В
Советском Союзе эксперименты с магнитной записью активно начались в 30-х
минувшего столетия. Такими опытами занимались ученые Научно-исследовательского
института Всесоюзного радиокомитета, а также в иных подобных организациях.
Единичные
экземпляры катушечных магнитофонов были произведены накануне войны. Их
предназначение - спецприменение. Первая же серийная аппаратура, которая
называлась СМ-45, появилась в 1942-м. Через два года в радиовещательные центры
советского государства начали поступать и магнитофоны МАГ-1 и МАГ-2. Правда,
всего их было порядка 70 шт.
В
победном 45-м советские власти уже не только создали научно-исследовательский
институт звукозаписи, но и сформировали промышленную базу для выпуска
магнитофонов. Спустя некоторое время сотрудникам института удалось
разработать т.н. магнитофон «упрощенного типа».
Выпуском
магнитофонов, рассчитанных на массового потребителя, в Советском Союзе начали
заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал
«Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а
длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут
соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Этот
магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно)
характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой
скорости.
Хотя
производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие
семьи могли позволить себе новую технику. К тому же данная модель выпускалась
ничтожно маленькой серией. Преимущественно, приобретали их различные
организации.
Первой
попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки
''МП-1'' в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно
с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом
''Эльфа'', правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе
радиограммофона ''Эльфа-6-1'', но она была весьма дорогой и имела существенный
недостаток скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины
рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка ''Волна'', как и
предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы,
имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была
уже постоянной.
Ну а с
конца 50-х в Советском Союзе производство бытовых магнитофонов уже было широко
освоено. В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил
общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том
числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе были прописаны классы
магнитофонов, на которые ориентировались производители. Они обозначались первой
цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же
время магнитофоны начали дешеветь. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты
стали становиться частью повседневной жизни советского человека.
Тогда же
возникло и особое социальное явление. Речь идет о магнитофонной культуре или о
«магнитиздате» - записи бардов, первых полуподпольных ВИА, зарубежных
исполнителей и многих других. Они были популярны в народе, но не одобрялись
официальной советской идеологией.
Первый
советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была
модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный
диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30
минутам.
Киевский
радиозавод выпускал сетевой катушечный магнитофон «Днепр-11». Этот аппарат
внешне сильно отличался от других моделей, так как как имел немалый вес — целых
24 килограмма. Поставлялся магнитофон в футляре, выполненном из натуральной
древесины и покрытом лаком. Материал был стилизован под дорогое дерево. В
шестидесятые годы, когда появился «Днiпро-11», такой стильный прибор был
редкостью. Эксклюзивной магнитофон ставили на самое видное место в квартире,
считая его украшением интерьера и предметом роскоши. Конечно, тяжёлый аппарат
никто не собирался транспортировать, это был сугубо стационарный бобинник.
Однако его возможности и характеристики были весьма неплохими.
Через
несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была
модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году. Он поддерживал две
скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона
составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.
Появление
транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым
батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году.
Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время
работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до
6000 Гц.
Помимо
переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные
приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для
воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой
частоты. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или
радиола. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель
вышла в 1966 году.
Самая
известная модель советского катушечного магнитофона также производилась в
Киеве. Это был знаменитый «Маяк-001». И хотя датой его рождения считается 1973
год, магнитофон (как это ни покажется удивительным сегодня) уже тогда был
оснащён путем дистанционного управления, позволяющим регулировать все режимы
работы. Также имелся счётчик метража магнитофонной ленты. Аппарат работал на
двух скоростях — 9, 53 сантиметра в секунду и 19,05 сантиметров в секунду.
Возможности магнитофона были достаточно широки. На нём можно было записывать и
проигрывать монофонические и стереофонические записи, а также накладывать
запись поверх уже существующей. Весил бобинник около двадцати килограммов. Это
был дефицитный товар (как, впрочем, и многие другие), за которым всегда
выстраивались очереди, и который стремились достать «по блату».
Одним из
самых передовых предприятий по производству бобинных магнитофонов был Волжский
электромеханический завод. На нём была изготовлена знаменитая модель «Илеть».
Этот катушечный магнитофон вызывал восторг среди тех, кто любил музыку. Он имел
очень широкий функционал, качественную систему шумоподавления, усилитель
мощности. К тому же управлять им можно было при помощи пульта дистанционного
управления. Но что больше всего привлекало покупателей — дополнительные
колонки! Это было редкое явление в советское время. Конечно, и цена была
немалая: более тысячи рублей. Тем не менее, приобрести «Илеть» желали очень
многие. Качество ценилось и будет цениться во все времена.
В 1979
году на Фрязинском заводе «Рений» приступили к выпуску бобинного магнитофона
«Электроника ТА 01-003». Эта модель имела три двигателя, а его лентопротяжный
механизм отличался высоким качеством. Также меломанов привлекала система
автоуправления двигателем прямого привода. Но что очень важно, в этом
катушечнике имелись такие важнейшие системы, как устройство электронного
торможения и система для стабилизации натяжения магнитной ленты. Также, как и
предыдущие модели, «Электроника» оснащалась пультом дистанционного управления.
Для качественного прослушивания была предназначена встроенная система
шумоподавления. На магнитофоне можно было запустить и прослушать запись как
вперёд, так и назад. Можно было выбрать ускоренную перемотку магнитофонной
ленты, причём направление могло быть любым. Имелся индикатор, показывающий
уровни записи и воспроизведения. С начала восьмидесятых годов электроника выпускалась
на Кировском электромашиностроительном объединении имени Лепсе.
Явление
магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные
экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее
бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей
важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово
вплоть до 90-х. Позже их популярность снизилась.
Катушечные магнитофоны, производимые в СССР:
1940-е годы: МАГ-2 ВНАИЗ (1947) Днепр (1947) 1950-е годы: Эльфа - 6-1 (1950) Днепр-3 (1952) Миз - 8 (1953) МП-1 (1954) Днепр - 8 (1954) Волна (1955) Днепр - 9 (1956) Репортер (1956) Мелодия МГ-56 (1956) Репортер - 2 (1957) МАГ-Д1 П-181 (1957) МП-2 (1957) Днепр - 10 (1958) Электрон - 52Д (1958) 1960-е годы: Анюта (1960) Мезон (1960) ПГУ - 651 (1960) Репортер - 3 (1960) Чайка (1960) Яуза - 5 (1960) L60M3348 (1961) Комета МГ - 201 (1961) МН - 61 (1961) П - 180 (1961) Ритм (1961) Айдас (1962) Тритон (1962) Весна - 2 (1963) Тембр Маг - 59М (1964) Чайка - М (1964) Яуза - 20 (1964) Магнитофон Блокнот (1965) Мез - 60 (1965) Орбита - 1 (1965) Репортер - 5 (1965) Романтик (1965) Астра-4 (1966) Айдас - 9М (1966) Комета - 206 (1966) Лира - 206 (1966) Нида (1966) Чайка - 2 (1966) Чайка 66 (1966) Брянск (1967) Весна - 3 (1967) Мрия (1967) Пчелка (1968) Дельфин (1969) Днепр - 14А (1969) Дон (1969) Комета - 209 (1969) Орбита - 2 (1969) Нота - М (1969) Романтик - 3 (1969) Электрон (1969) Дайна Эльфа - 29 (1969) 1970-е годы: Аврора стерео (1970) Мошка (1970) Репортер - 6 (1970) Ритм - 2 (1970) Электроника - 100 (1970) Астра - 5 (1971) Вильма - М1 (1971) Летучая мышь (1971) Маяк - 201 (1971) Тембр - 2 (1971) Дайна Эльфа - 29 (1971) Юпитер - 1201 (1971) ВМ - 70 (1971) Дельфин - 302 (1972) Иней - 302 (1972) Нота - 303 (1972) Тембр - 2С (1972) Юпитер - 001 (1972) Юпитер - 201 (1972) Астра - 205 (1973) Кристалл - 001 (1973) Маяк - 001 (1973) Орбита - 303 (1973) Сатурн - 301 (1973) Соната - 304 (1973) Яуза - 2012 (1973) Маяк - 202 (1974) |
Юпитер - 202 (1974) Юпитер квадро (1974) Дельфин - 302М (1975) Иней - 303 (1975) Комета - 212 (1975) Нота - 304 (1975) Ростов - 101 (1975) Тантал (1975) Маяк - 203 (1976) Маяк - 204 (1976) Нота - 203 (1976) Романтик - 304 (1976) Яуза - 207 (1976) Астра - 207 (1977) Илеть - 101 (1977) Орбита - 204 (1977) Орбита - 205 (1977) Ритм Репортер (1977) Соната - 308 (1977) Тембр - 2М (1977) Электроника - 002 (1977) Эльфа - 332 (1977) Ритм - 320 (1978) Ростов - 102 (1978) Сатурн - 201 (1978) Снежеть - 202 (1978) Комета - 118 (1979) Маяк - 205 (1979) Ростов - 104 (1979) Электроника ТА1-003 (1979) Юпитер - 203 (1979) 1980-е годы: Астра - 209 (1980) Маяк - 206 (1980) Снежеть - 203 (1980) Юпитер - 204 (1980) Яуза - 209 (1980) Илеть - 102 (1981) Снежеть - 204 (1981) Иссык - Куль 101 (1981) Комета - 120 (1982) Комета - 212М (1982) Маяк - 005 (1982) Сатурн - 101 (1982) Эльфа - 201 (1982) Илеть - 103 (1982) Комета - 2012-1 (1983) Сатурн - 202 (1983) Электроника - 004 (1983) Астра - 110 (1984) Идель - 001-1 (1984) Маяк - 003 (1984) Олимп - 003 (1984) Орбита - 106 (1984) Эльфа - 001 (1984) Илеть - 110 (1985) Иссык - Куль - 101-1С (1985) Олимп - 004 (1985) Ростов - 105 (1985) Сатурн - 202С-2 (1985) Снежеть - 110 (1985) Эльфа - 201 Диктор (1985) Нота - 101 (1986) Олимп МПК-005С (1986) Союз - 110 (1986) Союз МПК-111С-1 (1986) Ягуар - 1-2М (1986) Астра МК-110-С1 (1987) Олимп - 006 (1987) Орбита - 107С (1987) Электроника - 007 (1987) Яхта - 1М (1987) Идель - 007 (1988) Олимп УР-200 (1988) Ростов - 112 (1988) Ростов - 121 (1988) Астра МК-111С (1989) Санда МК-112 (1989) 1990-е годы: Ломо 25Д-79 (1990) Ростов МК-012С (1990) Ростов МК-112С (1990) Кливер МК-112С (1990) Юпитер МК-106 (1990) Астра МК-111С-1 (1991) Олимп - 010 (1991) Санда МКП (1991) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий