Поп-музыка
(англ. pop music от popular music; современная популярная музыка) — жанр
популярной музыки, зародившийся в своей современной форме в середине 1950-х
годов в Соединенных Штатах и Великобритании. Термины «популярная музыка» и «поп-музыка» часто
используются как синонимы, хотя первый описывает всю популярную музыку и
включает в себя множество различных стилей. В 1950-х и 1960-х годах поп-музыка
включала в себя рок-н-ролл и стили, ориентированные на молодежь. Рок и
поп-музыка оставались примерно синонимами до конца 1960-х годов, после чего поп
стала ассоциироваться с более коммерческой музыкой, под которую можно танцевать.
Основные
черты поп-музыки — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на
вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке —
песня. Опиралась на сентиментальную балладу поп-музыка использует вокальные
гармонии из музыки госпел и соул, инструментовку из джаза и рок-музыки,
оркестровку из классической музыки, темп из танцевальной музыки, аккомпанемент
из электронной музыки, ритмические элементы из хип-хопа и разговорные отрывки
из рэпа.
Поджанры
поп-музыки.
Art pop Brill Building Bubblegum operatic pop |
sad pop schlager sophisti-pop sunshine pop |
teen pop wonky pop |
Музыкальные
критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра:
·
Песни строятся по консервативной схеме куплет +
припев.
·
От поп-песни требуются простые, лёгкие для
восприятия мелодии.
·
Основной инструмент в поп-музыке — человеческий
голос.
· Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп.
Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.
Основная музыкальная
единица в поп-музыке — отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как
правило, бывает от 2 до 4 минут, что соответствует стандартному радиоформату.
Продолжительные композиции с обширными инструментальными партиями практически
не встречаются, как и концептуальные альбомы.
Тексты в
поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти,
радости. Большое значение имеет также визуальное представление песен:
концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители имеют
экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя часто входят танцоры, статисты
и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки, но играющие важную роль
на концертах.
Несмотря
на долгую и бурную историю, поп консервативен. Он имеет тенденцию отражать
текущую музыкальную конъюнктуру, а не прогрессивные направления. Это связано с
тем, что издатели, как правило, не настроены на коммерческий риск и благоволят
исполнителям в проверенных жанрах. В связи с этим поп ориентирован на
абстрактную среднюю аудиторию, а не субкультуру фанатов.
История
Впервые
термин «pop song» в английском языке прозвучал ещё в 1926 году, однако корни
поп-музыки уходят в историю глубже. Непосредственным предшественником
поп-музыки была народная музыка, а также более поздние уличные романсы и
баллады. По словам музыкального историка Билла Лэмба, популярная музыка
зародилась «во времена индустриализации 1800-х годов, как наиболее
соответствующая вкусам и интересам городского среднего класса».
Современная
поп-музыка формировалась параллельно с другими жанрами, такими как рок-музыка,
и не всегда была отделима от них. В 1940-х годах улучшенная конструкция
микрофона позволила петь в более интимном стиле, а десять или двадцать лет
спустя недорогие и более прочные пластинки со скоростью вращения 45 об/мин для
синглов «произвели революцию в способах распространения поп-музыки». Еще одним
технологическим прорывом стало широкое распространение телевидения в 1950-х
годах с телевизионными выступлениями, что вынуждало «поп-звезды иметь
визуальное присутствие». В 1960-х годах появление недорогих портативных
транзисторных радиоприемников позволило слушать музыку вне дома. К началу
1980-х на продвижение поп-музыки сильно повлиял рост музыкальных телеканалов,
таких как MTV, которые «отдавали предпочтение таким артистам, как Майкл Джексон
и Мадонна, которые имели сильную визуальную привлекательность».
В 1950-е
и 1960-е наиболее типичной формой поп музыки был т. н. «традиционный поп»
(traditional pop), который в СССР было принято называть «эстрадная музыка»,
«эстрада». Традиционный поп исполняется певцом-солистом под фоновый
аккомпанемент. В США эстрада была тесно связана с джазом (Фрэнк Синатра), во
Франции — с шансоном. Аналогичные исполнители были популярны и в СССР — Леонид
Утёсов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Трошин. Значительную часть
поп-музыкальной сцены США составляют чернокожие исполнители в жанре соул.
В 1960-х
большая часть популярной поп-музыки относилась к двум категориям: гитара и группы
или певцы, сопровождаемые традиционным оркестром. С начала десятилетия для
поп-продюсеров, авторов песен и музыкальных инженеров было обычным делом
свободно экспериментировать с музыкальной формой, оркестровкой, неестественной
реверберацией и другими звуковыми эффектами. Некоторые из самых известных
примеров - «Wall of Sound» Фила Спектора и использование Джо Миком самодельных
электронных звуковых эффектов для таких групп, как «Tornados». В то же время
поп-музыка на радио, а также в американских и британских фильмах ушла от
утонченности Tin Pan Alley к более эксцентричному написанию песен и включила в
свой инструментарий пропитанную реверберацией рок-гитару, симфонические
струнные и валторны, на которых студийные музыканты исполняют правильно
аранжированные и отрепетированные произведения. В исследовании, проведенном
Нью-Йоркским университетом в 2019 году, 643 участника должны были оценить,
насколько им знакома та или иная поп-песня. Самыми запоминающимися оказались песни
1960-х годов.
Примерно
с 1967 года термин «поп-музыка» все чаще использовался в противовес термину
«рок-музыка». В то время как рок стремился к аутентичности и расширению возможностей,
поп становился более коммерческим и доступным. По словам британского музыковеда
Саймона Фрита, поп-музыка создается «предприятием, а не искусством» и
«предназначена для того, чтобы понравиться всем», а «не выделяет какой-либо
конкретный вкус». Фрит добавляет, что поп-музыка «не руководствуется
какими-либо значительными амбициями, кроме прибыли и коммерческого
вознаграждения [...] и, с музыкальной точки зрения, она по существу
консервативна». Успех того или иного шлягера «обеспечивается сверху
(звукозаписывающими компаниями, радиопрограммами и концертными промоутерами), а
не снизу (слушателями)... Поп-музыка - это не музыка, которую можно делать
своими руками, а профессионально созданная и упакованная в красивую бумажку».
Настоящим
прорывом в поп-музыке стало появление в 1970-е стиля «диско» (евродиско) и
таких групп, как ABBA, Boney M, Dschinghis Khan, Bee Gees. Поп-музыка отныне
вытесняет рок-н-ролл в качестве основной танцевальной музыки на дискотеках. С
этого времени танцевальная музыка (dance music) является одним из основных
направлений в поп-музыке.
1980-е
годы характеризуются ростом популярности синти-попа и других электронных
жанров, использующих нетрадиционных инструментов. Благодаря появлению
музыкального телевидения (в частности, телеканала MTV), в 1980-е формируется
культура видеоклипов. В это время в США появляются такие звезды, как Принс и
Мадонна. На поп-музыку в этот период оказывают влияние хип-хоп, соул и
ритм-энд-блюз. Хотя соул возник ещё в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой,
которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие исполнители, как Уитни
Хьюстон, Стиви Уандер и, конечно же, Рэй Чарльз, выступающий на R&B и
соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной
поп-музыке. В 1990-е и 2000-е к этому прибавляется танцевальная электронная
музыка (рэйв).
Региональные разновидности
Сейчас с
поп-музыкой ассоциируется в основном западная её разновидность, европоп. Этот
стиль преобладает как в Америке, так и в Европе, в том числе в России. Однако в
разных регионах мира существуют свои особенности, связанные с совмещением
ритмов поп-музыки и национальных мелодий.
Согласно
Grove Music Online, «поп-стили западного происхождения, сосуществующие с
отчетливо местными жанрами или маргинализирующие их, распространились по всему
миру и стали общими стилистическими знаменателями в глобальных коммерческих
музыкальных культурах». Некоторые незападные страны, такие как Япония, создали
процветающую индустрию поп-музыки, большая часть которой посвящена поп-музыке в
западном стиле. Япония в течение нескольких лет производила больше музыки, чем
где бы то ни было, кроме США.
Одним из
стилей поп-музыки, которые развивались наряду с другими музыкальными стилями,
является латиноамериканская поп-музыка с её многочисленными танцевальными
жанрами — самба, сальса, румба, танго, ча-ча-ча, ламбада, макарена. Латина
добилась популярности благодаря таким исполнителям, как Kaoma, Глория Эстефан,
Рики Мартин, Шакира, Энрике Иглесиас, Хулио Иглесиас. Ближневосточная
поп-музыка отличается необычной мелодикой. Своим колоритом и известностью
обладает японская и в особенности корейская поп-музыка.
Региональные
поп-сцены.
Austria China Colombia France Hong Kong India Indonesia Iran Italy Japan |
Malaysia Mexico Middle East Morocco Netherland Pakistan Philippines Russia Scandinavia South America |
South Korea Sweden Taiwan Thailand Turkey United Kingdom Vietnam |
Премии и хит-парады
Ежегодно
в мире проводятся сотни фестивалей и конкурсов, выявляющих лучших из лучших. Самым
авторитетным конкурсом мировой поп-музыки, является премия Grammy Awards.
Помимо
Grammy Awards существует множество различных наград, среди которых самыми
престижными являются American Music Awards, World Music Awards, MTV Video Music
Awards. Поп-музыка представлена также на ежегодном конкурсе «Евровидение». Для
измерения популярности той иной песни составляются списки, по образу и подобию
самого крупного национального музыкального списка в мире — Billboard Hot 100
(США). Например, в Великобритании это UK Singles Chart и UK Albums Chart
одновременно.
При
составлении Billboard Hot 100 учитываются продажи музыкальных дисков,
популярность песен на радиостанциях и продажи, осуществляемые через интернет.
Культурно-социальное влияние
Поп-музыка
породила такое явление, как поп-звёзды — личности, чья жизнь привлекает
внимание прессы вне связи с их музыкальной деятельностью. В поп-музыке
популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и
таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, сексуальная
привлекательность, репутация, освещение прессой. Для привлечения внимания
прессы и публики многие поп-исполнители и их продюсеры не брезгуют провокацией
скандалов, эпатажем. В прессе часто появляются скандальные истории о таких
исполнителях, как Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Стас Михайлов, Дима Билан. За
это поп-музыка часто критикуется. Скандалы могут быть частью рекламных кампаний
исполнителей и их деятельности.
Жанры,
подвергшиеся влиянию поп-музыки.
Baroque pop country pop contemporary R&B cowboy pop dancehall pop electropop |
emo pop folk-pop hypnagogic pop indie pop pop punk pop rap |
ambient pop pop rock power pop psychedelic pop space age pop worldbeat |
Ссылки по
теме.
Книга
почета западной популярной музыки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий