Ритм-энд-блюз

Зал славы ритм-энд-блюза.

Ритм-энд-блюз, или ритм-н-блюз (от англ. rhythm and blues, сокр. R&B — ритм и блюз) — это, включающий элементы блюза, жанр популярной музыки, зародившийся в афроамериканских общинах в 1940-х годах. Первоначально этот термин использовался звукозаписывающими компаниями для описания записей, продаваемых преимущественно афроамериканцам. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей США.

С течением времени значение термина «ритм-энд-блюз» претерпело ряд изменений. В начале 1950-х его часто применяли к блюзовым записям. Начиная с середины 1950-х годов, после того, как этот стиль музыки внес свой вклад в развитие рок-н-ролла, термин «R&B» стал использоваться для обозначения музыкальных стилей, которые возникли на основе электрического блюза, а также музыки госпел и соул. В 1960-х годах несколько британских рок-групп, таких как «Rolling Stones», «The Who» и «Animals», назывались и рекламировались как ритм-энд-блюзовые; афиши «The Who» в 1964 году содержали слоган «Максимум R&B».

Louis Jordan & His Tympany (late 1940s).

В 1969 году журнал «Billboard» предложил новый термин для обозначения популярной музыки R&B-направления, переименовав свой хит-парад в «Самые продаваемые соул-синглы» (англ. Best-Selling Soul Singles). Соул-музыка стала более широкими понятием, включавшим в себя музыку исполнителей разных рас и национальностей.

К концу 1970-х термин «ритм-энд-блюз» снова возродился и использовался уже как общий термин для соула и фанка. В конце 1980-х годов появился новый R&B, получивший название «современный R&B». Он сочетает в себе ритм-н-блюз с элементами поп-музыки, соула, фанка, диско, хип-хопа и электронной музыки.

Этимология.

Хотя создание термина «ритм-н-блюз» приписывают музыкальному журналисту «Billboard» Джерри Векслеру, который якобы впервые употребил его в 1948 году, этот термин использовался в «Billboard» еще в 1943 году. Он заменил термин «расовая музыка», который изначально означал «музыка чернокожих», и стал оскорбительным в послевоенном мире. Термин «ритм-н-блюз» использовался «Billboard» в своих чартах с июня 1949 по август 1969, когда чарт «Hot Rhythm & Blues Singles» был переименован в «Best Selling Soul Singles». До того, как было введено название «Ритм энд Блюз», различные звукозаписывающие компании уже начали заменять термин «расовая музыка» («race music») на «серию сепии» («sepia series»).

Журнал "Billboard" использовал термин "Race Records" для обозначения R&B песен.

Писатель и продюсер Роберт Палмер определил ритм-энд-блюз как «общий термин, относящийся к любой музыке, созданной афроамериканцами и для них». Он использовал термин «R&B» как синоним джамп-блюза. Однако сайт AllMusic отделяет R&B от джамп-блюза из-за более сильного влияния на R&B госпела. Лоуренс Кон, автор книги «Ничего, кроме блюза», пишет, что «ритм-энд-блюз» был общим термином, придуманным для удобства индустрии. По его словам, этот термин охватывал всю музыку чернокожих, кроме классической и религиозной, если только госпел-песня не начинала продаваться достаточно хорошо, чтобы попасть в чарты. В XXI веке термин R&B продолжает использоваться (в некоторых контекстах) для классификации музыки, созданной черными музыкантами, в отличие от музыкальных стилей, созданных другими музыкантами.

В коммерческой ритм-энд-блюзовой музыке, типичной для 1950-1970-х годов, R&B-группы обычно состояли из фортепиано, одной или двух гитар, баса, ударных, одного или нескольких саксофонов и иногда бэк-вокалистов. Группы были одеты в одинаковые костюмы и даже униформу - практика, свойственная эстрадной музыке, в которой исполнители ритм-н-блюза стремились доминировать. Тексты песен часто казались фаталистическими, а мелодия обычно следовала предсказуемым образцам аккордов и структуры.

В 2016 году Смитсоновский институт представил своё краткое изложение истоков жанра:

«Отчетливо афроамериканская музыка, почерпнутая из глубинных слоев афроамериканской экспрессивной культуры, развитие которой происходило в течение тридцатилетнего периода расовой сегрегации, межэтнических конфликтов и борьбы за гражданские права, представляет собой смесь джамп-блюза, свинга, госпела, буги-вуги и блюза».

Предыстория.

В 20-х и 30-х годах ХХ века массовая миграция афро-американцев в промышленные центры Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и другие крупные города США создала новый рынок для джаза, блюза и родственных жанров музыки. Предшественниками ритм-энд-блюза стали джаз и блюз, которые в конце 1920-х и 1930-х годах взаимно пересекались благодаря работе таких музыкантов и групп, как «Harlem Hamfats» с их хитом 1936 года «Oh Red», Лонни Джонсона, Лероя Карра, Кэба Кэллоуэя, Каунта Бэйси и Ти-Боун Уокера. В аранжировках все большее внимание уделялось электрогитаре как ведущему инструменту, а также фортепиано и саксофону.

Конец 1940-х гг.

В 1948 году компания «RCA Victor» продавал черную музыку под брендом «Blues and Rhythm». В том же году Луи Джордан доминировал в хит-парадах R&B с тремя песнями, основанными на ритмах буги-вуги. Его группа «Tympany Five», образованная в 1938 году, состояла из самого Джордана, играющего на саксофоне, а также трубы, тенор-саксофона, фортепиано, баса и ударника. Лоуренс Кон описал их музыку как «более жесткую, чем блюз, с оттенком джаза в стиле буги-вуги». Музыка Джордана, наряду с музыкой Биг Джо Тернера, Роя Брауна, Билли Райта и Винони Харриса теперь называется джамп-блюзом. У Пола Гайтена, Роя Брауна и других появились хиты в стиле, который теперь называют ритм-энд-блюз. В 1948 году Винони Харрис записал кавер на песню «Good Rockin 'Tonight» Роя Брауна и занял 2-е место в чартах, уступив верхнюю строчку хит-парада композиции «Long Gone» биг-бэнду Сонни Томпсона.

Paul Williams - The Huckle-Buck (1949).

В 1949 году термин «ритм-энд-блюз» заменил категорию «Billboard Harlem Hit Parade». В том же году песня «The Huckle-Buck», записанная бэнд-лидером и саксофонистом Полом Уильямсом, стала R&B-мелодией номер один, оставаясь на вершине хит-парадов почти целый год. Написанная музыкантом и аранжировщиком Энди Гибсоном, песня была названа за двусмысленность и непристойность «грязным буги-вуги». Концерты Пола Уильямса и его «Hucklebuckers» были бурными мероприятиями, которые не раз закрывались полицией, а тексты, написанные соавтором хита 1955 года «(The) Rock and Roll Waltz», Роем Альфредом наводили на сексуальные размышления.

Louis Jordan - Saturday Night Fish Fry (1949).

В том же году R&B-версия блюзовой песни 1920-х годов «Ain't Nobody's Business» стала хитом №4 для Джимми Уизерспуна, а Луи Джордан и «Tympany Five» снова вошли в Тор5 с «Saturday Night Fish Fry». Многие из хитовых пластинок были выпущены на новых независимых лейблах, таких как «Savoy» (основан в 1942 году), «King» (основан в 1943 году), «Imperial» (основан в 1945 году), «Specialty» (основан в 1946 году), «Chess» (основан в 1947 году) и «Atlantic» (основан в 1948 году).

Начало и середина 1950-х годов:

Сначала R&B-диски покупали преимущественно афроамериканцы. По словам Джерри Векслера из «Atlantic Records», продажи были локализованы на афроамериканских рынках.Однако в начале 1950-х годов все больше белых подростков начали увлекаться R&B и покупать эту музыку. Например, в 1952 году 40% продаж в музыкальном магазине «Dolphin's of Hollywood», расположенном в афроамериканском районе Лос-Анджелеса, приходилось на белых. В конце концов, белые подростки по всей стране обратили свои музыкальные предпочтения в сторону ритм-энд-блюза.

Johnny Otis Quintette and Little Esther - Double Crossing Blues (1951).

В 1951 году Джонни Отис, подписавший контракт с лейблом «Savoy Records», записал несколько хитов R&B, которые в том году достигли верхних строчек хит-парада Billboard, в том числе «Double Crossing Blues», «Mistrustin 'Blues», «Cupid's Boogie», «Gee Baby», «Mambo Boogie» и «All Nite Long». Квинтет «The Clovers», состоящий из вокального квартета с аккомпанирующим гитаристом, записали для «Atlantic» комбинацию блюза и госпела «Don't You Know I Love You», достигшую 5-й строчки списка Billboard. В июле 1951 года в Кливленде, штат Огайо, ди-джей Алан Фрид начал вести на канале WJW (850 AM) ночное радио-шоу под названием «The Moondog Rock Roll House Party». Спонсором шоу Фрида выступил Фред Минц, чей музыкальный R&B-магазин имел преимущественно афроамериканскую клиентуру. Фрид назвал ритм-энд-блюз, который он проигрывал, «рок-н-роллом».

Little Richard - Long Tall Sally (1956).

В 1951 году Литтл Ричард записал для «RCA Records» несколько джамп-блюз композиций в стиле звезд конца 1940-х годов Роя Брауна и Билли Райта. Однако только в 1954 году он записал демо, которое привлекло внимание «Specialty Records», и мир услышал новый ритмичный фанк-ритм-н-блюз. Последовала череда ритм-энд-блюзовых хитов, начиная с «Tutti Frutti» и «Long Tall Sally», оказавших влияние на таких исполнителей, как Джеймс Браун, Элвис Пресли и Отис Реддинг.

Ruth Brown - Teardrops From My Eyes (Live 1954).

Рут Браун, выступавшая на лейбле «Atlantic», ежегодно с 1951 по 1954 год попадала в пятерку лучших: «Teardrops from My Eyes», «Five, Ten, Fifteen Hours», «(Mama) He Treats Your Daughter Mean» и «What a Dream». Песня «Shake a Hand» Фэй Адамс заняла второе место в 1952 году. В 1953 году оригинальная запись Уилли Мэй Торнтона «Hound Dog» стала хитом №3 года. Рут Браун была очень заметной фигурой среди R&B-исполнительниц 50-х годов; ее популярность, скорее всего, была основана на «глубоко укоренившихся в её вокале афроамериканских традициях». В том же году ду-воп группа «The Orioles» заняла 4-место в хит-параде с песней «Crying in the Chapel».

Big Mama Thornton - Hound Dog and Down Home Shakedown (1965).

Фэтс Домино попадал в Тор-30 в 1952 и 1953 годах, затем в Топ-10 с песней «Ain't That a Shame». Рэй Чарльз приобрел известность в 1955 году. Биг Билл Брунзи сказал о музыке Чарльза: «Он смешивает блюз с госпел ... Я считаю, что это неправильно».

В 1954 году композиция «Sh-Boom» группы «Chords» стал первым хитом, вышедшим из чарта R&B и вошедшим в национальный поп-чарт Топ-10. В конце того же года «Hearts of Stone» от «The Charms» попали в национальную 20-ку.

The Chords - Sh-Boom (1954).

Весной 1955 года дебютная пластинка Бо Диддли «Bo Diddley/ I'm a Man», записанная на лейбле «Chess Records», поднялась на вторую строчку в хит-параде R&B и популяризировала собственный оригинальный ритм-н-блюзовый стиль Бо Диддли.

По настоянию Леонарда Чесса из «Chess Records» Чак Берри переработал старую кантри-песню под названием «Ida Red». В результате в 1955 году «Maybellene» не только заняла 3-е место в хит-парадах R&B, но и попала в Топ-30 поп-чартов. Алан Фрид, который в 1954 году перебрался на гораздо более крупный рынок Нью-Йорка, помог пластинке стать популярной среди белых подростков. В обмен на рекламную деятельность Фрид получил от «Chess» часть авторских роялти, что было обычной практикой в ​​то время.

Chuck Berry – Maybelline (1955).

Согласно многим источникам R&B также оказал сильное влияние на рок-н-ролл. Например, «Wall Street Journal» напечатал в 1985 году статью под названием «Рок! Это все еще ритм и блюз». Фактически, автор заявлял, что «эти два термина использовались взаимозаменяемо» примерно до 1957 года. В других источниках, цитируемых в статье, говорится, что рок-н-ролл – это сочетание R&B с поп-музыкой и музыкой кантри.

Фэтс Домино не был уверен, что принимает участие в создании какого-то нового жанра. В 1957 году он сказал: «То, что сейчас называют рок-н-роллом, - это ритм-н-блюз. Я играл его в Новом Орлеане ещё 15 лет назад». Согласно журналу «Rolling Stone», «это верное заявление ... все рокеры 50-х, черные и белые, находились под фундаментальным влиянием R&B, популярной музыки черных конца 40-х - начала 50-х».

Конец 1950-х годов:

В 1956 году состоялся R&B-тур «Top Stars of '56» с участием хедлайнеров Эла Хибблера, Фрэнки Лаймона и «Teenagers», а также Карла Перкинса, чей хит «Blue Suede Shoes» был очень популярен среди покупателей музыки R&B, Чака Берри, Кэти Карр, Деллы Риз, Сэма «Т-Берда» Дженсена, «Тhe Cleftones», «Тhe Spaniels» и «Illinois Jacquet's Big Rockin' Rhythm Band». Артисты выступали в Колумбии, Аннаполисе, Питтсбурге, Сиракузах, Рочестере, Буффало и Нью-Йорке. В Колумбии концерт закончился беспорядками. В Аннаполисе от 50 000 до 70 000 человек пытались проникнуть в зал на 8 000 мест. Дороги были забиты семь часов. Начиная с 1956 года популярностью «ритм-энд-блюзовых» музыкантов воспользовались кинематографисты: Литтл Ричард, Чак Берри, Фэтс Домино, Биг Джо Тернер, «Тhe Treniers», «Тhe Platters» и «Тhe Flamingos» попали на большой экран.

Elvis Presley - Jailhouse Rock (1957).

В 1957 году в пятерку лучших R&B-хитов вошли две пластинки Элвиса Пресли: «Jailhouse Rock» / «Treat Me Nice» (№1) и «All Shook Up» (№5), беспрецедентное признание не афроамериканского исполнителя в музыкальной категории, созданной черными. Джазовый пианист Нэт Кинг Коул, у которого было два хита в поп-чартах в начале 1950-х («Mona Lisa» на втором месте в 1950 году и «Too Young» на первом месте в 1951 году), был рекордсменом в пятерке хитов R&B 1958 года, «Looking Back»/«Do I Like It».

Nat King Cole - Looking Back (1958)

В 1959 году дебютировали два звукозаписывающих лейбла, принадлежащие чернокожим: «Sar» Сэма Кука и «Motown Records» Берри Горди. Брук Бентон побывал на вершине хит-парадов R&B в 1959 и 1960 годах с одним хитом №1 и двумя хитами №2. В голосе Бентона была определенная теплота, которая привлекла широкий круг слушателей, а его сравнивали с такими исполнителями, как Нат Кинг Коул, Фрэнк Синатра и Тони Беннетт. Ллойд Прайс, который в 1952 году записал хит №1 «Lawdy Miss Clawdy», в 1959 году повторил свой успех с версией «Stagger Lee» (№1) и «Personality» (№5).

Lloyd Price - Lawdy Miss Clawdy (1952).

Белый руководитель группы «Bill Black Combo», Билл Блэк, который был басистом Элвиса в 1950-х годах, стал популярен среди чернокожих слушателей. Хит «Smokie, Part 2» (1959) поднялся на первую позицию в чартах черной музыки. Блэку однажды сказали, что «многие из станций все еще думают, что вы черная группа, потому что ваш звук кажется фанковым и черным». «Hi Records» не публиковали фотографий «Bill Black Combo» на конвертах ранних пластинок.

1960 – 1970-е годы:

К началу 1960-х категория музыкальной индустрии, ранее известная как ритм-энд-блюз, стала называться соул-музыкой, а похожая музыка белых артистов была названа голубоглазым соул (Blue-eyed soul). Первый сингл «Motown Records», разошедшийся миллионами тиражей, был записан в 1960 году группой «Miracles» под названием «Shop Around». В 1961 году «Stax Records» выпустил свой первый хит с песней Карлы Томас «Gee Whiz (Look at His Eyes)» Следующий крупный хит компании, инструментальная песня «Last Night» группы «The Mar-Keys» (также выпущенная в 1961 году), представляла собой т.н. «сырой» мемфисский соул, благодаря которому «Stax Records» добились известности. На Ямайке R&B повлиял на развитие ска. В 1969 году в ежегодную премию «Грэмми» была добавлена категория «Ритм-энд-блюз», придав жанру академическое признание.

Carla Thomas - Gee Whiz (1961).

К 1970-м годам название «ритм-энд-блюз» стало использоваться как общий термин для обозначения соула, фанка и диско.

1980-е годы и настоящее время:

В конце 1980-х - начале 1990-х годов воображение американской молодежи начал захватывать хип-хоп, из-за растущей популярности которого исполнителям R&B той эпохи стало трудно продавать свою музыку. Некоторые из-них, такие как Ашер, Р. Келли, Джанет Джексон, «TLC», «Aaliyah», «Destiny's Child», Тевин Кэмпбелл и Мэри Дж. Блайдж, продвигая свои песни, изображали из себя хип-хопперов или рэперов. Л.А. Рид, генеральный директор LaFace Records, успешно продвигал на рынок «TLC», Тони Брэкстона и «Boyz II Men». Этот период был небывалым пиком для R&B и хип-хопа в Billboard Hot 100: в 2004 году 80% песен, которые возглавляли чарты R&B, также были на вершине Hot 100. Примерно с 2005 по 2013 год продажи R&B снизились. Однако с 2010 года хип-хоп начал опираться на R&B, выбирая более мягкое и плавное звучание, открыв совершенно новые горизонты для жанра. Этот звук приобрел популярность и вызвал большие споры как в хип-хопе, так и в R&B по поводу того, как его идентифицировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий