Первым
инструментом Рэймонда Брауна было фортепиано, уроки которого Рэй стал брать с восьми
лет. Его отец хотел, чтобы мальчик играл, как Фэтс Уоллер, и в этом возрасте
Рэй играл его произведения на память. Затем отец захотел, чтобы Рэй играл, как
Арт Тэйтум. Как вспоминает сам Рэй Браун:
«...это было уже несколько сложнее. Но это не
было причиной тому, что я оставил игру на фортепиано. Я не мог найти себя в
фортепиано. Оно не давало мне того, что я хотел. Кроме того, я был в школьном
оркестре, а там было четырнадцать пианистов...»
Несмотря
на то что Браун уже имел предложения от профессиональных джаз-бэндов, мать
заставила его закончить школу. Сразу по ее окончании, в 1944 году, Рэй играл в
«Jimmy Hinsley’s band», а затем в «Luis (Snookum) Russell’s band».
В 1946
году Рэй Браун счел себя достаточно подготовленным, чтобы попытать счастья в Нью-Йорке.
Сразу по прибытии он направился клуб на 52-й улице, где, наряду с известнейшими
джазменами того времени, он встретил Хэнка Джонса, с кем был знаком, а тот, в
свою очередь, познакомил его с Диззи Гиллеспи.
«После того как мы поговорили, Хэнк сказал:
"Только что пришёл Диззи Гиллеспи". Я сказал: "Где?! Представь
меня! Я хочу с ним встретиться". Хэнк представил меня..."Ты хочешь
сыграть?" – спросил Диззи. Я был близок к инфаркту...»
После
прослушивания восемнадцатилетний Рэй Браун был принят в группу. Наряду с ним и
Диззи в ней играли Бад Пауэлл, Макс Роуч и Чарли Паркер, а чуть позже добавился
Милт Джэксон. Рэй Браун оставался в оркестре Диззи до 1948 года. Тогда, в
качестве приглашенного гостя, в концертах группы участвовала молодая певица
Элла Фицджеральд (которая вскоре станет его женой). C 1948 года по 1951 годы
Рэй Браун работал в трио вместе с Хэнком Джонсом и Чарли Смитом Брауном, где он
был в том числе и музыкальным директором. Это трио, наряду с собственной
работой, аккомпанировало и Элле Фицджеральд. В 1952 году музыканты развелись,
но остались добрыми друзьями на всю жизнь.
Еще в
1949 году Рэй Браун встретил Оскара Питерсона, джазового пианиста, с которым
впервые сыграл в том же году на «Jazz at the Philharmonic concert», а с 1951
года началась совместная работа, которая продолжалась вплоть до 1966 года.
Также в этот период Рэй Браун работает с «Milt Jackson Quartet», который через
год превращается в именитый «Modern Jazz Quartet». Кроме того, Рэй Браун
гастролирует с проектом «Jazz at the Philharmonic».
В 1966
году Рэй Браун переехал в Лос-Анджелес, что вызвало панику среди живущих там
басистов, решивших, что Рэй Браун отнимет у них студийную работу. Браун в самом
деле стал весьма востребованным студийным музыкантом, однако он, кроме того,
занимался продюсированием и менеджментом. В то время им были написаны пособия
для игры на контрабасе, и там же он разработал свой отличительный знак –
инструмент, представляющий собой гибрид контрабаса и виолончели и ставший
предшественником баса-пикколо. Многие молодые басисты Лос-Анджелеса в конце
концов поняли, что ошибались в прогнозах. Рэй Браун не только не отнял у них
работу, но и, напротив, выступил талантливым преподавателем и менеджером,
продвигающим молодые таланты.
С 1972
года Браун сотрудничает с Дюком Эллингтоном, в 70-е годы – руководит известными
джазовыми фестивалями «Monterey» и «Concord». C 1974 года по 1982 годы Рэй
Браун выступал и записал несколько альбомов с гитаристом Лауриндо Альмейда,
саксофонистом и флейтистом Бадом Шенком и барабанщиком Шелли Манном, которого
после 1977 года заменил Джефф Гамильтон. Группа выступал под названием «The
L.A. Four».
В течение
своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. В
90-х Браун создает свой всемирно известный проект "Some of My Best Friends
Are...", в котором он играет с самыми именитыми музыкантами старого и
нового джаза.
Рэй Браун
умер по дороге в Индианаполис, где должен был играть в концерте «Jazz Kitchen»,
в то время, когда он вздремнул после партии гольфа. В соответствии с его
инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка –
джем-сейшн продолжался весь вечер.
«Я просто играю на контрабасе уже почти
шестьдесят лет. Я думаю… Басист должен всегда иметь прежде всего отличный ритм
и отличный звук. Хорошо взаимодействовать с ансамблем.
Что такое джаз? Джаз — это чувство. Это
зависит от тебя, от того, что эта музыка для тебя означает. Для разных людей —
по-разному. Для меня джаз — доброе чувство, оно заставляет меня улыбаться,
двигаться, притоптывать ногой.
Разные ощущения джаза чаще всего и не
пересекаются, потому что те, кто по-другому чувствует, по-другому и играют. Я
играю вот так — со свингом. И в коллективах, где я играл, всегда ценили именно
это, иначе меня бы и не приглашали».
Музыкант
до сих пор является непревзойденным в стиле игры «walking bass», а также в
стиле «ride» – он начал применять многочисленные украшения (форшлаги,
обращения, замены и т.д.) задолго до многих современных басистов. Браун –
выдающийся аккомпаниатор, играющий удивительные по красоте мелодические линии,
использующий при этом весь диапазон инструмента.
Очень
часто на фоне статичного движения мелодии Браун играет сольные брейки.
Благодаря великолепной технике он демонстрирует огромное музыкальное
воображение. Прекрасная интуиция, логическая свинговая линия сделали его
выдающейся фигурой в области джазового контрабаса и породили множество
плагиаторов.
Рэй Браун
признан одним из лучших джазовых контрабасистов. Его игра отличается точностью,
красотой и отличимостью звука, полнотой и виртуозностью сделанных со вкусом
басовых соло, устойчивым развитым динамичным свингом. Кроме того, следует
отметить, что Рэй Браун в своих выступлениях придавал известную
самостоятельность партии своего инструмента, а не ограничивался исключительно
аккомпанементом. Наряду с Оскаром Петтифордом и Чарльзом Мингусом, Рэй Браун
утвердил себя в качестве ведущего басиста, играющего в стиле боп.
По версии
DDD Рэй Браун занимает 4 место среди лучших джазовых музыкантов стиля хард-боп,
7 место среди лучшых джазовых басистов, его совместный с Дюком Эллингтоном
альбом This One’s For Blanton занимает 106 место среди лучших джазовых альбомов.
Его песня
«Gravy Waltz» в 1963 году была удостоена Грэмми как лучшая джазовая композиция,
и дважды (1990, 1991) Рэй Браун в составе трио Оскара Питерсона был лауреатом
премии в номинации «лучшее джазовое выступление»
Из книги
«Джазовые портреты» Харуки Мураками:
«В игре Рэя Брауна нет лишних хитростей. Он
играет просто, по-деловому. Демонстрируя мастерские соло, вызывающие возгласы
восхищения, Рэй Браун никогда не выставляет целиком весь арсенал коронных
«штучек». Своей невозмутимостью он напоминает искусного собеседника, временами
вставляющего в светскую беседу острое словцо. Рэй Браун четко знает, что
главная цель контрабасиста — задавать ритм, указывая тем самым другим
исполнителям на их место в музыкальном процессе. Все остальные «штучки» — всего
лишь «скромный десерт», подавать который ему доставляет большое удовольствие.
Слушая Рэя Брауна, чувствуешь, как рождается джаз, и к горлу подкатывает комок.
В этом и заключается величие музыканта».
Ландыш Рифовна
Ray Brown
- Super Bass (1997)
1.SuperBass Theme
2.Blue Monk
3.Bye Bye Blackbird
4.Lullaby of Birdland play
5.Who Cares?
6.Mack the Knife
7.Centerpiece play
8.Sculler Blues
9.Brown Funk (For Ray)
10.SuperBass Theme
Personnel:
Ray Brown, John Clayton, Christian McBride (bass);
Benny Green (piano);
Gregory Hutchinson (drums).
This live Boston summit meeting between Ray Brown,
Christian McBride and John Clayton was the logical outcome of several joint
appearances, as well as an extension of a one-off bass troika track that
McBride included on his first solo album. The idea of a bass trio on records
probably would have been unthinkable in the primitive days of recording when
Brown was coming up, but Telarc's fabulously deep yet clear engineering makes
it seem like a natural thing to do. Whether pizzicato or bowed, whether taking
the melodic solo or plunking down the 4/4 bottom line, all three perform with
amazing panache, taste, humor, lack of ego, and the sheer joy of talking to and
against each other beneath the musical staff. But if one has to pick out a
single star, the choice has to be McBride, whose unshakeable time, solid tone
and amazing ability to play his cumbersome bull fiddle like a horn stands out
in astonishing fashion on the right speaker. On two tracks, the fleet-fingered
Benny Green and drummer Gregory Hutchinson join Brown to form a conventional
trio that serves as an effective change of pace. It's a fun set without a
doubt, but these guys are also clearly making coherent music, and that is what
will hold our interest over the long haul. ~ Richard S. Ginell
download
(mp3 @192 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий