роль в
фильме «Zig Zag». В 1973 году вновь сыграла камео в фильме «The Outfit».
С 1975
года Анита О’Дэй возобновила работу над записями, и до 1979 года выпустила семь
альбомов, студийных и концертных. Следующий альбом она записала только через
десять лет, в 1989 году, и до 1993 года выпустила ещё четыре альбома. В 1981
году певица выпустила автобиографию «High Times, Hard Times», в которой, в
частности, много внимания было уделено борьбе с героиновой зависимостью и
которая послужила примером для признания многих знаменитых людей в том же
пороке. Но вместе с тем певица на склоне лет заметила:
«Кто был тот парень, что играл на фортепиано?
Бетховен. Все говорят «Великий, великий, великий». Ну хорошо, ты читал его
историю? Он сидел на наркоте! Ведь нормальный человек, с нормальной головой и
всем прочим, никогда не сможет продвинуться так далеко».
Свой
последний альбом «Indestructible!» певица выпустила в 2006 году, за семь
месяцев до своей смерти. В том же году был снят документальный фильм «Anita
O'Day: The Life of a Jazz Singer», который вышел на экраны двумя месяцами позже
смерти певицы. Фильм выпущен также на двойном DVD. Перед смертью Анита жила в
Хемете, штат Калифорния. В ноябре 2006 года её менеджер поместила певицу в
больницу, в Западном Голливуде, для восстановления от перенесённой пневмонии.
За два дня до смерти Анита О’Дэй потребовала выписки из больницы. 23 ноября
2006 года Анита О’Дэй скончалась на 88-м году жизни во сне, причиной смерти
была названа остановка сердца. Тело певицы кремировано, прах развеян над Тихим
океаном близ Санта-Моники.
Харуки
Мураками включил Аниту Дэй во вторую книгу Джазовых портретов, сказав:
«Уникальность Аниты в том, что практически
все мелодии в её исполнении всегда были джазом. Её главный козырь — не женское
обаяние или чувственность, не текстовая медитация, а открытая демонстрация
простой и прямой джазовой души. Сухая фразировка, временами напоминающая
звучание трубы. Хрипловатый вокал. Музыкальные интервалы, которым отнюдь не
хочется петь дифирамбы. Так или иначе это — джаз. Я очень люблю такую манеру
исполнения».
Anita O'Day - The Best of (1956-1962)
01. Take
The A Train
02.
Early Autumn
03. Four
Brothers
04. My
Funny Valentine
05.
Sing, Sing, Sing
06.
What's You Story, Morning Glory
07. The
Peanut Vendor
08.
Whisper Not
09.
Stompin' At The Savoy
10.
Hershey Bar
11.
Don't Be That Way
12. Peel
Me A Grape
13. Just
One Of Those Things
14. Love
For Sale
15. Easy
To Love
16. I
Get A Kick Out Of You
17. What
Is This Thing Called Love
18.
Night And Day
19. Get
Out Of Town
20. I've
Got You Under My Skin
21. It's
De-Lovely
22.
Honeysuckle Rose
23. Star Eyes
In 1998 the Giants of Jazz label released a collection drawing upon seven different Verve albums by Anita O'Day (1919-2006), a skilled and at times somewhat formidable vocalist who had the kind of chops and temperament usually associated with trumpeters, drummers, and booking agents. Recorded in early December 1955, "Honeysuckle Rose" first appeared on the album This Is Anita; technically speaking, this track falls outside of this collection's stated timeframe of 1956-1962. "Stompin' at the Savoy" and "Don't Be That Way" come from Pick Yourself Up, an LP that took almost all of 1956 to create. "Star Eyes" as well as tracks one through seven were taken from Anita O'Day Sings the Winners, a 1958 release that found her backed by a somewhat slick orchestra under the direction of Russ Garcia. Anita O'Day seems to have spent a lot of time in the recording studios during April 1959; during that month she made a Cole Porter album with Billy May (cuts 13 through 21) and collaborated with Jimmy Giuffre on the Cool Heat album, from which "Hershey Bar" was extracted. During 1962 this stunning woman made an LP with Gene Harris and the Three Sounds (see track eight "Whisper Not") and teamed up with vibraphonist Cal Tjader on the marvelous Time for Two album, the source for her rendition of Dave Frishberg's pleasantly smutty opus, "Peel Me a Grape."
---arwulf arwulf, allmusic.com
download:
yandex
Комментариев нет:
Отправить комментарий