Революционная песня

Песни протеста.

Революционная песня - народная песня, преимущественно хоровая, выражающая идеи борьбы трудящихся масс за освобождение от классового и национального гнёта. Сложилась как новейший жанр фольклора в передовых европейских странах в эпоху буржуазных революций конца 18 и середины 19 веков. Обрела классические формы художественного выражения и получила всенародное распространение в эпоху пролетарских революций конца 19 - 1-й половины 20 веков.

Martin Luther – «Ein feste Burg ist unser Gott» (1527 - 1529).

Исторические типы Революционной песни складывались на протяжении столетий в освободительном движении крестьян и ремесленников 15-18 веков: это и чешские гуситские гимны, и немецкий протестантский хорал (характерный пример - хорал "Ein feste Burg ist unser Gott" M. Лютера, который Ф. Энгельс назвал "Марсельезой 16 века"), и русские антикрепостнические ("молодецкие", "разбойничьи") песни, и гайдуцкие песни сербов, болгар, молдаван, и повстанческие гимны венгров ("Ракоци-марш"). Однако влияние подобных песен, за отдельными исключениями, не выходило за пределы местной национальной культуры; многие из них к тому же отражали религиозные или националистические предрассудки своего времени или определённой среды.

«Rakoczy Marsch» (1730).

"... Поэзия прошлых революций, за исключением Марсельезы, - писал Ф. Энгельс, - редко производит революционное впечатление в позднейшие времена, так как для того чтобы воздействовать на массы, она должна отражать и предрассудки масс того времени"

(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 468).

"Марсельеза" (текст и музыка сочинены в ночь на 26 апр. 1792 офицером Рейнской армии Руже де Лилем) стала классическим образцом массового героико-революционного гимна-марша.

Mireille Mathieu – «La Marseillaise» (1792).

С выдвижением пролетариата на авансцену международного освободительного движения во Франции, Германии, России, Польше, США и других странах сформировалась Революционная песня нового типа, интернациональная по содержанию, запечатлевшая "железное мужество" (М. Горький) и нерушимую волю к социальному переустройству мира, эмоциональную атмосферу митингов и манифестаций, стачек и баррикадных боёв. О художественной выразительности этого искусства писал К. Маркс, характеризуя "Песнь силезских ткачей" (1844) как "смелый клич борьбы, где нет даже упоминания об очаге, фабрике, округе, но где зато пролетариат сразу же с разительной определенностью, резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности" (там же, т. 1, с. 443).

«Die Weber» / «Das Weberlied» (Vertonung "Die schlesischen Weber" von Heinrich Heine, 1844)

Важную организующую роль рабочей Революционной песни отметил в одной из статей в 1913 году В.И. Ленин, указавший, что "во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 276).

«Интернационал» (Музыка: П. Дегейтер, рус. слова: А.Я.Коц).

Поэтические тексты пролетарских Революционных песен характеризует чёткое воплощение политических призывов к борьбе за социализм. Их музыку отличают упругость ритмики, чеканная маршевость в сочетании с плакатной ясностью мелодичного рисунка, властная императивность ораторских интонаций. Таковы французская песня "Интернационал" (сл. Э. Потье, музыка П. Дегейтера, 1887), русская "Смело, товарищи, в ногу" (сл. Л. Радина, 1897), польская "Варшавянка" (сл. В. Свенцицкого, 1883) и др.

Владимир Макаров – «Смело, товарищи, в ногу» (1897).

В процессе бытования и развития Революционной песни сложились её жанровые разновидности: призывные политические гимны, траурные песни-марши памяти жертв революции, повествовательные (баллады о героях), песни каторги и ссылки, сатирически-обличительные, праздничные (первомайские) и т.п. По мере роста революционных рабочих партий нового типа ширилась идейная значимость Революционной песни, как сильнейшего средства социалистического воспитания масс. Стало возможным говорить о "пропаганде социализма рабочей песней" (В. И. Ленин, там же). В период жестокой реакции именно Революционная песня оставалась единственным доступным массам жанром, в котором сам рабочий класс выступал одновременно как творец, пропагандист и потребитель жизненно необходимых эстетических ценностей. Примечательна роль лучших пролетарских Р. п., которые приобрели всемирную известность. "Интернационал", текст которого переведён на многие языки мира, стал в 20 в. международным гимном коммунистической партий. "В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от Родины, - писал В. И. Ленин, - он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву "Интернационала"" (там же, с. 273).

Ансамбль им. Александрова - «Варшавянка» (1883)

Мелодии популярнейших Революционных песен нередко "мигрировали" из страны в страну, легко осваивались, а порой и трансформировались в иной национальной среде. Так, в практику русского песенного движения проникли польские Революционные песни (напр., "Варшавянка"), повсеместное распространение получили песни французских революций ("Марсельеза", "Карманьола", "Красное знамя"), лучшие пролетарские песни России стали "оружием" классовой борьбы зарубежных рабочих. Стихийный взаимообмен в области революционного песенного искусства способствовал международному сплочению сил социализма.

Федор Шаляпин – «Дубинушка».

Распространение новых песен осуществлялось через политические прокламации, подпольные песенники, партийные газеты, а в дальнейшем - через пролетарские хоровые объединения, художеств. агитбригады, деятельность профессиональных литераторов, музыкантов, артистов, связавших свою судьбу с освободительной борьбой масс. Незабываемое впечатление на русскую аудиторию в дни Революции 1905-1907 производило исполнение "Дубинушки" Ф. И. Шаляпиным. Франция выдвинула ряд талантливых шансонье, выступавших в рабочей среде с песнями борьбы и протеста (в 19 в. - П. Дюпон, в нач. 20 в. - Г. Монтегюс и др.). Всеобщее признание у массовой аудитории США завоевали исполнители песен протеста (негритянский певец П. Робсон, поэт и фольклорист П. Сигер). Признанным деятелем рабочего и антифашистского движения в Германии стал выдающийся певец-трибун Э. Буш, которого X. Эйслер называл "поющим сердцем рабочего класса".

«Ça Ira»

Музыка Революционных песен на первых порах создавалась путём переосмысления традиционных напевов. Значительное место среди них занимали мелодии известнейших народных песен - крестьянских, чаще городских. Например, знаменитая песня французских санкюлотов "Ça Ira" возникла из национальной мелодии "Национального карийона" (комп. Бекур). На народных мелодиях основаны русские Революционные песни "Дубинушка" (первоначальный вариант - стихотворение В. И. Богданова, позднее распетое на мотив старинной трудовой припевки) и народническая песня "Здравствуй, свободы вольное слово" (на мотив украинской повстанческой песни "Гей, не дивуйте, добрii люди").

Некоторые Революционные песни 19 в. были распеты на оперные мелодии (например, известная в народнической среде "Назови мне такую обитель" на сл. Н. А. Некрасова, певшаяся на мотив стретты из пролога к опере Г. Доницетти "Лукреция Борджа"). Однако уже на раннем этапе истории Революционной песни появляются мелодии и стихи, специально написанные композиторами и поэтами - участниками революционного движения; среди них - упомянутые выше мелодии Руже де Лиля и П. Дегейтера, русские песни "Есть на Волге утёс" (сл. А. А. Навроцкого, музыка А. Рашевской), тюремная "Слушай" (сл. И. И. Гольц-Миллера, музыка П. П. Сокальского), народнический гимн "Смело, друзья, не теряйте" (сл. М. Л. Михайлова, музыка Н. Пескова), а впоследствии - стихи Г. М. Кржижановского, Л. П. Радина, первых рабочих поэтов (Ф. С. Шкулёва и др.).

Гимн народовольцев "Смело, друзья, не теряйте" (сл. М.Л. Михайлова, музыка Н. Пескова).

В 20 веке, особенно после 1917 года, выдвигается плеяда композиторов, посвятивших своё творчество главным образом жанру политической песни. Среди первых представителей этого вида искусства в Советской России - Д. Я. Покрасс, А. С. Митюшин, А. А. Давиденко, В. А. Белый. В Германии начиная с 20-х гг. развёртывается деятельность Эйслера, создавшего непревзойдённые образцы боевой рабочей песни (Kampflied), популярные во многих странах мира.

Ernst Busch – «Kampflied der IAH».

Революционные песни писали и композиторы Венгрии (Б. Рейниц, Ф. Сабо), Чехословакии (Й. Станислав, Я. Ежек), США (М. Блицстайн, Э. Сигмейстер). Во время активизации антифашистского движения (1930-е - 40-е гг.) к жанру политической песни обращались и крупные композиторы-симфонисты: А. Онеггер, Д. Мийо, Ш. Кеклен во Франции, А. Копленд в США, Б. Бриттен, А. Буш в Великобритании, П. Дессау в Германии, С. Ревуэльтас в Мексике и др.

Музыкально-поэтический стиль русской Революционной песни значительно эволюционировал - от единичных опытов начала 19 века к расцвету в годы пролетарских революций 1905-07 и 1917 годов. Историки русской Революционной песни различают три периода её развития, соответствующие трём этапам истории освободительного движения в России (дворянский, народнический и пролетарский). Песни эпохи декабристского движения (авторы текстов К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) не имели широкого распространения; это были подтекстовки, главным образом сатирически-обличительного характера, знакомых мелодий из крестьянского фольклора.

Хор Николаевского - "Замучен тяжелой неволей" (1939)

Более разнообразны по содержанию песни народнического этапа - настроения жертвенности, сочувствия тяжёлой доле угнетенного народа, скорбная тюремная лирика соседствуют здесь с мажорно-гимническими свободолюбивыми мотивами: например, траурная песня-марш "Замучен тяжелой неволей" и мужественная песня борьбы "Русская Марсельеза" (на сл. П. Лаврова). В песенном репертуаре народнического этапа широко используются стихи известных поэтов - Н. А. Некрасова, H. M. Языкова, Н. П. Огарева, А. К. Толстого; входит в народный музыкальный быт вольнолюбивая лирика А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, К. П. Вильбоа. На высшем этапе развития освободит, движения (1890-1917) создаются классические образцы русской Революционной песни ("Смело, товарищи, в ногу" и др.).

Песня Петра Лаврова "Отречёмся от старого мира!". Кадры из фильма С. Эйзенштейна "Октябрь".

Прямым продолжением и развитием традиции Революционной песни после Октябрьской революции 1917 явились красноармейские и партизанские песни периода Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-20 годов, первые комсомольские песни начала 20-х годов, а затем и массовые песни советских композиторов. В массовых песнях ведущими темами становятся социалистический патриотизм, мирный созидательный труд, героическая защита завоеваний Октября.

На Западе традиции Революционной песни развиваются в антифашистских и антивоенных песнях 30-х - 40-х годов, в героическом фольклоре массового Движения Сопротивления (1939-1945), в искусстве молодежных ансамблей, пронизанном идеями антиимпериалистической и национально-освободительной борьбы, в молодом песенном движении народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Victor Jara – «Venceremos»

На протяжении почти двух столетий прогрессивные композиторы многих стран мира претворяли традиции Революционной песни. Это - французская музыка периода Революции 1789 (Ф. Ж. Госсек, Ж. Ф. Лесюэр, А. Гретри, Э. Мегюль. Л. Керубини), творчество Л. Бетховена, итальянская опера (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), многие произведения Р. Вагнера, Б. Сметаны, Ф. Шопена, Ф. Листа, Г. Берлиоза. Прямые отголоски русских вольнолюбивых песен звучат в соч. М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, А.К. Глазунова. В 20 веке был создан ряд симфонических и оперных партитур, в которых обрели новую жизнь мотивы классической Революционной песни. Среди них наиболее примечательны 6-я симфония Мясковского, "Немецкая симфония" Эйслера, 11-я симфония ("1905 год") Шостаковича.

И.В. Нестьев

Комментариев нет:

Отправить комментарий