Ритм-энд-блюз,
или ритм-н-блюз (от англ. rhythm and blues, сокр. R&B — ритм и блюз) — это,
включающий элементы блюза, жанр популярной музыки, зародившийся в
афроамериканских общинах в 1940-х годах. Первоначально этот термин
использовался звукозаписывающими компаниями для описания записей, продаваемых
преимущественно афроамериканцам. В конце 1940-х годов словосочетание
ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином для обозначения
современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке
афроамериканских исполнителей США.
С течением времени значение термина «ритм-энд-блюз» претерпело ряд изменений. В начале 1950-х его часто применяли к блюзовым записям. Начиная с середины 1950-х годов, после того, как этот стиль музыки внес свой вклад в развитие рок-н-ролла, термин «R&B» стал использоваться для обозначения музыкальных стилей, которые возникли на основе электрического блюза, а также музыки госпел и соул. В 1960-х годах несколько британских рок-групп, таких как «Rolling Stones», «The Who» и «Animals», назывались и рекламировались как ритм-энд-блюзовые; афиши «The Who» в 1964 году содержали слоган «Максимум R&B».
В 1969
году журнал «Billboard»
предложил новый термин для обозначения популярной музыки R&B-направления,
переименовав свой хит-парад в «Самые продаваемые соул-синглы» (англ.
Best-Selling Soul Singles). Соул-музыка стала более широкими понятием,
включавшим в себя музыку исполнителей разных рас и национальностей.
К концу
1970-х термин «ритм-энд-блюз» снова возродился и использовался уже как общий
термин для соула и фанка. В конце 1980-х годов появился новый R&B,
получивший название «современный R&B». Он сочетает в себе ритм-н-блюз с
элементами поп-музыки, соула, фанка, диско, хип-хопа и электронной музыки.
Этимология.
Хотя
создание термина «ритм-н-блюз» приписывают музыкальному журналисту «Billboard»
Джерри Векслеру, который якобы впервые употребил его в 1948 году, этот термин
использовался в «Billboard» еще в 1943 году. Он заменил термин «расовая
музыка», который изначально означал «музыка чернокожих», и стал оскорбительным
в послевоенном мире. Термин «ритм-н-блюз» использовался «Billboard» в своих чартах
с июня 1949 по август 1969, когда чарт «Hot Rhythm & Blues Singles» был
переименован в «Best Selling Soul Singles». До того, как было введено название
«Ритм энд Блюз», различные звукозаписывающие компании уже начали заменять
термин «расовая музыка» («race music») на «серию сепии» («sepia series»).
Писатель
и продюсер Роберт Палмер определил ритм-энд-блюз как «общий термин, относящийся
к любой музыке, созданной афроамериканцами и для них». Он использовал термин
«R&B» как синоним джамп-блюза. Однако сайт AllMusic отделяет R&B от
джамп-блюза из-за более сильного влияния на R&B госпела. Лоуренс Кон, автор
книги «Ничего, кроме блюза», пишет, что «ритм-энд-блюз» был общим термином,
придуманным для удобства индустрии. По его словам, этот термин охватывал всю
музыку чернокожих, кроме классической и религиозной, если только госпел-песня
не начинала продаваться достаточно хорошо, чтобы попасть в чарты. В XXI веке термин R&B продолжает
использоваться (в некоторых контекстах) для классификации музыки, созданной
черными музыкантами, в отличие от музыкальных стилей, созданных другими
музыкантами.
В
коммерческой ритм-энд-блюзовой музыке, типичной для 1950-1970-х годов,
R&B-группы обычно состояли из фортепиано, одной или двух гитар, баса,
ударных, одного или нескольких саксофонов и иногда бэк-вокалистов. Группы были
одеты в одинаковые костюмы и даже униформу - практика, свойственная эстрадной
музыке, в которой исполнители ритм-н-блюза стремились доминировать. Тексты песен
часто казались фаталистическими, а мелодия обычно следовала предсказуемым образцам
аккордов и структуры.
В 2016
году Смитсоновский институт представил своё краткое изложение истоков жанра:
«Отчетливо
афроамериканская музыка, почерпнутая из глубинных слоев афроамериканской
экспрессивной культуры, развитие которой происходило в течение тридцатилетнего
периода расовой сегрегации, межэтнических конфликтов и борьбы за гражданские
права, представляет собой смесь джамп-блюза, свинга, госпела, буги-вуги и
блюза».
Предыстория.
