Польский джаз.

Польша не случайно считается самой джазовой страной на просторах Европы. Польский джаз имеет богатую историю, широко признан в мире, польские джазовые музыканты оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на мировую джазовую сцену. Именно здесь это музыкальное направление приобрело особую популярность, пройдя самостоятельные вехи становления и развития. Польский джаз – музыка с уникальным звучанием и независимой историей, для каждого из этапов которой найдутся свои легендарные имена.

Довоенный джаз 1920-1930 гг.

Оркестр Голда-Петербурского (1930-е гг.).

Чаще всего за точку отсчёта в истории польского джаза берётся послевоенный период. Но первые джазмены-виртуозы в Польше появились гораздо раньше, ещё в 20-30 гг. Как и во многих европейских странах, джаз впервые пришел в Польшу в результате растущего интереса к американской культуре после окончания Первой мировой войны. Изначально джаз исполнялся как танцевальная и развлекательная музыка в соответствующих местах. Аудитория была ограничена высшими слоями общества крупных городов (Варшава, Львов, Краков, Лодзь, Гдыня, Катовице) и популярных курортов (Крыница-Здруй, Цехоцинек, Сопот).

Одними из первых польских музыкантов, в чьём исполнении поляки в 1923 г. могли услышать джазовые композиции, были Зигмунд Карасинский (Zygmunt Karasiński) и Шимон Каташек (Szymon Kataszek). Их творческий дуэт выступал в клубах и кабаре Варшавы, где тогда же начинал свою музыкальную карьеру пианист, а затем популярный композитор Ежи Петерсбургский (Jerzy Petersburski). В 1925 году были сформированы первые два польских джазовых оркестра: «Karasiński i Kataszek» и «Gold i Petersburski». Важным поворотным моментом в истории польского джаза стало успешное выступление оркестра «Karasiński i Kataszek» на Всемирной выставке (Powszechna Wystawa Krajowa) в Познани в 1928 году. 

Оркестр Карасинского - Каташека  - "Othello" (1930-е гг.).

Первые звуковые фильмы и концерты афроамериканского ревю-оркестра «The Chocolate Kids», репертуар которого состоял в основном из спиричуэлов и блюза, оказали решающее влияние на развитие польского джаза после 1930 года. В более крупных городах Польши сначала преобладали иностранные оркестры с американским репертуаром, но со временем появлялось все больше и больше ансамблей, в которых играли только поляки. Самыми известными джазовыми коллективами межвоенного периода были «Wileńczycy» Леонарда Ильговского (Leonard Ilgowski), «O’Key Band» Леона Миттельбаха (Leon Mittelbachs), «The Jolly Boys» Хенрика и Станислава Шперберов (Henryk i Stanisław Sperber), а также «Melody Maker» Яна Потоцкого (Jan Polocki). Самым профессиональным и известным оркестром оставался оркестр Карасинского и Каташека, который гастролировал по всем крупным городам и популяризировал диксиленд и чикагский джаз. В 1934/1935 годах «Karasiński & Kataszek Jazz-Tango Orchestra» совершил большое турне по Европе и Ближнему Востоку.

Оркестр Голда-Петербурского - "Spiewaj" (1931 г.).

Другими популярными группами той эпохи были «Lofka Ilgowski Orchestra» (на который сильное влияние оказал Бенни Гудман) и «Petersburski & Gold Orchestra» под управлением Ежи Петерсбурского и скрипача Артура Голда (Arthur Gold). Последний был самым успешным танцевальным оркестром Варшавы в 1920-х годах и играл в ресторане «Adria». Оба оркестра активно сотрудничали с киностудиями и делали записи для лейбла «Syrena Records», основанного в 1904 году. Один из выдающихся польских джазовых музыкантов межвоенного периода Хенрик Варс (Henryk Wars), написал музыку примерно к 50 художественным фильмам, что составляло около трети всех фильмов, снятых в Польше в этот период.

Хенрик Варс и Тадеуш Фалишевский - "Zapomnisz o mnie" (1929 г.).

В первые годы своего развития отношение к джазу было неоднозначным и жанр критиковался в газетных статьях, например, за осквернение памяти Фредерика Шопена. Первоначально это привело к запрету на признание джазовых групп Союзом польских музыкантов (Związek Zawodowy Muzyków Polskich), который был отменен только в 1927 году. В том же 1927 году в Польше вышел первый европейский журнал о джазе «Jazz», но только единственным номером.

Эдди Рознер - "Caravan" (1930-е гг.).

Джазовый бум 1930-х годов, среди всего прочего, был также вызван переселением в Польшу многих музыкантов неарийского происхождения из нацистской Германии. Среди наиболее ярких исполнителей «немецкой» волны польского джаза стоит отметить саксофонистов Бобби Фидлера (Bobby Fidler), Эрика и Эрвина Вольфайлеров (Eryk und Erwin Wolffeiler), скрипача Аркадия Флато (Arkady Flato), барабанщика Георга «Джо» Шаркштайна (Georg „Joe“ Scharcstein), вокалиста Лотаря Лемпеля (Lothar Lempel) и трубача Эдди (Ади) Рознера (Adolf Rosner). Последний считался королем виртуозов джаза в Польше и занимал лидирующее положение в плеяде джазовых легенд. Польский критик писал: «Ади Рознер - Джазовая сенсация!», а в британском журнале «Melody Maker» его прозвали «польским Армстронгом». Вместе со своим коллективом Рознер гастролировал по Европе и записал во Франции несколько альбомов. В 1939 г. музыкант иммигрировал в Советский Союз, где побывал и на пике славы, и в числе узников ГУЛАГа. Его вклад в развитие польского джаза того времени – один из наиболее значимых.

1936–39 годы считаются апогеем развития джаза в Польше, который стал доминирующим музыкальным жанром на радио и эстраде.

см. "Польская песня еврейского происхождения. Польская эстрада межвоенного периода".

Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.).

Оркестр из заключенных в Освенциме. 

С началом войны круг музыкантов, оставшихся в оккупированной Польше, значительно сократился. Популярная группа Францишека Витковского (Franciszek Witkowski) «Szal» осталась после своего турне в США; Генрик Варс, Эдди Рознер и Зигмунт Карасинский бежали со своими оркестрами в занятый Красной Армией Белосток, ставший своего рода убежищем для польской джазовой сцены. Бронислав Капер (Bronisław Kaper), написавший позже джазовый стандарт «On Green Dolphin Street» уехал в Америку, где стал востребованным голливудским композитором.

В Польше остались оркестры Эла Тумеля (Al Tumel), Бронислава Стасяка (Bronisław Stasiak), Казимира Туревича (Kazimierz Turewicz), Владислава Ковальчика (Władysław Kowalczyk), Збигнева Врубеля (Zbigniew Wróbel), Георга Скотта (Georg Scott) и биг-бэнд Бобека Брайена (Bobek Brien) с чешским саксофонистом Чарльзом Бовери (Charles Bovery). «Большинство музыкантов просто занимались своей работой в условиях, оговоренных оккупационными правилами, и «проносили» то, что они считали джазом, на свои концерты. Некоторые из них, например, Бронислав Стасяк был депортирован в Освенцим и заплатил за это своей жизнью», - писал Павел Бродовский о джазе в оккупированной Польше. До 1943 года джаз также звучал в Варшавском гетто. Запрет на танцы, введенный оккупантами, усилил развитие джаза, как концертной музыки.


Джаз в послевоенной Польше. «Катакомбный период» (1945 - 1953 гг.)

"Melomani" (1950-е гг.)

Разрушение джазовой инфраструктуры, построенной в конце 1930-х годов, привело после войны к «демократизации джаза». «Роль, которую нельзя недооценивать, в пробуждении интереса к джазу сыграли джазовые клубы, возникшие в польских отделениях YMCA (Young Men’s Christian Association) в Варшаве, Кракове и Лодзи», - писал историк музыки Павел Бродовски о поствоенном польском джазе. В 1946 году варшавский джазовый клуб возглавил в Леопольд Тырманд (Leopold Tyrmand), который вместе с Марианом Эйле (Marian Eile) и Стефаном Киселевским (Stefan Kisielewski) был в то время одним из самых влиятельных представителей джазовой сцены. Именно благодаря инициативе Тырманда в варшавском отделении YMCA 30 мая 1947 года состоялся первый после войны публичный джазовый концерт «Motto Jamsession», на котором выступили саксофонист Чарльз Бовери (Charles Bovery), певица Жанна Джонстон Шиле (Jeanne Johnstone Schiele), кларнетист Юлиуш Сковроньский (Juliusz Skowroński), пианист Веслав Махан (Wiesław Machan) и барабанщик Януш «Мрек» Белиньский (Janusz „Mrek“ Beliński). В это время под названием «джаз» понимали все виды американской легкой музыки с элементами свинга. Источниками музыкальных новинок были зарубежные радиостанции, особенно «Голос Америки», а также лекции и встречи в клубах YMCA.

Леопольд Тырманд.

Однако в конце 1940-х годов легкая музыка была объявлена коммунистическим польским правительством «буржуазной и вульгарной». Джазовые клубы были закрыты, многие записи уничтожены, а джаз, объявленный «декадентским, подозрительным и вредным», был повсеместно запрещен и вынужден уйти в подполье. В Польше началось героическое время т.н. «катакомбного» джаза, который по праву считается характерным независимым стилем. Официально непризнанный, польский джаз не переставал развиваться, а позиционирование этой музыки как запретной привело к росту её популярности среди польской молодёжи и появлению множества подпольных джазовых коллективов. Джаз ушел с большой сцены в частные квартиры и так называемые «клубные подвалы». Когда на Восточную Европу опустился «железный занавес» запрещенная музыка стала формой выражения, глубоко укоренившегося в польском характере, стремления к свободе.

Джазовый ансамбль Мечислава Януша (ок. 1950 г.).

"Катакомбами" называли частные квартиры, в которых тайно проводились джазовые концерты.  Именно в этих условиях «противодействия и противостояния» появилась «первая настоящая польская джазовая группа «Меломаны» («Melomani»), основанная в 1947 году трубачом Ежи Матушкевичем (Jerzy Matuszkiewicz), пианистом Анджеем Тжасковским (Andrzej Trzaskowski), басистом Витольдом Куявским (Witold Kujawski), тромбонистом Витольдом Собочинским (Witold Sobociński) и барабанщиком Анджеем Войцеховским (Andrzej Wojciechowski). Многие из этих музыкантов были студентами киношколы в Лодзи и часто бывали в клубе YMCA. Будучи оторванными от западных джазовых течений, «Меломаны» играли «музыку, которую они считали джазом, в духе Джелли Ролла Мортона (Jelly Roll Morton) и У. К. Хэнди (W. C. Handy)».


Музыкальная «оттепель» 1950-х годов. Польский джаз после 1953 года.

1-й Национальный Джазовый Фестиваль в Сопоте (1956 г.).

После десталинизации, начавшейся в 1956 году, джаз снова разрешили играть как «музыку угнетенного чернокожего пролетариата». Джазовые коллективы получили возможность регулярно давать концерты по всей стране.  По словам Леопольда Тырманда, за «катакомбным джазом» последовал «лихорадочный период, когда джазовая музыка была не менее популярна, чем рок-музыка сегодня». Вскоре возникла идея проведения первого в Польше джазового фестиваля, в организации которого Тырманд сыграл важную роль.

6 августа 1956 г. в Сопоте состоялся 1-й Национальный джазовый фестиваль (I Ogólnopolski Festiwal Muzyki Jazzowej), на котором выступали всего восемь групп («Sekstet Komedy», «Drążek i Pięciu», «Zespół Pawła Gruenspana», «Zespół Jerzego Grzewińskiego», «Zespół Kamila Hali», «Andrzej Kurylewicz Band», «Melomani», «Pinokio»).

Ян Врублевски вспоминает:

«... до этого события мы играли только в танцевальных залах в Познани, и для публики, которая состояла только из моих коллег. Десятки тысяч человек со всей Польши приехали на фестиваль в Сопот. Парад, подобный ново-орлеанскому, прокатился по городу. Вечеринка (party) длилась 24 часа, необыкновенная, фантастическая вечеринка. Люди, свободные люди были везде, на улицах, на пирсе Сопота и на пляжах».

Rozmowy Jazzowe - "Hot Club Melomani" i "Komeda Sextet" (1957 г.).

«Величайшим открытием фестиваля стал ранее неизвестный секстет Кшиштофа Комеды, первая польская группа, играющая исключительно современный джаз в стиле «Modern Jazz Quartet» или Джерри Маллигана». Именно появление Кшиштофа Комеды в Сопоте часто считают часом рождения истинно польского джаза, для которого характерна прежде всего поэзия.

На 2-м фестивале в Сопоте в июле 1957 года по инициативе тогдашнего секретаря Немецкой федерации джаза Вернера Вундерлиха выступили несколько западногерманских групп, такие как «Frankfurt All Stars» с Альбертом Мангельсдорфом (Albert Mangelsdorff) и Йоки Фройнд (Joki Freund), «The Spree City Stompers», а также певец Билл Рэмси (Bill Ramsey) и кларнетист Альберт Николас (Albert Nicholas). Немецкий музыкальный журналист Иоахим-Эрнст Берендт, который был гостем фестиваля, в эйфории писал: «Этот энтузиазм, стал движущей силой развития польской джазовой сцены. Польша внезапно стала одной из ведущих джазовых стран Восточной Европы».

Польская кинохроника - Сопот 1957 г.

В том же году Анджей Курилевич (Andrzej Kurylewicz) выступил на Неделе легкой музыки в Штутгарте. Польский коллектив «All Stars Duduś Matuszkiewiczs» с Збигневом Намысловским (Zbigniew Namysłowski) отправился в Данию, а 22-летний саксофонист Ян Врублевски (Jan Wróblewski) присоединился к «International Youth Band» джазового фестиваля в Ньюпорте.

В 1956 г. вышел первый номер ежемесячного журнала «Джаз», в то время единственное подобное издание в Восточном блоке. По инициативе редакции журнала, которым руководил Юзеф Бальцерак (Józef Balcerak), в 1958 году была создана Польская федерация джаз-клубов (Federacja Polskich Klubów Jazzowych), переименованная в 1964 году в Польскую джазовую федерацию (Polska Federacja Jazzowa), а в 1969 году в Польское джазовое товарищество (Polskie Stowarzyszenie Jazzowe), ставшее «одной из самых динамичных национальных джазовых организаций в мире, что также во многом способствовало появлению Европейской (ныне Международной) федерации джаза». Кроме того, были созданы такие джазовые клубы, как «Stodoła» и «Hybrydy».

Когда в 1958 году органы польской госбезопасности запретили проведение 3-го джазового фестиваля в Сопоте, и он продолжился в Варшаве в форме мероприятия «Jazz '58», а два года спустя - как «Jazz Jamboree», который вскоре превратился в «один из самых известных джазовых фестивалей в Европе, международное место встречи джазменов, окно в западный мир». В разные годы на «Jazz Jamboree» выступали такие звезды мирового джаза, как Стэн Гетц (Stan Getz), Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Майлз Дэвис (Miles Davis).

Дэйв Брубек - Польский тур (1958 г.).

Основными импульсами для польского джаза стали турне «Dave Brubeck Quartet» в 1958 году и визит радиокомментатора и журналиста Уиллиса Коновера (Willis Conovers), который благодаря своим трансляциям на «Голосе Америки» стал «джазовой академией» для целого поколения музыкантов. Павел Бродовски отметил:

«Профиль польского джаза постоянно менялся, поскольку польским музыкантам все чаще предоставлялась возможность гастролировать за границей, а визиты музыкантов из других стран, особенно американских джазовых солистов, которые выступали в Польше с местными джазовыми ритм-группами, оставили неизгладимое впечатление».

В период «оттепели» джаз превращается в символ культурного возрождения Польши. Джазовые композиции становятся более разноплановыми, сложными и качественными по исполнению.


Польский джаз в 1960-е годы.

Клуб "Stodola" (1960-е гг.).

С конца 1950-х годов в Польше утвердились три стиля джаза: традиционный диксиленд, прямолинейный мейнстрим-джаз и авангардный фри-джаз. Трубач и кларнетист Хенрик «Папа» Маевский (Henryk „Papa“ Majewski) со своей группой "The Old Timers" был одним из самых известных лидеров традиционной сцены, гастролируя по Европе с Альбертом Николасом (Albert Nicholas), Сэнди Брауном (Sandy Brown), Баком Клейтоном (Buck Clayton) и Уайлдом Биллом Дэвисоном (Wild Bill Davison). Маевский также основал «Stodoła Big Band» и множество более мелких ансамблей. В 1962 году был основан «Jazz Band Ball Orchestra», который сейчас является старейшим польским джазовым оркестром, играющим джаз в традиционном стиле. В области мейнстрима джаза следует особо упомянуть Кшиштофа Комеду (Krzysztof Komeda), яркую личность в музыкальной истории Польши и самого известного польского джазмена 1960-х годов. Именно Комеда сумел донести до массового слушателя джаз-композиции, а его творчество стало примером и источником вдохновения для многих молодых музыкантов. В композициях Комеды тесно переплелись славянская лирика и романтизм польской музыки 19 века.

Анджей Курилевич - "Minotaur" (1967 г.).

В начале 1960-х у джазовых музыкантов появилось больше возможностей работать над музыкой для фильмов, где особую роль сыграл всё тот же Кшиштоф Комеда. С 1957 года он тесно сотрудничал с Романом Поланским (Roman Polański) в качестве композитора его фильмов. Режиссёр считал музыку Комеды стильной и смелой, но при этом насыщенной душевным теплом. По словам Полански, музыкант тонко чувствовал кино и создавал для него идеальные композиции. Режиссёр также отмечал, что без музыки Комеды не было бы и успеха его фильмов. Комеда записал всего один альбом – «Astigmatic» (1965), который считается «самой выдающейся пластинкой в истории польского джаза» и входит в сотню наиболее авторитетных в мире.

Наиболее яркими приемниками музыкальных традиций Комеды стали Томаш Станько (Tomasz Stańko) и Лешек Моджер (Leszek Możdżer). В круг джазовых новаторов входил также пионер польского фри-джаза Анджей Тжасковский (Andrzej Trzaskowski), пребывавший изначально под влиянием американского джазового пианиста и композитора Горация Сильверса (Horace Silvers).

Кшиштоф Комеда и Томаш Станько (1967 г.).

Альт-саксофонист Збигнев Намысловский начинал свою музыкальную карьеру в группах Комеды и Тжасковского, которые «разработали свой собственный оригинальный музыкальный язык [...], объединив элементы американского джаза с местным фольклором». Со своим квартетом в составе Влодзимежа Гулговского (Włodzimierz Gulgowski), Тадеуш Вуйчика (Tadeusz Wójcik) и Чеслава Бартковского (Czesław Bartkowski) Намысловский в 1964 году записал для Decca Records альбом «Lola».

В 1964 году был основан «Novi Singers», первый польский вокальный джазовый коллектив, получивший широкое международное признание, и впервые прошел второй по значимости после «Jazz Jamboree» джазовый фестиваль «Jazz nad Odrą», впоследствии ставший культовым. Получить на нём награду – для молодых исполнителей было равноценно пропуску в мир джаза на уровне обширного признания. Именно со сцены этого фестиваля впервые прозвучали имена многих польских джазменов, впоследствии ставших очень популярными.

"Джаз в Польше" (1963 г.).

В 1966 году был снят документальный фильм «Джаз в Польше» (режиссер: Януш Маевский), в котором приняли участие группы Кшиштофа Комеды, Збигнева Намысловского и Яна Врублевского. Анджей Тжасковский снялся в западногерманском телесериале «Jazz – gehört und gesehen».

В 1965 году появился журнал «Jazz Forum», который до сих пор остается самым авторитетным изданием на польской джазовой сцене. Первоначально он конкурировал с более старым «Jazz», но вскоре превзошел его по влиянию. В 1967 году «Jazz Forum» стал выходить в англоязычном, а несколько позже в немецкоязычном вариантах. Примерно в то же время был создан джазовый оркестр польского государственного радио. В 1968 году Ян Врублевский возглавил студию «Jazzowe Polskiego Radia».


Польский джаз в 1970-е годы.

Томаш Станько (1974 г.).

1970-е годы часто считаются периодом расцвета польского джаза. Польские музыканты не пытались копировать своих западных коллег, а в постоянных экспериментах искали собственное звучание.

На 1970-е годы приходится пик славы трубач-виртуоза Томаша Станько (Tomasz Stańko). Он начал свою карьеру в 1963 г. играя в группе Кшиштофа Комеды, а впоследствии основал собственный коллектив. Его легендарный квинтет с первых дней существования на сцене завоевал любовь слушателей. Станько сотрудничал со многими известными музыкантами тех лет, записывал совместные альбомы с популярными пианистами, выступал сольно и в дуэтах, пробовал себя в электронной музыке, а также в композиции для кино и театральных постановок. После того, как квинтет распался в 1974 году, Станько продолжил сольную карьеру, в основном сосредоточившись на фри-джазе, а с 1990-х годов сотрудничал с мюнхенским лейблом ECM.

Томаш Станько Квинтет - "Cry" (1970 г.).

Кроме Станько, центральными фигурами польского джаза 1970-х годов были Збигнев Намысловский (Zbigniew Namysłowski), Адам Макович (Adam Makowicz), Михал Урбаняк (Michał Urbaniak) и Ян «Пташин» Врублевский (Jan „Ptaszyn“ Wróblewski). Последний больше занимался фри-джазом. Местом его деятельности была основанная в 1968 году студия «Jazzowe Polskiego Radia», в которой проходили мастер-классы с музыкантами и композиторами. Еще одним форумом для проектов Врублевского в 1970-х годах было «Общество поддержки реального творчества» («Stowarzyszenie Popierania Prawdziwej Twórczosci») или «Chałturnik».

Збигнев Намысловский известность приобрёл ещё в молодости. По вкладу в развитие польского джаза его имя можно поставить в один ряд с Комедой. Намысловский – истинный виртуоз, мастер игры на многих инструментах. Его стиль ярок и хорошо узнаваем. Этого музыканта высоко ценят за успешное сочетание современного джаза с традиционным польским фольклором. Он работает в таком жанре более 40 лет и каждый его альбом – настоящий шедевр.

Томаш Станько и Адам Макович - "If I Were a Bell" (1976 г.).

Пианист Адам Макович – ещё одно имя-легенда польского джаза. Музыкант использовал в своих композициях джазовую фортепианную технику Арта Тейтума (Art Tatum), Эрролла Гарнера (Erroll Garner) и Тедди Уилсона (Teddy Wilson). Его композиции в основном представляют интерпретации классиков джаза с ярко выраженным стилем индивидуальной игры, в которой заметно влияние американских джазовых традиций. В 1977 году Макович по приглашению Джона Хаммонда дал сольный концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке.

Михал Урбаняк - Live (1972 г.).

Знаковым для 1970 годов является и имя польского скрипача Михала Урбаняка. Он начинал ещё в групе Комеды, а в конце 1960-х возглавил собственный коллектив. В его творчестве заметно влияние американского джаза, традиции которого тесно переплетены с элементами народной музыки Польши. В 1973 году Урбаняк выпустил свой альбом «Fusion», который объединил в себе элементы польской музыки, американского джаза и джаз-рока. В 1970-х и 80-х Урбаняк экспериментировал с фьюжном и фанком, а в 1990-х - с хип-хопом.

Как и в первые дни своего существования, польский джаз продолжал активно развиваться в контексте киномузыки. Известными джазовыми композиторами в этой области были Ежи Матушкевич (Jerzy Matuszkiewicz), Анджей Тжасковский (Andrzej Trzaskowski), Анджей Курилевич (Andrzej Kurylewicz), Влодзимеж Нагорный (Włodzimierz Nahorny) и Кшиштоф Садовский (Krzysztof Sadowski).

Ежи Матушкевич - Музыка из сериала "Ставка больше чем жизнь".

В 1970-х годах институциональная привязка джазовой сцены становилась все более заметной. Первый институт по обучению джазу был основан при Польской музыкальной академии в Катовице в 1969 году. Государство все чаще вмешивалось в творческий процесс, введя, например, систему, согласно которой джазовые музыканты были разделены на разные категории, регламентирующие их гонорары.

В результате соглашения между Польшей и ГДР о безвизовом режиме между двумя странами, принятом в 1972 году, поклонники джаза из Восточной Германии стали в большом количестве посещать фестиваль «Jazz Jamboree» в Варшаве. Поскольку в ГДР не было своих крупных джазовых фестивалей, Варшавский фестиваль, который ежегодно посещали международные звезды, был очень привлекателен для восточных немцев. Однако после легализации «Солидарности» соглашение было в 1980 году расторгнуто, и оживленный обмен мнениями закончился.


