Воспоминания о любимых артистах. Валентина Толкунова (1946 – 2010).
Валентину Толкунову называли «певицей русской души». «Поговори со мною, мама», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» — без ее песен с 1973 по 2005 год не обходился ни один конкурс «Песня года». Композиции для нее написали 190 композиторов и 230 поэтов. «Толкунова — единственная певица, чей репертуар от первой до последней песни преисполнен смысла и проникновенности», — говорил Лев Лещенко. Ее голос знаком с детства: Валентина Толкунова пела песню мамы из мультфильма «Зима в Простоквашино» и исполнила «Спят усталые игрушки».
Советская
и российская певица; народная артистка РСФСР (1987), лауреат премии Ленинского
комсомола (1980) Валентина Толкунова родилась в городе Армавир, в семье
потомственных железнодорожников 12 июля 1946 года. Ее отец, Василий Толкунов,
был кадровым военным и прошел сначала советско-финскую, а потом и в Великую
Отечественную войну. Мать, Евгения Смирнова, работала на железнодорожной станции.
Она была дочерью репрессированного и до свадьбы жила в Забайкальском крае.
Когда
Толкуновой исполнился год, семья переехала в Москву: Василия Толкунова
демобилизовали, и родственники позвали его в столицу. В 1949 году родился еще
один ребенок — сын Сергей, который тоже стал певцом, заслуженным артистом
России. Семья жила очень скромно. Мама певицы Евгения Толкунова говорила:
«После войны, это же не сейчас, когда пошел в
магазин и купил книги, игрушки. У меня был с собой один резиновый пупс. Это,
пожалуй, была единственная игрушка моих детей <…> Когда появились деньги,
то первое, что я купила — проигрыватель и пластинки».
В доме
всегда звучала музыка. В семье часто пели все вместе: бабушка, дети и мама, которая
аккомпанировала на гитаре. Младший брат Валентины Сергей вспоминал:
«У нас в доме было много грампластинок,
которые мы часто слушали <…> мамочка каким-то чудным образом выкраивала
денежку на покупку пластинок. Помню, у сестры была тетрадка, куда она аккуратно
переписывала слова песен, которые были популярными тогда».
В 1954
году Валентина Толкунова пошла в первый класс. Когда будущей певице было 10
лет, ее приняли в Народный ансамбль песни и танца Центрального дома детей
железнодорожников. На прослушивание посоветовала прийти учительница: она
заметила, что Толкунова поет на переменах. Из школы отобрали семь человек.
Руководителем ансамбля, в котором стала заниматься Валентина Толкунова, был
знаменитый дирижер Семен Дунаевский, уроки вокала вела педагог Татьяна
Овчинникова.
В
ансамбле Валентина занималась 10 лет, до окончания школы. Когда она получила аттестат
о среднем образовании, то точно знала, кем хочет быть: певицей. В 1964 году Толкунова
поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного
института культуры и искусств.
Джазовая
певица
В 1966
году автор песни «Черный кот», композитор Юрий Саульский создал
вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66». Музыканты исполняли джазовую
музыку. Впервые в СССР помимо биг бенда — большого джаз-оркестра — в состав
коллектива входила и вокальная группа. Солистов Саульский решил найти среди
студентов Московского института культуры. Валентина Толкунова была одной из
тех, кто пришел на прослушивания: ее интересовало модное в те времена
направление. Певица вспоминала:
«Я думаю, что это был период обучения, потому
что музыкант должен в каждом направлении чувствовать себя уверенным <…>.
Я как дирижер-хоровик понимала, что когда ты поешь в ансамбле, то это очень
большая школа научиться находить гармонию и в оркестре. Это важно».
На
прослушиваниях она технично спела сложный вокализ, и ее взяли в состав
«ВИО-66». Певице приходилось много репетировать и быстро учить новые приемы:
она никогда до этого не исполняла джазовую музыку. Вскоре Толкунова стала
главной солисткой. В 1966 году певица вышла замуж за Юрия Саульского.
«Вероятно, Ю. Саульский поступил очень
правильно, составив певческую группу из дирижеров-хоровиков (в данное время
еще студентов). «Настоящие» сопрано и альт, тенор и бас вряд ли смогли бы так
органически слиться с инструментальной частью оркестра и стать той особой его оркестровой
краской, без которой сама идея «ВИО» терпит крах. Кроме того, дирижеры-хоровики
<…> в любом составе они умеют петь, «как один»
Марек
Тероганян, журналист. Статья в журнале «Советский цирк» за 1966 год
«ВИО-66»
часто давали концерты в городах СССР, выступления оркестра транслировали в
программе «Голубой огонек». Из-за плотного графика гастролей и репетиций
Валентине Толкуновой стало сложно совмещать работу в ансамбле и учебу в
институте. Тогда Саульский посоветовал ей перевестись на заочное отделение
Музыкального училища имени Гнесиных, которое певица закончила с красным
дипломом в 1971 году. В это же время ансамбль распался: Юрий Саульский покинул
коллектив — из-за репетиций у композитора не хватало времени на собственную
музыку. В это же время они расстались и с Толкуновой.
Сольная
карьера: знаменитые песни Валентины Толкуновой
В 1971
году певице предложили озвучить композиции для первого советского телесериала
«День за днем». Музыку для них написал Илья Катаев, слова — поэт Михаил
Анчаров. Певица исполнила «Я ночью шла по улице», «Песня о России», «Звук
шагов». Вскоре после выхода картина стала знаменитой, и композиции записали на
отдельную пластинку и выпустили в продажу. В фильме впервые прозвучала песня
«Стою на полустаночке», где ее спела актриса Нина Сазонова.
Толкунова
исполнила эту песню через год. Поэт Лев Ошанин услышал голос Толкуновой в
телесериале и предложил ей выступить на своем юбилейном концерте. На возражения
Толкуновой о том, что у нее нет своей песни, Ошанин ответил: «Я тебе дам песни,
ты споешь, так что будешь участвовать». На творческом вечере поэта певица
исполнила авторскую композицию «Ах, Наташа». Перед выступлением Валентина
Толкунова вплела себе в волосы жемчужную нить: так она хотела дополнить платье,
расшитое бусинами. С тех пор певица не выходила на сцену без жемчуга в волосах.
Толкунова говорила:
«Мое единственное украшение — жемчуг. Либо
нитка в волосах, либо жемчужные сережки. Я не очень люблю украшения в том виде,
в котором все привыкли видеть».
Песня
«Ах, Наташа» так понравилась зрителям, что певицу дважды вызывали на бис. В тот
вечер на сцену выходили знаменитые музыканты: Муслим Магомаев, Людмила Зыкина,
Клавдия Шульженко, Георг Отс. Концерт транслировали по телевидению, и Валентина
Толкунова сразу стала знаменитой.
В 1972
году композитор Павел Аедоницкий написал песню «Серебряные свадьбы». Она была
создана специально для грузинского ансамбля «Орера», который должен был
исполнить композицию на юбилейном вечере автора. Однако коллектив в последний
момент приехать не смог, и Аедоницкий обратился к Валентине Толкуновой. После
выступления написать песни для нее захотели композиторы Марк Минков, Микаэл
Таривердиев, Эдуард Колмановский. «Серебряные свадьбы» прозвучали в исполнении
Толкуновой в финале телевизионного конкурса «Песня-73». В этом же году по
предложению автора Ильи Катаева она перепела «Стою на полустаночке».
Однако
это были лишь разовые концерты. Официальной работы у Валентины Толкуновой не
было. В интервью для книги «Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой»
Иосиф Кобзон говорил:
«После расставания с Саульским, Валентина
оказалась в одиночестве как в личном, так и в творческом смысле. Мы с ней
встретились, и я спросил: «Чем ты занимаешься?». Она ответила: «К сожалению,
ничем». Я предложил Валюше прийти к нам, в Москонцерт. В то время существовал
художественный совет, и она пришла на прослушивание».
В 1973
году Валентина Толкунова стала солисткой Государственного объединения
музыкальных, эстрадных и цирковых коллективов «Москонцерт». Через несколько
месяцев она познакомилась с композитором Владимиром Мигулей. Он написал песню «Поговори
со мною, мама» и хотел, чтобы ее исполнила Толкунова. Изначально композицию
планировали отдать известной исполнительнице народной музыки Людмиле Зыкиной,
но певица уехала на длительные гастроли.
«Раздался звонок. Я открываю дверь. Входит
человек, такой беленький, с длинными волосами, очень скромный молодой человек…
Сел за инструмент и сыграл мне эту песню. И когда я стала репетировать, первая
женщина, которая услышала песню, — это была моя мама. Она заплакала и сказала:
«Эта песня будет нравиться всем мамам»
Валентина
Толкунова
8 марта
1973 года песня прозвучала в эфире Всесоюзного радио. Композиция сразу стала
популярной и попала в финал конкурса «Песня-74».
Изюминкой
Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в ее
репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политический
подтекст, что для того времени было редкостью. Для Валентины Васильевны каждая
песня была чьей-то судьбой, чьей-то жизненной историей. Исполняла она не только
собственные песни, но и композиции из репертуара популярных певцов. Так
появился в ее исполнении хит «Где ты раньше был?», с которым ранее выступала
Майя Кристалинская.
Личная жизнь певицы
Валентина Толкунова была замужем дважды. С Юрием Саульским они познакомились в 1966 году на прослушиваниях, когда певица пришла пробоваться в ансамбль. Валентина Толкунова вспоминала:
«Влюбилась впервые, по-настоящему! Мне было
всего девятнадцать. Юра был старше меня на восемнадцать лет. Но нас это не
смутило. Уже через год мы поженились. Я была с ним очень счастлива!».
Они
вместе репетировали, ездили на гастроли, разрабатывали новый репертуар. Брак
продлился пять лет. Вскоре Юрий нашел новую любовь и ушел от жены и из джаза,
сосредоточившись исключительно на собственных композициях.
В 1974
году она выступала на приеме в мексиканском посольстве. Одним из гостей был
журналист-международник Юрий Папоров. После выступления Папоров подошел к
певице, и они проговорили весь вечер.
«Увидев Юрия впервые, я была поражена его
стилем и изысканной манерой одеваться! Он был изумительно элегантен, потрясающе
выглядел в деловых костюмах и никогда не носил дешевых вещей — только из
качественного материала, пошитые высококлассными портными <…> Узнав
Папорова ближе, я не могла не восхититься его интеллектом, серьезностью,
обстоятельностью»
Валентина
Толкунова
Он тоже
был старше — на целых 23 года, но Толкунову это не смутило. Они поженились в
1977 году, тогда же родился их единственный сын Николай. Артистке был 31 год, и
она сияла от счастья: в песню «Носики-курносики», исполненную, когда Коле было
всего 5 месяцев, Валентина вложила всю свою душу, певшую после рождения
ребенка.
Валентина
Толкунова вспоминала:
«Чаще всего, долгое время живя с человеком,
мы начинаем думать, что всё про него знаем. Я же бесконечно открываю в Юре
новые грани и качества. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания
характера мужа. Как же при таком положении вещей он может стать мне
неинтересен?».
Когда ребенку исполнилось четыре года семейную идиллию нарушила работа Папорова. Юрий Папоров уехал в длительную командировку в Мексику на пять лет. Там журналист писал биографическую книгу «Хемингуэй на Кубе». Он звал Толкунову с собой, но певица отказалась: в СССР у нее была работа. Толкунова осталась на родине, Папоров уехал. Они поддерживали отношения на расстоянии, но довольно быстро стали друг другу скорее братом и сестрой, чем возлюбленными. Из Мексики Юрий Папоров вернется незадолго до смерти Толкуновой и пара обвенчалась. Он переживет жену всего на полтора месяца.
В последние годы своей жизни Валентина Толкунова стала очень набожной. Даже планировала поселиться неподалеку от монастыря — чтобы иметь возможность чаще посещать обитель. Не любительница говорить о личной жизни, в те годы певица стала все чаще упоминать в интервью некого «мужа от Бога». Сотрудники ее творческого коллектива знали, о ком идет речь. Долгие годы Валентину связывали нежные отношения с академиком, физиком-ядерщиком Института имени Курчатова Владимиром Барановым.
Они оба
были несвободны: у него жена, у нее муж, пусть и в далекой Мексике. Но
прекратить редкие встречи не могли: только вместе они были счастливы.
«Обычно Володя встречал ее с гастролей в
аэропорту, и они ехали в санаторий в Жаворонки — там у Толкуновой был свой
люкс. Побудут там день-два-три — вот и вся любовь», —
вспоминала директор певицы Любовь Майорова.
Умный,
интеллигентный, смелый и талантливый — знавшие Владимира Баранова люди
отзывались о нем только так. Он скончался от рака в 2007 году. На похороны
Толкунова не пришла — чтобы еще больше не травмировать вдову и дочь любимого.
Отношения
с сыном Колей — тяжелая страница в жизни Толкуновой. Оно обожала единственного
ребенка, а вот он в свою очередь не особо считался с материнской любовью. Имея
неплохие данные к точным наукам, парень поступил после школы в МГУ, однако
учеба быстро надоела ему, и он бросил вуз. Толкунова бросилась спасать сына и
взяла его к себе в ансамбль, благо у Николая действительно был сильный голос и
отменный слух. Но и это не пошло на пользу: однажды молодого человека задержали
с героином — только тогда мать узнала, что у сына зависимость. Семейная беда
вымотала все нервы певице, она денно и нощно думала о судьбе сына и умоляла его
одуматься. Так и случилось, но сильно позже — уже после смерти артистки.
Николай пришел к вере и сейчас служит в храме.
«Мудрость в каждой музыкальной фразе»
С 1975
года Валентина Толкунова работала с известным пианистом и композитором Давидом
Ашкенази. Репертуар певицы пополнился романсом Александра Вертинского
«Сероглазый король», песнями «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был»,
«Старые слова». Параллельно она озвучивала мультфильмы: голосом Толкуновой пели
герои картины «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом». В книге «Апология
памяти» Лев Лещенко писал: «Она сумела передать сокровенные чувства, мысли и
переживания, свойственные любой женщине. Ее песне требуются простор, воздух,
дальний горизонт, ей нужен запах полевых цветов. Вот почему многие ее песни
стали, по существу, народными, вошли в его плоть и кровь».
В 1977
году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Валентине Толкуновой
песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала
популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же
певица получила звание заслуженной артистки России. На «Песне-79» она исполнила
хит «Не зря мне люди говорили».
«Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её
понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только
мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено
прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой
приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом
нежности и постоянства»
Микаэл
Таривердиев
Одной из
самых знаменитых песен Толкуновой стала «Если б не было войны». Ее написала
композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан. Совместная работа над композицией
шла тяжело. С исполнительницей работал режиссер. Он помогал певице
прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По
просьбе Толкуновой в композиции добавили вставки с военным маршем. Певица
рассказывала:
«Нужно было сделать не просто песню, а песню
спектакль. Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа,
который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины,
которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока
внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат <…> Я
чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой».
В 1982
году в эфире передачи «Голубой огонек» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я
не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы
показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по
характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.
Спустя
несколько месяцев Валентина Толкунова исполнила композицию «Спят усталые
игрушки» для заставки программы «Спокойной ночи, малыши!». Ее голосом пела
«Кабы не было зимы» мама дяди Федора в мультфильме «Зима в Простоквашино» 1984
года.
В начале
1985 года певица дала серию концертов перед советскими
воинами-интернационалистами в Афганистане, в Кабуле и Герате. Фотографии не
сохранились, только воспоминания очевидцев. В конце выступления в Герате зал
стоя аплодировал ей. Из воспоминаний зрителя-военнослужащего:
«В зале
было прохладно, Толкунова куталась в белый пуховый платок. Едва я прослушал
пару песен, как меня вызвали в штаб. Поставили задачу съездить в губернаторский
сад и нарвать цветов для певицы. В саду на окраине города, соблюдая
осторожность, мы нарвали десятка два белых роз и привезли в клуб, где всё ещё
шёл концерт».
Собственный
песенный театр и музыкальные спектакли
В 1986
году композитор Илья Катаев написал специально для Валентины Толкуновой оперу
«Русские женщины» по мотивам произведений Николая Некрасова и Александра
Пушкина. Княгиня, Невеста, Сваха и Солдатка — певица перевоплощалась на сцене
четыре раза. В премьерных спектаклях губернатора сибирского города играл актер
Иннокентий Смоктуновский. В этом же году режиссер Александр Фетисов снял
фильм-концерт «Верю в радугу» с Валентиной Толкуновой в главной роли.
Через год
Толкуновой присвоили звание народной артистки России. Певица создала Московский
театр музыкальной драмы и песни (в 1989 году переименован в театр музыкальной
драмы и песни творческого объединения «АРТ»). Она же стала его художественным
руководителем. Все музыкальные спектакли проходили на сцене концертного зала
«Россия». В 1989 году состоялась премьера спектакля с балетными вставками
«Ожидание». Постановка «Брызги шампанского» состояла из 16 романсов XIX века.
«Я очень несовременная, как будто из другого
века. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?» — ответила
бы: «В XIX веке и никаком другом! Все-таки я дочь той эпохи», —
объясняла выбор программы Толкунова.
Она
поставила спектакли «Я росинка твоя, россиянка», «Новая весна Валентины Толкуновой»,
«Как быть счастливой».
Певица
выступала с сольными концертами по всему миру: Финляндия, Япония, Индия,
Германия, США, Канада. На гастроли она иногда брала с собой маму, чтобы показать
ей другие страны.
В 1990
году у певицы был обнаружен рак молочной железы. В 1992 году была сделана
операция, проведён курс химиотерапии. В 2006 и 2009 годах сделаны повторные
операции по удалению метастазов, тем не менее они продолжали медленно
распространяться, и со временем болезнь генерализовалась в мозг. Несмотря на
тяжёлый недуг, Толкунова продолжала активно работать: гастролировала,
записывала новые песни, готовила новые концертные программы и спектакли. Эти
события подтолкнули Толкунову к размышлениям о Боге и предназначении человека
на земле, к духовной музыке и песнопениям, она стала совершать регулярные
паломничества в монастыри и по святым местам России, на Святую землю. В 1994
году едва не погибла в результате террористического акта в Тель-Авиве, после
чего её религиозность ещё более усилилась.
16 февраля
2010 года во время концерта в Могилёве Толкуновой стало плохо, и она была
госпитализирована в реанимационное отделение местной больницы. Из Могилёва
артистку перевезли в Москву на обследование в Боткинскую больницу. В больничной
палате 20 марта её навестил многолетний партнёр по сцене Лев Лещенко, затем
больная вызвала священника, и протоиерей Артемий Владимиров прямо в палате
совершил соборование. 22 марта 2010 года в 6 часов утра впала в кому и через
два часа скончалась на 64-м году жизни. Окончательный диагноз — рак мозга.
Церемония прощания с народной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой прошла в
Театре эстрады 24 марта 2010 года, отпевание проходило в храме Вознесения на
Большой Никитской улице в центре Москвы.
В тот же
день она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве, куда сейчас
приезжают родственники и поклонники. На могиле рядом со скульптурным изваянием
стояло портретное фото певицы. Через год состоялось торжественное открытие
мемориальной доски на здании Московского государственного университета культуры
и искусств и памятника в городе Белореченске. Имя певицы было присвоено
музыкальным школам на родине ее отца, в городе Ртищеве, и в поселке Родники
Белореченского района, а в Армавире появился музей.
Память об
исполнительнице была увековечена в проекте «Она не могла иначе» и
документальном фильме «Буду любить я вас всегда». С 2014 года началось
проведение фестиваля-конкурса имени Валентины Васильевны Толкуновой «Душа
России».
Комментариев нет:
Отправить комментарий