В 20-х и 30-х
годах ХХ века массовая миграция афро-американцев в промышленные центры Чикаго,
Детройт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и другие крупные города США создала новый рынок
для джаза, блюза и родственных жанров музыки. Предшественниками ритм-энд-блюза
стали джаз и блюз, которые в конце 1920-х и 1930-х годах взаимно пересекались
благодаря работе таких музыкантов и групп, как «Harlem Hamfats» с их хитом 1936
года «Oh Red», Лонни Джонсона, Лероя Карра, Кэба Кэллоуэя, Каунта Бэйси и
Ти-Боун Уокера. В аранжировках все большее внимание уделялось электрогитаре как
ведущему инструменту, а также фортепиано и саксофону.
Конец
1940-х гг.
В 1948
году компания «RCA Victor» продавал черную музыку под брендом «Blues and Rhythm».
В том же году Луи Джордан доминировал в хит-парадах R&B с тремя песнями, основанными
на ритмах буги-вуги. Его группа «Tympany Five», образованная в 1938 году,
состояла из самого Джордана, играющего на саксофоне, а также трубы,
тенор-саксофона, фортепиано, баса и ударника. Лоуренс Кон описал их музыку как
«более жесткую, чем блюз, с оттенком джаза в стиле буги-вуги». Музыка Джордана,
наряду с музыкой Биг Джо Тернера, Роя Брауна, Билли Райта и Винони Харриса
теперь называется джамп-блюзом. У Пола Гайтена, Роя Брауна и других появились
хиты в стиле, который теперь называют ритм-энд-блюз. В 1948 году Винони Харрис записал
кавер на песню «Good Rockin 'Tonight» Роя Брауна и занял 2-е место в чартах,
уступив верхнюю строчку хит-парада композиции «Long Gone» биг-бэнду Сонни
Томпсона.
В 1949
году термин «ритм-энд-блюз» заменил категорию «Billboard Harlem Hit Parade». В
том же году песня «The Huckle-Buck», записанная бэнд-лидером и саксофонистом
Полом Уильямсом, стала R&B-мелодией номер один, оставаясь на вершине
хит-парадов почти целый год. Написанная музыкантом и аранжировщиком Энди
Гибсоном, песня была названа за двусмысленность и непристойность «грязным
буги-вуги». Концерты Пола Уильямса и его «Hucklebuckers» были бурными
мероприятиями, которые не раз закрывались полицией, а тексты, написанные соавтором
хита 1955 года «(The) Rock and Roll Waltz», Роем Альфредом наводили на
сексуальные размышления.
В том же году
R&B-версия блюзовой песни 1920-х годов «Ain't Nobody's Business» стала
хитом №4 для Джимми Уизерспуна, а Луи Джордан и «Tympany Five» снова вошли в Тор5
с «Saturday Night Fish Fry». Многие из хитовых пластинок были выпущены на новых
независимых лейблах, таких как «Savoy» (основан в 1942 году), «King» (основан в
1943 году), «Imperial» (основан в 1945 году), «Specialty» (основан в 1946
году), «Chess» (основан в 1947 году) и «Atlantic» (основан в 1948 году).
Начало и
середина 1950-х годов:
Сначала R&B-диски
покупали преимущественно афроамериканцы. По словам Джерри Векслера из «Atlantic
Records», продажи были локализованы на афроамериканских рынках.Однако в начале
1950-х годов все больше белых подростков начали увлекаться R&B и покупать
эту музыку. Например, в 1952 году 40% продаж в музыкальном магазине «Dolphin's
of Hollywood», расположенном в афроамериканском районе Лос-Анджелеса,
приходилось на белых. В конце концов, белые подростки по всей стране обратили
свои музыкальные предпочтения в сторону ритм-энд-блюза.
В 1951
году Джонни Отис, подписавший контракт с лейблом «Savoy Records», записал несколько
хитов R&B, которые в том году достигли верхних строчек хит-парада Billboard, в том числе «Double Crossing
Blues», «Mistrustin 'Blues», «Cupid's Boogie», «Gee Baby», «Mambo Boogie» и
«All Nite Long». Квинтет «The Clovers», состоящий из вокального квартета с
аккомпанирующим гитаристом, записали для «Atlantic» комбинацию блюза и госпела «Don't
You Know I Love You», достигшую 5-й строчки списка Billboard. В июле 1951 года
в Кливленде, штат Огайо, ди-джей Алан Фрид начал вести на канале WJW (850 AM) ночное
радио-шоу под названием «The Moondog Rock Roll House Party». Спонсором шоу
Фрида выступил Фред Минц, чей музыкальный R&B-магазин имел преимущественно
афроамериканскую клиентуру. Фрид назвал ритм-энд-блюз, который он проигрывал,
«рок-н-роллом».
В 1951
году Литтл Ричард записал для «RCA Records» несколько джамп-блюз композиций в
стиле звезд конца 1940-х годов Роя Брауна и Билли Райта. Однако только в 1954
году он записал демо, которое привлекло внимание «Specialty Records», и мир услышал
новый ритмичный фанк-ритм-н-блюз. Последовала череда ритм-энд-блюзовых хитов,
начиная с «Tutti Frutti» и «Long Tall Sally», оказавших влияние на таких исполнителей,
как Джеймс Браун, Элвис Пресли и Отис Реддинг.
Рут Браун,
выступавшая на лейбле «Atlantic», ежегодно
с 1951 по 1954 год попадала в пятерку лучших: «Teardrops from My Eyes», «Five, Ten, Fifteen
Hours», «(Mama) He
Treats Your Daughter Mean» и «What a Dream». Песня «Shake a Hand» Фэй Адамс заняла
второе место в 1952 году. В 1953 году оригинальная запись Уилли Мэй Торнтона
«Hound Dog» стала хитом №3 года. Рут Браун была очень заметной фигурой среди
R&B-исполнительниц 50-х годов; ее популярность, скорее всего, была основана
на «глубоко укоренившихся в её вокале афроамериканских традициях». В том же
году ду-воп группа «The Orioles» заняла 4-место в хит-параде с песней «Crying
in the Chapel».
Фэтс
Домино попадал в Тор-30 в 1952 и 1953 годах, затем в Топ-10 с песней «Ain't
That a Shame». Рэй Чарльз приобрел известность в 1955 году. Биг Билл Брунзи
сказал о музыке Чарльза: «Он смешивает блюз с госпел ... Я считаю, что это
неправильно».
В 1954
году композиция «Sh-Boom» группы «Chords» стал первым хитом, вышедшим из чарта
R&B и вошедшим в национальный поп-чарт Топ-10. В конце того же года «Hearts
of Stone» от «The Charms» попали в национальную 20-ку.
Весной
1955 года дебютная пластинка Бо Диддли «Bo Diddley/ I'm a Man», записанная на
лейбле «Chess Records», поднялась на вторую строчку в хит-параде R&B и
популяризировала собственный оригинальный ритм-н-блюзовый стиль Бо Диддли.
По
настоянию Леонарда Чесса из «Chess Records» Чак Берри переработал старую кантри-песню
под названием «Ida Red». В результате в 1955 году «Maybellene» не только заняла
3-е место в хит-парадах R&B, но и попала в Топ-30 поп-чартов. Алан Фрид,
который в 1954 году перебрался на гораздо более крупный рынок Нью-Йорка, помог
пластинке стать популярной среди белых подростков. В обмен на рекламную
деятельность Фрид получил от «Chess» часть авторских роялти, что было обычной
практикой в то время.
Согласно
многим источникам R&B также оказал сильное влияние на рок-н-ролл. Например,
«Wall Street Journal» напечатал в 1985 году статью под названием «Рок! Это все
еще ритм и блюз». Фактически, автор заявлял, что «эти два термина
использовались взаимозаменяемо» примерно до 1957 года. В других источниках,
цитируемых в статье, говорится, что рок-н-ролл – это сочетание R&B с
поп-музыкой и музыкой кантри.
Фэтс
Домино не был уверен, что принимает участие в создании какого-то нового жанра.
В 1957 году он сказал: «То, что сейчас называют рок-н-роллом, - это
ритм-н-блюз. Я играл его в Новом Орлеане ещё 15 лет назад». Согласно журналу «Rolling
Stone», «это верное заявление ... все рокеры 50-х, черные и белые, находились
под фундаментальным влиянием R&B, популярной музыки черных конца 40-х -
начала 50-х».
Конец
1950-х годов:
В 1956
году состоялся R&B-тур «Top Stars of '56» с участием хедлайнеров Эла
Хибблера, Фрэнки Лаймона и «Teenagers», а также Карла Перкинса, чей хит «Blue
Suede Shoes» был очень популярен среди покупателей музыки R&B, Чака Берри,
Кэти Карр, Деллы Риз, Сэма «Т-Берда» Дженсена, «Тhe Cleftones», «Тhe Spaniels»
и «Illinois Jacquet's Big Rockin' Rhythm Band». Артисты выступали в Колумбии,
Аннаполисе, Питтсбурге, Сиракузах, Рочестере, Буффало и Нью-Йорке. В Колумбии
концерт закончился беспорядками. В Аннаполисе от 50 000 до 70 000 человек
пытались проникнуть в зал на 8 000 мест. Дороги были забиты семь часов. Начиная
с 1956 года популярностью «ритм-энд-блюзовых» музыкантов воспользовались кинематографисты:
Литтл Ричард, Чак Берри, Фэтс Домино, Биг Джо Тернер, «Тhe Treniers», «Тhe
Platters» и «Тhe Flamingos» попали на большой экран.
В 1957
году в пятерку лучших R&B-хитов вошли две пластинки Элвиса Пресли:
«Jailhouse Rock» / «Treat Me Nice» (№1) и «All Shook Up» (№5), беспрецедентное
признание не афроамериканского исполнителя в музыкальной категории, созданной
черными. Джазовый пианист Нэт Кинг Коул, у которого было два хита в поп-чартах
в начале 1950-х («Mona Lisa» на втором месте в 1950 году и «Too Young» на
первом месте в 1951 году), был рекордсменом в пятерке хитов R&B 1958 года, «Looking
Back»/«Do I Like It».
В 1959
году дебютировали два звукозаписывающих лейбла, принадлежащие чернокожим: «Sar»
Сэма Кука и «Motown Records» Берри Горди. Брук Бентон побывал на вершине
хит-парадов R&B в 1959 и 1960 годах с одним хитом №1 и двумя хитами №2. В
голосе Бентона была определенная теплота, которая привлекла широкий круг
слушателей, а его сравнивали с такими исполнителями, как Нат Кинг Коул, Фрэнк
Синатра и Тони Беннетт. Ллойд Прайс, который в 1952 году записал хит №1 «Lawdy
Miss Clawdy», в 1959 году повторил свой успех с версией «Stagger Lee» (№1) и
«Personality» (№5).
Белый
руководитель группы «Bill Black Combo», Билл Блэк, который был басистом Элвиса
в 1950-х годах, стал популярен среди чернокожих слушателей. Хит «Smokie, Part
2» (1959) поднялся на первую позицию в чартах черной музыки. Блэку однажды
сказали, что «многие из станций все еще думают, что вы черная группа, потому
что ваш звук кажется фанковым и черным». «Hi Records» не публиковали фотографий
«Bill Black Combo» на конвертах ранних пластинок.
1960 – 1970-е
годы:
К началу
1960-х категория музыкальной индустрии, ранее известная как ритм-энд-блюз, стала
называться соул-музыкой, а похожая музыка белых артистов была названа
голубоглазым соул (Blue-eyed soul). Первый сингл «Motown Records», разошедшийся
миллионами тиражей, был записан в 1960 году группой «Miracles» под названием
«Shop Around». В 1961 году «Stax Records» выпустил свой первый хит с песней
Карлы Томас «Gee Whiz (Look at His Eyes)» Следующий крупный хит компании, инструментальная
песня «Last Night» группы «The Mar-Keys» (также выпущенная в 1961 году), представляла
собой т.н. «сырой» мемфисский соул, благодаря которому «Stax Records» добились
известности. На Ямайке R&B повлиял на развитие ска. В 1969 году в ежегодную
премию «Грэмми» была добавлена категория «Ритм-энд-блюз», придав жанру
академическое признание.
К 1970-м
годам название «ритм-энд-блюз» стало использоваться как общий термин для
обозначения соула, фанка и диско.
1980-е
годы и настоящее время:
В конце
1980-х - начале 1990-х годов воображение американской молодежи начал
захватывать хип-хоп, из-за растущей популярности которого исполнителям R&B
той эпохи стало трудно продавать свою музыку. Некоторые из-них, такие как Ашер,
Р. Келли, Джанет Джексон, «TLC», «Aaliyah», «Destiny's Child», Тевин Кэмпбелл и
Мэри Дж. Блайдж, продвигая свои песни, изображали из себя хип-хопперов или рэперов.
Л.А. Рид, генеральный директор LaFace Records, успешно продвигал на рынок «TLC»,
Тони Брэкстона и «Boyz II Men». Этот период был небывалым пиком для R&B и
хип-хопа в Billboard Hot 100: в 2004 году 80% песен, которые возглавляли чарты
R&B, также были на вершине Hot 100. Примерно с 2005 по 2013 год продажи
R&B снизились. Однако с 2010 года хип-хоп начал опираться на R&B,
выбирая более мягкое и плавное звучание, открыв совершенно новые горизонты для
жанра. Этот звук приобрел популярность и вызвал большие споры как в хип-хопе,
так и в R&B по поводу того, как его идентифицировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий