Hugues Panassié «Histoire du vrai Jazz» (1959)
Скажем сразу: книга, при всех её
достоинствах, неоднозначная, так как для Панасье подлинный джаз – только тот,
что сейчас называют "early jazz", а остальное - "подделки".
Этот посыл Панасье озвучивает, начиная с введения:
"...только
неосведомленный человек отнесет Майлса Дейвиса или Дональда Берда к джазменам.
Сколько псевдоинтеллектуальных, вооруженных больше теорией, нежели практикой,
«знатоков» ошибалось в подобных случаях! В этом нет ничего удивительного: Майлс
Дейвис, например, импровизирует на трубе вариации на тему «Любимый мой», иными
словами, делает то же, что и джазмены. Но при ближайшем рассмотрении сходство
пропадает. Ни один из этих признаков не является специфически джазовым: труба
существовала и до появления джаза, импровизация на тему имеет место и в другой
музыке (в цыганской, фламенко и т. д.). Что же касается самой темы, то «Любимый
мой» часто исполняется музыкантами, которых никому и в голову не придет отнести
к джазменам. Если негр импровизирует на трубе вариации на тему, иногда
используемую джазменами, то это отнюдь не говорит о том, что мы имеем дело с
джазовой музыкой".
Вот что пишут по этому поводу советские
джазовые критики Дмитрий Ухов и Владимир Фейертаг в своей рецензии на это
произведение:
"Казалось
бы, сам факт перевода и публикации популярной монографии о джазе можно только
приветствовать. Однако приходится предупредить любителей музыки, чтобы они с
возможно большей осторожностью подходили к некоторым оценкам и теоретическим
обобщениям Ю. Панасье. Имя Юга Панасье вызывает глубокое уважение у
всех, кто хоть немного знаком с историей развития и распространения джаза за
пределами США. Панасье — основатель первого в мире джаз-клуба — был неутомимым
популяризатором раннего джаза. Его привязанность к традиционной джазовой
музыке, глубокое проникновение в негритянское народное искусство общеизвестно.
Но в этом же кроется, и его серьезная ограниченность как исследователя, не
позволившая ему в дальнейшем принять новые стили джаза.
К
неоспоримым достоинствам книги относятся: насыщенность реальной информацией,
искренняя преданность искусству новоорлеанского джаза, стремление проникнуть во
внутреннюю жизнь описываемых явлений, наконец, живость изложения. Читатель,
несомненно, почувствует это в очерке истории традиционного джаза — его и только
его автор называет подлинным! Однако точка зрения Панасье: «Джаз никуда не
идет. Ему хорошо там, где он есть» — вообще сомнительна по отношению к любому
подлинному искусству. Согласиться с нею невозможно. Она абсолютно не применима
к современным течениям джаза, да, в сущности, и ко всему джазу в целом. Ю.
Панасье занимает крайне ограниченную и, несомненно, ошибочную позицию, отрицая
всякое развитие джазовой музыки и вклад в нее ненегритянских музыкантов. Вместе
с тем необходимо отметить, что такая точка зрения основывается, в сущности, на
верных социально-эстетических предпосылках.
В
начале 30-х годов, когда Ю. Панасье начинал свою деятельность, в Европе (и, как
это ни парадоксально, в США) джаз воспринимался как нечто вроде модной
музыкально-цирковой эксцентрики, щекочущей нервы буржуазии или отвечающей
низкопробным вкусам посетителей притонов. Тогда особенно важно было выявить
народные, негритянские истоки этой музыки. Одним из первых это сделал Ю. Панасье.
Однако в силу целого ряда обстоятельств (в том числе и таких преходящих, как
личные вкусы, дружеские и деловые связи с музыкантами) он не принял дальнейшего
развития джаза из народного творчества новоорлеанского периода — в
высокопрофессиональное, хотя и не всегда с четко выраженными
идейно-эстетическими критериями, интернациональное искусство.
Узость
подобной концепции не могла не отразиться на содержании книги Ю. Панасье. В
полном соответствии со своими взглядами он превращает историю джаза в историю сопротивления
«подлинных» джазменов экспансии разнузданных «прогрессистов», искажая тем самым
действительную историческую картину.
В
самом деле, как только автор выходит за пределы «героических» 20-х годов, его
искренняя преданность джазу оборачивается сектантством, знание предмета —
простым перечислением имен и названий, реальная информация уступает место
субъективным оценкам и натяжкам, повествование порой становится грубым и
бестактным по отношению к отдельным музыкантам. Преувеличена роль второстепенных
джазменов стиля свинг — Арнетта Кобба, Кэба Кэллуэя, Плэса Джонсона, Эрла
Бостика; зато автор «не замечает» таких крупных музыкантов, как Майлс Дэвис,
Оскар Питерсон, Джерри Маллиген, Джон Льюис. Заурядный Мезз Меззроу выглядит
академиком рядом с «подмастерьем» Бенни Гудманом, а пренебрежительно описанные
Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, оказывается, играли джаз лишь тогда, когда
переставали дурачиться.
Его
книга может представлять только сугубо исторический интерес, да и то для
читателя, который хорошо ориентируется в описываемых явлениях и имеет о них
собственное суждение".
Ландыш Рифовна
Панасье Юго. «История подлинного джаза». Издательский
дом: Музыка Лениннрадское отделение (1978)
Содержание:
Комментариев нет:
Отправить комментарий