Польский джаз в 1980-е годы.

Афиша фестиваля "Jazz Jamboree'80" (1980 г.).

1980-е годы часто считаются плохим временем в истории польского джаза, что объясняется сложной политической обстановкой в стране и особенно введением в 1981 году военного положения. На фестивале «Jazz nad Odrą» 1981 года в финал конкурса вышла только одна польская группа. В течение нескольких месяцев была запрещена печать «Jazz Forum», самого важного польского журнала о джазе.  Но и после возобновления публикации журнала пришлось отказаться от его немецкоязычной версии. Фестивалей проводить не разрешалось. На смену «Jazz Jamboree» в 1982 году пришла серия концертов в разных городах под названием «Manewry Jazzowe». Деятельность многих известных польских джазовых музыкантов переместилась за границу. Адам Макович принял участие в телешоу «Let Poland Be Poland» в США, в котором принимал участие Фрэнк Синатра, результате чего столкнулся с проблемами с польскими властями. Лешек Удло (Leszek Żądło), Владислав Сендецкий (Władysław Sendecki), Януш Стефанский (Janusz Stefański) и Бронислав Суханек (Bronisław Suchanek) основали «Polski Jazz Ensemble» в Мюнхене.

Томаш Шукальский - Выступление на фестивале "Jazz Jamboree'91" (1991 г.).

Тем не менее польские джазовые музыканты добились успеха за рубежом. Ансамбль «Extra Ball» был приглашен в тур по США, квартет Томаша Шукальского (Tomasz Szukalski) выступил в известном нью-йоркском клубе «Village Vanguard». Томаш Станько делал сольные записи в Тадж-Махале. Михал Урбаняк принял участие в записи альбома Майлза Дэвиса «Tutu» (1986).

Ещё в конце 1970-х на польскую джазовую сцену вышло новое поколение молодых музыкантов. Это были, прежде всего, «Young Power Bigband» во главе с композитором и флейтистом Кшиштофом Попеком (Krzysztof Popek), который подвергался резкой критике со стороны представителей старшего поколения, а также коллективы «Janusz Grzywaczs Laboratorium», «Krzesimir Dębskis String Connection» и «Extra Bal» Ярослава Сметаны (Jarosław Śmietana). В 1981 году была образован ансамбль «In / Formation» Славомира Кулповича (Sławomir Kulpowicz), который играл до этого в группе Станько.

Кшиштоф Попек и "Young Power" (1980-е гг.).

С конца 1970-х годов вокруг басиста Гельмута Надольского (Helmut Nadolski) и барабанщика Владислава Ягелло (Władysław Jagiełło) сформировалась альтернативная джазовая сцена, куда вошли Кшиштоф Попек (Krzysztof Popek), Влодзимеж Киниорский (Włodzimierz Kiniorski), Анджей Курилевич (Andrzej Kurylewicz) и Войцех Коникевич (Wojciech Konikiewicz).

В 1980/81 году проходили съезды «Польской джазовой ассоциации» (PSJ), на которых обсуждалось направление деятельности этой организации. Ввиду политической напряженности вокруг «Солидарности» многие члены PSJ выразили симпатию к независимой федерации профсоюзов.

В ноябре 1982 года был официально открыт «Польский архив джаза» (Polskie Archiwum Jazzu), но в последующие годы о нем забыли.


Польский джаз в 1990-е годы.

Томаш Станько (1990-е гг.).

Переход от коммунизма к рыночной экономике означал серьезные перемены для джазовых музыкантов, которые теперь должны были творить в условиях свободного рынка. В 1991 году был реформирован Устав Польской джазовой ассоциации (PSJ): было произведено её разделение на рядовых (музыкантов) и экстраординарных членов, в результате чего право голоса имели только первые. PSJ также лишился своего клуба «Akwarium» в Варшаве, который был основан в 1976 году и приватизирован в 1990 году. На джазовой сцене постоянно возникали конфликты, связанные с правопреемственностью. В 1991 году прошли сразу два параллельных международных джазовых фестиваля под названием «Jazz Jamboree», в которых приняли участие известные международные джазовые музыканты.

Среди молодых музыкантов, ставших известными в 1990-е годы, необходимо упомянуть Марека Напурковского (Marek Napiórkowski), Адама Цегельского (Adam Cegielski), Марцина Василевского (Marcin Wasilewski), Славомира Куркевича (Sławomir Kurkiewicz), Михала Мишкевича (Michał Miśkiewicz), Дороту Мишкевич (Dorota Miśkiewicz), Мацея Сикала (Maciej Sikała), Лешека Моджера (Leszek Możdżer), Марцина Масецкого (Marcin Masecki), Петра Вилелжола (Piotr Wyleżoł) и Марцина Олеса (Marcin Oleś).

Збигнев Намысловский - "Kayaviak goes Funky" (1997 г.).

В 1990-е годы сохраняли свои позиции и представители «старой гвардии» польского джаза. Збигнев Намысловский четыре года подряд признавался читателями журнала «Jazz Forum» музыкантом года. Томаш Станько выпустил альбом «Bluish», написанный в содружестве с Арильдом Андерсеном (Arild Andersen), и «Litania» с интерпретациями творчества Кшиштофа Комеды. Последний альбом был удостоен премии немецких звукозаписывающих критиков 2000 года. Адам Макович в 1989 году вернул себе польский паспорт и получил разрешение на въезд на родину. В 90-х он сделал записи с такими музыкантами, как Чарли Хейден (Charlie Haden), Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и Сесил Макби (Cecil McBee). Михал Урбаняк записал с группой «Urbanator» свой очередной альбом, в котором совместил джаз с хип-хопом. В записи приняли участие Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Маркус Миллер (Marcus Miller) и Кенни Гарретт (Kenny Garrett).

Большого успеха добилась джазовая певица Бася Третжелевская (Basia Trzetrzelewska), чей альбом «London Warsaw New York» занял первое место в списке Billboard Contemporary Jazz.

Бася Третжелевская - "Time & Tide".

Однако не обошлось и без потерь. Самый известный польский джазовый певец Станислав Сойка (Stanisław Sojka) категорически дистанцировался от джаза.

Одной из самых важных фигур польского джаза 1990-х годов стал пианист Лешек Моджер. Он отличается большой универсальностью, играет классическую музыку, мейнстрим-джаз и авангард, а также успешно сотрудничает как с известными польскими, так и с всемирно признанными музыкантами. В конце 1990-х были особенно успешными его выступления в дуэте с Адамом Пьерончиком (Adam Pierończyk).

В 90-е гг. появляется новое течение – «Jass» или «Yass», представляющее очередной творческий эксперимент в польской джазовой музыке. Музыканты «Yass» поставили себе целью отделить своё творчество от обычного «джаза», делая акцент на импровизацию с элементами фолка, панк-рока и техно. Одной из первых новую музыку стала играть группа «Pink Freud».

Польский джаз в XXI веке.

Группа "Mikrokolektyw".

Современный джаз в Польше представлен двумя поколениями джазменов – старыми мастерами, чьи имена уже успели стать легендой, и молодыми музыкантами. Среди наиболее известных имён можно отметить Томаша Станько, названного «музыкантом года» в 2001 и 2004 гг., саксофониста-виртуоза Мацея Обара, пианистов Марчина Масецкого (Marcin Masiecki) и Лешека Моджера, а также дуэт «Mikrokolektyw» и группу «Pink Freud».

Лешек Моджер – обладатель многих наград известных джаз-фестивалей мира и один из наиболее ярких представителей джаза 2000-х годов в Польше. Характерной чертой его творчества является исполнение композиций Шопена в джаз-обработке, названное «самым ярким явлением джаза в Польше на рубеже тысячелетий», не смотря на то, что многие критиковали его интерпретацию Шопеном как искажение. В январе 2004 года Моджер выступил перед 15 тысячами человек в Сантьяго-де-Чили. В том же году он выступал в концертном зале «Weill Recital Hall» в дуэте с Адамом Маковичем.

Анна Мария Йопек - "Szepty i Lzy" (2000).

Певица Анна Мария Йопек (Anna Maria Jopek) - одна из самых известных польских джазовых исполнительниц нового тысячелетия. Её голос можно услышать на альбомах Пэт Метени, Ричарда Бона и Макото Озон. На польской сцене она поддерживает тесные отношения с Лешеком Моджером.

Критики отметили большое влияние американского джаза на польскую джазовую молодежь на рубеже тысячелетий. Помимо мэйнстрима, были активны и современные тенденции, включая постфри, нео-хард-боп и различные варианты фьюжн-джаза. 20-й фестиваль «Warsaw Summer Jazz Days» посвятил молодому польскому джазу специально организованное шоу с участием групп «Mikrokolektyw», «Contemporary Noise Sextet», «Sing Sing Penelope», «Levity», «Maciej Obara & Dominik Wania Quartet», «Wojciech Mazolewski Quintet», «Marcin Wasilewski Trio» и «Marcin Wasilewski vocalist Trio».

Еще одна характерная тенденция в новейшей истории польского джаза – современное прочтение произведений Кшиштофа Комеды, начатое в 1997 году с альбома «Litania» Томаша Станько. В последние годы, например, были выпущены целые альбомы с интерпретациями произведений Комеды таких, например, как «Shaman» Войтека Мазолевски (Wojtek Mazolewski) и Денниса Гонсалеса (Dennis González), «Komeda Ahead» братьев Олес (Oleś) и Кристофера Делла (Christopher Dell), «Komeda» Лешека Моджера и «The Wrong Vampire» Баабы (Baaba).

Братья Олес и Кристофер Делл - "Komeda Ahead" (2013 г.).

В области авангардного джаза и различных экспериментов на границе с джазом добились успеха некоторые коллективы, связанные с пришедшей в упадок ясс-сценой - это т.н. пост-ясс группы «Pink Freud», «Contemporary Noise Sextet», «Jazzpospolita», «Baaba» и «Mikrokolektyw».

Джазовые музыканты часто работают с представителями других музыкальных направлений, например, Миколай Трзаска (Mikołaj Trzaska) с Фишем (Fisz) в проекте «Bassisters Orchestra», Лешек Моджер с рэпером L.U.C и дэт-метал-группой «Behemoth».

Международное признание получил диджейский дуэт «Skalpel», использовавший в своей музыке большое количество сэмплов из польских джазовых записей и заключивший контракт с известным британским независимым лейблом «Ninja Tune».

Миколай Трзаска (Mikołaj Trzaska) и Вацлав Зимпель (Wacław Zimpel) регулярно участвуют в совместных выступлениях с представителями европейского и американского фри-джаза и свободной импровизации, такими как Джо Макфи (Joe McPhee), Кен Вандермарк (Ken Vandermark), Питер Бретцманн (Peter Brötzmann) и Эван Паркер (Evan Parker). Мэт Валериан (Mat Walerian) записал несколько альбомов с Мэттью Шиппом (Matthew Shipp). Барабанщик Адам Голембевски (Adam Gołębiewski) выступал в 2014 году с Терстоном Муром (Thurston Moore). Артур Маевский (Artur Majewski) работал с Робом Мазуреком Rob Mazurek () и Ноэлем Акшоте (Noël Akchoté).

Миколай Трзаска и Яцек Мазуркевич (2011 г.).

Некоторые музыканты активно занимаются историей музыки польских евреев: Миколай Трзаска (Mikołaj Trzaska), Вацлав Зимпель (Wacław Zimpel), Рафаэль Рогинский (Raphael Rogiński) и Мачио Моретти (Macio Moretti). Джо Макфи (Joe McPhee) принял участие в записи альбома «Watching Edvard» квартета «Trzaskas Ircha Clarinet Quartet». Краковский клезмерский оркестр записал два альбома с композициями Джона Зорна (John Zorn), в том числе один из его песенника «Book of Angels».

Джаз в Польше всегда был самым ярким синонимом свободы и смелым творческим вызовом всем запретам. Джазовые композиции лучше всего отражают некоторые исторические этапы в развитии самой Польши. Именно это тесное переплетение музыки с историей страны делает польский джаз по-своему уникальным и придаёт ему особое значение в жизни поляков.


Польские джазовые музыканты.

Hanna Banaszak – vocalist

Darek Oleszkiewicz - bassist

Jacek Bednarek – bassist

Marek Bliziński – guitarist

Krzesimir Dębski – violinist, pianist, composer

Urszula Dudziak – singer

Roman Dyląg

Maciej Fortuna – trumpeter

Bogdan Hołownia – pianist (Berklee College of Music graduate)

Marcin Jahr – drummer

Sławek Jaskułke – pianist

Kazimierz Jonkisz – drummer

Anna Maria Jopek – vocalist

Wojciech Karolak – Hammond organist, keyboardist, pianist (describes himself as "an American jazz and R&B musician, born by mistake in the middle of Europe.")

Jacek Kochan – drummer, composer

Krzysztof Komeda – composer, pianist, movie scoring (associated with Roman Polanski)

Janusz Kowalski – tenor saxophonist (Berklee College of Music graduate)

Sławomir Kulpowicz – pianist, composer, (influenced by the music of India and the music of John Coltrane)

Andrzej Kurylewicz – pianist, trumpeter, trombonist, composer (also classical music)

Adam Makowicz – pianist (currently living in Toronto)

Marcin Masecki – pianist (Berklee College of Music graduate)

Dorota Miśkiewicz – vocalist

Michał Miśkiewicz – drummer

Leszek Możdżer – pianist

Janusz Muniak – saxophonist

Zbigniew Namysłowski – alto saxophonist

Marek Napiórkowski – guitarist

Bartlomiej Oles – drummer (free improvisation)

Marcin Oles – bassist (free improvisation)

Włodzimierz Pawlik – Grammy award winner for Night in Calisia pianist, composer

Andrzej Przybielski – trumpeter

Zbigniew Seifert – violinist, saxophonist, (influenced by the music of John Coltrane)

Stanisław Sojka (Stan Soyka) – vocalist, pianist, guitarist, songwriter

Tomasz Stańko – trumpeter (ECM Records featured artist)

Tomasz Szukalski

Adam Taubitz – violinist (also classical with the Berlin Philharmonic)

Andrzej Trzaskowski – pianist, composer

Michał Urbaniak – violinist, saxophonist

Marcin Wasilewski – pianist

Jan Ptaszyn Wróblewski – tenor and baritone saxophonist, composer, arranger, (jazz DJ at the Polskie Radio Program III)

Aga Zaryan – vocalist (Blue Note Records recording artist)

Andrzej Zaucha – vocalist

Adam Pierończyk – Saxophonist

 Польские джазовые группы.

Big Band Akademi Muzycznej w Katowicach

The Cracow Klezmer Band

Hagaw

Jazz Darings

June

Kury

Light Coorporation

Melomani

Mikrokolektyw

Miłość

Skalpel

Tie Break

Voo Voo

Marcin Olak Trio

Комментариев нет:

Отправить комментарий