Французский шансон


Шансон (фр. chanson — песня) -  французское название жанров куртуазных песен (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня), самые старые из которых датируются поздним средневековьем и Ренессансом. Первым вокальным произведением, использующим франкоязычный «литературный» текст, вероятно, является «Cantilène de sainte Eulalie» («Секвенция о святой Евлалии») - агиографическое сочинение конца IX века. Первые французские развлекательные песни относятся к XI веку. Важным жанром куртуазных песен был «Chanson de geste», который появился одновременно с крестовыми походами, и представлял собой особую форму придворной песни эпического содержания. Самая старая сохранившаяся мелодия, которая до сих пор исполняется, - «Le Carillon de Vendôme» - детская песенка, датируемая началом XV века. Кроме «Chanson de geste», за более чем тысячелетнюю историю развития франкоязычной вокальной традиции было создано множество песенных жанров. Именно «Chanson courtoise (Grand chant)», «Chanson bourguignonne», «Chanson parisienne», «Air de cour», «Tragédie lyrique», «Chanson populaire» и другие вокальные жанры легли в основу современного французского шансона, который характеризуется акцентом на французский язык и французскую классическую поэзию. В музыкальном отношении  шансон опирается, прежде всего, на французскую классическую музыкальную традицию с явным противопоставлением доминирующим формам англоязычной музыкальной индустрии. Ярким примером тому служит хит 1930-х годов «Couchés dans le foin», сочиненный знаменитой французской певицей и актрисой Мирей Хартух (Mireille Hartuch) для оперетты, а затем извлеченный из этой оперетты для того, чтобы стать хитом. Из классических форм французского музыкального искусства пришли в шансон такие успешные шансонье, как Луис Мариано (Luis Mariano) и Жан Саблон (Jean Sablon).
Mistinquett - "Ca...C'Est Paris - Qui!" (1926).
Период современного французского шансона начался в конце XIX века — первой половине XX века, и связан, прежде всего, с парижскими кабаре и именами знаменитых шансонье Аристида Брюана (Aristide Bruant) и Мистангет (Mistinguett). Одним из культовых парижских кабаре, или как их ещё называли «мюзик-холлов» является «Олимпия», построенная Жозефом Оллером (Joseph Oller) и торжественно открытая в 1893 году. В начале ХХ-го века в «Олимпии» и других подобных заведениях гремели имена таких звезд шансона, как Шарль Крос (Charles Cros ), Гастон Куте (Gaston Couté), Пьер-Жан де Беранжер (Pierre-Jean de Béranger) и Винсент Скотто (Vincent Scotto). Из кабаре шансон перешел во французскую эстрадную музыку XX века.
В начале 20-го века под влиянием литературного реализма стало развиваться направление т.н. «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Его распространение было локализовано в кафе и кабаре района Монмартр, в частности в «Chat Noir» и «Moulin Rouge». Самыми известными исполнительницами в этом жанре были Дамия (Damia) и Фреэль (Fréhel).
Со второй половины 1920-х годов на французский шансон повлияло появление джаза, на сцене которого играли небольшие ансамбли. Период между мировыми войнами, когда творили такие корифеи жанра, как Жиль и Жюльен (Gilles et Julien), Шарль Трене (Charles Trenet), Мирей (Mireille), Жан Саблон (Jean Sablon) и Морис Шевалье (Maurice Chevalier), считается временем расцвета французского шансона.
Juliette Greco - "Sous le ciel de Paris".
Начало 1950-х годов ознаменовалось возвращением к литературным источникам с участием певцов-песенников Лео Ферре (Léo Ferré), Жоржа Брассенса (Georges Brassens), Жака Бреля (Jacques Brel), Шарля Азнавура (Charles Aznavour), Ги Беара (Guy Béart) и Жильбера Беко (Gilbert Bécaud). Тогда же оформились два главных направления шансона, существующие до настоящего времени:
1. Жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни, и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
2. Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteurs (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегчённости поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
В 1960-е годы, с наступлением эры рок-н-ролла, появилось новое поколение франкоязычных исполнителей: Ричард Энтони (Richard Anthony), Джонни Холлидей (Johnny Hallyday), Эдди Митчелл (Eddy Mitchell), Дик Риверс (Dick Rivers), Сильви Вартан (Sylvie Vartan), Шейла (Sheila), Клод Франсуа (Claude François), Сальватор Адамо (Adamo) и многие другие, которых, за их  связь с роком и бит-музыкой, в средствах массовой информации стали называть «Yéyé». В 1960-е и 1970-е годы границы между шансоном и поп-музыкой становились все более размытыми.
В начале 1980-х годов, с разрешением во Франции свободного радиовещания, шансон подвергся новому испытанию. Популярные радиостанции, такие, например, как NRJ, транслировали в основном англоязычную эстраду США и Великобритании, ограждая свою аудиторию от французских песен. Тем не менее, на французской сцене появились представители так называемого «нового шансона» (nouvelle chanson), или «новой сцены» (nouvelle scène française). В своём творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д.; но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именами Алена Башунга (Alain Bashung), Жан-Жака Гольдмана (Jean-Jacques Goldman), Бенжамена Бьёле (Benjamin Biolay), Корали Клеман (Coralie Clément), Керен Анн (Keren Ann Zeidel), Оливия Руиз (Olivia Ruiz) и других. В целях сохранения французской музыки 1 февраля 1994 г. был принят закон, обязывающий частные радиостанции включать в транслируемый репертуар не менее  40% французских песен.
Coralie Clément - La Belle Affaire (clip officiel).
Творчество представителей французского шансона оказало влияние на развитие вокальных жанров современного эстрадного музыкального искусства европейских стран, в том числе СССР и России (М. Н. Савояров, А. Н. Вертинский, Л. О. Утёсов, М. Н. Бернес, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, А. А. Галич и др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий