«Hair of
the Dog» - шестой студийный альбом шотландской хард-рок-группы Nazareth,
вышедший в апреле 1975 года на Mooncrest в Великобритании, на A&M Records в
США и Канаде, на Vertigo в европейских странах, Австралии и Новой Зеландии, в
Японии. Осенью 1975-го вышло ещё одно британское издание, на Mountain, штампованное
с матриц Mooncrest.
Альбом активно переиздавался все 1970-е годы. Последние доцифровые издания на виниле замечены в Британии в 1985 году на Sahara Records и в Голландии в 1986 на Vertigo с яркой наклейкой на конверте "Special Price". Неизвестно насчёт голландского выпуска, но издание на Sahara Records было сделано очевидно с новой матрицы, вырезанной известным мастером винила Джорджем Пэкхемом, оставившим по традиции выцарапанный на выводной дорожке свой позывной первого пресса A PORKY PRIME CUT. Так что, как ни странно у этого альбома в 1985 году появился ещё один первый пресс. И он дорого ценится.
Об альбоме
"Hair of
the Dog" записан на студии Escape в английском городе Кент. Всего девять дней ушло
на запись инструментальных дорожек плюс четыре дня на запись вокала и сведение
в лондонской AIR Studios. После трех предыдущих альбомов, спродюссированных
басистом Deep Purple Роджером Гловером, в этом и последующих альбомах Nazareth
за дело взялся основатель и гитарист группы Мэнни Чарльтон.
Результат
оказался великолепным. «Hair of the Dog» стал первым успешным альбомом группы.
До этого имел небольшой коммерческий успех лишь их третий альбом «Razamanaz»
(1973). Особенно популярны стали песни с альбома - конечно же заглавная
"Hair of the Dog", а также "Beggar's Day" и "Please
Don't Judas Me". Большим хитом стала "Love Hurts", вошедшая в
версию, распространявшуюся исключительно на территории США. Уже рядом, в Канаде
продавался европейский вариант альбома, где вместо "Love Hurts" была
песня "Guilty".
Идея
заменить песни пришла в голову президенту A&M Records, североамериканского
лейбла Nazareth, Джерри Моссу. И стала судьбоносной для группы. Решив,
наверное, что кавером Рэнди Ньюмена в Америке никого не удивишь, Мосс взял
вместо него песню, которую Nazareth вообще не собирались включать в альбом.
"Love
Hurts" ("Любовь ранит") сочинили ещё в 1960 году супруги Брайант
— типично американская пара, исполнявшая популярную музыку типичных американцев
— кантри — и умевшая сочинять песни, которые становились весьма популярными в
исполнении других артистов. Первыми "Love Hurts" записали The Everly
Brothers в 1960 году, она вошла в их альбом A Date With The Everly Brothers, но
не издавалась отдельно на сингле. А это было непременным условием, чтоб песня
стала хитом. Рой Орбисон исправил эту ошибку, и его сорокопятка взлетела на
пятое место.
Nazareth
были знакомы с этой песней в другом, более свежем исполнении: в 1974 году вышел
альбом Грэма Парсонса Grievous Angel, многие песни в котором спела Эммилоу
Харрис, в том числе и "Love Hurts". С тех пор эта песня стала одним
из фирменных номеров концертного репертуара Эммилоу, и она записала другую
версию в одном из своих альбомов.
Далее
предоставим слово Дэну Маккафферти: "Всякий раз, когда мы выпускали сингл
с альбома, на обратную сторону брали что-нибудь тоже с этого альбома. На сей
раз мы решили записать для стороны B что-нибудь отдельно. Нам давно нравилась
песня "Love Hurts", как её сделала Эммилоу Харрис у Парсонса, и мы
решили это — то, что надо. Записали — отлично, и забыли, двинулись записывать
остальное. Мы не собирались втыкать её в альбом, потому что имели уже
записанную до этого "Guilty" Рэнди Ньюмана — отличный
"медляк" для альбома. Но Джерри Мосс из A&M Records как только
послушал "Love Hurts", сразу сказал: "Это хит!" и заменил
"Guilty" на неё."
Никто из
исполнителей "Love Hurts" не менял текст до Nazareth, которые
изменили одну строчку. В оригинале там было "love is like a stove/it burns
you when it's hot" - "любовь - как печка / она обжигает, когда
горяча". Nazareth вместо печки спели "пламя". Кто бы мог
подумать, что хриплый как "наждачная бумага" голос Маккафферти сможет
затронуть столь тонкие струны души, но эта песня дала ему такую возможность.
И лишь
благодаря "Love Hurts", а не каким не хард-рокам, этот альбом
Nazareth взлетел на 17-ое место в Штатах и стал впоследствии дважды платиновым,
то есть его продажи превысили два миллионов экземпляров. В остальных странах
"Love Hurts" выходила только на сорокопятке, но имела не меньший
успех (№1 в Бельгии, Голландии, Норвегии, Канаде, ЮАР, топ-10 в Швеции, Дании,
Австралии и Новой Зеландии, №15 в британских чартах).
Название
альбома чаще всего понимают, как "Опохмелка", ибо именно так
переводится в разговорном английском понятие "собачья шерсть". Однако
Дэн Маккаферти говорил, что они решили обыграть этим названием понятие
"son of a bitch", т.е. "сукин сын", о котором неистово поют
в заглавной вещи альбома.
Дело в
том, что группа изначально так и хотела назвать альбом "Son of a
Bitch", но лейбл побоялся и не разрешил. Тогда они придумали Hair of the
Dog, потому что оно произносится так же, как "Heir of the Dog" -
"собачий наследник" - ну тот же "сукин сын" в конце концов.
Вот такие сложные филологические изыски по поводу банальной истории, где
главная героиня — "прирожденная обманщица", "разбивающая
сердца", прокатывающаяся как "паровой каток" по судьбам мужчин,
и вот в очередной раз "спуталась с каким-то сукиным сыном".
Кроме таких чисто хард-роковых номеров, в альбоме есть песни, где Nazareth старательно пробует себя в жанре прогрессивный рок - "Changin' Times" и "Please Don't Judas Me", где звучат непривычные для группы синтезаторы и клавиши, все очень «сурьезно», и как положено прогроку - звучит очень продолжительно: "Changin' Times" - шесть минут, а "Please Don't Judas Me" - почти десять.
***
В 1975-ом
Nazareth перешли на другой лейбл — Mountain Билла Фиэлли, которому принадлежал
и предыдущий Mooncrest, и Mountain переиздал весь прежде записанный каталог
Nazareth, в том числе и Hair of the Dog, а также выпустила в конце года первый
сборник группы - Greatest Hits.
Начав поддержку альбома Hair of the Dog осенью 1975 в Канаде (на разогреве их сопровождала местная группа Rush), Nazareth продолжили в 1976-ом в долгом турне, совместном с Deep Purple, которые продвигали тогда свой Come Taste the Band (1975). Турне началось 14 января в Ларго и завершилось 4 марта в Денвере, всего 33 концерта. В марте Deep Purple дали без Nazareth ещё пять концертов и распались.
***
Hair of
the Dog — до сих пор самый продаваемый альбом группы и несомненно must have, то
есть обязательный в коллекции любителя тяжёлого рока. Причём, американская
версия Hair of the Dog предпочтительнее из-за "Love Hurts", и не
только...
Тут
требуется лирическое отступление. В России среди виниломанов почему-то сложился
стойкий стереотип, будто пластинки только британского производства самые
качественные. Понятно, откуда он взялся. Американцы много способствовали тому,
издавая в 1960-х свои искажённые версии Битлов, Роллинг Стоунз и других
англичан и, коверкая названия, содержание и обложки, умудрялись ухудшать даже
качество записей, путая или заменяя мастер-плёнки.
Но в 1970-х ситуация изменилась, а кроме того, надо рассматривать каждый случай отдельно. Например, Nazareth в Британии издавал, пользуясь старым языком, мелкий частник Билл Фиэлли и его независимый лейбл. Где они штамповали британские тиражи неизвестно, но качество звука на A&M Records значительно выше, потому что это крупная компания, имевшая большие активы и возможности. Nazareth значительно лучше звучит на A&M Records (те альбомы, что на ней издавались), и Oldies-Goldies от души рекомендует слушать именно их. Европейские версии на Vertigo немного уступают, но звучат в любом случае лучше английских Mooncrest и Mountain, за первопрессами которых все так охотятся. Вольному воля...
Nazareth – Hair of The Dog (1975)
1 Hair Of The Dog 4:11
2 Miss Misery 4:42
3 Guilty 3:39
4 Changin' Times 5:59
5 Beggar's Day / Rose In The Heather 6:30
6 Whiskey Drinkin' Woman 5:29
7 Please Don't Judas Me 9:50
Bonus Tracks
8 Love Hurts 3:52
9 Down (B-Side To Love Hurts Single) 3:54
10 Holy Roller 3:25
11 Railroad Boy (B-Side To Holy Roller Single) 4:07
12 Hair Of The Dog (Single Edit) 3:21
13 Holy Roller (Alternate Mix) 4:17
Personnel:
- Dan McCafferty - lead vocals
- Manny Charlton - guitars, synthesizer
- Pete Agnew - bass guitar, backing vocals
- Darrell Sweet - drums, percussion, backing vocals
+
- Max Middleton - piano on "Guilty"
- Vicki Brown, Liza Strike, Barry St.John - backing vocals on "Guilty"
- Simon Phillips - tabla on "Please Don't Judas Me"
- Vicki Silva - backing vocals on "Please Don't Judas Me"
After slowly but surely building a fanbase around the world with albums like Razamanaz and Loud 'N' Proud, Nazareth finally hit the big time in 1975 with Hair of the Dog. The title track sets the mood for this stark album of hard rock with its combination of relentless guitar riffs, a throbbing, cowbell-driven beat, and an angry vocal from Dan McCafferty that denounces a "heart-breaker, soul-shaker." The end result is a memorably ferocious rocker that has become a staple of hard rock radio stations. The remainder of the album divides its time between similarly pulverizing hard rock fare and some intriguing experiments with the group's sound. In the rocker category, notable tracks include "Miss Misery," a bad romance lament driven by a doomy riff worthy of Black Sabbath, and "Changin' Times," a throbbing hard rock tune driven by a hypnotic, circular-sounding guitar riff. In the experimental category, the big highlight is "Please Don't Judas Me," an epic tune about paranoia that trades heavy metal riffs for a spooky, synthesizer-dominated atmosphere that is further enhanced by some light, Pink Floyd-styled slide guitar work. The American edition of this album also included a surprise hit for the group with their power ballad reinterpretation of the Everly Brothers classic "Love Hurts." However, the album's surprise highlight is a song that bridges the gap between the straight hard rock and experimental songs, "Beggars Day/Rose in Heather"; it starts out as a stomping rocker but smoothly transforms itself midway through into a gentle and spacey instrumental where soaring synthesizer lines support some moody guitar work. All in all, Hair of the Dog is the finest album in the Nazareth catalog. It is a necessity for both the group's fans and anyone who loves 1970s hard rock.
---Donald A. Guarisco, AllMusic Review
W przypadku Nazareth nie mam żadnych wątpliwości: najlepszą płytą w ich dyskografii jest Hair Of The Dog z 1975 roku. Jest to bardzo równy album, który wręcz roznosi hardrockowa energia. Poza tym, znajdują się na nim chyba największe przeboje grupy.
Utwór tytułowy, wiadomo: absolutna klasyka zespołu. To niezwykle przebojowy numer oparty na charakterystycznym, szybko zapadającym w pamięć riffie. Furory na listach przebojów jednak nie zrobił, chyba głównie przez tekst, a zwłaszcza powtarzające się w nim słowa son of a bitch, co musiało nie podobać się stróżom moralności w rozgłośniach radiowych. Ostry (muzycznie) jest też wykrzyczany Miss Misery, a ileż mocy jest w wydatnie riffowanym Changin' Times! Z kolei w Beggars Day (kolejny cover) sam z siebie wychodzi zdzierający gardło McCafferty. Warto nadmienić, że wzorem kilku utworów z poprzedniej płyty kompozycja ta została w drugiej części rozwinięta przez instrumentalny utwór, tym razem zatytułowany Rose in the Heather, muzycznie zorientowany jednak w inne rejony niż sam utwór, co daje dość zaskakujący efekt. Przychodzi też czas na porcję zawadiackiego blues rocka w postaci Whiskey Drinkin' Woman. Uwagę przykuwa wydłużony do niemal dziesięciu minut Please Don't Judas Me, który jest znów wędrówką zespołu w tajemnicze, niespokojne, hipnotyzujące muzyczne rejony - bardzo dobrze, że taki mniej błahy utwór znalazł się na tej płycie.
Pisząc o Hair Of The Dog i o Nazareth ogólnie nie da się nie wspomnieć o piosence Love Hurts, chyba najsłynniejszej przeróbce utworu pierwotnie nagranego piętnaście lat wcześniej przez The Everly Brothers, po który sięgało wcześniej (i później) wielu innych wykonawców. Utwór pierwotnie znalazł się na amerykańskiej wersji płyty (zamiast innej, nastrojowej ballady Guilty, która pojawiła się w pozostałych edycjach). Na szczęście na wydaniach CD i w europejskich wersjach płyty Love Hurts nie brakuje. O samym utworze dużo pisać nie trzeba, to pozycja obowiązkowa na wszystkich imprezach w damsko-męskim gronie. To po prostu znakomite połączenie rockowej ekspresji i chrypki McCafferty'ego oraz klimatycznego, balladowego grania, mocno nasiąkniętego duchem lat 60.
W dostępnych obecnie wersjach CD posłuchać można też bonusów w postaci rockandrollowego Down, przypominającego nieco początki Nazareth - Holy Roller oraz masywnego, motorycznego Railroad Boy przywołującego na myśl ówczesne dokonania Judas Priest. Płyta naprawdę zachwyca i jest zdecydowanie jedną z najciekawszych pozycji na półce z etykietką "hard rock, lata 70.".
---Marcin Budyn, rockers.com.pl
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий