Jethro Tull
Джаз-рок
Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums»
«This Was» — дебютный альбом английской рок-группы Jethro Tull, вышедший 25 октября 1968 года на Island Records в Великобритании, Франции, Голландии, Швеции (ILPS 9085 - стерео, ILP 985 - моно). В Швеции кстати было ещё редкое издание на Sonet (SLP-3002), всё как положено — в том же двойном конверте. В США, Канаде, ЮАР альбом вышел на Reprise Records (RS 6336), в Южной Африке кроме того было редкое издание на Fontana (STL 223), в одинарном конверте. Не будем перечислять долгую историю переиздания альбома, поскольку он переиздавался чуть не каждый год на протяжении всех семидесятых.
ИСТОРИЯ
Участники
Jethro Tull Иэн Андерсон, Джеффри Хаммонд и Джон Эванс познакомились в школе в
небольшом английском городе Блэкпул, который считается курортным, поскольку
расположен на берегу Ирландского моря.
Эванс
стал фаном The Beatles, едва увидев их по телевизору с первым хитом "Love
Me Do". Несмотря на то, что Эванс прекрасно играл на пианино, он решил
научиться барабанить, поскольку ударник был в составе The Beatles, а пианиста
не было. Андерсон приобрёл испанскую гитару и стал учиться играть на ней. Тогда
они решили создать свою группу. На бас рекрутировали Хаммонда, который
подпитывал их идеи своей коллекцией блюзовых пластинок.
Группа
выступала какое-то время по местным клубам как трио, пока Эванс не подпал под
влияние английского R&B и джаз певца и клавишника Джорджи Фейма, а также
группы Animals. Тогда Джон осознал ценность органа в рок-музыке и вернулся к
своим корням, то есть пересел на клавишные. Ударником вместо него взяли Барри
Барлоу, а гитаристом Майка Стивенса из местной группы The Atlantics.
В 1964
группа взяла ещё одного гитариста — Криса Райли — и превратилась в секстет,
играющий "голубоглазый соул" (так называли чернокожую по своему
происхождению музыку "соул" в исполнении белых музыкантов) под
названием John Evan Band (а позже John Evan Smash). Эванс сократил свою фамилию
до "Эван" по настоянию Хаммонда, считавшего что так звучит лучше и
необычнее. Группа наняла себе в качестве концертного агента Джонни Тейлора и
стала колесить с концертами по северо-западной Англии, исполняя смесь из блюзов
и каверов Мотауна. Вскоре Хаммонд покинул группу, поступив в школу искусств.
Его сменил на басу Дирек Уард, а затем Гленн Корник. Криса Райли на гитаре
сменил Нил Смит.
В этом
составе в апреле 1967 группа записала три песни на Regent Sound Studios в Лондоне,
а в июне выступила в модном лондонском клубе «The Marquee». Всё шло к тому, что
надо было перебираться в столицу, где всегда были шире возможности
раскрутиться, и спрос на музыку был несомненно больше. В ноябре 1967 группа
переехала в город Лутон, что в 50 км от Лондона и подписала контракт с
менеджерами Терри Эллисом и Крисом Райтом. Нила Смита на гитаре сменил Мик
Абрахамс. В этот момент музыкантам стало очевидно, что играть вшестером с
финансовой стороны было очень непрактично, и группа распалась.
Однако
Андерсон, Абрахамс и Корник не собирались расставаться. Они взяли себе в
барабанщики Клайва Банкера и стали играть типичный британский блюз. Корник
вспоминал, что хотя Эван, один из первооснователей команды, ушёл, его
возвращение приветствовалось в любое время. Так 20 декабря 1967 сформировалась
новая группа, у которой пока не было постоянного имени.
Играя по
клубам Лондона, они выступали то под названием Navy Blue, то Ian Henderson's
Bag o' Nails, то Candy Coloured Rain. Однажды Андерсон поймал себя на том, что
разглядывая афишу в каком-то клубе перед концертом, он не сразу сообразил, что
на ней указана его группа, настолько эти названия не приживались. Их часто
подсказывали концертные агенты, и вот один из них, будучи большим энтузиастом
истории, предложил группе назваться Джетро Талл по имени английского
агротехника, изобретателя и теоретика сельского хозяйства XVIII века, которого
так и звали Джетро Талл. Название прилипло к группе, потому что как раз под
этим именем они впервые понравились менеджеру одного клуба настолько, что их
пригласили играть в нём ещё.
В феврале
1968 группа выпустила свой первый сингл «Sunshine Day/Aeroplane» на MGM
Records, которые ошибочно указали группу как Jethro Toe. Позже Андерсон обвинил
компанию, что они специально указали название с ошибкой, чтобы не платить
авторские. В Лондоне Андерсон встретил Хаммонда, тот продолжал учёбу и не
вступал в группу, но они возобновили дружеские отношения. В результате,
появилась на свет "A Song for Jeffrey" (Песня для Джеффри), которая стала
следующим синглом группы.
Андерсон
снимал в Лондоне плохо отапливаемую комнату, поэтому купил пальто и постоянно
кутался в него, греясь. Тогда же он приобрёл и стал осваивать флейту, потому
что понял, что никогда не сможет играть на гитаре так хорошо, как Абрахамс.
Менеджеры давно рекомендовали ему смириться с ролью ритм-гитариста, оставив на
переднем плане Абрахамса. "Я не хотел быть просто третьесортным
гитаристом, хотелось делать что-то уникальное, переключиться на какой-то другой
инструмент. Когда мы начали Jethro Tall, я имел всего двухнедельный опыт игры
на флейте. Обучение шло очень быстро, буквально каждый вечер на сцене был для
меня уроком игры на флейте," — вспоминал Андерсон. Таким образом, пальто и
флейта вошли в фирменный логотип группы с силуэтом Андерсона, стоящего на одной
ноге.
Первый
прорыв группа совершила в августе 1968 года на Национальном фестивале джаза и
блюза в пригороде Лондона Санбери-на-Темзе, где её с воодушевлением встретила
публика и музыкальная пресса. Музыканты считали, что успех в Санбери стал
результатом их непрерывных гастролей, где они постепенно обрели своих
поклонников, которые своим энтузиазмом "зажгли" на фестивале
остальную публику. По словам Корника, "с того момента мы стали большой
группой".
В июне 1968-го, ко времени записи дебютного альбома, Jethro Tull стали постоянно играть в знаменитом лондонском клубе The Marquee, где до них начинали свою карьеру Rolling Stones и The Who. Сочувствующие тогда группе советовали Иэну отказаться от флейты, а Мику стать главным вокалистом...
АЛЬБОМ
«This Was»,
как сказано на его обложке "был начат в четверг 13 июня и закончен в
пятницу 23 августа 1968 года... в студии Sound Techniques в Челси (Лондон) —
такое место очень похожее на оранжерею. Кофе был очень приятный, это первым
делом по утрам, хотя кофе-машина не всегда работала, и надо было смотреть под
ноги, потому что на полу было полно проводов и всяких вещей. Там мы
познакомились с инженером студии Виктором Гамм, который тоже оказался очень
хорошим. Он вертел волшебные рычаги и неплохо держался в этих сложных условиях.
Спродюсировано
Терри Эллисом и "Джетро Талл", что в общем-то шутка. На самом деле,
нам просто Виктор указывал, какие рычажки куда двигать, и мы потихоньку
управились с этим делом."
«This Was»
был записан без контракта с какой-либо записывающей компанией, Терри Эллис
предполагал заключить сделку позже, уже с готовым продуктом. Запись обошлась в
£1200 (это примерно 20760 современных фунтов).
Все знают
"Джетро Талл" как группу Иэна Андерсона, где он главный автор,
вокалист и фронтмен с неизменной флейтой в руке. Но «This Was» ценен тем, что
это единственный альбом Jethro Tull, звучание и стиль которого во многом сделал
другой человек — гитарист Мик Абрахамс. Благодаря ему "Джетро Талл"
играла в то время скорее ритм-н-блюз с джазом, нежели арт-рок, апологетом коего
группа стала впоследствии.
"My
Sunday Feeling" (Моё воскресное чувство), "Beggar's Farm"
(Нищенская ферма), "It's Breaking Me Up" (Это меня ломает) и
"Some Day the Sun Won't Shine for You" (Однажды солнце перестанет
сиять для тебя) основаны на блюзовой прогрессии, причём последняя аранжирована
очень похоже на блюзовый стандарт "Key to the Highway" (Ключи от
автострады).
"Cat's
Squirrel" (Кошачья белка) также популярный блюзовый стандарт, записанный
Доктором Россом, который многие британские блюз-бэнды (включая супергруппу
шестидесятых Cream) любили делать в чисто инструментальном виде, в каковом он
здесь и предстаёт.
Помимо
блюзовых, в альбом включены несколько джазовых стандартов или цитаты из них:
"Serenade to a Cuckoo" (Серенада для Каку) Роланда Кёрка — одна из
первых мелодий, в которых Андерсон начал учиться играть на флейте. В коде
"My Sunday Feeling" цитируются две известных джазовых мелодии:
"Тема розовой пантеры" Генри Манчини и "Work Song" Нэта
Эддерли и Оскара Брауна-младшего.
Название
переводится "Это было", и его обычно объясняют, как намёк Иэна
Андерсона, дескать мол и такое было, что мы когда-то играли блюз. Об этом
говорит и окончание аннотации к альбому на обложке: "Это было, так мы
играли тогда... но всё меняется. Не так ли?" Блюз отнюдь не входил в планы
на будущее Иэна Андерсона, а также поддерживавшего его менеджера группы Терри
Эллиса. Мик Абрахамс БЫЛ и остался в прошлом Jethro Tull. Он покинул группу ещё
до выпуска альбома в США.
Абрахамс
создал свою команду Blodwyn Pig, которая записала два интересных альбома — «Ahead
Rings Out» (1969) и «Getting to This» (1970) — и приказала долго жить в
1970-ом. В последующие годы судьба Абрахамса, как говорится, играла человеком,
а человек играл на гитаре: одна за другой менялись его группы Wommet, потом
Mick Abrahams Band, потом несколько неинкарнаций Blodwyn Pig. Были времена,
когда музыка не могла прокормить Мика, и тогда он работал водителем, охранником
и даже финансовым консультантом ("пришлось переквалифицироваться в
управдомы").
В 1990-х
годах Абрахамс внёс смятение в стройные ряды фанов Jethro Tull, создав группу
под названием This Was, которая объединила первоначальный состав Jethro Tull,
записавший этот альбом, исключая конечно же Иэна Андерсона. This Was
соответственно играла музыку того "пред-джетро-тального" периода.
Ревнивые поклонники арт-рок группы Jethro Tull отнеслись к этому проекту с
непримиримым презрением и воинственностью, чего нельзя было сказать об Иэне Андерсоне.
Он не обиделся. Абрахамс и Андерсон давно помирились и нередко взаимно
участвовали в проектах друг друга. Абрахамс даже играл в некоторых воссоединениях
Jethro Tull.
«This Was»
поднялся на 10-е место в британских чартах — большой успех для дебютного
альбома, во многом благодаря тому, что его часто крутил на радио БиБиСи
известный английский радиодиджей Джон Пил. В США альбом был менее популярен
(№62 в Биллборде), зато американское турне, в которое группа ударилась
незамедлительно после выпуска альбома в Америке, принесло Jethro Tull множество
поклонников за океаном. В документальном фильме о фестивале в Вудстоке
фрагменты песен «Beggar's Farm» и «Serenade to a Cuckoo» можно услышать по
громкой связи, что указывает на уровень популярности альбома в Соединенных
Штатах.
Альбом
получил в целом положительные отзывы и хорошо продавался после выхода. Record
Mirror настоятельно рекомендовал альбом за то, что он «полон волнения и эмоций»
и описал группу как блюзовый ансамбль, «находящийся под влиянием джазовой
музыки», способный «зажечь публику». Аллен Эванс из New Musical Express написал
в своей рецензии, что альбом «звучит хорошо и имеет много юмора» и что группа
«играет джаз по-настоящему, в мягкой, привлекательной манере с тональными
паттернами и пением». Американский критик Роберт Кристгау, напротив, был удивлен
успехом группы, которая, по его мнению, сочетала в себе «худшее из Роланда
Кирка, Артура Брауна и обычной студенческой блюзовой группы».
Недавние
рецензии на ремастированное издание подчеркивают двойственность написания песен
и сценического присутствия Андерсона и Абрахамса, а также сильную связь группы
с блюзом в первые дни их существования. Сид Смит из BBC Music написал, что «то,
что выделяло Jethro Tull из толпы гастролирующих групп, было ярко выраженным
гипер-бульканьем фронтмена Яна Андерсона на сцене, и свирепой ладовой работой
Мика Абрахама». Рецензент AllMusic отметил, что Jethro Tull на их дебютном
альбоме выглядели чем-то, «смутно напоминающим Graham Bond Organization, только
более сплоченным и с большим коммерческим смыслом». Дэвид Дэвис из Record
Collector напоминает, что «This Was только намекает на глубину и величие
последующих семи альбомов», но также написал, что «прямые, непритязательные и
преимущественно блюзовые» треки оригинальных записей и дополнительные треки
коллекционного издания «вполне могут стать сюрпризом» и «представлять большой
интерес для поклонников Tull».
Альбом
занял 574 место в списке 1000 лучших альбомов Колина Ларкина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий