Советская песня в 1980-е годы.

Лидия Иванова «Советская песня» (1996).

На данной странице представлена заключительная часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л.И. Ивановой, рассказывающая об особенностях массовой песенной культуры Советского Союза 1980-х годов

Пока что время не произвело своего отбора, и еще рано говорить о страницах, прочно вписанных в песенную классику 80-ми годами. Какие из песен этого времени окажутся по прошествии многих лет подлинным знаком своей современности? Какие запомнятся и какие забудутся? Это покажет будущее. Что касается настоящего, то оно как никогда раньше изобилует те­чениями, направлениями и стилями, воспринятыми песней из современной массовой культуры. В их поистине калейдоскопи­ческой смене многое оказывается случайным и кратковременным. Впрочем, существуют более или менее устойчивые признаки (они связаны не столько с музыкальным началом, сколько с особенностями образного строя), которые позволяют судить о ряде ведущих тенденций этого времени.

Советская песня в 1980-е годы. Особенности песенной культуры 1980-х годов

Юрий Антонов. Обложка винилового диска

Прежде всего следует сказать о том общем, что имеет песен­ная культура 80-х годов с предыдущими десятилетиями. Оно отчетливо выражено в песнях духовно-этического порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира лич­ности с миром окружающим. Наиболее ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога без конца» (С. Баневич — Т. Калинина), юношеской «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов — Ю. Энтин). Рядом с ними — песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню только сейчас — об осознании неизбежности утрат. «Любовь и разлука» (Шварц — Окуджава), «Ищу тебя» (Зацепин — Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на стихи Р. Тагора в переводе А. Адалис), «А на прощанье я ска­жу...» (Петров — Ахмадулина), — все они, пришедшие с кино­экрана, являются лучшими образцами лирики 80-х годов.

Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев - «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк) (1984).

Получила продолжение начатая еще в конце 50-х и в 60-х годах лирическая тема «малой родины» — родных мест, из кото­рых берут свои истоки человеческие судьбы. К ним принадле­жит ряд песен композитора и исполнителя Ю. Антонова (наи­большую популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи Пляцковского). Характерны своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к современной, привлекающей изысканностью интерпретации городского романса, такие, как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды» (Тухманов — Л. Фадеев), «Вальс-бостон» (музыка и сти­хи А. Розенбаума).

Игорь Тальков - «Чистые пруды» (Тухманов — Л. Фадеев).

Преемственность гражданственной лирики 80-х годов по от­ношению к предыдущим двум десятилетиям выразилась в песнях-воспоминаниях о войне. Теперь, спустя вот уже сорок лет, они поют о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся с полей сражений. Таковы «Письмо из сорок пятого» (Лученок — М. Ясень), «Если б не было войны» (Минков — Шаферан), «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др. В стиле ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский).

Иосиф Кобзон - «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский) (1985).

Трудно не заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и запоминающихся песен, посвященных об­щегражданским темам. Избыток патетики высокопарных лозунгов в песнях, призванных отождествить собою идеалы патрио­тизма, гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое отчуждение слушательских кругов. Парадно-торжест­венный тон потерял доверие общества, получившего право открыто говорить о накопившихся в нем противоречиях. К тому же традиционные средства воплощения тем большого обще­ственного звучания откровенно исчерпали себя.

Иосиф Кобзон – «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий - Ф. Лаубе) (1993).

Наиболее активной в смысле обращения к социально-об­щественным проблемам оказалась рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление сказать правду о себе и своем времени. Образная сфера рок-текстов призвана подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность суждений. Ими ставятся под сомнение го­товые рецепты удобного существования, высказывается протест против приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописными истинами. Отсюда — особенности обликов и стиля высказы­вания, избранных разными группами. Поэтические тексты, используемые в рок-музыке, далеко не всегда соответствуют в ху­дожественном отношении глубине поднимаемых социальных проблем. Тем не менее образная сфера отечественного рока значительно расширила диапазон привлекаемых в песню коллизий.

Александр Розенбаум – «Вальс-Бостон».

«Артист и публика» — новая и успевшая широко распространиться тема эстрадной песенной лирики. Начало ее, восхо­дящее к середине 70-х годов, было положено исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э. Димитрова «Арлекино». В последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс пишет песни «Маэстро» (стихи Резника), «На бис» (стихи А. Вознесенского). С тех пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и певцов.

Алла Пугачева – «Маэстро» (1981).

В русле психологизации песенного образа еще одна распро­страненная в 80-е годы тема — зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны, существует во многих пес­нях, различных по настроению и жанровому решению. Как, на­пример, в песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова, в ост­роироничной «Комнате смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или элегической «Песенке без конца» (Колмановский — Шаферан).

Валентина Толкунова – «Песенка без конца» (1986).

Наблюдается еще одна новая тенденция. Привлечение в песню литературных героев, знаменитых имен или имен нарицательных. Здесь проглядывает стремление авторов выйти за пределы будничного — к эксцентричности, карнавальности, причудливому. Так, песенными персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и Чарли Чаплин, Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д. Делается это по-разному. В одних случаях с достаточной долей художественного вкуса и меры. Порою — лишь в угоду моде.

В 80-е годы значительно выросло число музыкантов, объединивших функции автора музыки (часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев, В. Кузьмин, И. Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза.

На протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р. Паулса. Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных музыкальных жанрах — мюзикл, хоровая музыка, эстрадно-инструментальная музыка, джазовые пьесы — Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не вечер», «Вернисаж» и мн. др.). Среди самых популярных песен 80-х годов назовем «Айсберг» (И. Николаев — Л. Козлова), «Лаванда» (В. Матецкий — М. Шабров), «Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев).

Михаил Муромов – «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев).

Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить. По-разному складываются песенные судьбы. Принято говорить, что их вершит само Время. Что ж! Время — это жизнь и люди. Песни живут среди людей. Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний. Это мы передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими хотим быть, какие есть. Меняются времена, сменяют друг друга песни. Лучшие из них обретают дол­гую и счастливую судьбу.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //

Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Эстрадные звезды 1980-х гг.:

Азиза

Ирина Аллегрова

Анастасия

Юрий Антонов

Альберт Асадуллин

Геннадий Белов

Михаил Боярский

Александр Буйнов

Лайма Вайкуле

Анне Вески

Ксения Георгиади

Алексей Глызин

Николай Гнатюк

Александр Градский

Лариса Долина

Ярослав Евдокимов

Марина Журавлева

Ольга Зарубина

Сергей Захаров

Мирдза Зивере и Имант Ванзович

Як Йоала

Марина Капуро

Крис Кельми

Иосиф Кобзон

Сергей Крылов

Светлана Лазарева

Валерий Леонтьев

Лев Лещенко

Иво Линна

Юрий Лоза

Вячеслав Малежик

Александр Малинин

Владимир Маркин

Евгений Мартынов

Сергей Минаев

Алиса Мон

Михаил Муромов

Тынис Мяги

Татьяна Овсиенко

Ольга Пирагс

Ирина Понаровская

Алла Пугачёва

Виктор Салтыков

Екатерина Семенова

Леонид Серебренников

Александр Серов

Игорь Скляр

Игорь Тальков

Валентина Толкунова

Комментариев нет:

Отправить комментарий