Польская
популярная музыка (Polska muzyka
rozrywkowa), в том виде, в каком она понимается сегодня, родилась в XIX веке, сформировавшись как на основе национальной
музыкальной традиции, так и тогдашних модных течений популярной музыки, модели
которой были взяты главным образом из Австрии. Широкую популярность завоевали польские
и зарубежные салонные песни, сельские и столичные народные баллады и
танцевальная музыка, рекламируемые садовыми театрами и кабаре. В городской
инструментальной и вокально-инструментальной танцевальной музыке второй
половины XIX
и
даже в начале ХХ века доминировал вальс. В дворянских кругах предпочтение
отдавалось мазурке, в меньшей степени полонезу, а на крестьянских вечеринках
сельские музыканты исполняли в основном народные танцы - куявяк, краковяк и
гуральские танцы.
Так
называемые садовые оркестры, играющие под открытым небом в городских парках и
на площадях, предлагали как функциональную (сопровождающую танцы), так и
концертную (предназначенную, прежде всего, для прослушивания) танцевальную
музыку. Самым известным местом проведения таких концертов была «Dolina
Szwajcarska» в Варшаве, где на рубеже XIX и XX веков оркестром руководил король польских
вальсов А. Карасиньский, известный как создатель вальса «François».
В
межвоенный период традицию польских танцевальных оркестров продолжил сын А.
Карасиньского Зигмунт, который еще в 1920-х годах первым в Польше ввел в свой
репертуар элементы джаза; в 1925-26 годах вместе со Ш. Каташеком руководил
передвижным джазовым ревю. В 1930-х годах вместе со своим оркестром «Złoty
Jazz» З. Карасиньский давал концерты не только по всей Польше, но и в Европе и
на Ближнем Востоке. Еще один известный салонно-танцевальный оркестр был основан
в 1926 году Санкт-Петербургом вместе с А. Голдом, выступающим в театрах и
больших залах, а также записывающим пластинки и музыку к кинофильмам. В 1930-х
годах первый постоянный развлекательный оркестр Польского Радио основал Я.
Озиминский.
Артисты
молодой польской индустрии развлечений эксплуатировались до предела, записывая,
сочиняя и аранжируя тысячи песен в год. Двадцать межвоенных лет были полны
легкой музыки. Хиты постоянно звучали по радио, с экрана кинематографа и
записывали на пластинках. Музыкальные пьесы, представленные на сцене театров «Morskie»
и «Perskie Oko», «Qui Pro Quo» и других, позволяли горожанам оторваться от
повседневных проблем. Программа выступлений поп-звезд состояла в основном из
легких пьес, с танцевальным кордебалетом из чувственных танцовщиц, т.н. девушек
(girlsów), одетых лучшими костюмерными компаниями-спонсорами, которые считали
большой честью звезд одевать с головы до ног, а кордебалет раздевать.
В
польской танцевальной музыке того периода доминировали вальс, танго и фокстрот.
Из песен наибольшей популярностью пользовались лирические, любовные,
сатирические и солдатские, которые исполняли вокальные ансамбли в различных развлекательных
заведениях. Среди самых известных создателей хитов и танцевальных мелодий были
Я. Бочковский, В. Дан-Даниловский, А. Голд, Капер, А. и З. Карасиньский, А.
Ковальский, М. Козар-Слобудзкий, Я. Марковский, А. Левандовский, Л. Лускино, Е.
Петербургский, Г. Войны, З. Вейлер. В 1920-х и 1930-х годах польские оперетты
почти исчезли, и даже те немногие произведения, которые были написаны в то
время (например «Panna wodna» Е. Свентоховского), не получали широкой
популярности и не задерживались в постоянном репертуаре польского музыкального
театра.
Польские артисты - особенно композиторы и эстрадные исполнители - путешествовали по
Европе, перенося заграничные идеи на родину. Основным источником их вдохновения
была парижская сцена - смелая, но не вульгарная, свежая, без монотонных
программ. Модные в 1910-х годах, невинные мелодии вальса и мазурки сменились
оживленным фокстротом, чарльстоном и экзотическим танго - жанром, который
особенно понравился польским артистам и зрителям. Стиль жизни западных коллег в
кратчайшие сроки стал образцом для польских звезд, чаще всего происходящих из
динамически развивающейся среды. Великим прорывом стал запатентованный в 1922
году метод имиджевого звучания - артисты, участвовавшие в постановке, совмещали
профессии актера, танцора и певца. Талант перестал быть единственным условием
для трудоустройства. «Каждая выдающаяся роль имеет свою характерную черту, ей
должен быть дан эквивалент в музыке», - сказал Хенрик Варшавский (Wars), самый выдающийся польский композитор эпохи.
Помимо
очевидных цитат из французских кабаре, в творчестве польского «мейнстрима»
присутствовали также немецкие, австрийские и еврейские мотивы. Польская
индустрия развлечений получала зарубежные хиты, и наоборот - хиты польских
композиторов завоевывали популярность в соседних странах. Стоит, однако,
добавить, что польские версии мировых хитов были только перефразировками, а не
точным переводом оригинала. Фредерик Ярошы, варшавский эстрадный артист и актер
венгерского происхождения, известный драматической декламацией самых
поверхностных и простых текстов, резюмировал: «Перевод, как женщина. Если
верный, то уродливый, если красивый, то неверный».
Одним
из вызывающих сожаление популярных парафразов стало «Tango Notturno». Чарующая
версия Аполонии Халупец (Pola Negri) выродилась в две польские версии Юзефа
Липского и Владыслава Шленгеля, где Негри, потрясенная трагической смертью
своего сына, потерялась в наркотиках и танго. Польские интерпретации,
продвигаемые на рынке фонографической фирмой
«Odeon» пользовались завидным, коммерческим успехом.
Южноамериканское
вдохновение нашло свое место и в польской популярной музыке – с аргентинского
танго начинали свою музыкальную карьеру Владислав Даниловский (Dan) c
ансамблем
«Coro Argentino V. Dano» и молодой Мечислав Фогель (Fogg), ставший в скором
времени своего рода символом польской песни.
Темы
любви и куртуазных отношений стали главным двигателем польской музыкальной
индустрии. Композиторы, которые ранее иногда создавали классическую симфоническую
музыку, все больше склонялись к легкой музыке. Наиболее популярными
композиторами межвоенной Польши были Ежи Петербургский, Генрик Варс и пионеры
польского свинга братья Артур и Хенрик Голды.
Разносторонние
и предприимчивые артисты прекрасно знали требования зрителей и, с расчетной
точностью, создавали тысячи новых произведений в год. Идея популярной музыки,
которая родилась в то время, состояла в том, что каждый артист, независимо от
его навыков или музыкального образования, должен легко вспомнить и исполнить любую
песню или мелодию. Именно так, и не иначе работали все ночные клубы в Варшаве,
где песни исполняются «на заказ» с вечера и до утра.
Новые
композиции становились популярными настолько внезапно, что, зачастую, трудно
было установить авторство произведения. Соблюдение авторских прав и охрана
интеллектуальной собственности была неписаным соглашением. Музыкальные
«новинки» использовали материал предыдущих хитов, и никогда нельзя было точно
определить, чей хит был первым.
Самым
плодовитым и предприимчивым автором песен в литературном мире Варшавы оказался
поэт и либреттист Анджей Власт (Густав Баумриттер), которого прозвали Главным
Графоманом 2-й Польской Республики. Именно его лирика, полная любви, сожаления
и желания, принесла популярность сотням композиций Варса, Петербургского и
братьев Голд. Он передавал эмоциональные дилеммы лирического сюжета через простые
рифмы и банальные метафоры, легко переводил (вернее интерпретировал) зарубежные
произведения. Идеально соответствуя требованиям шоу-бизнеса и постигнув природу
музыкальной индустрии, Власт создавал песни, каждая из которых обязательно
становилась хитом. «Успех песни (...) определяется, прежде всего, хорошим
припевом. Именно хороший припев с легкой и мелодичной мелодией часто определяет
успех целого ревю», - говорил он о причинах своего успеха.
Откровенная
поэзия Власта, лишенная высшей художественной ценности, стала брендом тогдашней
индустрии развлечений. Польский поэт-песенник, писатель-сатирик, драматург,
переводчик и журналист Марьян Хемар вспоминал: «До войны в Варшаве мы с Тувимом
писали неплохие песни. Но хиты, которые шли прямо со сцены на улицы Варшавы,
Лодзи и Радома, ревущие из радиоприемников и проигрывателей - мог написать
только Анджей Власт».
Несмотря
на то, что комфортная, обеспечивающая стабильный доход, работа для театров
сопровождалась постоянным повышением уровня жизни и популярности, подобная
деятельность считалась занятием низким и недостойным серъезного автора. По этой
причине Юлиан Тувим, Марьян Хемар и многие другие публиковали свои произведения
под псевдонимами, пытаясь подобным образом избежать художественного самоубийства,
пожизненного клейма автора популярных песен - именно такой была судьба Власта.
Несмотря на свой огромный вклад в польскую популярную музыку, он сегодня
ассоциируется, главным образом, с легкомысленными песенками типа «Tango
Milonga» или «U cioci na imieninach».
Музыкальные
хиты довоенной поп-музыки были известны всем полякам, а многие фразы, созданные
Властом и другими, «ушли», как говориться, в народ. Если мы договариваемся о
встрече с девушкой, то обязательно «В девять» («Na dziewiątą»); моменты счастья нам хочется
петь: «О, как мило!» («Ach, jak przyjemnie!»); когда мы влюблены – «Целуем ручки,
мадам» («Сałujemy dłonie, madame»). Авторы и артисты, вероятно, знали о
вневременной ценности своих композиций. Именно такого рода искусства требовало в
эпоху политической нестабильности от них общество - свободного и легкого развлечения,
напоминающего о простом человеческом счастье. Все, что было необходимо для
достижения такого эффекта – так это простой текст и запоминающаяся мелодия -
своеобразный секрет популярности, которому всегда завидуют великие личности мира
музыки (говорят, что сам Кароль Шимановский хотел учиться у Варса способности
популяризовать свои произведения). Без братьев Голд, Людвика Семполинского или
Ежи Петербурского, которые, помимо
своего очевидного музыкального таланта, обладали также редким даром к
предпринимательству, история польской популярной музыки была бы совсем другой. И
самое главное, как бы это выглядело сейчас, если бы не война?
С
сентября 1939 года беззаботная жизнь тогдашних звезд закончилась безвозвратно.
Несмотря на то, что некоторые из развлекательных учреждений продолжали
функционировать, общая атмосфера была тягостна и выступления артистов совсем не
были не похожи на те, которые потрясали польскую сцену всего лишь неделей
раньше. Над всеми довлело чувство обреченности. «Горстка посетителей в зале,
несколько рецензентов, несколько актеров, несколько друзей (...). Нам, актерам,
казалось, что мы рассказываем зрителям сказку настолько фантастическую и
невероятную, что даже в детском сознании она бы породила недоверие», - написал
об одном из сентябрьских спектаклей популярный польский артист кабаре и
писатель Казимеж Круковский. Артисты, подобно звездной пыли, рассеялись по всему
миру. Хенрик Варс и Хенрик Голд сражались в рядах польских вооруженных сил в
Италии. Актер театра и кино, певец Збигнев Раковецкий стал солдатом Армии
Крайовой, принял участие в Варшавском восстании, при подавлении которого был
схвачен и расстрелян немцами. Даже величайшие звезды не избежали нацистского
концлагеря (Фредерик Яроши) и советского ГУЛАГа (Евгений Бодо). Жестокая судьба
ждала артистов еврейского происхождения: Анджей Власт, Артур Голд и многие
другие вместе с другими польскими евреями сгинули в гетто Варшавы, Львова и
Лодзи. Некоторые, в попытке избежать
неминуемой гибели пошли на службу нацистам. Знаменитая польская певица
еврейского происхождения Вера Гран выступала перед врагами и их пособниками из
числа «еврейских гестаповцев» в одном из кабаре Варшавского гетто, а мировая
кинозвезда Пола Негри, заподозренная в еврейском происхождении, добилась
заступничества самого фюрера. Коллаборационистом и осведомителем гестапо стал
известный эстрадный певец и артист кино Иго Сым, расстрелянный по приговору подпольного
Союза вооружённой борьбы.
Однако
легенда о варшавских артистах не умерла вместе с эпохой - довоенные звезды стали иконами современной польской
поп-культуры, оставив после себя тысячи записей, фильмов и фотографий.
Польские
звезды довоенной эстрады.
|
Adam
Wysocki Adolf
Dymsza Albert
Harris Aleksander
Zabczynski Andrzej
Bogucki Feliks
Konarski Fryderyk
Járosy Hanna Brzezińska Jan
Wiktor Kiepura Jerzy
Michotek Igo
Sym Irena Renata Anders Konrad Tom |
Lidia Wysocka Maria
Burska-Przybora Maria
Modzelewska Mieczysław
Fogg Mieczysława
Ćwiklińska Pola
Negri Renata
Bogdanska Stanisława
Nowicka Stefan
Witas Tadeusz
Faliszewski Wiera
Gran Witold
Conti Zbigniew
Rakowiecki Zbigniew
Rawicz Zofia
Terne Zula Pogorzelska |
Ссылки
по теме «Польская эстрада 1920 - 1930-з гг.»:
"Польская песня еврейского происхождения. Польская эстрада межвоенного периода".
"Последние львовские батяры Щепка и Тонек".
"Икона женственности польского довоенного кинематографа Толя Манкевичувна".
"Звезды польского кабаре. Ганка Ордонувна (25.09.1902—8.09.1950)".
"От «Последнего воскресенья» до «Последнего Шаббата»: легендарные еврейские танго в Польше".
"Танго, которое никогда не танцевали. «Rivkele/Rebeka Yiddish Tango» (1932)".
"Репрессированная музыка. Громкая жизнь и тихая смерть Эугениуша Бодо (1899 - 1943)".
История одной песни. «Последнее воскресенье» («To ostatnia niedziela»).
Звезды польской эстрады 1920-1930-х годов. Адам Астон (17.09.1902—10.01.1993).




Комментариев нет:
Отправить комментарий