Лидия Иванова «Советская песня» (1996).
На данной
странице представлена заключительная часть очерка «Советская песня» российского
музыковеда Л.И. Ивановой, рассказывающая об особенностях массовой песенной
культуры Советского Союза 1980-х годов
Пока что время не произвело своего отбора, и еще рано говорить о страницах, прочно вписанных в песенную классику 80-ми годами. Какие из песен этого времени окажутся по прошествии многих лет подлинным знаком своей современности? Какие запомнятся и какие забудутся? Это покажет будущее. Что касается настоящего, то оно как никогда раньше изобилует течениями, направлениями и стилями, воспринятыми песней из современной массовой культуры. В их поистине калейдоскопической смене многое оказывается случайным и кратковременным. Впрочем, существуют более или менее устойчивые признаки (они связаны не столько с музыкальным началом, сколько с особенностями образного строя), которые позволяют судить о ряде ведущих тенденций этого времени.
Советская
песня в 1980-е годы. Особенности песенной культуры 1980-х годов
Прежде
всего следует сказать о том общем, что имеет песенная культура 80-х годов с
предыдущими десятилетиями. Оно отчетливо выражено в песнях духовно-этического
порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира личности с
миром окружающим. Наиболее ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя
элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога без конца» (С. Баневич — Т.
Калинина), юношеской «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов — Ю. Энтин). Рядом с ними
— песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню только
сейчас — об осознании неизбежности утрат. «Любовь и разлука» (Шварц —
Окуджава), «Ищу тебя» (Зацепин — Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на
стихи Р. Тагора в переводе А. Адалис), «А на прощанье я скажу...» (Петров —
Ахмадулина), — все они, пришедшие с киноэкрана, являются лучшими образцами
лирики 80-х годов.
Получила
продолжение начатая еще в конце 50-х и в 60-х годах лирическая тема «малой
родины» — родных мест, из которых берут свои истоки человеческие судьбы. К ним
принадлежит ряд песен композитора и исполнителя Ю. Антонова (наибольшую
популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи Пляцковского).
Характерны своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к
современной, привлекающей изысканностью интерпретации городского романса,
такие, как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды»
(Тухманов — Л. Фадеев), «Вальс-бостон» (музыка и стихи А. Розенбаума).
Преемственность
гражданственной лирики 80-х годов по отношению к предыдущим двум десятилетиям
выразилась в песнях-воспоминаниях о войне. Теперь, спустя вот уже сорок лет,
они поют о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся с полей сражений.
Таковы «Письмо из сорок пятого» (Лученок — М. Ясень), «Если б не было войны»
(Минков — Шаферан), «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др. В стиле
ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В.
Шленский).
Трудно не
заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и
запоминающихся песен, посвященных общегражданским темам. Избыток патетики
высокопарных лозунгов в песнях, призванных отождествить собою идеалы
патриотизма, гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое
отчуждение слушательских кругов. Парадно-торжественный тон потерял доверие
общества, получившего право открыто говорить о накопившихся в нем
противоречиях. К тому же традиционные средства воплощения тем большого
общественного звучания откровенно исчерпали себя.
Наиболее
активной в смысле обращения к социально-общественным проблемам оказалась
рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление
сказать правду о себе и своем времени. Образная сфера рок-текстов призвана
подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность
суждений. Ими ставятся под сомнение готовые рецепты удобного существования,
высказывается протест против приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописными
истинами. Отсюда — особенности обликов и стиля высказывания, избранных разными
группами. Поэтические тексты, используемые в рок-музыке, далеко не всегда
соответствуют в художественном отношении глубине поднимаемых социальных
проблем. Тем не менее образная сфера отечественного рока значительно расширила
диапазон привлекаемых в песню коллизий.
«Артист и
публика» — новая и успевшая широко распространиться тема эстрадной песенной
лирики. Начало ее, восходящее к середине 70-х годов, было положено
исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее
блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э. Димитрова
«Арлекино». В последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс
пишет песни «Маэстро» (стихи Резника), «На бис» (стихи А. Вознесенского). С тех
пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через
творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и певцов.
В русле
психологизации песенного образа еще одна распространенная в 80-е годы тема —
зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны, существует во
многих песнях, различных по настроению и жанровому решению. Как, например, в
песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова, в остроироничной «Комнате
смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или элегической «Песенке без конца»
(Колмановский — Шаферан).
Наблюдается
еще одна новая тенденция. Привлечение в песню литературных героев, знаменитых
имен или имен нарицательных. Здесь проглядывает стремление авторов выйти за пределы
будничного — к эксцентричности, карнавальности, причудливому. Так, песенными
персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и Чарли Чаплин,
Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д. Делается это по-разному. В
одних случаях с достаточной долей художественного вкуса и меры. Порою — лишь в
угоду моде.
В 80-е
годы значительно выросло число музыкантов, объединивших функции автора музыки
(часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев, В. Кузьмин, И.
Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза.
На
протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р. Паулса.
Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных музыкальных жанрах —
мюзикл, хоровая музыка, эстрадно-инструментальная музыка, джазовые пьесы —
Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш
город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не вечер»,
«Вернисаж» и мн. др.). Среди самых популярных песен 80-х годов назовем
«Айсберг» (И. Николаев — Л. Козлова), «Лаванда» (В. Матецкий — М. Шабров),
«Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев).
Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить. По-разному складываются песенные судьбы. Принято говорить, что их вершит само Время. Что ж! Время — это жизнь и люди. Песни живут среди людей. Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний. Это мы передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими хотим быть, какие есть. Меняются времена, сменяют друг друга песни. Лучшие из них обретают долгую и счастливую судьбу.
Источник:
Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.
Эстрадные
звезды 1980-х гг.:
Азиза Ирина Аллегрова Анастасия Юрий Антонов Альберт Асадуллин Михаил Боярский Александр Буйнов Лайма Вайкуле Анне Вески Ксения Георгиади Алексей Глызин Николай Гнатюк Лариса Долина Ярослав Евдокимов Марина Журавлева Ольга Зарубина Мирдза Зивере и Имант Ванзович Марина Капуро Иосиф Кобзон Сергей Крылов |
Светлана Лазарева Валерий Леонтьев Лев Лещенко Иво Линна Александр Малинин Владимир Маркин Алиса Мон Татьяна Овсиенко Ольга Пирагс Алла Пугачёва Виктор Салтыков Александр Серов Игорь Скляр Игорь Тальков |
Комментариев нет:
Отправить комментарий