Зал славы джаза
«Сначала
все говорят об Арте Тэйтуме, затем делают глубокий вдох и продолжают разговор о
других пианистах»
Диззи
Гиллеспи
С самого
начала его карьеры коллеги-музыканты признавали технические способности Тэйтума
выдающимися. Отличительной чертой его стиля «страйд» являлось частое
использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение
гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты
предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа.
Легендарный джазовый пианист-виртуоз, обладатель феноменальной техники Арт Тэйтум (Arthur "Art" Tatum) появился на свет 13 октября 1909 года в городе Толидо штата Огайо. Будущий великий музыкант родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза – мог различить контуры предметов. Однако в результате нападения, которое Тэйтум пережил в 20-летнем возрасте, он полностью ослеп на левый глаз.
Родители Артура
Милдред Хоскинс и Артур Тэйтум-старший были музыкантами, но скорее любителями,
чем профессионалами. Они подарили сыну скрипку в его 13-летие, но дело не
пошло, и мальчик стал учиться игре на фортепиано. Тэйтум посещал школу Джефферсона
в Толедо, а затем школу для слепых в Колумбусе, штат Огайо. Проведя там, вероятно,
менее года, он перевелся в музыкальную школу города Толедо, где его учитель Овертон
Г. Рейни давал Тэйтуму уроки игры на фортепиано в классической традиции. Рейни также
был слабовидящим, не импровизировал и отговаривал своих учеников играть джаз. Учитель
был поражен фортепианной техникой Тэйтума и его почти фотографической памятью
на музыку. Он пытались направить Арта к карьере «классического» пианиста.
Однако Тэйтум рано понял, что Америка Джима Кроу в конце 1920-х годов не была
готова к чернокожему классическому пианисту, независимо от того, насколько он
был талантлив. Арт сосредоточился на джазе. Он разучивал джазовые мелодии по
радио и пластинкам, черпая вдохновение главным образом у Фэтса Уоллера и
Джеймса Джонсона и, в некоторой степени, у Эрла Хайнса, который был на шесть
лет старше Тэйтума. Арт был очень чувствителен к интонации инструмента и
настаивал на том, чтобы его пианино часто настраивали. «Когда вы слушали, как играет
Арт, вы не слышали никого, кроме Арта. Но он почерпнул многие свои идеи из
стиля игры Эрла, но Эрл никогда об этом не узнал».
Арт уже
тогда "менял гармонию исполняемых пьес, часто переходил из одной
тональности в другую, вставляя проходящие аккорды» (Джеймс Линкольн Колиер.
«Становление джаза»).
Вскоре у
Арта появилась на радио своя программа, а в возрасте 19 лет он стал играть в
клубе «Bellmens». Слухи о невероятной игре Тэйтума достигали и именитых
джазовых музыкантов – Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Джо Тернер и Флетчер
Хендерсон во время своих гастролей делали остановку, чтобы заглянуть в клуб и
услышать молодое дарование.
В 1932
году Тэйтум приехал в Нью-Йорк, как аккомпаниатор джазовой певицы Аделаиды
Холл, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры. А 5 августа 1933
года на фирме «Брансвик» в исполнении Холл и её группы были записаны две композиции
(«I'll Never Be the Same» и «Strange as It Seems»), которые стали первыми
студийными записями Тэйтума. Пять дней спустя последовали еще две стороны с
Холл, а также сольное фортепианное исполнение Тэйтума «Tea for Two» и «Tiger
Rag», которые не были выпущены в течение нескольких десятилетий. Первые записи Тэйтума
оказали значительное влияние на музыкантов, многие из которых теперь пытались
послушать Арта «вживую». Для этого нужно было попасть в клуб «Оникс», который стал
«штаб-квартирой» Тэйтума и где ему платили 45 долларов и наливали бесплатный
виски. Пит Уелдинг, писавший аннотации о пианисте для «Capitol», восклицает:
«Не помню, кто именно – Стоковский или Тосканини – опоздал на час на свой
собственный нью-йоркский концерт: он слушал Тэйтума в клубе на 52-й стрит…»
Главным
событием в стремительном восхождении Тэйтума к успеху в джазовом сообществе
стало его появление в 1933 году на конкурсе записи (Cutting contest) в баре
Моргана в Нью-Йорке, в котором участвовали Уоллер, Джонсон и Вилли «Лев» Смит.
Стандартные конкурсные произведения включали композиции «Harlem Strut»
Джонсона, «Carolina Shout» и «Handful of Keys» Уоллера. Тэйтум исполнил свои
аранжировки «Tea for Two» и «Tiger Rag» таким образом, что это стало сенсацией в
игре на фортепиано.
В кризисные
1934 и 1935 годы Тэйтум в играл в клубах Кливленда, но продолжал записываться в
Нью-Йорке: четыре раза в 1934 году и один раз в 1935. Он выступал на
национальном радио, в том числе в передаче «The Fleischmann's Yeast Hour», знаменитого
крунера Руди Валле.
Затем
Тэйтум почти 2 года провёл в Чикаго, руководя комбо, и после этого стал
выступать исключительно сольно, что явилось для него наилучшим способом
самовыражения, поскольку, по мнению его ученика, пианиста Билли Тейлора,
пианист «представлял собой целый оркестр, заключённый в нём самом», и
предпочитал играть такие сложные импровизации, что даже ритм-группа, позднее
игравшая с Артом, часто с трудом могла за ним поспевать.
Так до
1943 года он и играл в одиночку – в основном, в Нью-Йорке. Его репутация в мире
джаза установилась, коллеги его окончательно признали, а для большинства
пианистов он стал кумиром. Так, например, выдающийся джазовый пианист Фэтс
Уоллер, увидев среди слушателей на своём концерте Тэйтума, перестал играть и
сказал: «Я, правда, тоже играю на фортепиано, но сегодня среди нас присутствует
Бог фортепиано!». Джазовый пианист и преподаватель Кенни Баррон говорил, что
«собрал все записи Тэйтума, но никогда их не слушает… потому что если
послушает, то просто сдастся и бросит заниматься музыкой».
Когда
Оскар Питерсон был ещё совсем юным, отец дал послушать ему запись композиции
«Tiger Rag» в исполнении Тэйтума. Поняв, наконец, что весь поток звуков на
записи исполняется всего лишь одним человеком, Питерсон был настолько
ошеломлён, что не притрагивался к фортепиано в течение нескольких недель. МаКой
Тайнер говорил: «Тэйтум был самым большим пианистом из всех, когда либо живших.
Все современные пианисты, включая Бада Пауэлла, черпали вдохновение в его игре.
Я думаю, он был настоящим гением». Великий русский композитор и пианист Сергей
Рахманинов однажды попытался сыграть одну из пьес Тэйтума, но, не доиграв до
конца, отодвинулся от рояля и сказал, что Тэйтум сыграет лучше. Стоит добавить
и Каунта Бейси: «Сколько на свете было чудес? Говорят, что семь. Значит, Тэйтум
был восьмым…»
В период
до 1945 года Тэйтум собирает трио с участием Слэма Стюарта (контрабас) и Тайни
Граймса (гитара), записывает дуэт с Биг Джо Тернером, выступает с Барни
Бигартом, Бейли Милдредом, Хоукинсом Коулменом и другими известными
музыкантами. Его исполнение оказало значительное влияние на Билли Тейлора
Оскара Питерсона и прочих последователей боле позднего периода. Трио Тэйтум-Стюарт-Гримс
имело коммерческий успех на 52-й улице, привлекая больше клиентов, чем любые
другие музыканты, за исключением, пожалуй, только Билли Холидей. В 1944 году Тэйтум
был удостоен премии журнала Esquire, что привело к его выступлениям в
Метрополитен-опера.
Со
Стюартом и Гримсом Тэйтум выступал на протяжении почти двух лет, но оставил трио
в 1945 году и вернулся к сольной работе. Репертуар Тэйтума состоял в основном
из музыки Great American Songbook — Tin Pan Alley, Broadway и другой американской
популярной музыки 1920—1940-х годов. Музыкант также играл собственные обработки
нескольких классических фортепианных пьес, в частности, большую известность ему
принесло исполнение «Юморески № 7» Антонина Дворжака и «Элегии» Жюля Массне.
Хотя Арт не проявил себя в качестве композитора, его версии популярных мелодий
были очень оригинальными и граничили с собственными сочинениями. Критики
хвалили Тэйтума как сольного пианиста, но публика уделяла ему относительно мало
внимания. С трио он пользовался большим успехом. В начале 1945 года журнал Billboard
писал, что «Downbeat Club» на 52-й улице платил Тэйтуму 1,150 долларов в неделю
за четыре 20-минутных сета за ночь, что являлось для того времени неслыханной
суммой. Рецензент Billboard прокомментировал: «Тэйтуму дали сломанный
инструмент, зажгли несколько плохих фонарей и ничего больше», и заметил, что музыканта
почти не было слышно из-за шума аудитории.
В конце
40-х годов популярность Арта Тэйтума стала снижаться, главным образом потому,
что на первый план выходит бибоп. Но в начале 50-х годов он снова появился на
джазовом небосклоне. Музыкант выглядел так, как будто ему было за шестьдесят, хотя
Арту было чуть за сорок. Его почки начинали отказывать, но Тэйтум об этом ещё
не знал.
В конце
1953 года хитрый импрессарио Норман Гранц подписал с Артом контракт на запись
для «Clef Records» (один из джазовых лейблов Гранца, наряду с «Norgran» и «Verve»).
Условия контракта были необычными: Гранц хотел записать весь репертуар Тэйтума.
Он назначил дату первой записи, 28 декабря 1953 года, выставил пару ящиков пива
«Pabst Blue Ribbon» и предложил музыканту записать все, что тот хочет. К
полудню 29 декабря Тэйтум записал поразительные шестьдесят девять дублей,
включая шедевральную композицию «Tenderly».
Всего, между
декабрем 1953 и январем 1955 года по заказу Гранца Тэйтум записал свыше ста
сольных номеров, которые вышли затем на одиннадцати долгоиграющих пластинках
«Гений Арта Тэйтума». Затем пианист переезжает в Лос-Анджелес, играет и
записывается на пластинки соло и с выдающимися музыкантами.
В октябре
1956 года Тэйтум выглядел очень усталым и нездоровым – настолько, что не смог
продолжить вторую половину гастролей. Он вернулся домой, для того чтобы
«отдохнуть немножко», как сказал он своему гитаристу. Но 4 ноября Тэйтум был
помещён в госпиталь, где через 6 дней скончался от осложнений уремии в результате
почечной недостаточности.
Лен
Лайонс в своей книге “Великие пианисты джаза” так объяснял технику игры Арта
Тэйтума: «Базой его игры были гармонические приемы Эрла Хайнса, ведущая левая
рука Фэтса Уоллера и текучие легато мелодий, а также подвижные децимы, которые
он распознал в игре молодого Тедди Уилсона. Несомненная разница между Тэйтумом
и пианистами эпохи – это тот факт, что он играл всё в два раза быстрее
современников, с невероятной виртуозностью, мощным свингом и бесконечной
разнообразностью. Его влияние на пианистов джаза было гигантским и даже
опустошающим». Его левая рука бегала по клавишам, как краб, выдавая от четырех
до шести новых тактов – и это между двумя базовыми. Правая же рука плела
паутину меж собою связанных нитей всех 32 нот. Он был способен держать подобную
пианистическую многоречивость в течение восьми и более тактов, никогда не
сбиваясь с ритма.
За
Тэйтумом волочится длинный хвост анекдотов. Почти все они связаны с его
слепотой и феноменальным слухом. Он мог точно сказать сумму мелочи, брошенную
на оцинкованную стойку бара. Он однажды отобрал у шофера руль и проехал целый
квартал вслепую: на его счастье, ему не попалась ни одна встречная машина. Он
прятал на кухне клуба бутылку виски и отыскивал ее наощупь за несколько секунд.
Он даже играл в бильярд и в карты с друзьями, но для этого за его креслом
ставили софит. Тэйтум всегда играл последним в клубе, пропуская вперед
пианистов. Он знал, что никто после него не решится играть...
* Краткая
биография Арта Тэйтума, представленная в этом посте, основана на информации
сайта Джазовый архивариус и биографии, опубликованной в Википедии. Пост в
Википедии основан на превосходном эссе о Тэйтуме, написанном А.Б. Спеллманом,
которое было частью его записей «Гиганты джаза» Time-Life, выпущенного в 1982
году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий