Американский певец и актер, один из самых успешных ямайско-американских поп-звезд в истории, названный «Королем Калипсо» за популяризацию в 1950-х годах этого карибского музыкального стиля Гарольд Джордж Белафонте-младший родился в Гарлеме, штат Нью-Йорк.
Сын
иммигрантов с Ямайки, он с восьми до тринадцати лет жил с бабушкой на родине
своих родителей. Во годы 2-й мировой войны Белафонте бросил школу и, несмотря
на несовершеннолетний возраст, записался на службу в ВМС США.
После демобилизации Гарри вернулся в
Нью-Йорк и играл в «American Negro Theatre», одновременно изучая драму в знаменитой
драматической мастерской Эрвина Пискатора вместе с такими артистами, как Марлон
Брандо и Тони Кертис. После роли в одном из музыкальных спектаклей его
заметили, стали приглашать выступать в ночных клубах. В 1949 году Белафонте
выступал под эгидой фирмы грамзаписи «Roost», как эстрадный певец
оркестра Чарли Паркера, исполняя поп-мелодии в стиле Фрэнка Синатры и Нэт Кинг
Коула. В свободное время певец посещал фонотеку Библиотеки Конгресса, где
прослушивал записи музыки народов карибского региона. Тогда же Белафонте открыл
для себя народную музыку Вест-Индии и начал записываться на лейбле «Jubilee». Результатом увлечения Белафонте этнической музыкой стало смешение
традиционной поп-музыки с карибскими мотивами и джазом. В репертуаре Белафонте
были песни Карибских островов, негритянские спиричуэлс, американские народные
песни.
Вместе с гитаристом Миллардом Томасом Гарри
Белафонте дебютировал в легендарном джаз-клубе «Village Vanguard». В 1952 начали выходить его записи на фирме «RCA Victor», где певец записывался до 1970 года. Вскоре
Белафонте стал одним из самых популярных актёров Бродвея. В 1954 году артист
получил премию «Тони» за работу в бродвейском ревю Джона Мюррея Андерсона.
В это же время Гарри Белафонте установил
тесный контакт с Мартином Лютером Кингом — легендарным борцом за права
чернокожих. Он начал кропотливую работу по мобилизации американских артистов в
поддержку движения за равноправие гражданских прав цветного населения.
Подобно многим популярным артистам, Гарри
Белафонте попытался перенести свой музыкальный успех на большой экран. Фильмы,
в которых он снимался, поднимали спорные по тем временам вопросы о месте
чернокожего населения в американском обществе. В 1953 году Гарри Белафонте
дебютировал в фильме «Яркая дорога» («Bright Road»).
Роль Оскара Хаммерштейна в экранизации Отто Премингера «Кармен Джонс» («Carmen Jones»), сделала Белафонте звездой. В 1957 году после
успеха фильма «Вечер с Белафонте» артист вместе с Джоан Фонтейн принял участие
в съемках скандального фильма «Остров на Солнце». Он сыграл главную роль в
фильме 1959 года «Ставки на завтра» («Odds against tomorrow»). Белафонте всегда был желанным гостем на
телевидении, куда его часто приглашали выступать в эстрадных программах. К
началу 1960-х годов недовольство предлагаемыми ролями заставило Белафонте целиком
и полностью сосредоточиться на эстрадной деятельности.
Музыкальная карьера Гарри Белафонте
продолжала успешно развиваться. После подписания контракта с лейблом «RCA»
певец выпустил свой первый диск «Mark Twain and Other Folk Favorites», который в январе 1956 года занял 3-е место в
чартах Billboard. Его следующая работа, названная просто «Belafonte», достигла первой строчки хит-парада, положив начало повальному
увлечению музыкой калипсо, которое буквально захлестнуло США, вместе с выходом
третьей долгоиграющей пластинки певца - «Калипсо» («Calypso»). На этой пластинке
было записано только две песни родом с островов Тринидад и Тобаго: это «Banana Boat Song» и «Farewell to Jamaica», ставшие
национальными хитами. Оба альбома оставались на вершине американских
хит-парадов свыше семи месяцев — один из рекордов истории шоу-бизнеса. По
итогам следующего года песня «Mary's Boy Child» возглавила
национальный хит-парад Великобритании.
Два раза Гарри Белафонте с большим
успехом выступил в Карнеги-Холле. В 1959 году он выпустил долгоиграющую
пластинку «Белафонте в Карнеги-холле», которая продержалась в чартах более трех
лет. В 1960 артист ещё раз выступил в Карнеги-холле с Одеттой, Мириам Макебой и
трио Чада Митчелла.
На рубеже 60-х Белафонте вёл популярное
вечернее ток-шоу на телевидении, которое он сам же и продюсировал. По этой
причине артиста называют первым чернокожим продюсером в истории американского
телевидения. За телевизионные достижения ему в 1960 году была вручена премия «Эмми».
Белафонте содействовал популярности певиц
Мириам Макеба (Mariam Makeba; ЮАР) и Нана Мускури (Nana Mouskouri; Греция) в
Америке. В записи его альбомов «Jump Up Calypso» (1961) и «The Midnight Special» (1962) дебютировал молодой гитарист по имени
Боб Дилан. Певец получил две премии «Грэмми» в 1960 и 1965 году, и в его активе
находятся 8 золотых дисков.
Популярность Гарри Белафонте пошла на
убыль во время «битломании» в США, когда в американских поп-чартах США стали
доминировать «Битлз» и другие звезды британского вторжения. «Белафонте в
Греческом театре» (1964) стала последней пластинкой певца, попавшей в топ-40.
Его последующие работы, такие как «An Evening with Belafonte / Makeba»
(1965) и «In My Quiet Room» (1966) попали только в топ-100.
Начиная с середины 1960-х годов,
Белафонте отходит от шоу-бизнеса и сосредотачивается на борьбе в защиту
притеснённых этнических меньшинств. В годы борьбы афроамериканцев за свои права
Белафонте сблизился с Полем Робсоном и Мартином Лютером Кингом. Президент Джон
Кеннеди назначил его советником Корпуса мира по культурным вопросам.
После одиннадцатилетнего перерыва актёр
вернулся на большой экран в начале 1970-х годов фильмами «Ангел Левин» (1970),
«Бак и Проповедник» (1972), «Субботний вечер на окраине города» (1974). И хотя
актёрская игра так и не стала его главным занятием, Белафонте продолжал
сниматься, и не без успеха. Среди его поздних работ стоит упомянуть фильм
Роберта Олтмена «Канзас-сити» (1996) и необычную трактовку расизма в ленте «Участь
белого человека» (1995).
Идея записать в 1984 году песню «We Are the World»
была выдвинута Гарри Белафонте после показа в новостях голодающих Эфиопии.
Белафонте связался с одним из крупнейших менеджеров шоу-бизнеса Кеном Крейгом,
чтобы тот помог собрать звёзд для записи песни, деньги от продажи которой пошли
бы исключительно для голодающих в Африке. И музыканты, и их агенты приняли
участие в проекте абсолютно безвозмездно. Для записи песни, написанной
Лайонелом Ричи и Майклом Джексоном, собралось 45 известнейших звёзд
американского музыкального бизнеса. В результате этой кампании было собрано $70
млн.
В 1986 году Гарри Белафонте заменил Дэнни
Кея на посту посла доброй воли ЮНИСЕФ. На этой должности артист активно
участвовал в сборе средств на нужды детей во всем мире, за что был удостоен
Премии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Певец стал обладателем титула почётного
доктора Высшего института искусств Кубы за вклад в мировую культуру (Белафонте
выступал в поддержку Кубы и посещал её в 1999 году, встретившись с Фиделем
Кастро и местными рэп-исполнителями).
В начале XXI века легендарный музыкант,
проложивший чернокожим дорогу в шоу-бизнес, проявил себя беспощадным критиком
Джорджа Буша и его политики. Во время встречи Гарри Белафонте и Дэнни Гловера с
венесуэльским президентом Уго Чавесом (2006) Белафонте назвал Буша «главным
мировым террористом».
За свою многолетнюю творческую карьеру
Гарри Белафонте получил премию «Оскар», три премии «Грэмми», премию «Эмми» и
премию «Тони», что сделало его двадцатым человеком в истории шоу-бизнеса,
удостоенным всех этих наград.
Последний концерт артист дал в 2003 году.
Гарри Белафонте жил в Нью-Йорке со
своей третьей женой, фотографом Памелой Франк. Пара поженилась в 2008 году. У
Белафонте было двое детей от второй жены, танцовщицы Джули Робинсон, а также
еще двое детей от первого брака с Маргерит Берд.
Певец умер 25
апреля 2023 года от застойной сердечной недостаточности в своём доме в Верхнем
Вест-Сайде Манхэттена в возрасте 96 лет.
Harry Belafonte - Calypso From
01. Day O
02.
03. Matilda, Matilda
04. Come Back Liza
05. Mama Look A Boo Boo
06. Man Smart (Woman Smarter)
07.
08. Jump Down, Spin Around
10. Brown Skin Girl
11. The Jack-Ass Song
12. I Do Adore Her
13. Hosanna
14. Man Piaba
15. All My Trials
16. Will His Love Be Like His Rum
17. Dolly Dawn
18. Cocunut Woman
Интересно отметить, что бум поп-калипсо (в отличие от настоящего калипсо) середины 50-х был спровоцирован в основном харизматичным певцом, родившимся в Гарлеме, и композитором из Бруклина. И Гарри Белафонте, мать которого была с Ямайки, и Ирвинг Берги, который провел детство в Вест-Энде, безусловно, имели музыкальные корни в Карибском бассейне, но их версия музыки калипсо была в значительной степени вымышленной, хотя настолько хорошо, что просочилось обратно в народную музыку региона. Умный, уверенный в себе и твердо владеющий искусством аранжировки, Белафонте своим хитом «Day-O» вывел калипсо на коммерческую поп-арену. В Ирвинге Берги он нашел идеального автора песен, человека чьи композиции «переливались солнечным светом океана». Некоторые песни Берги и Белафонте стали фундаментальной классикой калипсо, в их числе «Banana Boat (Day-O)», прекрасная «Jamaica Farewell» (обе песни были центральными элементами альбома «Calypso» (1956), сделавшего Гарри Белафонте мировой звездой и проданного миллионным тиражом).
Предлагаемый слушателям сборник «Calypso From Jamaica» содержит все треки из этого новаторского релиза, а также треки из последующих альбомов Гарри Белафонте, создающие замечательную последовательность искусных, фальшивых псевдо-карибских народных песен, которые не являются особенно ямайскими, хотя и пронизаны определенной долей карибской чувственности. Единственная настоящая народная песня в этом сборнике – это великолепная баллада XIX-го века «All My Trials», которая к 1950-м годам перекочевала на юг США и к 1960-м годам стала основным продуктом фолк-возрождения.
Стив Леггетт.
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий