вторник, 25 апреля 2023 г.

R.I.P. Гарри Белафонте (1 марта 1927 — 25 апреля 2023).

Американский певец и актер, один из самых успешных ямайско-американских поп-звезд в истории, названный «Королем Калипсо» за популяризацию в 1950-х годах этого карибского музыкального стиля Гарольд Джордж Белафонте-младший родился в Гарлеме, штат Нью-Йорк. 

Сын иммигрантов с Ямайки, он с восьми до тринадцати лет жил с бабушкой на родине своих родителей. Во годы 2-й мировой войны Белафонте бросил школу и, несмотря на несовершеннолетний возраст, записался на службу в ВМС США.

После демобилизации Гарри вернулся в Нью-Йорк и играл в «American Negro Theatre», одновременно изучая драму в знаменитой драматической мастерской Эрвина Пискатора вместе с такими артистами, как Марлон Брандо и Тони Кертис. После роли в одном из музыкальных спектаклей его заметили, стали приглашать выступать в ночных клубах. В 1949 году Белафонте выступал под эгидой фирмы грамзаписи «Roost», как эстрадный певец оркестра Чарли Паркера, исполняя поп-мелодии в стиле Фрэнка Синатры и Нэт Кинг Коула. В свободное время певец посещал фонотеку Библиотеки Конгресса, где прослушивал записи музыки народов карибского региона. Тогда же Белафонте открыл для себя народную музыку Вест-Индии и начал записываться на лейбле «Jubilee». Результатом увлечения Белафонте этнической музыкой стало смешение традиционной поп-музыки с карибскими мотивами и джазом. В репертуаре Белафонте были песни Карибских островов, негритянские спиричуэлс, американские народные песни.

Harry Belafonte - Shenandoah (RCA VIctor 20-5051, 1952).

Вместе с гитаристом Миллардом Томасом Гарри Белафонте дебютировал в легендарном джаз-клубе «Village Vanguard». В 1952 начали выходить его записи на фирме «RCA Victor», где певец записывался до 1970 года. Вскоре Белафонте стал одним из самых популярных актёров Бродвея. В 1954 году артист получил премию «Тони» за работу в бродвейском ревю Джона Мюррея Андерсона.

Harry Belafonte - Scarlet Ribbons (1952).

В это же время Гарри Белафонте установил тесный контакт с Мартином Лютером Кингом — легендарным борцом за права чернокожих. Он начал кропотливую работу по мобилизации американских артистов в поддержку движения за равноправие гражданских прав цветного населения.

Подобно многим популярным артистам, Гарри Белафонте попытался перенести свой музыкальный успех на большой экран. Фильмы, в которых он снимался, поднимали спорные по тем временам вопросы о месте чернокожего населения в американском обществе. В 1953 году Гарри Белафонте дебютировал в фильме «Яркая дорога» («Bright Road»). Роль Оскара Хаммерштейна в экранизации Отто Премингера «Кармен Джонс» («Carmen Jones»), сделала Белафонте звездой. В 1957 году после успеха фильма «Вечер с Белафонте» артист вместе с Джоан Фонтейн принял участие в съемках скандального фильма «Остров на Солнце». Он сыграл главную роль в фильме 1959 года «Ставки на завтра» («Odds against tomorrow»). Белафонте всегда был желанным гостем на телевидении, куда его часто приглашали выступать в эстрадных программах. К началу 1960-х годов недовольство предлагаемыми ролями заставило Белафонте целиком и полностью сосредоточиться на эстрадной деятельности.

Harry Belafonte - Jamaican Farewell on The Ed Sullivan Show (1956).

Музыкальная карьера Гарри Белафонте продолжала успешно развиваться. После подписания контракта с лейблом «RCA» певец выпустил свой первый диск «Mark Twain and Other Folk Favorites», который в январе 1956 года занял 3-е место в чартах Billboard. Его следующая работа, названная просто «Belafonte», достигла первой строчки хит-парада, положив начало повальному увлечению музыкой калипсо, которое буквально захлестнуло США, вместе с выходом третьей долгоиграющей пластинки певца - «Калипсо» («Calypso»). На этой пластинке было записано только две песни родом с островов Тринидад и Тобаго: это «Banana Boat Song» и «Farewell to Jamaica», ставшие национальными хитами. Оба альбома оставались на вершине американских хит-парадов свыше семи месяцев — один из рекордов истории шоу-бизнеса. По итогам следующего года песня «Mary's Boy Child» возглавила национальный хит-парад Великобритании.

Harry Belafonte - Hine Ma Tov (live in England, 1960).

Два раза Гарри Белафонте с большим успехом выступил в Карнеги-Холле. В 1959 году он выпустил долгоиграющую пластинку «Белафонте в Карнеги-холле», которая продержалась в чартах более трех лет. В 1960 артист ещё раз выступил в Карнеги-холле с Одеттой, Мириам Макебой и трио Чада Митчелла.

На рубеже 60-х Белафонте вёл популярное вечернее ток-шоу на телевидении, которое он сам же и продюсировал. По этой причине артиста называют первым чернокожим продюсером в истории американского телевидения. За телевизионные достижения ему в 1960 году была вручена премия «Эмми».

Harry Belafonte & Odetta - A Hole in the Bucket (Live, 1959).

Белафонте содействовал популярности певиц Мириам Макеба (Mariam Makeba; ЮАР) и Нана Мускури (Nana Mouskouri; Греция) в Америке. В записи его альбомов «Jump Up Calypso» (1961) и «The Midnight Special» (1962) дебютировал молодой гитарист по имени Боб Дилан. Певец получил две премии «Грэмми» в 1960 и 1965 году, и в его активе находятся 8 золотых дисков.

Популярность Гарри Белафонте пошла на убыль во время «битломании» в США, когда в американских поп-чартах США стали доминировать «Битлз» и другие звезды британского вторжения. «Белафонте в Греческом театре» (1964) стала последней пластинкой певца, попавшей в топ-40. Его последующие работы, такие как «An Evening with Belafonte / Makeba» (1965) и «In My Quiet Room» (1966) попали только в топ-100.

Harry Belafonte - Matilda (Live, 1966).

Начиная с середины 1960-х годов, Белафонте отходит от шоу-бизнеса и сосредотачивается на борьбе в защиту притеснённых этнических меньшинств. В годы борьбы афроамериканцев за свои права Белафонте сблизился с Полем Робсоном и Мартином Лютером Кингом. Президент Джон Кеннеди назначил его советником Корпуса мира по культурным вопросам.

После одиннадцатилетнего перерыва актёр вернулся на большой экран в начале 1970-х годов фильмами «Ангел Левин» (1970), «Бак и Проповедник» (1972), «Субботний вечер на окраине города» (1974). И хотя актёрская игра так и не стала его главным занятием, Белафонте продолжал сниматься, и не без успеха. Среди его поздних работ стоит упомянуть фильм Роберта Олтмена «Канзас-сити» (1996) и необычную трактовку расизма в ленте «Участь белого человека» (1995).

Идея записать в 1984 году песню «We Are the World» была выдвинута Гарри Белафонте после показа в новостях голодающих Эфиопии. Белафонте связался с одним из крупнейших менеджеров шоу-бизнеса Кеном Крейгом, чтобы тот помог собрать звёзд для записи песни, деньги от продажи которой пошли бы исключительно для голодающих в Африке. И музыканты, и их агенты приняли участие в проекте абсолютно безвозмездно. Для записи песни, написанной Лайонелом Ричи и Майклом Джексоном, собралось 45 известнейших звёзд американского музыкального бизнеса. В результате этой кампании было собрано $70 млн.

U.S.A. For Africa - We Are the World (Official Video).

В 1986 году Гарри Белафонте заменил Дэнни Кея на посту посла доброй воли ЮНИСЕФ. На этой должности артист активно участвовал в сборе средств на нужды детей во всем мире, за что был удостоен Премии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Певец стал обладателем титула почётного доктора Высшего института искусств Кубы за вклад в мировую культуру (Белафонте выступал в поддержку Кубы и посещал её в 1999 году, встретившись с Фиделем Кастро и местными рэп-исполнителями).

Harry Belafonte - Banana Boat Song (live, 1997).

В начале XXI века легендарный музыкант, проложивший чернокожим дорогу в шоу-бизнес, проявил себя беспощадным критиком Джорджа Буша и его политики. Во время встречи Гарри Белафонте и Дэнни Гловера с венесуэльским президентом Уго Чавесом (2006) Белафонте назвал Буша «главным мировым террористом».

За свою многолетнюю творческую карьеру Гарри Белафонте получил премию «Оскар», три премии «Грэмми», премию «Эмми» и премию «Тони», что сделало его двадцатым человеком в истории шоу-бизнеса, удостоенным всех этих наград.

Последний концерт артист дал в 2003 году.

Гарри Белафонте жил в Нью-Йорке со своей третьей женой, фотографом Памелой Франк. Пара поженилась в 2008 году. У Белафонте было двое детей от второй жены, танцовщицы Джули Робинсон, а также еще двое детей от первого брака с Маргерит Берд.

Певец умер 25 апреля 2023 года от застойной сердечной недостаточности в своём доме в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена в возрасте 96 лет.

Harry Belafonte - Calypso From Jamaica (1992)

01. Day O

02. Jamaica Farewell

03. Matilda, Matilda

04. Come Back Liza

05. Mama Look A Boo Boo

06. Man Smart (Woman Smarter)

07. Kingston Market

08. Jump Down, Spin Around

09. Island In The Sun

10. Brown Skin Girl

11. The Jack-Ass Song

12. I Do Adore Her

13. Hosanna

14. Man Piaba

15. All My Trials

16. Will His Love Be Like His Rum

17. Dolly Dawn

18. Cocunut Woman

Интересно отметить, что бум поп-калипсо (в отличие от настоящего калипсо) середины 50-х был спровоцирован в основном харизматичным певцом, родившимся в Гарлеме, и композитором из Бруклина. И Гарри Белафонте, мать которого была с Ямайки, и Ирвинг Берги, который провел детство в Вест-Энде, безусловно, имели музыкальные корни в Карибском бассейне, но их версия музыки калипсо была в значительной степени вымышленной, хотя настолько хорошо, что просочилось обратно в народную музыку региона. Умный, уверенный в себе и твердо владеющий искусством аранжировки, Белафонте своим хитом «Day-O» вывел калипсо на коммерческую поп-арену. В Ирвинге Берги он нашел идеального автора песен, человека чьи композиции «переливались солнечным светом океана». Некоторые песни Берги и Белафонте стали фундаментальной классикой калипсо, в их числе «Banana Boat (Day-O)», прекрасная «Jamaica Farewell» (обе песни были центральными элементами альбома «Calypso» (1956), сделавшего Гарри Белафонте мировой звездой и проданного миллионным тиражом).

Предлагаемый слушателям сборник «Calypso From Jamaica» содержит все треки из этого новаторского релиза, а также треки из последующих альбомов Гарри Белафонте, создающие замечательную последовательность искусных, фальшивых псевдо-карибских народных песен, которые не являются особенно ямайскими, хотя и пронизаны определенной долей карибской чувственности. Единственная настоящая народная песня в этом сборнике – это великолепная баллада XIX-го века «All My Trials», которая к 1950-м годам перекочевала на юг США и к 1960-м годам стала основным продуктом фолк-возрождения.

Стив Леггетт.

download:

http://yadi.sk/d/1qUQFrYTAsrJc

Комментариев нет:

Отправить комментарий