Польская эстрада. 1920 – 1930-е годы.

Польская популярная музыка (Polska muzyka rozrywkowa), в том виде, в каком она понимается сегодня, родилась в XIX веке, сформировавшись как на основе национальной музыкальной традиции, так и тогдашних модных течений популярной музыки, модели которой были взяты главным образом из Австрии. Широкую популярность завоевали польские и зарубежные салонные песни, сельские и столичные народные баллады и танцевальная музыка, рекламируемые садовыми театрами и кабаре. В городской инструментальной и вокально-инструментальной танцевальной музыке второй половины XIX и даже в начале ХХ века доминировал вальс. В дворянских кругах предпочтение отдавалось мазурке, в меньшей степени полонезу, а на крестьянских вечеринках сельские музыканты исполняли в основном народные танцы - куявяк, краковяк и гуральские танцы.

Так называемые садовые оркестры, играющие под открытым небом в городских парках и на площадях, предлагали как функциональную (сопровождающую танцы), так и концертную (предназначенную, прежде всего, для прослушивания) танцевальную музыку. Самым известным местом проведения таких концертов была «Dolina Szwajcarska» в Варшаве, где на рубеже XIX и XX веков оркестром руководил король польских вальсов А. Карасиньский, известный как создатель вальса «François».

«François» (А. Карасинский – А. Власт) - Мечислав Фогг (1946).

В межвоенный период традицию польских танцевальных оркестров продолжил сын А. Карасиньского Зигмунт, который еще в 1920-х годах первым в Польше ввел в свой репертуар элементы джаза; в 1925-26 годах вместе со Ш. Каташеком руководил передвижным джазовым ревю. В 1930-х годах вместе со своим оркестром «Złoty Jazz» З. Карасиньский давал концерты не только по всей Польше, но и в Европе и на Ближнем Востоке. Еще один известный салонно-танцевальный оркестр был основан в 1926 году Санкт-Петербургом вместе с А. Голдом, выступающим в театрах и больших залах, а также записывающим пластинки и музыку к кинофильмам. В 1930-х годах первый постоянный развлекательный оркестр Польского Радио основал Я. Озиминский.

«Othello (Foxtrot)» - Зигмунт Карасинский и Шимон Каташек (1924).

Артисты молодой польской индустрии развлечений эксплуатировались до предела, записывая, сочиняя и аранжируя тысячи песен в год. Двадцать межвоенных лет были полны легкой музыки. Хиты постоянно звучали по радио, с экрана кинематографа и записывали на пластинках. Музыкальные пьесы, представленные на сцене театров «Morskie» и «Perskie Oko», «Qui Pro Quo» и других, позволяли горожанам оторваться от повседневных проблем. Программа выступлений поп-звезд состояла в основном из легких пьес, с танцевальным кордебалетом из чувственных танцовщиц, т.н. девушек (girlsów), одетых лучшими костюмерными компаниями-спонсорами, которые считали большой честью звезд одевать с головы до ног, а кордебалет раздевать.

В польской танцевальной музыке того периода доминировали вальс, танго и фокстрот. Из песен наибольшей популярностью пользовались лирические, любовные, сатирические и солдатские, которые исполняли вокальные ансамбли в различных развлекательных заведениях. Среди самых известных создателей хитов и танцевальных мелодий были Я. Бочковский, В. Дан-Даниловский, А. Голд, Капер, А. и З. Карасиньский, А. Ковальский, М. Козар-Слобудзкий, Я. Марковский, А. Левандовский, Л. Лускино, Е. Петербургский, Г. Войны, З. Вейлер. В 1920-х и 1930-х годах польские оперетты почти исчезли, и даже те немногие произведения, которые были написаны в то время (например «Panna wodna» Е. Свентоховского), не получали широкой популярности и не задерживались в постоянном репертуаре польского музыкального театра.

Польский рекламный плакат 1920-х гг.

Польские артисты - особенно композиторы и эстрадные исполнители - путешествовали по Европе, перенося заграничные идеи на родину. Основным источником их вдохновения была парижская сцена - смелая, но не вульгарная, свежая, без монотонных программ. Модные в 1910-х годах, невинные мелодии вальса и мазурки сменились оживленным фокстротом, чарльстоном и экзотическим танго - жанром, который особенно понравился польским артистам и зрителям. Стиль жизни западных коллег в кратчайшие сроки стал образцом для польских звезд, чаще всего происходящих из динамически развивающейся среды. Великим прорывом стал запатентованный в 1922 году метод имиджевого звучания - артисты, участвовавшие в постановке, совмещали профессии актера, танцора и певца. Талант перестал быть единственным условием для трудоустройства. «Каждая выдающаяся роль имеет свою характерную черту, ей должен быть дан эквивалент в музыке», - сказал Хенрик Варшавский (Wars), самый выдающийся польский композитор эпохи.

Помимо очевидных цитат из французских кабаре, в творчестве польского «мейнстрима» присутствовали также немецкие, австрийские и еврейские мотивы. Польская индустрия развлечений получала зарубежные хиты, и наоборот - хиты польских композиторов завоевывали популярность в соседних странах. Стоит, однако, добавить, что польские версии мировых хитов были только перефразировками, а не точным переводом оригинала. Фредерик Ярошы, варшавский эстрадный артист и актер венгерского происхождения, известный драматической декламацией самых поверхностных и простых текстов, резюмировал: «Перевод, как женщина. Если верный, то уродливый, если красивый, то неверный».

«Tango Notturno» - Пола Негри и Альбрехт Шёнхальс в фильме «Ночное танго», 1937, режиссера Фрица Кирхгофа, по сценарию Рольфа Э. Ванлоо и Филиппа Лотара Майринга.

Одним из вызывающих сожаление популярных парафразов стало «Tango Notturno». Чарующая версия Аполонии Халупец (Pola Negri) выродилась в две польские версии Юзефа Липского и Владыслава Шленгеля, где Негри, потрясенная трагической смертью своего сына, потерялась в наркотиках и танго. Польские интерпретации, продвигаемые на рынке  фонографической фирмой «Odeon» пользовались завидным, коммерческим успехом.

Южноамериканское вдохновение нашло свое место и в польской популярной музыке – с аргентинского танго начинали свою музыкальную карьеру Владислав Даниловский (Dan) c ансамблем «Coro Argentino V. Dano» и молодой Мечислав Фогель (Fogg), ставший в скором времени своего рода символом польской песни.

«Wiem, że zdradziłaś (I Know That You Betrayed...)» - Мечислав Фогг и оркестр Хенрика Голда (Syrena-Electro, 1936).

Темы любви и куртуазных отношений стали главным двигателем польской музыкальной индустрии. Композиторы, которые ранее иногда создавали классическую симфоническую музыку, все больше склонялись к легкой музыке. Наиболее популярными композиторами межвоенной Польши были Ежи Петербургский, Генрик Варс и пионеры польского свинга братья Артур и Хенрик Голды.

Разносторонние и предприимчивые артисты прекрасно знали требования зрителей и, с расчетной точностью, создавали тысячи новых произведений в год. Идея популярной музыки, которая родилась в то время, состояла в том, что каждый артист, независимо от его навыков или музыкального образования, должен легко вспомнить и исполнить любую песню или мелодию. Именно так, и не иначе работали все ночные клубы в Варшаве, где песни исполняются «на заказ» с вечера и до утра.

«To wszystko umiem ja!» - Зула Погоржельска и Адольф Дымша (1933).

Новые композиции становились популярными настолько внезапно, что, зачастую, трудно было установить авторство произведения. Соблюдение авторских прав и охрана интеллектуальной собственности была неписаным соглашением. Музыкальные «новинки» использовали материал предыдущих хитов, и никогда нельзя было точно определить, чей хит был первым.

Самым плодовитым и предприимчивым автором песен в литературном мире Варшавы оказался поэт и либреттист Анджей Власт (Густав Баумриттер), которого прозвали Главным Графоманом 2-й Польской Республики. Именно его лирика, полная любви, сожаления и желания, принесла популярность сотням композиций Варса, Петербургского и братьев Голд. Он передавал эмоциональные дилеммы лирического сюжета через простые рифмы и банальные метафоры, легко переводил (вернее интерпретировал) зарубежные произведения. Идеально соответствуя требованиям шоу-бизнеса и постигнув природу музыкальной индустрии, Власт создавал песни, каждая из которых обязательно становилась хитом. «Успех песни (...) определяется, прежде всего, хорошим припевом. Именно хороший припев с легкой и мелодичной мелодией часто определяет успех целого ревю», - говорил он о причинах своего успеха.

Откровенная поэзия Власта, лишенная высшей художественной ценности, стала брендом тогдашней индустрии развлечений. Польский поэт-песенник, писатель-сатирик, драматург, переводчик и журналист Марьян Хемар вспоминал: «До войны в Варшаве мы с Тувимом писали неплохие песни. Но хиты, которые шли прямо со сцены на улицы Варшавы, Лодзи и Радома, ревущие из радиоприемников и проигрывателей - мог написать только Анджей Власт».

Ян Кепура (1929 г.).

Несмотря на то, что комфортная, обеспечивающая стабильный доход, работа для театров сопровождалась постоянным повышением уровня жизни и популярности, подобная деятельность считалась занятием низким и недостойным серъезного автора. По этой причине Юлиан Тувим, Марьян Хемар и многие другие публиковали свои произведения под псевдонимами, пытаясь подобным образом избежать художественного самоубийства, пожизненного клейма автора популярных песен - именно такой была судьба Власта. Несмотря на свой огромный вклад в польскую популярную музыку, он сегодня ассоциируется, главным образом, с легкомысленными песенками типа «Tango Milonga» или «U cioci na imieninach».

Музыкальные хиты довоенной поп-музыки были известны всем полякам, а многие фразы, созданные Властом и другими, «ушли», как говориться, в народ. Если мы договариваемся о встрече с девушкой, то обязательно «В девять» («Na dziewiątą»); моменты счастья нам хочется петь: «О, как мило!» («Ach, jak przyjemnie!»); когда мы влюблены – «Целуем ручки, мадам» («Сałujemy dłonie, madame»). Авторы и артисты, вероятно, знали о вневременной ценности своих композиций. Именно такого рода искусства требовало в эпоху политической нестабильности от них общество - свободного и легкого развлечения, напоминающего о простом человеческом счастье. Все, что было необходимо для достижения такого эффекта – так это простой текст и запоминающаяся мелодия - своеобразный секрет популярности, которому всегда завидуют великие личности мира музыки (говорят, что сам Кароль Шимановский хотел учиться у Варса способности популяризовать свои произведения). Без братьев Голд, Людвика Семполинского или Ежи Петербурского,  которые, помимо своего очевидного музыкального таланта, обладали также редким даром к предпринимательству, история польской популярной музыки была бы совсем другой. И самое главное, как бы это выглядело сейчас, если бы не война?

«Zatańczmy jeszcze ten raz» - Адам Астон (1936).

С сентября 1939 года беззаботная жизнь тогдашних звезд закончилась безвозвратно. Несмотря на то, что некоторые из развлекательных учреждений продолжали функционировать, общая атмосфера была тягостна и выступления артистов совсем не были не похожи на те, которые потрясали польскую сцену всего лишь неделей раньше. Над всеми довлело чувство обреченности. «Горстка посетителей в зале, несколько рецензентов, несколько актеров, несколько друзей (...). Нам, актерам, казалось, что мы рассказываем зрителям сказку настолько фантастическую и невероятную, что даже в детском сознании она бы породила недоверие», - написал об одном из сентябрьских спектаклей популярный польский артист кабаре и писатель Казимеж Круковский. Артисты, подобно звездной пыли, рассеялись по всему миру. Хенрик Варс и Хенрик Голд сражались в рядах польских вооруженных сил в Италии. Актер театра и кино, певец Збигнев Раковецкий стал солдатом Армии Крайовой, принял участие в Варшавском восстании, при подавлении которого был схвачен и расстрелян немцами. Даже величайшие звезды не избежали нацистского концлагеря (Фредерик Яроши) и советского ГУЛАГа (Евгений Бодо). Жестокая судьба ждала артистов еврейского происхождения: Анджей Власт, Артур Голд и многие другие вместе с другими польскими евреями сгинули в гетто Варшавы, Львова и Лодзи.  Некоторые, в попытке избежать неминуемой гибели пошли на службу нацистам. Знаменитая польская певица еврейского происхождения Вера Гран выступала перед врагами и их пособниками из числа «еврейских гестаповцев» в одном из кабаре Варшавского гетто, а мировая кинозвезда Пола Негри, заподозренная в еврейском происхождении, добилась заступничества самого фюрера. Коллаборационистом и осведомителем гестапо стал известный эстрадный певец и артист кино Иго Сым, расстрелянный по приговору подпольного Союза вооружённой борьбы.

Афиша одного из варшавских кабаре (конец 1930-х гг.).

Однако легенда о варшавских артистах не умерла вместе с эпохой -  довоенные звезды стали иконами современной польской поп-культуры, оставив после себя тысячи записей, фильмов и фотографий.

Польские звезды довоенной эстрады.

Adam Aston

Adam Wysocki

Adolf Dymsza

Albert Harris

Aleksander Zabczynski

Andrzej Bogucki

Eugeniusz Bodo

Feliks Konarski

Fryderyk Járosy

Hanka Ordonówna

Hanna Brzezińska

Henryk Vogelfanger

Jan Wiktor Kiepura

Jerzy Michotek

Igo Sym

Irena Renata Anders

Kazimierz Wajda

Konrad Tom

Lidia Wysocka

Maria Burska-Przybora

Maria Modzelewska

Mieczysław Fogg

Mieczysława Ćwiklińska

Mira Zimińska-Sygietyńska 

Pola Negri

Renata Bogdanska

Stanisława Nowicka

Stefan Witas

Tadeusz Faliszewski

Tola Mankiewiczówna

Wiera Gran

Witold Conti

Zbigniew Rakowiecki

Zbigniew Rawicz

Zofia Terne

Zula Pogorzelska


Ссылки по теме «Польская эстрада 1920 - 1930-з гг.»:
 

"Польская песня еврейского происхождения. Польская эстрада межвоенного периода".

"Последние львовские батяры Щепка и Тонек".

"Икона женственности польского довоенного кинематографа Толя Манкевичувна".

Комментариев нет:

Отправить комментарий