«ЯЛЛА» —
ЛЕГЕНДА ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ ВОСТОКА
Имя
музыкального коллектива «Ялла», поколению 80-х Советского Союза хорошо знакомо
по популярной песне «Уч-Кудук — три колодца». Только вот творческая биография
первого вокально-инструментального ансамбля в Узбекистане начинается в начале
70-х и известна не только нашумевшим хитом. Хороших песен в их репертуаре было
достаточно много. А вот в названии «Ялла» есть отсылка на национальный колорит
узбекского танца, прекрасно сочетающегося с восточной мудростью. Впрочем, вот
как рассказывает о названии своего легендарного коллектива его руководитель и
певец Фаррух Закиров: «В основе названия нашего ансамбля лежит слово «Ялалла».
«Ялла» — это восклицание в минуты радости и счастья. Это — стечение мира,
передаваемое среди сыпучих мгновений вечности. Как будто прошло немного, а за
плечами тридцать с лишним лет на сцене. Идем вслед за нашей «Путеводной
звездой» — песней. Живем в нашем благодатном крае Узбекистан — родине великих
поэтов, мудрецов, мыслителей, ученых. Невозможно не петь о нашем крае, о людях,
о нравах и обычаях».
«На Востоке, на Востоке, что за небо без Луны? На Востоке, на Востоке, что за песня без озорного узбекского танца?» — так начиналась юбилейная программа ансамбля в Государственном центральном концертном зале «Россия» в 2002 г. Добрая и долгожданная встреча с любимым вокально-инструментальным ансамблем по-настоящему подарила слушателям частицу восточных сказок и легенд, а также восточную мудрость о вечной молодости.
«АЛЛО, МЫ
ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!» — ЖИЗНЬ АНСАМБЛЯ «ЯЛЛА»
Популярность
вокально-инструментального жанра в 70-е охватила все регионы страны. Так, в
одной из пятнадцати союзных республик СССР родился молодежный профессиональный
коллектив «Ялла». Электрогитары и ударные инструменты стали модными
музыкальными инструментами. А вот музыкальный стиль и почерк ансамбля был ни на
кого не похожим. Современная музыка тесно гармонировала и перекликалась с
восточным фольклором. Видимо, это и сделало выступление еще самодеятельного
ансамбля «Ялла» большим открытием и дебютом на первом телевизионном конкурсе
«Алло, мы ищем таланты!». Выступить по телевидению было почетным делом. А как
волновались музыканты коллектива! Им выпало выступать последними.
Пятеро
молодых парней с электрогитарами и в стилизованных национальных костюмах пели
русскую народную песню «Плывут туманы белые». Там в припеве было: «А почему, не
смелые, девчонкам больше нравятся». Но все эти переживания настолько помогли
ребятам, что их настроения точно вписались в исполнение конкурсной песни. Надо
было видеть и слышать, — с каким чувством запевал ее солист ансамбля Рушан
Закиров. Настоящий успех принесла национальная песня «Рамазан», вошедшая в
золотой фонд ансамбля. Жюри единогласно отметили талант нового коллектива.
Композитор Леонид Афанасьев, автор многих известных песен, в том числе «Гляжу в
озера синие» из фильма «Тени исчезают в полдень». Он отметил их бережное обращение
с фольклором и что электрогитары звучат у музыкантов как узбекский тамбур и
рубаб. Они стали лауреатами. Первым руководителем ансамбля стал выпускник
ленинградской консерватории, пианист Евгений Ширяев. Потом он стал известным
композитором и сочинил много хороших песен. Одна из них — известная «Березы
русские» в исполнении лауреата «С песней по жизни-76» певца Мансура Ташматова.
Ему удалось собрать волшебные голоса из студентов Ташкентских вузов, сделать
профессиональные инструментальные аранжировки и тем самым сделать коллектив не
только поющим, но и одновременно играющим. А это гораздо сложней, чем просто
петь в микрофон. Прекрасное начало, которое и определило стиль, направление,
богатый репертуар, коллективу на все последующие годы дал первый состав. Это
пианист, аранжировщик музыкальный руководитель Евгений Ширяев, солист и
художественный руководитель Герман Рожков, Шах-баз Низамутдинов, Алиаскар
Фатхуллин, Рушан Багиров.
Постепенно
репертуар ансамбля «Ялла» пополнялся все новыми песнями. Несомненно, можно
назвать успешной народную песню «Яллама Ёрим», исполненную в 1973 г. Она стала
популярной на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. А местная
фирма грамзаписи «Амига» включила эту песню в диск «Шлягер парада». Кроме того,
на радио в ГДР «Ялла» записал более десяти песен на немецком языке.
Вспоминается и шуточная песенка «Хандаляг» с восточным колоритом. В составе
ансамбле появляются талантливые девушки-солистки. Среди них — певица Лариса
Кандалова (работала в 1973-1975 гг.), которая виртуозно исполняла молдавскую песню
«Ионелл», романс про «Женскую долю» на стихи Михаила Рябинина из спектакля
«Свадьба Кречинского». Певица Наталья Нурмухамедова (работала в 1972-1973 гг.)
запомнилась исполнением шуточной узбекской народной песни «Кыз-бола», что в
переводе означает «Озорная девушка». Пела в ансамбле и Наталья Байханова.
Только, по мнению Фарруха Закирова, с женщинами-певицами в ансамбле не везло.
Не успевает прийти в ансамбль певица, как ее сразу замечают, и она выходит замуж.
Вот вам и вот.
РОЛЬ
БОЛЬШОЙ СЕМЬИ ЗАКИРОВЫХ В БИОГРАФИИ ВИА «ЯЛЛА»
Говорят,
что певческий голос, несомненно, может передаваться по наследству. Вот и талант
певцов династии Закировых в Узбекистане известен и уважаем. А начиналось все с
Карима Закирова. Преодолевая негативные родственные препятствия, он вопреки их
рассуждениям, стал солистом Государственного театра оперы и балета, а потом и
народным артистом республики. Высшее музыкальное образование Карим Закиров получил
в Московской государственной консерватории. Его редкий от природы и
необыкновенно с огромными возможностями баритон очаровывал слушателей. На сцене
Ташкентского театра опера и балета он спел главные арии в операх Чайковского,
Верди и многих других известных авторов. Потом его старший сын Батыр серьезно
увлекся вокалом и закончил Ташкентскую консерваторию. Успех пришел к нему вовремя
Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Можно сказать,
без преувеличения, что эстрадная песня в Узбекистане началась с певца Батыра
Закирова. Был создан эстрадный оркестр Узбекистана, где он стал основным
солистом. В 1966 г. ему рукоплескал знаменитый парижский концертный зал
«Олимпия». Известный советский композитор Ян Френкель окрестил молодого певца
«узбекским шансонье». А знаменитым его сделала песня «Арабское танго» Эммина
Ашрафа Фарида. Следующим украшением репертуара певца стала известная «Хабиба».
Впрочем, эстрадной песней Батыр Закиров не ограничивается и создает первый
мюзик-холл в Узбекистане, увлекается драматургией и режиссурой. Его выступления
в концертных программах уже популярного ВИА «Ялла» придают оригинальный колорит
и высокий талант народного соловья республики. Потом были дуэты Батыра Закирова
вместе со своей родной сестрой Луизой в составе государственного оркестра
республики. Его творческая деятельность стала ярко продолжаться в мюзик-холле,
а также составе эстрадного ансамбля «Навруз». Она прекрасно исполняла
узбекские, индийские, туркменские, иранские и таджикские песни. А еще, брат
Ноуфаль, который тоже закончил консерваторию. Дети в семье Закировых были
воспитаны главным образом на оперной музыке.
В 1972 г.
в состав ансамбля «Ялла» пришел младший из семьи Закировых, молодой певец
Фаррух Закиров. Начало его увлечения музыкой начинались в самодеятельном
вокально-инструментальном ансамбле. Там и получил прозвище «Артист». Нравились
записи популярных ансамблей «Битлз», «Экспириентс Джимми Хэндрикса», «Червонне
гитары», «Песняров». Рок-н-ролл и биг-бит в его практике тесно стояли вместе с
народной песней. Потихонечку и сам стал сочинять свои песни. Потом музыкальное
училище и консерватория в судьбе Фарруха Закирова сыграли большую роль в
продолжение семейной династии. Он стал солистом ансамбля «Ялла». Дирижерско-хоровое
образование по специальности хормейстер и молодое вдохновение позволили ему
стать художественным руководителем ансамбля «Ялла». В это время в коллективе
работают замечательные музыканты гитарист Сергей Аванесов, бас-гитарист Баходыр
Джураев, пианист Шамиль Закиров, электроорган Аласкар Фатхуллин, барабанщик
Дмитрий Цирин. В 1977 г. популярный коллектив стал под его руководством
продолжать выбранный путь на эстраде. На новой маленькой пластинке уже
значилось имя Фарруха Закирова, как солиста и руководителя.
С каким
теплом и вдохновением ансамбль «Ялла» исполняют там песню Давида Тухманова
«Звезда Востока». Она в концертной программе занимает главное место, несмотря
на то, что в теле — и радиоэфирах ее поет другой певец и первый исполнитель
Альберт Ассадулин.
СУПЕРШЛЯГЕР
«ТРИ КОЛОДЦА»
Как
правило, в 70-е и 80-е по нашему отечественному телевидению каждый наш
известный ансамбль показывали с одной песней. Если это «Песняры», то
обязательно «Вологда», если «Самоцветы», то «Наш адрес — Советский Союз». И так
случилось, что ансамблю «Ялла» на ТВ пришлось выступить с песней «Три колодца».
Там поется о городе-красавце Уч-Кудук, который в пустыне возник. История
создания проста. Некоторое время в ансамбле работал известный поэт-песенник
Юрий Энтин, известный по «Бременским музыкантам», а также другим произведениям
для детей и взрослых. Творческий тандем талантливого автора текстов и ансамбля
«Ялла» рождал совместные песни. Для этого Фаррух Закиров включает Юрия Энтина в
состав коллектива, как директора. Так Юрий Энтин в составе коллектива ездил на
гастроли. Вместе они проехали по всей Средней Азии. И вот однажды, в пути по
направлению к промышленному городку Уч-Кудук он сочинил такие слова. На них
Фаррух Закиров быстро придумал музыку. Получилась популярная песня, ставшая лауреатом
телефестиваля «Песня года» в 1981 г. Она вошла в диск-гигант ансамбля с
одноименным названием «Три колодца», а также в диск «Парад ансамблей». Правда,
рок-критики страны узрели в ней, что-то из Джимми Хэндрикса. Что ж, наверное,
это приятно, поскольку творить в одном ключе с легендарным рок-гитаристом —
почетно. Кроме «Трех колодцев», ансамбль исполнил на телефестивале «Последнюю
поэму» композитора Алексея Рыбникова на стихи великого классика Рабиндраната
Тагора.
Песня
впервые прозвучала в фильме «Вам и не снилось». Первыми исполнителями были Вера
Соколова и Ирина Отиева. Но, тем не менее, надо отметить оригинальное восточное
исполнение ансамбля «Ялла». Вместе с Юрием Энтиным также были сделаны песни
«Про Солнце», «Беспечную красавицу». Кстати, в репертуаре ансамбля «Ялла» есть
англоязычная версия «Уч-Кудука». Правда, она уже называется «Here in Asia»
(«Здесь, в Азии»). В середине 70-х «Ялла» побывали с гастролями в разных
странах мира. Были в Африке, Израиле, Германии (тогда еще ГДР), на Цейлоне, в
Турции, в Швейцарии, во Вьетнаме. Пели на арабском, немецком, турецком...
РАХМАТ,
«ЯЛЛА»! ПО-УЗБЕКСКИ — «СПАСИБО»
Исполняя
узбекские народные песни в современных аранжировках, музыканты ансамбля всегда
шли на риск. И, тем не менее, кропотливое и бережное отношение ничем не
портили, а скорее, наоборот, продолжали ее популярность. Несмотря на
использование трех электрогитар, ударных инструментов и клавишных с
синтезатором, музыканты включают в свои записи и концерты народные узбекские
инструменты. Это дойра, най, тамбур, рубаб. А вот и состав периода знаменитого
«Уч-Кудука»: композитор, руководитель и певец Фаррух Закиров, гитарист и
аранжировщик Рустам Ильясов, барабанщик Жавлон Тохтаев, басист Алишер
Туляганов, второй гитарист Аббос Алиев, клавишные Сар-вар Казиев. В таком виде
мы увидели ансамбль в «Утренней почте» и «Песне года». Многие песни, кроме
«Уч-Кудука», пользуются большим успехом и считаются чуть ли не узбекскими
народными песнями. А их автор на самом деле — Фаррух Закиров. И это «Андижон
борай дедим» («Давай поедем в Андижан»), «Юртим» («Мой край»), «Шахрисаб»,
«Сумалак» («Праздник весны»).
А вот авторами
литературного материала ансамбля являются величайшие поэты Востока — Алишер
Навои, Омар Хайям, Рабиндранат Тагор, Махтумкули, Назым Хикмет. Современные
авторы — Юрий Энтин и Тенгиз Тула, Евгений Березников («Голубые купола Самарканда»,
«Шахрисабз», «Музыкальная чайхана»), Лариса Рубальская («Южный человек»),
Онегин Гаджикасимов («Эмина»). Непремен¬но хочется рассказать о потрясающей
женщине Востока, поэтессе и авторе многих песен ансамбля «Ялла» — Инессе
Финкелыытейн. Это ее замечательные слова легли в основу песен «Караван», «Азия»,
«Хабиба», «Шейла», «Очарование любви». Она также автор замечательных книг
стихов.
Юбилейный
концерт состоялся в Москве. На сцене столичного ГЦКЗ «Россия» состоялось
торжество в честь 30-летия ансамбля «Ялла». Стоит вспомнить яркие,
запоминающиеся выступления гостей —Аллы Иошпе и Ста-хана Рахимова, Тамары
Гвердцители, исполнившей новую песню Мишеля Леграна, подготовленную специально
для юбилея «Ялла». А племянница Фарруха — Наргиз Закирова, живущая сегодня в
США, исполнила в дуэте с дядей песню на стихи Ильи Резника «Вспоминай». Это
талантливая молодая певица. А жизнь ансамбля «Ялла» продолжается. Сегодня,
параллельно с существующим ВИА «Ялла», возрожден и самый первый состав, который
называется «Ретро-"Ялла"». Сам Фаррух Каримович Закиров является
министром культуры Узбекистана и с особенным вниманием помогает молодым
талантам. Их в республике сегодня много. Все — в разных стилях и направлениях.
Из групп можно назвать женские — «Сеттору» и «Ало». Из исполнителей — Юлдус
Усманову и Руслану Марипову.
Комментариев нет:
Отправить комментарий