воскресенье, 29 октября 2023 г.

50 лет альбому! Herbie Hancock – «Head Hunters» (1973).

Джаз-фанк

Джаз-фьюжн

500 величайших альбомов всех времен

Иногда достаточно четырех композиций, чтобы окончательно и бесповоротно изменить курс развития целого жанра, даже такого тяжеловесного и напыщенного, каким был джаз в начале 70-х. Когда-то революционное и экспериментальное направление, к тому времени оно превратилось в прибежище эстетов, а его неприкосновенность зорко охраняли консервативно настроенные критики. Однако их строгое око не спасло джаз от неминуемой эволюции, которой способствовали Майлз Дэвис, Mahavishnu Orchestra, Weather Report и Return to Forever. Подрывные усилия этих великих музыкантов медленно, но верно разрушали стены между надменной атмосферой классического джаза и той музыкой, которая звучала на радиоволнах. Словом, рок, поп и R&B всё больше поглощали джазовую аудиторию.

По мнению пуристов, фьюжн-музыканты отравляли неприкосновенность джаза, превращая чистую форму искусства в коммерцию. Так, консервативно настроенный музыкальный историк Гровер Сейлс объяснял это следующим образом: "Некоторые скучающие рок-исполнители тяготели к джазу, потому что им было нечем заняться, а джазовые исполнители развлекались роком, чтобы вернуть себе сокращавшуюся аудиторию". Херби Хэнкок числился в списке тех, кого Сейлс готов был забросать камнями, и остроты нападкам в его адрес добавлял тот факт, как сильно сам музыкант стремился к переменам.

Herbie Hancock – «Sly»

В былые времена Хэнкок прославился своими альбомами для лейбла Blue Note "Empyrean Isles" и "Maiden Voyage", ставшими классикой модального джаза, поэтому его уход в авангард кое-кто считал предательским. Сам он при этом едва успевал читать отзывы на свои пластинки. Его заботили намного более высокие материи, связанные с поиском нового направления и стремлением не стоять на месте: "Я чувствовал, что трачу слишком много времени на изучение высших сфер музыки и слишком неземных, далеких от космоса вещей. Теперь мне хотелось встать на землю и почувствовать связь с ней… Я пришел к пониманию того, что мы играем тяжелую музыку, а мне все тяжелое надоело. Я хотел чего-то легкого".

Herbie Hancock – «Vein Melter»

Для записи своей 12-й по счету пластинки Хэнкок собрал новую группу The Headhunters, пригласив в нее лишь одного члена из прошлого коллектива – Бенни Мопена. 32-летний джазовый виртуоз из Детройта участвовал в секстете Херби на протяжении трех предыдущих лет, внеся весомый вклад в экспериментальную трилогию из альбомов "Mwandishi" (1971), "Crossings" (1972),"Sextant" (1973), а до этого он играл на бас-кларнете на знаменитом "Bitches Brew" Майлза Дэвиса. Таким образом, именно Мопен сыграл роль соединительной ткани между двумя скандально известными джазовыми пластинками: "Bitches Brew" и "Head Hunters".

Herbie Hancock – «Chameleon» (Official Audio)

Замысел "Head Hunters" созревал органично и спонтанно, и позже Хэнкок признавал, что в его планы не входило делать джазовую пластинку. Вместо этого он мечтал о чисто фанковом альбоме. Однажды в 1972 г. Херби с группой играл на благотворительном концерте в Лос-Анджелесе, деля сцену со всеми самыми известными артистами культового мемфисского соул-лейбла Stax. Это восьмичасовое шоу осталось в истории под именем "Черный Вудсток", и посетило его более 110 000 человек. Так вот, пока со сцены доносились соул, R&B и фанк, Мопен наблюдал за небольшой группой детей, которые изображали забавный танец робота. "Я услышал в своей голове мелодии, основанные на подобного рода движениях", - рассказывал он. Именно такой, по его мнению, и должна была быть музыка, задуманная Хэнкоком – ее ритм заставлял детей освободить свой разум и просто танцевать.

«Chameleon» - HeadHunters live in Bremen, Germany @ Musikladen: November 1974

После того памятного концерта Мопен показал Херби идею риффа, придуманную им на основе танца робота, и вскоре она перекочевала на репетиционную площадку группы The Headhunters. Из месива фанка и авангардного джаза родилась неутомимая 15-минутная тема "Chameleon", в которой всё было не тем, чем вначале казалось: гитарный рифф был басом, а сам Хэнкок играл на педали вау-вау словно Хендрикс. Оправдывая свое название, "Хамелеон" перевоплощался из мрачного фанка 70-х в cool jazz, затем в R&B, замешанный на ритмах афро-кубинской игры на барабанах и модульных синтезаторах.

Из 4-х треков альбома "Head Hunters" единственным, написанным ранее, оказался "Watermelon Man". Он был создан во времена хард-боп периода Хэнкока для его дебютника "Takin’ Off" и переработан при участии барабанщика Харви Мейсона. В треке активно использовались африканские перкуссии, а его вступление мгновенно узнается благодаря приему, в котором Билл Саммерс дует в пивную бутылку, имитируя музыку пигмеев.

Herbie Hancock & The Headhunters – «Watermelon Man» (1998)

Все это смешение традиционных инструментов и технологий, а также афроамериканского и африканского звучания отражено на обложке пластинки: Пол Джексон держит бас-гитару Fender, Мейсон сжимает барабан, а в центре всего этого безобразия расположен Хэнкок, на лице которого нечто, напоминающее маску kple-kple с глазами в виде радио-кнопок и ртом в форме волюметра (инструмент для измерения громкости).

Herbie Hancock – «Watermelon Man»

Возможно, окажись пластинка "Head Hunters" менее успешной, новаторство Херби Хэнкока не вызвало бы такой бури негодования от джазового сообщества. Однако этот записанный в течение одной недели и выпущенный вскоре после этого, 26 октября 1973 г., альбом продержался 42 недели в чарте Billboard. "Head Hunters" оказался первым джазовым лонгплеем, получившим платиновый сертификат на территории США. Такой расклад неминуемо вызвал споры относительно намерений музыканта угодить массам и заработать побольше славы. В разговоре со знаменитым коллегой Уинтоном Марсалисом Херби сказал: "Послушай, я бы хотел иметь Rolls-Royce, но я даже не пытаюсь настроить себя на его покупку", имея ввиду, что "Head Hunters" – не альбом, который был призван приносить деньги, а альбом, который принес их ему по случайности. Тем не менее, эта культовая пластинка сделала Херби Хэнкока чрезвычайно богатым, а многочисленные сэмплы с "Chameleon" и "Watermelon Man", использованные хип-хоп музыкантами, это богатство только приумножили.

«Sly» - HeadHunters live in Bremen, Germany @ Musikladen: November 1974

Бесспорно, "Head Hunters" оставил после себя богатое наследие. Это ключевой релиз в карьере Херби Хэнкока и определяющий момент в истории джаза, оказавший сильное влияние на джазменов, а также исполнителей других жанров: фанк, соул, джаз-фанк и хип-хоп. В 2007 году Американская Библиотека Конгресса добавила его в Национальный реестр звукозаписи, в который вносятся музыкальные записи «наиболее важные с культурной, исторической и эстетической точек зрения». Интересно, что престиж этого альбома с годами только множится. Так, в первой редакции рейтинга "500 величайших альбомов всех времен" Rolling Stone в 2003 г. "Head Hunters" не упоминался вовсе, в 2005-м попал на 498-е место, а 15 лет спустя, в 2020-м, занимает уже 254-ю строчку. Вряд ли это предел… Есть огромная вероятность того, что в будущих редакциях он нацелится на верхнюю сотню, и это будет справедливо хотя бы потому, как много соседних с ним по списку пластинок им вдохновлены, а иногда и обязаны "Head Hunters" самим фактом своего существования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий