Зал славы
Рок-н-ролла.
26 апреля
1886 года в Коламбусе (штат Джорджия) появилась на свет знаменитая «Мамочка
блюза», Ма Рейни (Ma Rainey). При рождении её звали Гертруда Мелисса Никс
Приджетт (Gertrude Melissa Pridgett), родилась она в семье музыкантов, которые
выступали в традиционных шоу менестрелей.
Впервые будущая звезда начала появляться на публике уже в 1900 году – в таких же шоу, водевилях и ревю, как и те, которыми занимались её родители. Она также выступала на сцене “Springer Opera House” – как певица и танцовщица в местном шоу талантов “A Bunch of Blackberries”. В 1904 году она вышла замуж за Уильяма Папочку (или Па) Рейни (William "Pa" Rainey), тоже водевильного певца и танцора, и с тех пор взяла себе имя Мамочка (Ма) Рейни.
Папочка и
Мамочка Рейни вместе cоздали танцевально-музыкальный спектакль, с которым
ездили по всем южным штатам. Там Ма Рейни познакомилась с новыми для неё
традициями блюза, и они быстро стали основной частью её репертуара. «Её
уникальная способность схватывать настроение и самую суть «чёрной южной
деревенской» жизни 20-х годов быстро сделала её любимицей публики, толпами
следовавшей за ней по всему Югу», – писал о Рейни Daphane Harrison в книге
“Black Pearls: Blues Queens”. Характерный для блюза сплав грусти и иронии
великолепно подходил к ее низкому, богатому оттенками голосу, и вскоре она
становится профессиональной исполнительницей и популяризатором блюза.
Какое-то
время Па и Ма Рейни рекламировали себя как “Rainey and Rainey, Assassinators of
the Blues” («Рейни и Рейни, убийцы блюза») и ездили по юго-востоку с группой
“Rabbit Foot Minstrels”. Тогда же Рейни подружилась и с юной Бесси Смит и
передала ей свою любовь к блюзу. Па и Ма Рейни также успешно выступали с шоу
“Tolliver’s Circus”, “Musical Extravaganza” и многими другими дорожными или
цирковыми шоу.
В
результате Рейни стала очень популярна на Юге и в начале 20-х годов была уже
одной из самых известных исполнительниц знаменитой ассоциации афроамериканских
артистов “Theater Owners Booking Association”. На протяжении многих лет Ма
Рейни оставалась настоящей звездой и символом блюза для чернокожих южан, хотя
на пике популярности женского блюза пела и для белой аудитории. Ее называли
"дикой кошкой Парамаунта" и "женщиной с золотым ожерельем":
ее фирменное украшение было сделано из золотых долларов. Она всегда любила
роскошные платья и украшения. Это была невысокая полная женщина с очень темной
кожей и буйной копной вьющихся волос. Поскольку публика предпочитала артисток с
более светлой кожей, Ма пудрилась и румянилась. "Тяжелая это работа -
выглядеть, как я, - говорила она. - Нужен час, чтобы накраситься, и час, чтобы
смыть всю эту ерунду".
Её слава
привлекла внимание компании “Paramount Records”, которая заключила с певицей
контракт в 1923 году. Лейбл представил её публике как «Мать Блюза» (“Mother of
the Blues”), создав имидж, который отлично соответствовал на тот момент уже
двадцатилетнему опыту певицы (при этом ей было всего 37 лет). Ма Рейни стала
тогда одним из самых успешных «приобретений» “Paramount Records” и записала
множество популярнейших хитов. Самыми известными из них стали ставшие потом
стандартами “See See Rider”, “Bo Weаvil Blues” и “Ma Rainey’s Black Bottom”.
Но блюз -
суровая музыка, и правильная блюзовая леди просто не может не быть несколько
мужеподобной - опять же, голос низкий нужен и в особенности бурный темперамент.
На рекламе пластинки с песней "Prove It On Me", изданной в 1928 году,
Ма, одетая в мужской костюм, флиртовала с двумя девушками, что вполне
соответствовало тексту песни: "хочу доказать себе, что могу изображать
мужчину".
Официальная
карьера Ма Рейни на лейбле продлилась всего 6 лет, в течение которых, однако,
певица успела выпустить более 100 записей. Многие из них были сделаны в
сопровождении её постоянной группы, в которую входили музыканты, известные по
работе с Бесси Смит: Дон Редман, Бастер Бейли, Джо Смит и Чарли Грин. Кроме
того, Ма работала с такими звёздами, как Томми Дорси, Луи Армстронг, Кид Ори,
Флетчер Хендерсон, Коулман Хоукинс. Одно время Ма работала с оркестром
известного пианиста и композитора Томаса Дорси, но в основном предпочитала
выступать и записываться со своим собственным довольно расхлябанным бэндом. Существует
одна запись с молодым Луи Армстронгом. Вообще, у Ма был очень широкий
репертуар, она записывалась и с так называемыми «шумовыми оркестрами»
(“jug-bands”) – традиционными негритянскими ансамблями, игравшими на
самодельных инструментах, а кроме того – с такими известными гитаристами, как
Тампа Ред и Блайнд Блэйк.
Несмотря
на коммерческий успех её записей, в конце 1920-х – начале 1930-х годов карьера
Рейни пошла на спад, поскольку в моду у публики стали входить мужские
исполнители блюза, и многие певицы остались не у дел. К тому моменту Ма успела
уже заработать достаточно, чтобы безболезненно уйти со сцены, что она и сделала
в 1933 году. Певица вернулась в родной Коламбус, на свои сбережения построила
два театра и руководила ими. Так она спокойно жила и работала – вплоть до своей
скоропостижной смерти от сердечного приступа в 1939 году.
Ма Рейни не была самой первой блюзовой певицей, делавшей записи, но она заслуженно была признана самой лучшей и знаменитой из первых. Как и многие блюзовые вокалистки того времени, она исполняла и поп-репертуар, и песни менестрелей, и блюз, но в отличие от большинства певиц кабаре, Ма сохраняла в своём вокале очень своеобразную, более тяжёлую, плотную подачу. Музыка Ма Рейни, её богатейшая коллекция записей оказали настолько серьёзное влияние на развитие блюза, что в 1983 году певица была введена в Зал славы Блюза, а в 1990 году – в Зал славы Рок-н-ролла.
«Ma
Rainey – The Essential & Original Southern Blues Collection (2021)»
01 – Ma Rainey’s Black Bottom
02 – Runaway Blues
03 – Booze And Blues
04 – Prove It On Me Blues
05 – Stack O Lee Blues
06 – Chain Gang Blues
07 – Dead Drunk Blues
08 – Jealous Hearted Blues
09 – Sweet Rough Man
10 – Black Eye Blues
11 – Deep Moaning Blues
12 – Leaving This Morning
13 – Traveling Blues
14 – Sleep Talking Blues
15 – Blame It On The Blues
16 – Toad Frog Blues
17 – Farewell Daddy Blues
18 – See See Rider Blues
19 – Moonshine Blues
20 – Those All Night Long Blues
21 – Southern Blues
22 – Oh Papa Blues
23 – Ya Da Do
24 – Sissy Blues
25 – Bad Luck Blues
26 – Blues Oh Blues
27 – Titanic Man Blues
28 – Dream Blues
29 – Hear Me Talkin To You
30 – Cell Bound Blues
31 – Lucky Rock Blues
32 – Georgia Cakewalk.
33 – Big Boy Blues
34 – Counting The Blues
35 – Damper Down Blues
36 – Screech Owl Blues.
37 – Grieving Hearted Blues
38 – South Bound Blues
39 – Trust No Man.
40 – Wringing And Twisting
41 – Honey, Where You Been So Long
42 – Jelly Bean Blues
43 – Ma And Pa Poorhouse Blues
44 – Morning Hour Blues
45 – New Boll Weavil Blues.
46 – Oh My Babe Blues
47 – Slave To The Blues
48 – Soon This Morning
49 – Those Dogs Of Mine
50 – Yonder Come The Blues
The Mother of the Blues was 38 when she finally began recording, but she'd incorporated the blues into her traveling stage shows since 1902. When she did hit the studio, the results were a high point of 1920s classic female blues. Rainey combined a husky voice with the songbook of a minstrel and a booming delivery. Her lyrics ranged from topical songs about Southern life to personal songs of loneliness and depression. Her original classic "See See Rider Blues," complete with rarely heard introduction, features jazz greats Louis Armstrong, Fletcher Henderson, and Buster Bailey, and the grim "Slave to the Blues" includes Joe Smith and Coleman Hawkins. Ragtime guitarist Blind Blake and hokum-blues duo Georgia Tom and Tampa Red also contribute.
--Marc Greilsamer, Editorial Reviews
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий