30 лет
назад знаковый лайв Нирваны вышел на физических носителях. «MTV Unplugged in
New York» — первый концертный альбом американской рок-группы Nirvana,
выпущенный DGC Records 1 ноября 1994 года, почти через семь месяцев после
самоубийства Курта Кобейна. Он был частью кабельного телесериала MTV Unplugged
и имеет в основном акустическое исполнение.
Концерт
был записан в Sony Music Studios в Нью-Йорке 18-го ноября 1993-го года, а
премьерная трансляция на ТВ состоялась почти через месяц — 16-го декабря.
Помимо основного состава коллектива, в записи приняли участие бывший гитарист
The Germs Пэт Смир и виолончелистка Лори Голдстон, а также братья Кирквуд из
альтернативной рок-группы Meat Puppets. Продюсерами альбома выступили Скотт
Литт и Алекс Колетти.
Повторно
концерт показали через пять месяцев, и после того MTV гоняло его бесконечно.
Причина простая – в апреле 1994-го года Курт Кобейн покончит с собой. Ну а пока
он еще жив, выходит на сцену с другими музыкантами, берет аккорд, говорит
«добрый вечер» и начинает играть.
Шоу было снято режиссёром Бет Маккарти-Миллер. Несмотря на негласную концепцию руководства проекта, Nirvana сделала упор на менее известный материал и кавер-версии, перепев песни The Vaselines, Дэвида Боуи, Ледбелли и Meat Puppets. В отличие от предыдущих концертов серии «Unplugged», которые были полностью акустическими, во время выступления группа использовала электрическое усиление и гитарные эффекты.
Изначально
музыканты относились к шоу скептически и до последнего сомневались, стоит ли им
участвовать в корпоративной передаче. Например, барабанщик группы Дэйв Грол
рассказывал: «Большинство выпусков «Unplugged» нам не понравились, потому что
многие группы относились к этим выступлениям как к рок-шоу. Они играли свои
хиты так, словно выступали в Мэдисон-сквер-гарден, разве что с акустическими
гитарами».
В итоге,
по мнению редакции Rolling Stone, они выдали лучший концерт в карьере и одно из
лучших выступлений всех времён. Впоследствии лидер R.E.M. Майкл Стайп отмечал,
что Курт Кобейн планировал двигаться именно в таком музыкальном направлении —
намереваясь записать тихий, акустический диск. Это мнение разделяли и многие
журналисты.
Популярность
Nirvana к тому времени уже была беспрецедентной. Попасть в студию на запись
казалось практически невозможным, и те, кому это удалось, считались
счастливчиками. И это действительно так, потому что второго такого выступления
не было и не могло быть.
Кобейн
был крайне озабочен всеми деталями выступления, начиная от звука, заканчивая
визуальной составляющей. Например, он попросил принести больше цветов и свечей.
У него спросили: «Как на похоронах?», на что музыкант ответил: «Точно, как на
похоронах!». Пророческую природу этой шутки сегодня можно вспоминать только с
большой грустью.
Но
особенно удивил публику сет-лист концерта, в котором не было ни «Smells Like
Teen Spirit», ни «Rape me». Хотя обычной практикой для шоу было как раз
исполнение своих самых хитовых песен. Эти две вещи к тому времени уже настолько
надоели Кобейну, что он не стал их играть. Первую – просто наотрез отказался
исполнять, а про вторую, хоть ее и просили слушатели из зала, ответил,
скривившись: «MTV вряд ли разрешит нам ее исполнить».
Вообще,
Курт в свойственной ему манере, вопреки ожиданиям, все сделал наоборот. На
первый взгляд сет-лист казался странным, непривычным для Нирваны, но позже
стало ясно, что он подчинялся строгому распорядку, продуманному Кобейном
заранее. Более того, он включил в трек-лист каверы на песни Meat
Puppets, партнеров Nirvana по гастролям, и на малоизвестных в то время The
Vaselines. Со стороны Курта это было довольно смелое решение.
Группа
начала концерт с песни «About a Girl», исполненной в нарочито изменённой
аранжировке, лишившей её объёма, чтобы подчеркнуть основную мелодию и текст.
«Это из нашего первого альбома. У большинства из вас его нет», — поддел Кобейн
публику перед тем как заиграть мелодию. Тем самым он задал тон остальной части
концерта, которая была наполнена дружеской атмосферой и лёгкими подшучиваниями.
Следующей была исполнена «Come as You Are», выпущенная в формате сингла в 1992 году в поддержку альбома Nevermind; она стала единственным хитом группы, сыгранным на этой концерте, так как к тому моменту композиция «All Apologies» из альбома In Utero ещё не была выпущена в виде сингла.
Затем
последовала «Jesus Doesn’t Want Me for a Sunbeam», в которой Новоселич сыграл
на аккордеоне — первом инструменте, который он освоил в жизни. По словам
музыканта, идея сыграть эту песню пришла к ним во время репетиций, когда они
«валяли дурака».
Перед
«The Man Who Sold the World» Кобейн обратился в зрительный зал со словами: «Я
гарантирую, что испорчу эту песню». Колетти вспоминал, что вся продюсерская
группа заёрзала в креслах из-за отчётливо слышного усилителя: «В остальном всё
было безупречно. Но фидбэк был слышен во всех микрофонах. И не было никакого
способа это исправить. Он был повсюду. Но они не захотели делать ещё один
дубль. Я спросил об этом Курта — он ответил: „Нет, мы отлично справились“».
Многие до сих пор любят эту вещь именно в исполнении Nirvana, а не в оригинале.
Единственный
сингл из этого альбома звучал не менее захватывающее, чем в оригинале. Это не
был «Unplugged» в чистом виде, поскольку группа использовала ударные и
усилители. Джефф Мейсон предложил более точный вариант: «Они должны были
назвать это „приглушённой Нирваной“».
За этим
последовал перерыв, во время которого Кобейн пошутил, что если он всё же
облажается, то людям придётся потерпеть и высидеть дополнительные попытки.
После этого он подошёл к одной из зрительниц в первом ряду и предложил ей
глоток своего напитка, сперва удостоверившись, что она не беременна. Когда
пришло время исполнять «Pennyroyal Tea», Кобейн спросил у остальных участников
группы, играет ли он её один или вместе с ними. Так как песню ни разу не
исполняли на репетициях от начала и до конца, Грол ответил ему: «Играй сам».
По словам
Кросса, на середине песни могло показаться, что Курт запнулся — он делает
короткий вдох и позволяет голосу сорваться на фразе «тёплое молоко и
слабительное». Однако, позволив своему голосу сломаться и найдя силы двигаться
вперёд эффект был поразительным, будто оперный певец борется с болезнью и
завершает арию благодаря эмоциям, а не точности нот: «Это был уникальный
величайший момент для Курта на сцене, и, как и все величайшие достижения его
карьеры, он произошёл, когда Курт, казалось, был обречён на провал».
Кросс
отмечал, что с каждой следующей песней музыкант становился всё увереннее и даже
улыбнулся, когда из зала попросили его сыграть песню «Rape Me», отшутившись
цензурой MTV. Кто-то закричал «Free Bird», и группа подыграла зрительному залу
— исполнив несколько нот из другой песни Lynyrd Skynyrd, «Sweet Home Alabama»,
чем привела публику в восторг.
Крис и Курт Кирквуды из Meat Puppets (Кобейн представил их как «Brothers Meat») поднялись на сцену во второй части программы, отыграв с «Нирваной» три свои композиции.
По словам
Курта Кирквуда, Кобейн попросил его сыграть на гитаре Пэта Смира марки «Buck
Owens American» фирмы Harmony; в свою очередь, он отдал свою Новоселичу.
Колетти вспоминал, что выбор фронтмена пал на «Lake of Fire», потому что она
исполнялась выше его вокального диапазона — песню не стали подстраивать под вокалиста,
меняя тональность, ему самому хотелось «взять эти ноты».
Курт
Кирквуд считал, что их песни, которые выбрал Кобейн, были действительно
классными и — по мнению лидера «Нирваны» — отлично звучали в акустическом
варианте (с чем соглашалась его жена Кортни Лав). В свою очередь, в конце
совместного сета его брат, сидевший рядом с Новоселичем, решил воспользоваться
микрофоном (в который также исполнял бэк-вокал) и выразить группе
признательность за приглашение: «Что тут скажешь? Какое-нибудь банальное — „Я
хочу вас поблагодарить?“. Поэтому я воскликнул — „Чёртова Nirvana!“».
Концерт завершился
исполнением народной песни «In the Pines», в аранжировке блюзового музыканта
Ледбелли «Where Did You Sleep Last Night?», которого Кобейн назвал «своим
любимым исполнителем». Прежде чем заиграть он рассказал историю, о том, как
подумывал купить себе его гитару — завысив её стоимость до 500 000 долларов, в
десять раз больше, чем та, которую он называл тремя месяцами ранее. Подача
фронтмена, который уже участвовал в её записи для альбома своего друга Марка
Ланегана The Winding Sheet, была «недосказанной, приглушённой, эфемерной». По
воспоминаниям Кросса, Кобейн пел песню с закрытыми глазами, а когда его голос
дрогнул, он превратился в первобытный крик, который, казалось, длился несколько
дней.
Впоследствии
интерпретацию Кобейном этого трека расценивали как одно из величайших
концертных исполнений всех времён, в частности её восторгались практически все
присутствующие на том шоу: Маркс, Голдтуэйт, Маккарти-Миллер, Гаар, Финнерти, а
также Литт, который заявил, что она буквально сразила его наповал. Помимо
этого, критик одного из старейших литературных журналов Америки, The Atlantic,
Эндрю Уоллес Чамингс, отметил:
«В
заключительной строчке «I would shiver the whole night through», Кобейн делает
скачок на октаву и настолько сильно напрягает голос, что он срывается. Он
выкрикивает слово «shiver» так громко, что группа перестаёт играть — словно на
свадьбе в телевизионном ситкоме завязалась драка. Потом он сипит «whole» и
делает что-то очень странное, что трудно описать: открывает свои пронзительно
голубые глаза так внезапно, что кажется, будто кто-то другой (или даже что-то
другое) выглядывает из-под осветлённой длинной чёлки со странной ясностью. А
потом он заканчивает песню».
Запись
была выпущена на аудио- и видеоносителях через семь месяцев после смерти
Кобейна, из-за чего планы издать её в рамках сборника Verse Chorus Verse были
отменены. Пластинка дебютировала на верхней строчке американского чарта
Billboard 200 и позднее была сертифицирована RIAA как восьмикратно
«платиновая». В 1996 году альбом стал лауреатом премии «Грэмми» в категории
«Лучший альтернативный альбом», став единственной наградой такого рода,
присуждённой группе. Впоследствии некоторые представители СМИ рассматривали
концерт как «прижизненные» похороны Кобейна, обращая внимание на поминальный
антураж помещения, дизайном которого руководил сам музыкант, а также на
упоминания смерти в пяти из шести исполненных кавер-версий.
Интересно,
что после Nirvana многие группы, приглашенные на MTV, пошли тем же путем, и
играли не свой обычный сет, а разбавляли его малознакомыми вещами. Получилось,
что Курт своим упрямством практически переписал стандарт MTV Unplugged.
Комментариев нет:
Отправить комментарий